Писателя-фантаста Александра Нотина никак нельзя упрекнуть в потворстве нездоровому интересу человечества к теме конца света. Хотя литературный стиль, в котором написана его повесть «Исход. Экскурсия в мегаполис» кое-кто и именует странным словом «постапокалипсис», речь в ней все же идет не о конце света как таковом, а, своего рода, прелюдии к нему - крахе цивилизации, погрязшей в разврате, погоне за наживой и тотальном потреблении земных благ.
Нотин рисует картины совсем недалекого будущего. В двадцатые годы двадцать первого века мировая экономика все-таки рухнула под натиском глобального финансового кризиса, произошла череда военных переворотов, повлёкшая за собой гражданские войны и хаос. В одночасье развалилась вся инфраструктура больших городов, и жители некогда шикарных и комфортабельных, а теперь превратившихся в покинутые развалины мегаполисов вынуждены были выживать, кто как сможет. Повсюду орудовали бандиты.
Этот период стал именоваться Исходом. Однако еще до его наступления люди, объединенные православной верой, стали собраться в сельские общины, выросшие впоследствии до масштаба целых районов. После Исхода именно эти общины, самостоятельно обеспечивающие себя всем необходимым для жизни, стали прибежищем всех, кто хотел спастись. Причем, спастись в полном смысле этого слова – не только от голода и бандитов, но, самое главное – спасти свои души верой в Бога.
Несколько раз в год молодежь из этих общин вывозили на экскурсии в бывшие мегаполисы, чтобы те своими глазами увидели рухнувший мир, и извлекли из этого полезный урок. Одна из таких экскурсий направлялась из Псковской области в Москву в сопровождении генерала Армии Обороны Антона Савина и его помощника Криса, православного американца, перебравшегося в Россию еще до Исхода. Встреча на пути с бандитами, маскировавшимися под охрану блокпоста, станет началом событий, которые год спустя приведут к раскрытию чудовищного заговора и уничтожению одной из самых опасных банд.
… в Евангелии говорится о том, что даже вера, размером с горчичное зерно, способна сдвинуть горы. Именно поэтому герои повести, для которых молитва - самое верное и сильное оружие в борьбе с любым врагом, смогли сразиться ни много, ни мало, с международной мафией, а по сути - с самыми тяжелыми человеческими пороками.
О борьбе, которая происходит не только в книгах, но и в наших душах, и о том, как выйти из нее победителем, - в чем-то продолжая традиции знаменитого Джорджа Оруелла, однако идя заметно дальше него в духовном плане, - и пишет Александр Нотин в своей повести «Исход. Эккурсия в мегаполис».
«Путь к священству». Священник Кирилл Беляев

У нас в гостях был клирик храма Тихвинской иконы Божией Матери в Троицке священник Кирилл Беляев.
Наш гость расскажет о своем пути к священническому служению через сомнения и поиски и почему он не сразу решился пойти по стопам своего отца-священника.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер
«Помощь людям с зависимостями». Игумен Иона (Займовский)
Гостем программы «Делатели» был руководитель программы помощи зависимым «Метанойя» при Свято-Даниловом монастыре в Москве игумен Иона (Займовский).
Наш гость рассказал, почему он стал заниматься помощью людям с зависимостями, по каким признакам можно определить, что проблема есть, почему важно помогать не только зависимому человеку, но и его родственникам, а также какую роль в исцелении от зависимостей играет духовная поддержка.
Ведущие программы: Тутта Ларсен и пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Василий Рулинский.
Все выпуски программы Делатели
Псалом 60. Богослужебные чтения

Окружающий мир никогда не был простым для обитания местом. Вокруг нас постоянно происходят события, которые заставляют в лучшем случае волноваться, но чаще всего содрогаться, ужасаться. Где же найти утешение и опору? Верующий человек скажет — в молитве. И будет прав. Доказательством же может стать псалом 60-й, который читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 60.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище моё, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
Услышанный нами псалом был написан царём Давидом и имеет интересное надписание, которое указывает, что псалом должен петься под игру струнного инструмента. На первый взгляд, может показаться, что это свидетельствует о радостном характере произведения. Но нет. Псалом представляет собой самый настоящий молитвенный вопль. И предполагаемое сопровождение на струнном инструменте должно было, по замыслу автора, усилить религиозное чувство исполнителя.
Во всяком случае, сам царь Давид составленный им псалом пел, играя на, собственно, псалтири — переносной арфе. И делал это проникновенно, предельно остро переживая горестные обстоятельства жизни. Дело в том, что против Давида поднял бунт его сын Авессалом, решивший свергнуть отца и править самостоятельно. Царь, не желая воевать с наследником, покинул Иерусалим, начал скитаться. Но не столько внешние обстоятельства мучили Давида, его терзала изнутри невозможность посещать скинию — переносной храм-шатёр. И молиться там Богу. Это и имеет в виду пророк, когда в псалме провозглашает: «Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих».
Царь, конечно, понимает, что Господь способен услышать его откуда угодно. И Давид выражает готовность быть стойким до конца. Для него власть как таковая имеет, при этом, второстепенное значение. Царь, по большей степени, заботится о том, чтобы его служение принесло спокойствие и мир народу. Давид, в частности, понимал, что собственными силами он, например, не может преодолеть постигший страну кризис. То есть может — с помощью насилия, но принесёт ли данный вариант желаемый мир? Царь понимает, что не принесёт.
Поэтому Давид просит, умоляет Бога, усиливая молитву с помощью струнного инструмента, о том, чтобы случилось, по сути, самое настоящее чудо. И надо сказать, что Господь откликался на призыв Давида, через людей и обстоятельства жизни пытался достучаться до Авессалома. Но, к сожалению, упрямый наследник остался на изначальных позициях. За что впоследствии и поплатился. Авессалом был убит. И о смерти его Давид сильно горевал.
Какой же вывод можем мы сделать? Их, на самом деле, два. Первый — состоит в том, что никогда не нужно отчаиваться. Второй же вывод заключается в стремлении ценить молитву. Не просто как какую-то ежедневную обязанность, а как живой диалог с Господом Богом. Подобное отношение к молитве окажет на человека самое светлое влияние, принесёт человеку желаемые мир и утешение.