«Как трудно сосредоточиться и помолиться!» Такие слова нередко можно услышать от тех, кто много лет ходит в храм, искренне исповедуется, благоговейно причащается. Почему молитва — живое общение с Живым Богом, разговор с Нашим Небесным Отцом — становится подчас непосильной ношей? Священники обычно называют несколько причин. Одна из них, на мой взгляд, заслуживает особенного внимания.
Речь идёт о том случае, когда молитва превращается только в набор слов, которые положено прочитать. Нередко внутреннее обязательство прочитать определённые молитвы превращает беседу с Богом в «бубнёжку». В подобной ситуации сердце остаётся холодным, а ум рассеянным. По сути не понимаешь, о чём говоришь с Господом. Убедился в этом на собственном опыте.
Очень хочется молиться по-другому, по-настоящему, от сердца! Но как оживить молитву? Мне кажется, я нашёл руководство к действию. Сначала нашёл в словах святого 20 века — старца Паисия Святогорца. Он говорил так: «Сначала боль другого человека нужно сделать своей болью, а после этого совершать сердечную молитву».
А потом я немало размышлял по поводу того, как чужую боль сделать своей, как руководство к действию сделать самим действием. И однажды меня осенило, как...
Было жаркое лето. Я шёл вдоль оживлённой автомобильной трассы и увидел дорожно-транспортное происшествие — столкнулись две машины. Включены аварийные сигналы, водители в состоянии шока, пытаются понять случившееся и ждут сотрудников ДПС. Сколько страха и напряжения они пережили! Сколько ещё им придётся всего перетерпеть!
И вспомнилось мне, как много лет назад, зимой, я сам попал в аварию. Повреждения у автомобилей были незначительные, пострадавших не было, а место происшествия находилось в 100 метрах от поста дорожно-транспортной службы. Тем не менее ждать сотрудников ДПС пришлось три часа. А потом ещё три часа ушло на оформление протоколов. Я потратил столько сил и времени, что до сих пор, как вспоминаю, снова становится обидно!
И тут чужая боль стала моей! Я почувствовал, как было тяжело тем водителям в жару посреди раскалённого асфальта ждать оформления ДТП. И захотелось помолиться, чтобы Бог дал им сил и терпения. Тогда же подумалось, что временами молитвой дня могут быть твои собственные слова к Богу о таких вот водителях, попавших в аварию. А молитвой другого дня могут стать твои искренние просьбы, чтобы водители, которые выехали сегодня, сохраняли мир в душе, чтобы их дорога была без пробок и происшествий...
«Одна добрая, сердечная молитва обладает силой большей, чем тысячи слов», — говорил старец Паисий Святогорец. А святой 19 века святитель Феофан Затворник словно заранее разъяснял эти слова: «Главное в молитве — чувство к Богу из сердца. Слова молитвы при сём, какие подберутся. Чувство к Богу и без слов есть молитва». В тот жаркий день на обочине автодороги я познал радость такой молитвы!
«Помощь в Курске». Ольга Нарыкова
Гостьей программы «Делатели» была координатор церковного центра помощи беженцам и пострадавшим мирным жителям в Курске Ольга Нарыкова.
Разговор посвящён истории создания центра при Свято-Троицком монастыре в Курске. В первые дни самой главной задачей было накормить людей и дать им кров. Постепенно помощь стала более адресной: к продуктам и вещам добавились лекарства, медицинское сопровождение, юридические консультации, поддержка пожилых и работа с детьми.
Ольга Нарыкова делится опытом координации добровольцев и говорит о том, что сегодня особенно нужны помощники для одиноких стариков — просто прийти, помыть, приготовить, убрать. Даже несколько часов внимания могут стать настоящей поддержкой.
Отдельная тема беседы — сотрудничество с инклюзивным центром «Дышим вместе», где помогают детям с особенностями развития и дают мамам возможность немного передохнуть.
Ведущий напоминает, что присоединиться к помощи можно и через пожертвования, и через волонтёрство: каждый вклад становится важным делом милосердия.
Все выпуски программы Делатели
Как Топор в лес ходил

Фото: Nico Knaack / Unsplash
Однажды увидел Топор, что хозяин не запер сарай, да и в лес убежал. Идёт он по тропинке: топорищем поигрывает, Обухом постукивает, лезвием поблёскивает. Разыгрался Топор не на шутку: с кочки на кочку прыгнет — сосенку затешет, в ложбинку сбежит — осину подрубит, на пригорок поднимется — ель заденет. Да при этом ещё и бахвалится:
— Теперь я ваш хозяин. Я самый главный в лесу. Захочу — погублю, захочу — помилую!
Росла в том лесу маленькая стройная Березка, такая красивая, что все окрестные деревья только ею и любовались. Увидел её Топор, обрадовался и грубо загоготал.
— Ха-ха-ха! Что дрожишь, тонконогая? Тебя только стукнуть разок по белому стволу — и душа вон!
Испугалась Берёзка, взмолилась:
— Не бей меня, Топор. Не губи. Я ещё только жить начинаю. Обещал на мне жениться молодой весенний дождик...
— Дождик? Не бывать этому! Не люблю я воды, — сказал Топор. — Вот что я решил: лучше я сам на тебе женюсь. А не согласишься — одним махом тебя срублю.
Качнулась Берёзка, задрожала от страха, побежали по её стволу слезы, как серебряные капельки.
— Не губи мою молодость, — прошептала она еле слышно.
Побежал Топор дальше на весь лес страх наводить. А Берёзка стала другим деревьям на свою горькую судьбу жаловаться.
— Не бывать такому грубияну женихом! Наверняка, он будет обижать нашу любимицу, — возмутился братец Дуб. — Пусть Топор сначала со мной потягается. У меня кора крепкая, как железо. Разок стукнет — поломает топорище, лишится своей хвалёной силы.
Зашумел братец Дуб всеми листьями, но Топор не стал к нему подбегать, обошёл стороной. Привык он обижать только самых слабых и беззащитных.
— Пусть Топор со мной имеет дело, и тогда он сразу своё лезвие сточит, — проскрипел дедушка Клён. — Я старый уже, почти весь высох, со мной ему точно не справиться.
Подскочил Топор к старому клёну, да так ударил по его стволу, что у того последние листья с макушки осыпались.
— Такого силой не победишь, надо найти его слабое место, — сказала тётушка Ива. — Если его не остановить, то Топор в лесу ещё много плохих дел натворит. Он сказал, что воду не любит...
Подозвала тётушка Ива к себе хулигана и стала ему выговаривать:
— Почему ты деревья без нужды рубишь? Зачем красавицу-березку до слёз обидел?
— Что хочу, то и делаю, потому я в лесу самый сильный.
А тётушка Ива не унимается:
— Почему ты дедушку Клёна — самого старого в нашем лесу — не уважаешь? Зачем осинку и сосёнку подрубил? Кто позволил тебе так себя вести?
Рассердился Топор и закричал:
— Ты ещё меня будешь учишь, скрипучая развалина?! Да я с твоими тонкими ветками в момент расправлюсь! Вот я тебя проучу!
Бросился Топор на тётушку Иву, что росла на берегу ручья, да не рассчитал. Отпружинил от её гибких веток и кувыркнулся в воду.
Может быть, он до сих пор в том ручье лежит и потихоньку ржавеет. Да и поделом такому жестокому и самонадеянному грубияну.
(по мотивам марийской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Астрахань. Благовещенский женский монастырь

В центре города Астрахань, на пересечении улиц Советской и Калинина, сохранился комплекс старинного Благовещенского монастыря. Иноки здесь жили ещё в шестнадцатом веке. Обитель в то время была крайне бедной. Её насельники выполняли особую миссию — хоронили бездомных и молились об их упокоении в единственной монастырской церквушке. Она была деревянной. Больше полувека иноки строили каменный храм. Его освятили в 1699 году в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Вскоре после этого монастырь окончательно разорился и был упразднён. В 1706 году на его территории учредили женскую обитель. Главной её святыней стала древняя икона Божией Матери «Живоносный источник». Милостью Богородицы Благовещенский монастырь процветал вплоть до революции 1917 года. Советская власть разорила обитель, с 1949 года архитектурный ансамбль принадлежал Астраханскому военкомату. А 6 апреля 2021-го, накануне праздника Благовещения Богородицы, монастырский комплекс вернули Русской православной церкви. Он постепенно восстанавливается на радость жителям Астрахани.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM