
Драматические события Смутного времени, когда на Руси в начале 17 века один за другим стали появляться самозванцы, выдававшие себя за сыновей Ивана Грозного, дали темы для многих литературных произведений. И нередко их жанр — трагедия.
Сегодня мы говорим о святителе Иове Московском и незаконченной пьесе ШИллера «Дмитрий Самозванец».
Великий немецкий драматург Фридрих Шиллер ушел из жизни в 1805 году, на его рабочем столе лежала незаконченная трагедия «Дмитрий Самозванец».
Героями пьесы Шиллера стали реальные исторические личности —Лжедмитрий Первый, Марина Мнишек, Борис Годунов, Иов, патриарх Московский, и другие участники событий Смутного времени на Руси.
Шиллер успел искусно выписать сцену, как встревоженный святитель Иов приходит в келью к Марии — последней жене Ивана Грозного и матери царевича Дмитрия. Бывшая царица приняла монашество с именем Марфа и живет в монастыре. Святитель Иов ей сообщает о появлении самозванца, Лжедмитрия, который выдает себя за её сына.
ШИЛЛЕР:
— Уразумей, царица! От поляков
Является какой-то отщепенец,
Какой-то беглый, безызвестный служка,
Всей братией отторгнутый соборне,
И Божье имя призывает всуе
От имени младенца твоего,
Представшего перед престол Господний;
И сыном Иоанновым дерзает
Сей скоморох народно величаться!
Патриарх Иов призывает бывшую царицу прилюдно обличить самозванца и объявить всем, что этот авантюрист не имеет ничего общего с убиенным царевичем Дмитрием. Всего несколько слов Марфы могут пресечь смуту и новый виток борьбы за московский трон.
Среди всеобщего смятения святитель Иов сохраняет здравомыслие и твёрдость духа, поэтому именно его Борис Годунов отправил от своего имени для переговоров с Марфой.
ШИЛЛЕР:
Ты объяви всегласно, что скитальца
Не признаёшь за собственное чадо,
Что этой подлой крови не могло
Быть у тебя под сердцем благородным;
Царь ждёт, что ты, конечно, отречёшься
От выдумки позорной, наказуя
Её правдиво заслуженным гневом.
Но лучше бы патриарх не упоминал про царя, Бориса Годунова, по приказу которого несколько лет назад в Угличе был убит царевич Дмитрий, как считала Марфа.
В душе у Марфы вспыхивает чувство мести. И она решает признать в самозванце своего сына, чтобы отомстить Годунову.
Святитель поражён: он пытается объяснить Марфе, что её ложь может привести к страшным последствиям...
ШИЛЛЕР:
Царица! Все лукавы поляки:
Завистливо на нашу землю смотрят
И ловят случай, как бы им внести
Войну в пределы русские… Затем-то
И пожелал державный государь,
Что б ты, по праву, с глаз сняла повязку
У целого народа: скажешь слово —
И для Руси обманщик сей — ничто…
Но бывшей царицей движет месть: она отказывается быть на стороне Бориса Годунова и патриарха Иова. Через два года Марфа прилюдно объявит, что Лжедмитрий — не её сын, но за это время прольётся много крови...
В плане незаконченной трагедии «Дмитрий Самозванец» были намечены и другие сцены с участием патриарха Иова. В частности, как воцарившийся в Москве Дмитрий Самозванец срывает с Иова облачение патриарха и лишает его сана.
Впрочем, из истории мы знаем, как сложилась дальнейшая судьба святителя Иова. При Лжедмитрии Первом несговорчивый, опальный патриарх был сослан в заточение в Старицкий Успенский монастырь, где содержался в ужасных условиях, ослеп и через два года умер. Но ничто не могло сломить святителя — он так и не присягнул самозванцу.
«Ты от войны спасла бы государство правдивым словом», — говорит в незаконченной трагедии Шиллера «Дмитрий Самозванец» Марфе святитель Иов. И в этих словах — боль за страну и за свой многострадальный народ.
«Христианские мотивы в фильме «Иваново детство». Августина До-Егито

У нас в студии была киновед, автор и преподаватель курса «Религия и кино» в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете Августина До-Егито.
Разговор шел о христианских мотивах в военной драме Андрея Тарковского «Иваново детство».
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ о христианских смыслах в фильмах Андрея Тарковского.
Первая беседа с кинокритиком Львом Караханом была посвящена фильму «Андрей Рублев».
Вторая беседа с заместителем главного редактора журнала «Фома» Владимиром Гурболиковым была посвящена фильму «Солярис».
Третья беседа с киноведом Августиной До-Егито была посвящена фильму «Зеркало».
Четвертая беседа с режиссером, сценаристом Иваном Перекатовым была посвящена фильму «Сталкер».
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
Светлый вечер с Владимиром Легойдой

Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы беседы:
— 80-летие Победы в Великой Отечественной войне;
— Восприятие ВОВ разными поколениями;
— Историческая память и историческая правда;
— Вклад Русской Православной Церкви в Победу.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер
- «Христианские мотивы в фильме «Иваново детство». Августина До-Егито
- Светлый вечер с Владимиром Легойдой
- «Журнал от 09.05.2025». Алексей Соколов, Арсений Федоров
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Журнал от 09.05.2025». Алексей Соколов, Арсений Федоров

Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Константин Мацан и Наталия Лангаммер, а также Исполнительный директор журнала «Фома» Алексей Соколов и заместитель Главного редактора Радио ВЕРА Арсений Федоров вынесли на обсуждение темы, связанные с 80-летием победы в Великой Отечественной войне.
Ведущий: Константин Мацан, Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Журнал