Принято считать, что простой крестьянин не может стать императором. Также принято считать, что бывшая гетера не способна раскаяться и всю оставшуюся жизнь вести благочестивую жизнь. И уж совсем невозможно, чтобы два таких человека встретились и полюбили друг друга. Однако это случилось в VI веке в Константинополе, столице Византии.
Юстиниан шел по улицам Константинополя, раздумывая о быстротечности жизни. Ему исполнилось почти 40 лет, и все эти годы он потратил на то, чтобы добиться высокого положения в обществе. Карьера его была стремительной – он родился простым крестьянином, а теперь стал военачальником и мог надеяться на то, что скоро его назначат наследником трона! Конечно, Юстиниан радовался, но его счастье было бы большим, если бы он мог его разделить с женой.
Насмотревшись на пустых знатных дам, занятых только собой и придворными интригами, умный и образованный ЮстиниАн не желал связывать свою судьбу с одной из них. Он не чурался девушек низкого происхождения – кому, как не ему, было знать, что оно ничего не значит. Но женщины больше интересовались его деньгами, чем им самим…
Такими тяжелыми думами была полна голова ЮстиниАна, когда он поднял взгляд от земли и случайно заметил в окне прекраснейшую из девушек, которых он когда-либо видел. Красавица склонилась над веретеном и сучила нить, не обращая внимания на то, что творится на улице. Поглощённая работой, она не заметила мужчину, который долго и восхищённо ее рассматривал.
Юстиниан решил познакомиться с ней, притворившись, будто интересуется пряжей. С первых же слов Феодоры – так звали прядильщицу – становилось ясно, что она остроумна и неплохо образована, а главное – благочестива. Она чётко и понятно отвечала на все вопросы, как будто бы не замечая восторженного мужского взгляда. Юстиниан был поражён тем, что молодая незамужняя девушка, видя перед собой богатого мужчину, не пытается с ним заигрывать. Вот такую жену он себе искал все эти годы!
Он стал посещать Феодору всё чаще и скоро понял, что не может и дня без неё прожить. Смущало ЮстиниАна только одно – его возлюбленная когда-то была гетерой. Это было серьезным пятном на репутации. Однако мужчина, узнав горькую историю Феодоры и услышав о её раскаянии, простил девушке её прошлое.
В детстве она вместе с двумя сестрами лишилась отца - служащего в цирке. Вдова не могла прокормить детей, и с раннего возраста девочкам пришлось зарабатывать танцами и игрой на музыкальных инструментах. Юстиниан, который хорошо представлял себе цирковую публику, только качал головой. Легко ли в таком месте удержаться от того, чтобы не впасть в грех! Вскоре судьба завела юную Феодору в Александрию – центр культуры и науки тех лет. Там девушка, которая отчаялась найти свое место в жизни, услышала христианские проповеди, обращенные к женщинам. Это изменило Феодору, она решила вернуться в Константинополь и заняться честной работой. И уже ничто не могло сбить её с избранного пути.
Сначала Юстиниан боялся, что Феодора может обмануть его. Однако всё время девушка была занята прядением, чтобы заработать себе на жизнь, и ни разу не дала повода усомниться в своем поведении. ЮстиниАна она встречала с улыбкой и была искренне рада его видеть. Никто и никогда больше не видел её в обществе других мужчин. Убедившись в чувствах Феодоры, военачальник принял решение. Любовь и счастливый брак значили для него больше, чем возможные насмешки. И переступив через все предрассудки, Юстиниан предложил Феодоре руку и сердце.
Он не ошибся. Феодора до конца жизни хранила верность мужу. Она стала настоящей поддержкой Юстиниану, когда он наследовал трон и стал императором. Не раз его спасал острый ум жены и её чутьё. Во время крупного восстания, когда Юстиниан уже хотел бежать из города, именно Феодора остановила его от опрометчивого поступка. Только благодаря жене императору удалось сохранить тогда свою власть. Феодора была тонким политиком, и муж доверял ей настолько, что прислушивался к ее мнению по каждому вопросу. Советы императрицы касались всех сторон государственной жизни – отношений с другими странами, законов, морали. Ее имя даже ввели в присягу, которую давали военачальники, префекты, правители провинций и епископы. Занималась Феодора и благотворительностью. Она способствовала распространению христианства на границах империи и построила монастырь для девушек, которых из-за бедности обманом заставили торговать собой.
Ни разу за все годы, прожитые с Феодорой, Юстиниан не пожалел, что женился на ней. Никакие родословные и чистейшие репутации не смогли бы заменить нежного взгляда искренне любящей женщины.
История Феодоры и Юстиниана стала красноречивым свидетельством того, что исключения из правил существуют. Любовь соединила людей, которым, казалось бы, не суждено быть вместе, и возвела их обоих на трон. Феодора и Юстиниан многое сделали для жителей Византийской империи и стали образцом супружеской верности. Сегодня их почитают в лике святых Православной церкви. Более того, Феодора своим благочестием и покаянием на протяжении всей жизни омылась от прежних грехов и явила пример действенности Божественной благодати, целиком обновляющей человека, каким бы ни была его прежняя жизнь.
Пасхальное богослужение
Пасхальное богослужение — самое главное в году. Самое торжественное и яркое. Оно проникнуто радостью о Воскресении Христа и победы над смертью. По традиции, служба начинается в субботу незадолго до полуночи. Ведь Христос воскрес в ночь «первого дня после субботы», как говорили тогда иудеи. Первые письменные упоминания о ночной службе на Пасху относятся к третьему веку по Рождестве Христовом, периоду жестоких гонений на христиан, когда праздник был связан для них с большой опасностью.
Сама пасхальная служба, по традиции, сложившейся в России к концу девятнадцатого века, начинается ровно в полночь заутреней и крестным ходом вокруг храма. Крестный ход — дань древней традиции, когда в эту ночь проходило крещение людей, принявших веру Христову, и после Таинства они шли в храм на литургию принять святое причастие. Он также напоминает о пути жен-мироносиц, пришедших к гробнице с погребальным маслом и увидевших, что она пуста. После крестного хода, перед тем, как войти в храм, священник возглашает «Христос воскресе!», и все верующие подхватывают радостную весть ответным возгласом «Воистину воскресе!»
В храме начинается Утреня, которая включает в себя огласительное слово Иоанна Златоуста. Текст этого «слова» глубоко проникновенен: «...Последнего и первого в этот день Господь принимает с одинаковой радостью. Пусть богатые и бедные в этот день радуются друг с другом. Прилежные и ленивые — пусть одинаково чтут этот день. Постившиеся и не постившиеся — пусть все одинаково веселятся. Пусть никто в этот день Пасхи не рыдает о своём убожестве — потому что явилось общее царство. Пусть никто о грехах своих не плачет — потому что в этот день Бог дал людям Своё прощение. Пусть никто не боится смерти, всех освободила смерть Христова».
После утрени служится Литургия. Её особенность — чтение Евангелия на разных языках — на латыни, древнегреческом, английском, испанском, французском, немецком и любом другом языке в знак того, что Благая Весть Христа, Его учение обращено ко всем народам мира. Священник читает начальный фрагмент из Евангелия апостола Иоанна Богослова: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и слово было Бог». Слово — значит Христос.
А средоточием Божественной Литургии является Евхаристия, причащение Пречистого Тела и Крови Спасителя.
И всё пасхальное богослужение — от утрени до окончания Литургии — совершается при открытых алтарных, Царских Вратах. И они не затворяются всю Светлую пасхальную Неделю в знак того, что Иисус Христос навсегда отверз нам врата Небесного Царствия.
«Да молчит всякая плоть человеча»
Великая Суббота — особенный день в церковном календаре. Заканчивается Страстная неделя и православные христиане ожидают наступления праздника Воскресения Христова. В субботу перед Пасхой мы молитвенно вспоминаем пребывание тела Христа во гробе и Его схождение душой во ад. Во времена Ветхого Завета умершие праведники не могли попасть в Царство Небесное — оно было для людей закрыто. Души всех людей после кончины отправлялись в преисподнюю. Однако праведники испытывали там меньшие мучения. После смерти на кресте Христос отправился душой во ад для того, чтобы разрушить власть дьявола над человечеством. Богослужение Великой Субботы наполнено разными по настроению песнопениями. Одни из них готовят нас к Пасхе, а потому являются радостными, предваряющими воскресение Спасителя. Другие молитвословия сочувствуют Христу, перенесшему страшные мучения и встретившему смерть лицом к лицу. Одно из главных песнопений Великой Субботы начинается со слов «Да молчит всякая плоть человеча». О его содержании рассказывает священник Антоний Борисов:
Песнопение «Да молчит всякая плоть человеча» звучит на Литургии в момент, когда священник переносит хлеб и чашу с вином на престол — освящённый стол в центре алтаря. Это действие символизирует собой одновременно крестный путь Христа и Его погребение. Обычно считается, что распятие было самым страшным для Спасителя испытанием. Но это не совсем так. Большим мучением для Сына Божьего стала смерть и путь в ад — место, где нет Бога. Христос встретил там абсолютное одиночество. Бог перенёс муку богооставленности. Церковь, понимая, что человек не способен полностью осознать это событие, призывает нас благоговейно созерцать подвиг Христа. Хор поёт: «Да умолкнет всякая плоть человеческая, и да стоит со страхом и трепетом, и ни о чём земном в себе да не помышляет, ибо Царь царствующих и Господь господствующих приходит заклаться и дать Себя в пищу верным». Так выглядит первая часть песнопения «Да молчит всякая плоть человеча», которое говорит о добровольности подвига Христа. Вторая часть молитвословия приоткрывает нам завесу тайны пребывания Спасителя в аду: «Пред Ним шествуют сонмы Ангелов со всяким их начальством и властью, многоокие Херувимы и шестикрылые Серафимы, закрывая лица и возглашая песнь: аллилуия, аллилуия, аллилуия». Церковное предание сообщает нам, что вместе со Христом в ад пришли ангелы. Но не для того, чтобы помочь Спасителю (Он как Бог всё совершил Сам), а чтобы лично увидеть чудо победы Сына Божьего над преисподней.
Песнопение «Да молчит всякая плоть человеча» поётся в православных храмах только на Литургии Великой Субботы. Богослужение Великой Субботы — уникально и не может быть повторено в иное время. У нас есть возможность послушать песнопение «Да молчит всякая плоть человеча» в исполнении хора-ансамбля Хронос. Давайте ею воспользуемся.