Драматические события Смутного времени, когда на Руси в начале 17 века один за другим стали появляться самозванцы, выдававшие себя за сыновей Ивана Грозного, дали темы для многих литературных произведений. И нередко их жанр — трагедия.
Сегодня мы говорим о святителе Иове Московском и незаконченной пьесе ШИллера «Дмитрий Самозванец».
Великий немецкий драматург Фридрих Шиллер ушел из жизни в 1805 году, на его рабочем столе лежала незаконченная трагедия «Дмитрий Самозванец».
Героями пьесы Шиллера стали реальные исторические личности —Лжедмитрий Первый, Марина Мнишек, Борис Годунов, Иов, патриарх Московский, и другие участники событий Смутного времени на Руси.
Шиллер успел искусно выписать сцену, как встревоженный святитель Иов приходит в келью к Марии — последней жене Ивана Грозного и матери царевича Дмитрия. Бывшая царица приняла монашество с именем Марфа и живет в монастыре. Святитель Иов ей сообщает о появлении самозванца, Лжедмитрия, который выдает себя за её сына.
ШИЛЛЕР:
— Уразумей, царица! От поляков
Является какой-то отщепенец,
Какой-то беглый, безызвестный служка,
Всей братией отторгнутый соборне,
И Божье имя призывает всуе
От имени младенца твоего,
Представшего перед престол Господний;
И сыном Иоанновым дерзает
Сей скоморох народно величаться!
Патриарх Иов призывает бывшую царицу прилюдно обличить самозванца и объявить всем, что этот авантюрист не имеет ничего общего с убиенным царевичем Дмитрием. Всего несколько слов Марфы могут пресечь смуту и новый виток борьбы за московский трон.
Среди всеобщего смятения святитель Иов сохраняет здравомыслие и твёрдость духа, поэтому именно его Борис Годунов отправил от своего имени для переговоров с Марфой.
ШИЛЛЕР:
Ты объяви всегласно, что скитальца
Не признаёшь за собственное чадо,
Что этой подлой крови не могло
Быть у тебя под сердцем благородным;
Царь ждёт, что ты, конечно, отречёшься
От выдумки позорной, наказуя
Её правдиво заслуженным гневом.
Но лучше бы патриарх не упоминал про царя, Бориса Годунова, по приказу которого несколько лет назад в Угличе был убит царевич Дмитрий, как считала Марфа.
В душе у Марфы вспыхивает чувство мести. И она решает признать в самозванце своего сына, чтобы отомстить Годунову.
Святитель поражён: он пытается объяснить Марфе, что её ложь может привести к страшным последствиям...
ШИЛЛЕР:
Царица! Все лукавы поляки:
Завистливо на нашу землю смотрят
И ловят случай, как бы им внести
Войну в пределы русские… Затем-то
И пожелал державный государь,
Что б ты, по праву, с глаз сняла повязку
У целого народа: скажешь слово —
И для Руси обманщик сей — ничто…
Но бывшей царицей движет месть: она отказывается быть на стороне Бориса Годунова и патриарха Иова. Через два года Марфа прилюдно объявит, что Лжедмитрий — не её сын, но за это время прольётся много крови...
В плане незаконченной трагедии «Дмитрий Самозванец» были намечены и другие сцены с участием патриарха Иова. В частности, как воцарившийся в Москве Дмитрий Самозванец срывает с Иова облачение патриарха и лишает его сана.
Впрочем, из истории мы знаем, как сложилась дальнейшая судьба святителя Иова. При Лжедмитрии Первом несговорчивый, опальный патриарх был сослан в заточение в Старицкий Успенский монастырь, где содержался в ужасных условиях, ослеп и через два года умер. Но ничто не могло сломить святителя — он так и не присягнул самозванцу.
«Ты от войны спасла бы государство правдивым словом», — говорит в незаконченной трагедии Шиллера «Дмитрий Самозванец» Марфе святитель Иов. И в этих словах — боль за страну и за свой многострадальный народ.
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (06.05.2024)
Деяния святых апостолов
Деян., 2 зач., I, 12-17, 21-26.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Что необходимо делать в тех случаях, когда обстоятельства жизни складываются не так, как бы нам хотелось? С каким прошением обращаться к Богу? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 1-й главы книги Деяний святых апостолов, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 1.
12 Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути.
13 И, придя, взошли в горницу, где и пребывали, Петр и Иаков, Иоанн и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Матфей, Иаков Алфеев и Симон Зилот, и Иуда, брат Иакова.
14 Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его.
15 И в те дни Петр, став посреди учеников, сказал
16 (было же собрание человек около ста двадцати): мужи братия! Надлежало исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святый устами Давида об Иуде, бывшем вожде тех, которые взяли Иисуса;
17 он был сопричислен к нам и получил жребий служения сего;
21 Итак надобно, чтобы один из тех, которые находились с нами во всё время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус,
22 начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его.
23 И поставили двоих: Иосифа, называемого Варсавою, который прозван Иустом, и Матфия;
24 и помолились и сказали: Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал
25 принять жребий сего служения и Апостольства, от которого отпал Иуда, чтобы идти в свое место.
26 И бросили о них жребий, и выпал жребий Матфию, и он сопричислен к одиннадцати Апостолам.
Отрывок, который только что прозвучал, рассказывает о том, как был выбран новый апостол вместо Иуды-предателя. Апостол Лука, автор книги Деяний, упоминает о том, что претенденты должны были соответствовать двум критериям: быть среди учеников Спасителя со времени Его крещения у Иоанна, а также являться свидетелями воскресения Христова. После того как претенденты были определены, апостолы, помолившись Богу, бросили жребий. Когда жребий указал на Матфия, он стал считаться одним из двенадцати ближайших учеников Спасителя.
Можно предположить, что жеребьёвка проводилась примерно таким же способом, каким иудейские священники определяли должности и обязанности в Иерусалимском Храме. Имена кандидатов записывались на камнях. Эти камни опускали в сосуд с узким горлышком. Затем его встряхивали до тех пор, пока не вылетал один из камней. Тот, чьё имя было на камне, и занимал вакантную должность. Как нам известно, результаты любого голосования можно оспорить. Однако книга Деяний не даёт даже намёка на какие-либо дискуссии. Никто не оспаривает результатов жеребьёвки. Присутствующие принимают их без сопротивления, мирно. Всё это свидетельство того единодушия, которое царит между присутствующими.
Это же состояние общего согласия апостол Лука прямо отмечает в начале отрывка из сегодняшнего чтения книги Деяний. По его словам, последователи Спасителя «единодушно пребывали в молитве и молении». Особенно интересно в этом контексте упоминание о сводных братьях Христа. Как известно из Евангельских повествований, какое-то время они были противниками деятельности Иисуса. Как пишет об этом апостол Марк, «ближние Его пошли взять Его, ибо говорили, что Он вышел из себя». И теперь они здесь. Вместе со всеми. Так же, как и другие, они приняли тот путь, которым шёл их Брат. Более того, примкнули к Его последователям.
Какие важные свидетельства мирного состояния души! Ведь неприязнь, раздражение и недовольство — наши вечные спутники. Если внимательно понаблюдать за собой на протяжении дня, то станет очевидно, что мы исполнены если не злобой, то претензиями к людям и обстоятельствам. Нам сложно принимать без критической оценки то, как обстоят дела вокруг нас. Мы не переносим, когда что-то идёт не по-нашему. Нередко наши претензии справедливы и обоснованы. Однако от этого не легче. Ведь мы в состоянии постоянного протеста и борьбы с жизнью. Нам тяжело в окружении других людей. Именно поэтому мы так часто не чувствуем Бога.
Потому не будем забывать о том великом даре, который оставил нам Господь ценой Своих страданий, смерти и воскресения. Как Сам Он говорит: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам». Всё, что от нас требуется — принять этот дар. Приучать себя к тому, чтобы не сопротивляться происходящему. Принимать течение жизни с доверием Творцу. Если что-то идёт не по-нашему, сосредоточить всё своё внимание на исполнении Евангельских заповедей. Лишь сердцу такого человека в итоге открывается Господь, Сам устраивает его жизнь и наполняет её пасхальной радостью.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Виталий изменил свою жизнь, благодаря помощи приюта «Тёплый приём»
Виталий живёт в подмосковном центре социальной реабилитации для бездомных людей — «Тёплый приём». Сюда мужчину привела череда трагических обстоятельств. В приюте Виталий вновь обрёл веру в людей и надежду на то, что жизнь его обязательно наладится.
Этой зимой мужчина приехал в Москву на заработки. Почти 3 месяца он трудился на заводе. А после того, как смена закончилась, решил немного задержаться в столице, посмотреть город. Так случилось, что Виталия обокрали — унесли сумку с вещами и документами, там же были и все заработанные деньги. Мужчина оказался на улице в мороз, в растерянности и непонимании, что делать дальше. Очень быстро он получил обморожение и попал в больницу, где лишился ноги. Затем Виталий оказался в центре «Тёплый приём». Тут мужчина находится под присмотром чутких сотрудников и медицинского персонала. В приюте чисто и тепло, есть возможность восстановиться после пережитых испытаний и понять, что делать дальше.
«Когда тебе, такому, как есть — небритому, в грязной одежде — безвозмездно помогают и искренне желают добра — хочется не подвести и встать на ноги. Хоть на одну, но крепко», — говорит Виталий.
Постепенно мужчина возвращается к активной жизни. Освоил в приюте новую профессию и теперь трудится в местной артели — создаёт красивые кожаные ремни, сумки, кошельки и не только. Этот благотворительный проект даёт возможность тем, кто попал в беду, особенно людям с инвалидностью, заниматься интересным делом, зарабатывать и чувствовать себя нужными. Приобрести качественные кожаные изделия и поддержать мастеров может любой желающий. Для этого переходите на страницу приюта «Тёплый приём» в социальной сети Вконтакте: https://vk.com/teplypriem
Поддержать приют можно по ссылке: teplypriem.ru
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов