
После крещения киевлян в 988-м году, святой равноапостольный князь Владимир Святославович озаботился, чтобы вся русская земля просветилась христианской верой. По его просьбе константинопольский патриарх Николай прислал в Киев епископов, чтобы оттуда они разошлись по городам Руси.
Среди греческих архиереев был Иоаким Корсунянин, ставший в 993-м году первым Новгородским епископом. Летопись отмечает, это был «муж добродетельный и знающий язык и нравы славян», что было очень важно для проповеди в языческой новгородской земле.
Как известно, первые шаги миссионеров были встречены новгородцами крайне враждебно. Креститься они не желали и ожесточённо защищали своих идолов, говоря: «Лучше нам помереть, чем дать богов наших на поругание».
Князь Владимир, узнав о сопротивлении, принял решительные меры: послал в Новгород воеводу Добрыню. Епископ Иоаким, со своей стороны, уговаривал людей покориться мирным путем: он и бывшие при нем священники ходили по улицам и объясняли заблуждающимся всю нелепость их служения бездушным истуканам. Убедительное слово архиерея было услышано: несколько сотен человек приняли христианскую веру. Но мятеж со стороны язычников продолжался. Рассвирепевший народ разграбил дом Добрыни и убил его жену. Когда же против новгородцев выступило войско, они покорились и стали просить мира.
Добрыня поставил условие — чтобы все они крестились. «Многие с радостью пошли к реке сами собой», — передает летопись и из этого становится понятно, что старания епископа Иоакима не прошли даром: несмотря на вынужденное применение силы со стороны властей, многие новгородцы крестились добровольно.
Язычество, веками господствующее на новгородской земле, было побеждено. И Иоаким Корсунянин приступил к уничтожению предметов суеверного почитания в Новгороде. Он велел сокрушить идолов, а главного среди них —— Перуна, которого особенно почитали новгородцы, приказал разрушить при всем народе и бросить в реку Волхов. По преданию, на месте капища Перуна, святитель Иоаким позже основал мужской монастырь с храмом Рождества Богородицы, известный как Перынский скит.
Один за другим на новокрещенной новгородской земле стали появляться храмы и монастыри. Заботился епископ и об образовании новгородцев. При нем в Новгороде открылась первая школа, куда отбирали детей старост и священнослужителей и обучали их славянской грамоте, основам христианства и греческому языку.
Более 38 лет епископ Иоаким управлял новгородской паствой, как заботливый отец неустанно наставляя и укрепляя в вере своих духовных чад. Согласно летописи, за время его служения язычество пало во всей Новгородской области и в прилегающих к ней территориях.
Поддержать «Изумрудный город» — пространство для развития детей с инвалидностью

В фонде «Дети Ярославии» действует проект «Изумрудный город». Это пространство, где каждый ребёнок с инвалидностью может развиваться, раскрывать свои способности и находить друзей. Фонд организует для них разнообразный и полезный досуг. Дети вместе поют, танцуют, рисуют, участвуют в спектаклях, занимаются лечебной физкультурой, но главное — учатся общаться и быть самостоятельными.
Кристина Пушкарь посещает «Изумрудный город» уже 5 лет. Именно здесь у неё появились первые друзья, успехи в развитии и вдохновение к творчеству. Из-за внешних и умственных особенностей Кристине сложно находить понимание и поддержку в обществе. Но в «Изумрудном городе» её всегда ждут. Она может не стесняться быть собой. «Когда особенные дети получают большое количество любви, тепла, понимания и видят искреннее желание им помочь, они непременно меняются», — считает мама Кристины.
Не только дети с инвалидностью находят поддержку в «Изумрудном городе». Понимание, психологическую помощь и просто доброе участие обретают их родители. Многие из них включаются в организацию событий и жизнь фонда «Дети Ярославии».
Поможем сохранить такое нужное пространство для развития и радости в городе Ярославле. Поддержать проект «Изумрудный город», а также ребят с инвалидностью можно на сайте фонда «Дети Ярославии».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Советская ученая — тайная монахиня». Алексей Беглов
Гостем программы «Светлый вечер» был доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института всеобщей истории РАН Алексей Беглов.
Разговор шел о выдающейся советской ученой, специалисте в области изучения туберкулеза, докторе биологических наук, тайной монахине Валентине Ильиничне Пузик (в монашестве — Игнатии). О ее судьбе, духовных размышлениях и об одной из ярчайших ее книг: «Божественная литургия». Валентине Пузик еще в молодости приняла тайный монашеский постриг, свою научную работу она воспринимала, как монашеское служение. Она прожила долгую жизнь: родилась в 1903г. и отошла ко Господу в 2004 г.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
«Мученица Татьяна Гримблит». Священник Анатолий Правдолюбов
Гостем программы «Светлый вечер» был клирик храма святителя Иова на Можайском шоссе священник Анатолий Правдолюбов.
Разговор шел о разных примерах подвига новомучеников, в частности о служении мученицы Татьяны Гримблит, посвятившей себя помощи заключенным.
Отец Анатолий приводит воспоминания Марии Николаевны Красноцветовой о Москве конца 1920-х годов, в которой привычные святыни исчезали, а город менялся на глазах. Вспоминается судьба священника Александра Тетюева и слова его дочери, передающие страх той эпохи и верность, которой жили их семьи.
Гость говорит о времени «первой безбожной пятилетки», о закрытии храмов и о результатах переписи 1937 года, неожиданно подтвердившей сохранение веры в народе.
Главная часть беседы посвящена мученице Татьяне Николаевне Гримблит. Отец Анатолий рассказывает о её юности, помощи заключённым и ссыльным, о её стойкости в ссылках, о словах о нательном кресте и о последних днях перед расстрелом на Бутовском полигоне. В завершение звучит напоминание о том, что её жизнь стала исполнением заповеди о любви к ближнему, которую она не откладывала ни при каких обстоятельствах.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер











