
Сегодня 8 октября. Церковь празднует Преставление преподобного Сергия Радонежского в 1392 году.
О духовных плодах его служения — игумен Лука (Степанов).
Преподобный Сергий стал тем малым зерном, которое, пав в землю, возросло и стало древом благосенно-лиственным, в кроне которого и птицы небесные получили возможность укрываться. Его собственный подвиг, его отшельническая жизнь, его боголюбие, его совершенное смирение, его трудолюбие, его милость к приходящим к нему людям оказались таким могущественным средством спасения многих, что мы и поныне пользуемся этой великой благодатью, привлечённой к Отечеству нашему подвигом одного преподобного Сергия, созданнойна месте его удаления от мира, на месте его лесной молитвы.
Троице-Сергиева лавра стала продолжением дела просвещения всего нашего Отечества, вразумления,наставления правителей и примирения между собой княжеств и частных интересов ради блага Отечества нашего и противостояния врагам России. Сначала монголо-татарские завоеватели, потом польские и иные враждебные народы бывали сокрушаемы у стен Сергиева Посада, Троице-Сергиевой лавры.
Преподобный Сергий именуется игуменом всея Руси, поскольку из его учеников выросли такие плодовитые монашеские деревья, потекли такие благодатные реки монашеской жизни и по всему Русскому Северу, и по центральной части России, что невозможно исчислить всех учеников преподобного Сергия, которые в геометрической прогрессии приумножались на лице Отечества нашего.
Все выпуски программы Актуальная тема
8 октября. О награде, ожидающей христиан в Царствии Небесном
В 6-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Велика вам награда на небесах».
О награде, ожидающей христиан в Царствии Небесном — священник Захарий Савельев.
Как устроено и будет выглядеть Царство Небесное после нашей земной кончины, мы не знаем. Мы не знаем, как будет выглядеть вечная жизнь, но мы словами Спасителя о Царстве Небесном о награде для каждого праведника на небесах знаем, что обязательно после земной кончины человека ждёт какая-то жизнь, и обязательно человека ждёт какая-то особенная, подходящая только ему награда.
Но что это за награда? Ведь орденов, медалей и каких-то знаков почёта в Царстве Небесном не будет, потому что эти награды являются лишь проявлением земной человеческой славы. А в вечности главной наградой для праведника будет пребывание в любви и в мире с ближними, может быть, даже с теми, с кем он не смог при земной жизни установить ту духовную связь, которую бы, может быть, и хотел.
Это может касаться близких родственников, родителей, детей. Господь своей милостью, наверное, то, что в человеке не хватает, восполнит и доведёт каждого человека именно до того состояния счастья, в которое устремлён наш разум, наша душа.
Ну и самая, конечно, большая радость для человека, который познал здесь Бога на земле, — это пребывать с Господом и в вечности. Поэтому я думаю, что великой наградой для каждого человека, о которой пишет апостол и евангелист Лука, является пребывание в мире и любви с Богом и с людьми.
Все выпуски программы Актуальная тема
8 октября. О православном Символе веры
Сегодня 8 октября. В этот день в 451 году в Халкидоне открылся 4-й Вселенский церковный собор, утвердивший текст Символа веры.
О православном Символе веры — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Символ веры, который был принят на Первоми Втором Вселенских Соборах в IV веке, является вероучительным документом подавляющего большинства христиан на земле. В нашей Церкви он исполняется ежедневно за богослужением в храме, зачастую всенародно. Это подчеркивает не только его особое значение для христианской веры, но и всеобщее признание.
В Символе веры зафиксированы главные истины представлений о Боге, которые стали нам известны из Божественного Откровения. То есть в Символе веры зафиксированы верные и неизменные утверждения о Церкви Христовой, её таинствах и судьбах мира.
Относительно этих истин веры можно сказать словами апостола Павла: «Если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мыблаговествовали вам, да будет анафема». И связано такое предупреждение с тем, что учения Христовы, проповеданные нам апостолами и их учениками, являются откровением Господа Иисуса Христа и написаны действием благодати Святого Духа.
Будем следовать этим истинам веры, да спасёмся!
Все выпуски программы Актуальная тема
Послание к Галатам святого апостола Павла

Гал., 213 зач., V, 22 - VI, 2.

Комментирует священник Антоний Борисов.
«Россия будет стоять до тех пор, пока теплится лампада у раки преподобного Сергия», — такие слова однажды произнёс классик русской исторической науки Василий Ключевский, подчёркивая, насколько важен для нашей страны подвиг преподобного Сергия Радонежского. Сегодня день памяти этого старца-подвижника. И во время утреннего богослужения читается отрывок из 5-й и 6-й глав послания апостола Павла к Галатам, в котором говорится о сути духовного подвига преподобного. Давайте послушаем.
Глава 5.
22 Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера,
23 кротость, воздержание. На таковых нет закона.
24 Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.
25 Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.
26 Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать.
Глава 6.
1 Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.
2 Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.
Преподобного Сергия часто именуют одним из первых старцев Русской Церкви. Старцами, поясню, в православной традиции принято именовать умудрённых Богом священнослужителей (реже мирян), обычно имеющих отношение к монашеству. Так вот. Святой Сергий Радонежский, основатель Троице-Сергиевой Лавры, был старцем. Но не первым в истории. Таковым стал апостол Иоанн Богослов.
Именно его Священное Писание называет старцем. Иоанн Богослов единственный из апостолов умер естественным образом. Все остальные ученики Христа, как известно, были убиты за свою проповедническую деятельность. Последние годы своей жизни, наполненной разными испытаниями, Иоанн провёл в городе Эфесе, где его стали называть старцем местной Церкви. Это именование, «старец», подчёркивало и возраст апостола, и его мудрость, источником которой был Сам Бог.
Впоследствии старцами стали называть настоятелей монастырей. Это было связано с особенностями первого монашеского устава, составленного святым Пахомием Великим. По мысли Пахомия, руководить обителью необходимо было, прежде всего, не в хозяйственно-строительном плане, а в плане духовном. И для такого пастырского окормления монахов необходим был умудрённый жизнью, опытный в молитве человек — старец.
Русская Православная Церковь прославила в лике святых целую плеяду старцев. В первую очередь, таковым был упомянутый уже преподобный Сергий Радонежский. Являясь настоятелем Троицкого монастыря, святой Сергий воспитал множество учеников, также ставших впоследствии старцами — это преподобные Никон, Дионисий, Роман, Андрей Рублёв и многие другие. Великим старцем был святой Серафим Саровский, духовный руководитель Дивеевской женской монашеской обители. Четырнадцать великих старцев явил миру монастырь Оптина пустынь. К преподобному Льву Оптинскому и его преемникам в 19-м-начале 20-го века приезжали многие люди, желавшие получить утешение и наставление.
Старцы существуют и сегодня. Таковым, например, был скончавшийся в 2006 году архимандрит Иоанн (Крестьянкин), духовник Псково-Печерского монастыря. Отличительной чертой настоящих старцев является искреннее смирение перед Господом. Умудрённый в духовной жизни старец служит проводником для воли Божией, не навязывает своего, не пытается заместить собой Творца. Рядом с настоящим старцем человек ощущает мир, покой и радость — их источником является не сам подвижник, а благодать Божия, на нём почивающая.
К сожалению, существуют псевдо-старцы, то есть те, кто очень желает выдавать себя за человека праведной жизни для достижения меркантильных целей. Понять, кто перед тобой, можно по плодам деятельности человека. Апостол Павел пишет, что плодами настоящей, светлой духовности являются: «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание». Без всего перечисленного служение старца, да и просто жизнь христианина невозможны. А ещё служение старца выражается через уклонение от славы, терпеливое служение Богу через служение людям, как о том и пишет апостол Павел: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов