«600-летие основания Троицкого собора Свято-Троицкой Сергиевой лавры». Иеромонах Поликарп (Тибанов) - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«600-летие основания Троицкого собора Свято-Троицкой Сергиевой лавры». Иеромонах Поликарп (Тибанов)

* Поделиться

У нас в гостях был руководитель паломнического центра Троице-Сергиевой Лавры иеромонах Поликарп Тибанов.

Разговор шел о преподобном Сергии Радонежском — почему этот святой один из самых почитаемых в нашей стране и почему его называют игуменом земли Русской, о его учениках — святых Никоне Радонежском и Савве Сторожевском, о прошлом и настоящем Троице-Сергиевой Лавры и находящегося в её стенах Троицкого собора, а также о концерте духовной музыки с участием хора Лавры и других монастырей.

Ведущий: Алексей Пичугин


А. Пичугин:

— Дорогие слушатели, здравствуйте!

«Светлый вечер» на светлом радио.

Меня зовут Алексей Пичугин, здравствуйте! И, с удовольствием, представляю нашего гостя: ближайший час, эту часть «Светлого вечера» вместе с вами и вместе с нами проведёт иеромонах Поликарп Тибанов, руководитель паломнического центра Троице-Сергиевой Лавры.

Добрый вечер, здравствуйте!

О. Поликарп:

— Добрый вечер! Здравствуйте! От всей души приветствую дорогих слушателей Радио ВЕРА.

А. Пичугин:

— Мы сегодня поговорим... во-первых, замечательный юбилей грядёт — 600 лет со дня основания, начала строительства главного собора Лавры — Троицкого собора. Если вы приедете в Лавру, то вы обязательно туда попадёте — к мощам преподобного Сергия. Но, может быть, взгляд ваш будет прикован, всё-таки, не к Троицкому собору, в первую очередь, а ко всему архитектурному комплексу.

Троицкий собор — не самый большой размерами — он, конечно, считается главным храмом Лавры, очень знаковым вообще для всей Православной Церкви — даже не просто Русской, а Православной Церкви, непосредственно связан с преподобным Сергием, от времени преподобного Сергия его отделяет совсем немного.

Про этот собор поговорим, про основание, строительство, и поговорим, конечно же, про замечательный концерт, который пройдёт в Вегас Сити Холл: «Преподобный Сергий Радонежский — собиратель земель русских». Это — объединённый хор Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и Московской Духовной Академии.

Ещё есть билеты в продаже. Приходите в Вегас Сити Холл 6 ноября.

Про этот концерт тоже поговорим, но, давайте, по порядку... Давайте, начнём с преподобного Сергия — потому, что, хоть и очень много мы о нём говорим, и думаем, вряд ли... знаете... впечатление этого лета.

Мы с семьёй были на море, отдыхали, и на пляже... пустынный пляж, кроме нас там — ещё семья. Видно, что это люди, которые из разных регионов России съехались... там... к кому-то приехали... и, вот, они, значит, сидят, отдыхают... там... дети... а они — бабушки, дедушки, друзья. Ну, то есть... там... возраст где-то около 60-ти лет... маленькие дети бегают, и, поневоле, ты слышишь, о чём они говорят. Говорят они о том, где кто был — видимо, они давно не встречались, и женщина делится своими впечатлениями, и говорит: «Вот, ездили мы с мужем в Загорск, в смысле Сергиев Посад... — очень частое это „Загорск, в смысле Сергиев Посад“ — к Сергею Радонежскому. Очень сильный святой — Сергей Радонежский!» — и, вот, тут интересно получается, что... как бы кто ни называл преподобного Сергия, всё равно, его знают. Сложно найти человека, который бы о нём никогда не слышал.

Для кого-то это... такой... исторический образ, важный для осознания позднего русского средневековья, зрелого. Для кого-то — это очень важный духовный символ, очень важный, близкий святой. Но сложно найти человека, для которого бы Сергий Радонежский не был бы хорошо знаком и важен.

Вот, как Вы думаете — в чём причина такой всеобщей любви... или, по крайней мере, всеобщего знания о нём?

О. Поликарп:

— Действительно, Вы правы, преподобный Сергий является покровителем и заступником земли Русской. И, безусловно, каждый человек, приезжающий в Лавру... да, и не только приезжающий, но и просто, узнавая о нём, и совершая личные молитвы ему — либо о своих близких, либо о своей семье, незамедлительно получает ответ преподобного Сергия. И неслучайно его называют игуменом земли Русской — потому, что есть множество монахов, множество иноков православных в лике святых, но получить такое именование удостаивается далеко не каждый носитель благодати, не каждый подвижник, и не каждая историческая личность, послужившая Церкви, народу и укреплению государства Российского.

Вот, если мы мыслями обратимся в далёкий XIV век — казалось бы, 700 лет прошло со дня рождения преподобного Сергия. В истории были разные люди, многие люди — кого-то жизнь предаёт забвению, память о тех или иных людях забывается в народе, но имя преподобного Сергия живо.

И, если мы придём в Лавру, станем у входа в Троицкий собор, увидим очередь, которая идёт к мощам преподобного Сергия, и постоим, посмотрим, как когда-то в XIX ещё веке предложил историк Василий Осипович Ключевский, — и станем вглядываться в лица, которые стоят к Преподобному.

Кто-то пришёл из любопытства...

А. Пичугин:

— Кого-то автобус привёз...

О. Поликарп:

— ... кого-то автобус, да, привёз экскурсионный, кто-то из-за рубежа приехал — люди совершенно разной культуры, истории, мироощущения и мировоззрения. И мы видим этих людей, и понимаем, что, вот... кто-то пришёл, действительно, движимый не любопытством, но человек понимает, что никто из земных людей ему не сможет помочь, никто из облечённых властью — тоже не сможет помочь... только Преподобный. И человек стоит к нему.

Также, среди этой очереди, можно увидеть людей, которые с цветами стоят. И, когда человек достигает раки преподобного Сергия, то видит, что там она украшена множеством великолепных цветов — каждый пришёл поблагодарить преподобного Сергия за то благодеяние, которое он ему лично оказал.

А. Пичугин:

— А у Вас была какая-то личная история встречи с преподобным Сергием — духовной встречи?

О. Поликарп:

— Конечно же! Ну... если позволите, я приведу пример.

Поскольку, часто приходится встречать гостей, то мы видим, что, порой, происходит с людьми, когда они обращаются к преподобному Сергию.

Однажды, из далёкой-далёкой страны Шри-Ланки приехал посол с супругой. И, когда они подходили к преподобному Сергию, ничего не предвещало какого-то особого события — потому, что они люди другого воспитания, другого мировоззрения. Но, когда они подошли к мощам, то супруга посла начала просто плакать.

Сначала я подумал, что это какой-то организационный момент — что не так перевели на английский язык, или не так озвучили ту или иную информацию историческую, и не так, может быть, преподнесли... такой, вот, фактор человеческий присутствовал. Но оказалось всё гораздо глубже. Подойдя к преподобному Сергию, она ощутила такую радость, от которой она просто не смогла сдержать слёз.

А. Пичугин:

— А они — католики? На Шри-Ланке же очень развит католицизм. Понятно, что там их коренные вероисповедания — они, всё-таки, не христианские, но католицизм очень развит и популярен на Шри-Ланке. Они католики были, нет? Христиане?

О. Поликарп:

— Они исповедовали христианство, но, как правило, не углубляясь в его тонкости богословские. И, надо было заметить, с какой искренностью они подходили к Преподобному! И когда, затем, был торжественный приём зарубежной делегации, и владыка Наместник спрашивал, что именно их больше всего порадовало, вдохновило и удивило в Лавре, она снова вспомнила этот случай, и снова слёзы появились на её глазах.

А. Пичугин:

— Ну, да... более 70% жителей Шри-Ланки... если что-то вдруг мы в эту сторону ушли... они буддисты, 13% — индуисты, 7% всего христиан. Но... вот, так, вот... я, один раз, был на Шри-Ланке, и ощущение — что костёлов очень много... они разбросаны по всему острову.

О. Поликарп:

— И, самое главное, что наша вера — живая, наш Бог — живой, Он действует в нашем мире, и... вот — дивен Бог во святых Своих! И, вот — преподобный Сергий, святой нашей земли Русской, смог своей благодатью укрепить... и, я думаю, что у неё многие вопросы возникнут и о мировоззрении, и о вероучении... ну, а там уже покажет время.

А. Пичугин:

— Собор Троице-Сергиевой Лавры, которому исполняется 600 лет... как я уже говорил, по времени, он недалёк от преподобного Сергия. Собственно говоря, его стал строить ученик Сергия Радонежского преподобный Никон Радонежский — тоже удивительный человек, один из святых игуменов Троицкого тогда монастыря.

Вообще, тоже... извините, такой небольшой исторический экскурс... Троицкий монастырь в то время, и на протяжение почти двухсот лет после... трёхсот даже лет после... трёхсот пятидесяти... был одним из крупнейших землевладельцев нашей страны, и, поэтому, он мог себе позволить достаточно серьёзное строительство. Было два монастыря, которые соперничали за земли — это Троицкий монастырь — наша нынешняя Троице-Сергиева Лавра и Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале — тоже там его комплекс весь сохранился, и, кто приезжает в Суздаль, может его посмотреть. Он, правда, целиком не действует, там, в основном, музей... в каких-то храмах там по праздникам проходят службы... но... монастырский комплекс сохранился, и отовсюду виден — мощные стены... вот, два монастыря, которые в то время владели огромными, несметными землями. Ну, в XV веке этот процесс ещё только оформлялся, и Троице-Сергиева Лавра... Троицкий монастырь... тогда был ещё молодым, но каменное строительство в нём уже началось. И первая, я так понимаю, скорее всего, каменная постройка серьёзная — это был, как раз, Троицкий собор.

Ну... я как-то начал об этом рассказывать... отец Поликарп, Вам, наверное, лучше про это рассказать — как этот собор планировался, кто его строил, какие перипетии вокруг этого были... всю историю.

О. Поликарп:

— Действительно, Лавра являлась крупным землевладельцем, на то время, и развитие её было всесторонним, но этому развитию предшествовал тот подвиг, который понесли монахи Лавры.

Множества боевых, военных моментов были в истории нашего государства — сотни, и даже тысячи, но самые главные из них — это... первое, с которым сравнивают становление нашего государства — это Куликовская битва 1380 года, 21 сентября по новому стилю, когда состоялось это сражение. Но, незадолго до него, князь Московский Дмитрий Иванович Донской...

А. Пичугин:

— Тут сложная история... Видите, если мы возьмём такую чистую, дистиллированную историю, то момент приезда Дмитрия Донского в Троицкий монастырь к Сергию Радонежскому, многими историками будет оспорен. Поскольку, князь Дмитрий Донской в то время был официально от Церкви отлучён. Ну, он, скорее, церковного общения был отлучён. Сложно себе представить, что преподобный Сергий мог его в этот момент благословить. Но, с другой стороны, нет и никаких подтверждений против, поскольку, в данном случае, Куликовская битва... к ней готовились, и, несмотря на то, что в ней, с разных сторон, участвовали... там... представители... князья разделённых земель... причём, с двух сторон участвовали... к ней готовились. И, поэтому, можно себе, конечно, представить и то, что Дмитрий Донской приезжал, всё-таки, к Сергию Радонежскому, но это, вот... такой... с точки зрения истории — чистой истории, без примесей мифологии, красивых легенд — это достаточно недоказуемая вещь.

О. Поликарп:

— Ну... если, вот, опираться на те грамоты, которые преподобный Сергий направил на Куликовское поле, и гонец, один из монахов Лавры, успел её донести... и слова мы знаем этой грамоты: «Дерзай, князь, против свирепства их. Всяко да поможет тебе Бог!»... и, опираясь на эти источники, и на другие, можно с уверенностью сказать следующие моменты. Что, пока войска собирались в Коломне, князь Дмитрий с избранными воеводами был у преподобного Сергия. И грамоты земельные, которыми были наделены потомки и родственники Андрея Осляби и Александра Пересвета, которые принимали участие в этой битве, свидетельствуют об этом. И, в подтверждение этой мысли, как раз, является строительство Троицкого собора. Потому, что, после победы, как преподобный Сергий и предсказал князю, — а, именно, в этом моменте, когда идёт речь о сохранении государства, личные интересы или 13:00 полемика — они отходят в сторону, потому, что под угрозой находится существование всего отечества.

Поэтому, монастырь берётся под покров Московских князей. И мы знаем, что преподобный Сергий был крестным отцом у сына князя Дмитрия Ивановича Донского — князя Юрия Звенигородского, и он принимал активное участие в строительстве Троицкого собора, который был построен в честь и память, в похвалу игумена земли Русской, спустя 30 лет после его смерти.

А. Пичугин:

— Друзья, напомним, что в гостях у светлого радио сегодня иеромонах Поликарп Тибанов, руководитель паломнического центра Троице-Сергиевой Лавры. Мы сегодня говорим про собор — 600 лет главному собору — Троицкому — Троице-Сергиевой Лавры, и о концерте хора Троице-Сергиевой Лавры, который 6 ноября в Вагас-Сити-Холле пройдёт. Там будут исполнены замечательные песнопения. Сам концерт называется «Преподобный Сергий Радонежский — собиратель земель русских». Подробнее о концерте мы чуть позднее поговорим.

А говорим мы сейчас о строительстве и основании собора. А можно два слова про учеников преподобного Сергия? Два человека были связаны не просто со строительством собора, но и, вообще, с Лаврой, в то время — это Никон Радонежский и Савва Сторожевский. Савва Сторожевский нам уже более известен, как основатель Саввино-Сторожевского монастыря, несколько в другой части современного Подмосковья, но, тем не менее, это выходец из Лавры, ученик преподобного Сергия, и первая половина его жизни, несомненно, связана с ним.

О. Поликарп:

— Ну, как известно, Савва Сторожевский был духовником Троицкой обители, и, после кончины преподобного Сергия в 1392 году, он был некоторое время игуменом Троицкого монастыря.

Как известно, второй известный ученик преподобного Сергия — Никон Радонежский — на то время ушёл в затвор, и, как раз, преподобный Савва принял это служение, и был как наместником, так и духовником братии.

И надо ещё про преподобного Савву сказать, что он был, как раз, духовником вдовы князя Дмитрия Ивановича Донского Евдокии, которая в иночестве приняла имя Евфросиния.

И, надо сказать, что когда была идея строительства Троицкого собора, и преподобный Никон его воздвиг с помощью Московских и Звенигородских князей, куда потом преподобный Савва и отправился, то он пригласил на то время одних из лучших иконописцев — преподобного Андрея Рублёва и Даниила Чёрного, и, надо сказать, что...

А. Пичугин:

— ... которые всегда в содружестве работали вместе...

О. Поликарп:

— ... да, как известно, что они работали артелью, расписывали разные храмы, и, вот, честь и похвала нашей обители — что именно они расписали у нас Троицкий собор. И, поскольку, нынешний год юбилейный...

А. Пичугин:

— А что-то осталось... что-то можно сейчас увидеть из работ Андрея Рублёва и Даниила Чёрного?

О. Поликарп:

— Конечно. Росписи, к сожалению, не сохранились до наших дней, но иконостас, до сих пор, сохранился — именно письма Андрея Рублёва. И надо отметить, что иконостас...

А. Пичугин:

— Ну... то, что можно, без сомнений, практически, отнести к руке Андрея Рублёва — это «Троица», знаменитая «Троица», которая сейчас, правда, находится в Третьяковской галерее, но копия её, достаточно точная, находится в иконостасе Троицкого собора, и здесь тоже, наверное, надо небольшой исторический экскурс сделать — как эта икона была обнаружена в конце XIX — начале ХХ века, когда, всё-таки, проснулся, наконец, интерес к историческим подлинным иконам, к архитектуре, когда, во второй половине XIX века начинают разбираться с древнерусской архитектурой, перестают рушить старинные храмы и перестраивать, строить на их месте новоделы...

Тогда же, и в иконостасе Троице-Сергиевой лавры известную икону Троицы начали расчищать, сняли с неё несколько записных слоёв — можете в Интернете посмотреть, там даже есть очень хорошая визуализация, где эти слои показаны, как они ложились на доску после оригинального слоя Андрея Рублёва, и как их, слой за слоем, потом снимали. Хотя, даже до сих пор, если мы посмотрим на икону «Троица», некоторые фрагменты её — это разновременные фрагменты, которые будут относиться к разным эпохам. Но лики, непосредственно, и основная часть фигур Ангелов, самой Троицы, это относится ко времени Рублёва, конечно же...

О. Поликарп:

— И знаково то, что в этот юбилейный год — год строительства Троицкого собора — икона Троицы совершила, можно сказать, паломничество назад, домой, в Троицкий собор Свято-Троицкой Сергиевой лавры, и в день праздника преподобного Сергия 17-18 июля она находилась в главном храме Лавры, и люди все верующие могли увидеть, как когда-то эта икона располагалась в Троицком соборе.

А. Пичугин:

— Ну, про сам Троицкий собор расскажите, пожалуйста — про его архитектуру, особенности. Потому, что, как я уже говорил, приезжая в Лавру, мы не сразу обращаем внимание на этот, не самый большой, храм, стоящий несколько поодаль, в стороне. Но мы, глядя на него, можем себе представить, как Троицкий монастырь рос и развивался. Если мы зайдём в Лавру с того входа, через который обычно заходят все паломники, он будет, вроде бы, как и перед нами, но мы будем смотреть на ядро Лавры, на центр монастыря XV века. Его вся огромная территория с Колокольней, его большой, основной Успенский собор, который будет справа от нас, и дальше — помещения Семинарии и Академии ( Академии нынче )... Это всё будет в стороне, и мы видим, как туда, в ту сторону уходила жизнь монастыря, как он очень логично развивался — вот, эта логика его развития за последующие несколько столетий, прямо, перед нами.

Но, вот, этот, стоящий сбоку, небольшой Троицкий собор — он, когда-то, стоял в центре монастыря, конечно же.

О. Поликарп:

— Действительно, Лавра, являясь единственным во всём Подмосковье памятником всемирного наследия ЮНЕСКО, неслучайно получила такой статус. Потому, что на её, сравнительно небольшой, территории собраны храмы разного времени, разных веков и разных стилей. И, действительно, вот, здесь история приобретает такие, вот, краски и формы, камень, и мы историю можем видеть, находясь, буквально, в одной точке.

И, конечно же, как Вы правильно отметили, доминантой Соборной площади является Успенский собор, который был построен по указу Ивана Васильевича Грозного. Но главный храм — сердце Лавры — это, конечно же, Троицкий собор. Он непримечателен, казалось бы, внешне, потому, что он занимает совершенно небольшое по масштабу здание храмовой архитектуры, но с него — всё начиналось, и он является тем ядром, рядом с которым формируется архитектурный ансамбль Лавры.

Храм представляет собой четырёхстолпный трёхапсидный собор, является памятником раннего московского зодчества, и построен, действительно, он из белого камня. Это единственный храм — белокаменный ( и примыкающий к нему Никоновский придел, Никоновский собор, где похоронен ученик преподобного Сергия Никон Радонежский ), и материал для строительства привозили за десятки километров от самой Лавры. То есть, труд был совершён колоссальный.

А. Пичугин:

— Да, можно себе представить, что белый камень, на самом деле, добывался... это очень интересная история, с точки зрения археологии, наверное, уже.

Не так много у нас известно мест добычи белого камня. Естественно, есть подмосковные каменоломни, и считалось долгое время, что белокаменные соборы... там... Владимира строились тоже из камней, добытых в Мячково, но, на самом деле, потом, всё-таки, и анализ структуры камня, и всё показывает, что он добыт где-то там, неподалёку, на Клязьме. А, вот, соборы Московские, подмосковные, лаврские — скорее всего, уже из подмосковного камня. Но это — тоже большой труд. Представляете, сколько нужно сил, чтобы вот эти каменные блоки огромные перевезти из... там... хочется сказать, низовий Москвы-реки. Ну, фактически, да... как-то, где-то, реками, волоком их везли, и это хорошо показывает... Вы знаете, даже когда мы говорим о таких вещах, как строительство белокаменного собора, в первую очередь, когда про преподобного Сергия говорим, про Лавру — мы пытаемся придать этому важный духовный смысл, всё это так, но — насколько важен ещё и исторический смысл, исторический контекст, который просто как с книги считывается, когда ты смотришь на это. Ты представляешь, насколько важно... насколько развита должна быть система логистики, как бы мы сейчас сказали, по доставке этого всего.

Ведь, если мы берём в расчет каменоломни, находящиеся в нескольких десятках километров, мы должны понимать, что, в то время... ну, примерно, в то время... там... за 80 лет до... даже чуть меньше... строится Московский кремль белокаменный — из этого белого камня, и нужно привезти его из этих каменоломен. Чтобы они действовали, там должно жить вокруг достаточно много людей. Эти люди откуда-то должны были прийти, поскольку данные археологии показывают, что, сотней лет ранее, никаких больших поселений в окрестностях впадения Пахры в Москву-реку, где, собственно, эти каменоломни и находятся, не было.

И, вот, их надо было разведать, разработать... это просто невероятный труд. Это нужно было привезти людей, которые способны работать с белым камнем, которые способны вытесать из него блоки, сложить церковь. Эти люди должны были быть знакомы с примерами строительства в разных местах — у нас принято считать, что во времена татаро-монгольского нашествия из белого камня ничего не строилось. Хотя, с другой стороны, возможно, мы просто о каких-то памятниках не знаем. В том же Нижнем Новгороде, который при тех же татарах активно застраивался, могли быть такие храмы. То есть, это должны была быть какая-то непрерывная преемственность строителей, которые представляют, как эти камни укладываются.

И в Подмосковье есть несколько памятников того времени, которые до нас худо-бедно дошли, помимо Троицкого храма. Это и храм Успенский на Городке — Звенигородский, замечательный, хорошо сохранившийся, это — нынче отреставрированная Никольская церковь в Каменском, под Наро-Фоминском, это храм Иоанно-Предтеченский на Городке в Коломне — уже на территории современной Коломны, это фрагменты стен Иоакимо-Анновского храма Леонтьевского придела в Можайске и основание Можайского Никольского собора, выполненное из стен города, это основание Петро-Павловского храма Можайска... ну, то есть, почему я об этом говорю? Это — несколько, вот, таких важных памятников, которые нас отсылают к нашей собственной истории. Мы её пытаемся часто героизировать, но в ней есть не только героические моменты, а в ней есть очень важные моменты, которые делают её частью всемирной культуры.

Мы продолжим наш разговор, буквально, через минуту.

У нас в гостях — иеромонах Поликарп Тибанов, руководитель паломнического центра Троице-Сергиевой Лавры.

А. Пичугин:

— Друзья, продолжаем нашу программу!

Напомню, что в гостях у светлого радио сегодня иеромонах Поликарп Тибанов, руководитель паломнического центра Троице-Сергиевой Лавры.

Что такое — паломнический центр Троице-Сергиевой Лавры? Расскажите, пожалуйста, тут про Вашу зону ответственности. Это же, я так понимаю, очень важное послушание, в рамках существования всего монастыря — на вас замыкается огромное количество процессов.

О. Поликарп:

— После закрытия Лавры в 1919 году, и, затем, после открытия на Пасху 1946 года, когда стала возрождаться монашеская жизнь, стали появляться новые монахи, и стала производиться реставрация — как тогда ещё, на территории Лавры, так и сейчас действует Сергиево-Посадский музей-заповедник, который владеет богатыми филиалами — в частности, музей-ризница, который находится рядом с Троицким собором. И было принято решение организовать, вывести на новый уровень приём и гостеприимство паломников, которые к нам приезжают.

И, вот, спустя время, в 1992 году, в августе месяце был основан Паломнический центр Лавры, чтобы полнокровно, всесторонне, системно принимать тех гостей, которые приезжают в Сергиев Посад, а, как мы знаем, Сергиев Посад является вратами Золотого Кольца России. То есть, люди — наши соотечественники, или приезжающие из-за рубежа, — выезжая из столицы нашей родины, первую остановку делают в городе Сергиев Посад.

И, вот, спустя 30 лет со дня основания Паломнического центра, мы можем видеть, что мы обеспечиваем не только приём паломников, не только организуем для них экскурсионные программы, которых, на данный момент, более двадцати, но также создаём все условия для питания паломников... для организации трапез и, конечно же, ночлега. Несколько гостиниц, целый ряд трапезных, и, на данный момент, около сотни экскурсоводов готовы послужить гостям тем образом, чтобы раскрыть в самом лучшем виде богатую историю Лавры, богатую культуру нашего государства.

А. Пичугин:

— Вы сколько лет возглавляете Паломнический центр?

О. Поликарп:

— Уже как три года я возглавляю Паломнический центр, и очень радостно, что он является самым передовым, самым успешным паломническим центром — то количество гостей, которое мы принимаем весьма объёмно, и большая наша радость в том, что мы представляем Лавру не только в России, но и по всей Европе, в Южной Корее и в Великобритании на международных туристических выставках.

А. Пичугин:

— И в вашу сферу деятельности входит не только, как я понимаю, экскурсии, но и, в целом... давайте уж, будем выражаться современным языком... пиар Троице-Сергиевой Лавры. Вот, видите, как интересно... кто бы мог подумать, что мы будем говорить: «У нас в гостях иеромонах Поликарп Тибанов, который занимается пиаром Троице-Сергиевой Лавры», — в целом, можно так сказать?

О. Поликарп:

— И, конечно же, в подтверждение этих слов, мы используем самые передовые технологии, которые только возможны.

Допустим, на международной выставке в Лондоне, мы представили виртуальный тур по обители преподобного Сергия. Причём, не просто, используя те или иные девайсы, но мы сделали именно полноценный виртуальный тур. То есть, берём специальный шлем виртуальной реальности, подключаемся к программе, и — можем совершить полёт, и зайти в каждый храм, при этом, узнать всё необходимое, самую передовую информацию.

А. Пичугин:

— А есть ли такая программа... ну, вот, Вы представили — в Лондоне, да? А есть ли такая возможность для любого человека — виртуальный 3D-тур совершить... скажем... если он на сайт Лавры зайдёт... в интернете где-то его найти? Потому, что... Вы знаете, у меня есть очень хороший товарищ, с которым мы, правда, никогда не виделись — он живёт в другой стране. Священник православный, русский, но он живёт в другой стране, и как-то нет у него особой возможности куда-то выезжать. Но часто, когда мы общаемся, он говорит: «Я по Европе путешествую! Сейчас, вот, по Лондону гуляю...» — то есть, он, с помощью виртуальных 3D-туров посещает музеи... там... человек-энциклопедия! И он знания черпает из, как раз, вот, таких 3D-туров — от прогулок по разным городам Европы, и не только Европы — может и в Америке побывать, за один день посетить и Нью-Йорк, и Стамбул... и это очень удобно, эти технологии существенно упрощают нашу жизнь. Они, конечно, не заменяют реального посещения ни Лувра, ни Эрмитажа, ни Исторического музея, ни чего другого, но, всё равно, если нет такой возможности сделать это сейчас, можно отправиться в такой виртуальный 3D-тур.

У меня есть тоже близкий друг — экскурсовод очень хороший, и он говорит: «Для того, чтобы подготовиться к экскурсии по незнакомому городу — поверхностной — мне достаточно несколько раз, вот, в таких 3D-турах, пройтись по улицам этих городов, и почитать что-то по тому, что я вижу», — и это, действительно, так!

И, вот, можно ли отправиться нашим слушателям, когда они окажутся у компьютера, в такой тур по Лавре?

О. Поликарп:

— Конечно. В 2015 году мы разработали 3D-тур, а уже в нынешнее время — виртуальный тур. Если у наших зрителей есть шлем виртуальной реальности, и они спокойно смогут его подключить к своему ноутбуку, либо компьютеру персональному, и, запустив стриминговый сервис через сайт Лавры, смогут, как раз, совершить полёт — причём, используя либо англоязычную версию, либо русскую версию.

Также, если про технологии продолжать речь, мы недавно разработали аудио-гид. Долго выявляли те моменты, на которые стоит обратить внимание, чтобы человек максимально кратко, компактно мог погрузиться в историю Лавры. И, конечно же, приоритетным в этом деле является голос, которым будет озвучен радио-гид, и наш выбор пал на Бориса Хасанова, который, как мы знаем, озвучил более 140 фильмов — тот же самый знаменитый сериал «Игра Престолов», где он озвучил 15 персонажей. И, самое главное, что он является голосом военно-морского парада в Санкт-Петербурге. И именно этот голос звучит в нашем аудио-гиде.

А. Пичугин:

— А что ещё... мы, так, постепенно подходим к концерту в Вегас-Сити-Холле, о котором мы будем говорить... в Ваш круг обязанностей входит по популяризации жизни Троице-Сергиевой Лавры?

О. Поликарп:

— Мы... допустим, недавно вышел фильм «Повара на колёсах». Это целый спец-проект RUSSPASS — нашей платформы российской, которая позволяет совершать туризм. И, как мы знаем, в прошлом году наши повара столичные были награждены международными наградами престижными, такими, как звезда Мишлен, и, конечно, мы были заинтересованы в том, чтобы они приехали к нам и приобщились монастырской кухне.

История такова, что повара приезжают в город, на фуд-траке, паркуют его на главной площади города, изучают его историю, культуру, особенности, и, конечно же, местные продукты, местную кухню, местные рынки, выявляя особенности...

А. Пичугин:

— А есть в Сергиевом Посаде рынки... как бы мы сейчас сказали — «фермерские»... раньше — «колхозные»... где можно, действительно, приобрести овощи, выращенные местными фермерами, на местных... там... если где-то остались... колхозных полях? Ну, вот, то, что мы привыкли называть настоящими свежими овощами, которые могли бы удивить гостей?

О. Поликарп:

— На удивление, действительно, в наше время, казалось бы, довольно-таки просто... если поверхностно смотреть... просто найти наши местные продукты. Но, когда я общался с нашими знаменитыми поварами, то понял, насколько, действительно, сложно в наши дни найти настоящий местный продукт. Но гордость Сергиева Посада в том, в частности, что, как раз, у нас такая возможность существует, и они ею, непременно, воспользовались. Нашли. И не только нашли, но ещё и с местными бабушками пообщались, которые имеют такую возможность — вырастить то, что... плоды рук своих... ну, и, главное — что обитель преподобного Сергия, имеет множество скитов, каждый из которых работает на то, чтобы выращивать и изготавливать что-то своё.

Сергиевский скит если мы берём, то это столярная мастерская и пчеловодство...

А. Пичугин:

— А где он находится?

О. Поликарп:

— Как раз, если подняться, во время экскурсии, на колокольню Лавры, и если посмотреть на северо-запад, то, как раз, видна колокольня...

А. Пичугин:

— ... Сергиевского скита.

О. Поликарп:

— Да.

А. Пичугин:

— А я не был никогда в Сергиевском скиту... и в Сергиевском скиту я никогда не был, и на Колокольне я не был! Никогда не был...

О. Поликарп:

— Приглашаем, приглашаем! Будем очень рады Вас видеть.

А. Пичугин:

— Спасибо! Да, я бы с удовольствием куда-нибудь поднялся... очень люблю колокольни, и в детстве была возможность посетить... тогда ещё далеко не все открыты были московские храмы... разные колокольни московских церквей. Ещё, в общем-то, и церковным человеком я себя не считал, но, при этом, историей Москвы интересовался. И, вот, нас водили — на кружке Исторического музея — по разным московским колокольням, и это всегда был праздник!

Ты поднимаешься куда-то по старинной лестнице... иногда это, прям, действительно, такие лестницы... XVII века... оказываешься среди колоколов, и это... что-то такое... магическое абсолютно действо... потому, что ты находишься в пространстве, абсолютно нехарактерном твоему миру.

То есть, у вас, во время экскурсий по Лавре, прям, можно, действительно, подняться на Колокольню?

О. Поликарп:

— Да, конечно, во время экскурсий, можно подняться на Колокольню. И, более того, увидеть не только великолепный вид, который открывается с её высоты — а высота Колокольни 88 метров, но ещё, на первом ярусе, увидеть самый тяжёлый во всём мире действующий колокол, у которого даже есть собственное имя — Царь. Вес его...

А. Пичугин:

— А этот Царь-колокол... я правильно понимаю, что он... какого он времени?

О. Поликарп:

— Он — наш, можно сказать, современник, наш ровесник, начала 2000-х годов. Он, как раз, был отлит в Петербурге, и привезён через всю, можно сказать... по нашему знаменитому пути из Петербурга в Москву... привезён Лаврой, и в 2004 году был водружён на Колокольню — на месте сброшенного в 1919 году колокола, который там висел до этого.

Но надо сказать, что...

А. Пичугин:

— Его издалека слышно!

О. Поликарп:

— Слышно издалека, плотность звука — превышает всякое воображение, и, надо отметить, что гости, когда приезжают в обитель преподобного Сергия в большие праздники... мы можем увидеть две очереди. Одна очередь идёт к преподобному Сергию, а другая очередь ведёт на Колокольню. Почему? Потому, что звонари Лавры предпринимают все усилия, чтобы найти крепких людей, которые смогут совершить этот звон. Поэтому, и у наших гостей, если будет возможность в дни крупных праздников приехать в Лавру, у каждого из вас может быть возможность совершить звон в этот колокол. Потому, что язык его весит 2,5 тонны — в одиночку его не раскачать.

А. Пичугин:

— Да... это же надо просто, вот, несколько человек, которые бы раскачивали язык колокола в разные стороны! Если у небольшого храма есть один звонарь, который справляется со всем, то у такого храма, как... у такой звонницы, как звонница Троице-Сергиевой Лавры — там целый штат звонарей, наверное! Есть, и которые раскачивают язык колокола... а это всё вручную, до сих пор, делается? Ведь, не автоматизировано?

О. Поликарп:

— Конечно, вручную. И, надо сказать, что вручную бьют в колокола, которым уже не одна сотня лет!

То есть, мы, только что, сказали о колоколе «Царь», который бы отлит в начале 2000-х годов в Петербурге, но, также, и на верхнем ярусе Колокольни находится колокол «Лебедь», который подарил Лавре Борис Годунов, и об этом там сделана надпись: «Слуга и конюшенный боярин Борис Годунов, в честь рождения своей дочери...»

А. Пичугин:

— И он, до сих пор, звонит...

О. Поликарп:

— Он, до сих пор, звонит. И, надо сказать, что... представьте, что этот звук, этот звон слышали люди не одну сотню лет! То есть, мы с вами слышим, до нас слышали, и ещё сколько будут слушать после нас!

А. Пичугин:

— Ну... надеемся, что будут слушать, да...

А. Пичугин:

— Напомню, друзья, что в гостях у светлого радио иеромонах Поликарп Тибанов, руководитель Паломнического центра Троице-Сергиевой Лавры.

Кстати, что касается колокольного звона... искусство звонаря... вы, кстати, можете у нас, в архиве Радио ВЕРА, найти замечательные рассказы звонаря Андреевского монастыря московского, где он интересно очень рассказывает... но это, действительно, искусство. Сейчас оно уже несколько уходящее. Несмотря на количество храмов, всё больше моих знакомых священников, настоятелей храмов, с удовольствием, хвастаются, что: «Вот, у меня есть приложение в мобильном телефоне, а в приложении — целый набор звонов. Зачем мне какой-то звонарь, который... там... сегодня хорошо звонит, завтра плохо... и ещё надо найти, чтоб умел звонить... А, вот, я тут набираю нужную комбинацию, и мне — и такой звон, и сякой звон... и всё автоматизировано...»

Да, красиво... но, наверное, без души! Это — как электропианино, которые в салунах стоят, и играют всё, что вы захотите. Представляете, пианист — он играет, как умеет, а тут вам — играет всё, как заведено...

А, вот, тут — целое искусство — настоящий звон. От звонаря — живого.

Давайте, обратимся к концерту, который 6 ноября в Вегас-Сити-Холл пройдёт. Хор Свято-Троицкой Сергиевой Лавры будет вас ждать.

«Преподобный Сергий Радонежский — собиратель земель русских» — объединённый хор Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и Московской Духовной Академии. Билеты вы ещё можете найти в Интернете — они продаются, приходите, это будет очень красивое действо.

Вообще, мужские хоры — это очень красиво. Ни в коем случае не хочу ущемить хоры женских монастырей, женские хоры, смешанные хоры, но, вот, мне... как-то, вот, у меня отзывается мужской хор всегда очень в сердце. Когда я слышу, я стараюсь сделать погромче — особенно, если ещё и произведения, которые исполняются, приятно ложатся на сердце, или какие-то любимые из Богослужений.

А что услышат гости концерта в исполнении хора Лавры и хора Академии?

О. Поликарп:

— Поскольку нынешний год является юбилейным, то он ознаменован разными культурными событиями, и событиями духовными. Конечно, это — торжественные Богослужения, конечно, это разные мероприятия, молебны. Это и выход мультфильма для детей о преподобном Сергии, это — археологическая выставка, где люди смогли увидеть вещи, которые принадлежали преподобному Сергию. Потому, что, начиная с 2010 года и по сей день, в Лавре идут раскопки, и, как раз, дошли до слоя XIV века. То есть, можно было вживую потрогать, посмотреть те вещи, которыми пользовались ученики преподобного Сергия, а, возможно даже, и сам преподобный Сергий.

Это и фестиваль, который происходил в Лавре на площади. И, поскольку, концерт, который будет в Вегасе, и его название «Преподобный Сергий — собиратель русских земель», и в этом году, действительно, преподобный Сергий вновь собрал всех людей на молитву, собрал на утешение, на подкрепление. В частности, ковчег с частицей мощей преподобного Сергия был принесён в 58 епархий России, 15 епархий Белоруссии и 7 епархий Казахстана. То есть, более 80-ти епархий преподобный Сергий своими честными мощами смог посетить. И надо отметить, что общая протяжённость маршрута составила 50000 км — очень, такой, хороший показатель. И, ведя статистику — сколько людей смогли приложиться к игумену земли русской — это число 900000 человек. То есть, практически, миллион.

А. Пичугин:

— А чем это важно? Ну, человек обращается в молитве... он верующий — обращается в молитве к преподобному Сергию, у себя дома, за тысячи километров от Лавры. Есть у него возможность оказаться в Лавре — он идёт к мощам. А в чём важность того, что ковчег в мощами проезжает, вот, такое огромное расстояние по всей стране?

О. Поликарп:

— Действительно, совершая такое паломничество, и задаваясь подобным вопросом, мы ответ нашли в лицах тех людей, которые подходили к ковчегу.

Кто-то, допустим, по той или иной немощи или болезни, не может совершить путешествие в Лавру, кто-то обременён работой, либо служением, и не может посетить Сергиев Посад. И, когда святыня приходила в город... и по благословению Святейшего Патриарха, как раз, который на совещании присутствовал... и обсуждали эти узловые моменты... и было принято решение, чтобы не один день святыня побыла в городе, а, как минимум, три дня. Чтобы все люди, несмотря на занятость, работу, и то или иное служение, которое каждый из нас совершает, смогли посетить и помолиться у игумена земли Русской.

Конечно же, это было невозможно без поддержки, которую нам оказывал и Святейший Патриарх, и Всемирный Русский Народный Собор, которые нам помогли не только эти дела организовать, но и тот самый концерт в Вегасе.

А. Пичугин:

— Итак, концерт в Вегасе!

О. Поликарп:

— Вот, подходим, как раз, к тому самому моменту. Продолжительность концерта будет 90 минут — будет одно отделение, где будут исполнены и церковные песнопения, и духовные, и народные песнопения.

Первые песнопения, которые будут исполнены, это, конечно же, тропарь преподобному Сергию, предначинательный псалом и те или иные песнопения, которые... автор которых иеромонах Нафанаил Бочкало.

Надо сказать, что этот композитор и его биография, порой, неизвестны в наши дни, но он был очень известным человеком в XIX и ХХ веках — был композитором, участвовал во многих проектах, как бы мы сейчас сказали.

Путь его начался с того, что он был певчим в Санкт-Петербурге, в знаменитом Исаакиевском Кафедральном соборе. В течение трёх лет, он занимался в Консерватории и раскрывался его талант. Он путешествовал по Европе, во многих известных городах был в турне. И, вот, в 28 лет — самый расцвет творчества — он всё оставляет, и уходит в обитель преподобного Сергия, где также он развивает свой певческий талант, где он сочиняет песнопения, которые я, вот, сейчас озвучил, только что, и которые будут исполнены хором Лавры и хором МДА.

И иеромонах Нафанаил в 1910 году становится членом Синодальной комиссии по вопросам церковного пения. В это время он сочиняет гимны, канты, пьесы духовного содержания, и становится известным, вот, хоровым деятелем.

Следующее песнопение, которое будет исполнено — это молитва преподобному Сергию «О, священная главо...» Композитор — Зубачевский. Надо отметить, что этот композитор был знаком с такими великими композиторами Московской школы, как Чесноков, Кастальский. И, кроме тропаря Пятидесятницы — главного тропаря обители преподобного Сергия, потому, что главный храм Лавры — это Троицкий собор — вот, вошла в репертуар, как раз, вот эта вот молитва.

И надо отметить, что достойным украшением концерта будет произведение Рахманинова. Сергей Васильевич Рахманинов — знаменитый русский дворянин, автор музыки, которая и символом русской музыки является...

А. Пичугин:

— Ну, он просто знаменитый композитор. А то, что он, там, дворянин — это уже, наверное, отдельный разговор... это просто наш... Это композитор, который поднял ещё, на очередную ступень, нашу музыку в каком-то общемировом контексте.

О. Поликарп:

— И, более того, является символом русской музыки. И, вот, как раз, его произведение прозвучит на концерте силами объединённого хора.

А. Пичугин:

— Простите... я сейчас что-то упустил... а прозвучит что-то из «Всенощной» Рахманинова? Или — просто из его произведений?

О. Поликарп:

— Песнопение, посвящённое Божией Матери «Богородице, Дево, радуйся...»

А. Пичугин:

— Понятно.

О. Поликарп:

— И продолжат концерт песни — духовно-патриотические, духовные песни. И, надо отметить, что песня нужна людям, песня объединяет людей. И, как раз, вот, День народного единства, который 4 ноября празднуется, и концерт 6 ноября будет тому подтверждением. Потому, что в песне содержится тысячелетняя история нашего народа, в песне отражается жизнь людей, их труд, мысли, настроение, чувство, умение и познание.

И, надо отметить, что одним из таких, вот, знаковых произведений будет песня «Русь называют святою...» — те переливы, те моменты, тот текст, который прозвучит из уст певчих, он, действительно, вдохновляет и окрыляет.

Вот, вспомним те самые слова: «Вьётся к погосту дорога. Звон колокольный затих. Молят усопшие Бога о заплутавших живых...»

А. Пичугин:

— А будет ли какая-то светская часть в концерте, с исполнением светских песен? Ну, просто... если мы говорим о духовных песнопениях, то сложно в них вычленить тысячелетнюю историю и духовную культуру русского народа... ну, духовную, наверное... но культуру именно русского народа — тем более, что большинство из этих песнопений — это фрагменты богослужебные. Та же «Богородице, Дево, радуйся...» Рахманинова — понятно, что она исполняется за Всенощным бдением.

О. Поликарп:

— Здесь... конечно же, это такие песни, как «За тихой рекою...», которая приводит к нашей природе, это и «Молитва» — призыв к молитве за Святую Русь: «Помолюсь, чтобы русский дух не потух, чтобы русский лес не исчез...» — и, вот, многие такие сравнительные образы. Ну, и, конечно, такая, вот, военная песня «Вечер на рейде», которая откликается в сердцах наших моряков, военнослужащих, и это будет... такая, вот... хорошая поддержка.

И, в заключение, будет песнопение «С нами Бог!», музыку которого составил священник Василий Зиновьев.

Вот, действительно, непростая судьба у него была. В Первую Мировую войну он был полковым священником в пехотном полку — то есть, переносил, вместе с солдатами, тяготы Мировой войны. И надо отметить, что его творчество происходило в Ярославской губернии, и примечательно, что в то время епархией Ярославской управлял Тихон Беллавин — будущий Святейший патриарх Московский и всея Руси.

И, вот, это, вот, произведение его «С нами Бог!» — особенно, музыка его — надо отметить, что многие, когда выходят после этого песнопения, и делятся эмоциональным настроем — то все идут под эту музыку, все её напевают... этот ритм... и, действительно, не просто так священник Василий Зиновьев это всё совершил и написал — потому, что это произведение было посвящено 100-летию со времени окончания войны 1812 года. Поэтому, и постарался всё это передать максимально.

А. Пичугин:

— Друзья, это интересно будет очень! Приходите на концерт в Вегас-Сити-Холл 6 ноября объединённого хора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и хора Московской Духовной Академии. Чудесные песнопения прозвучат в этот день в этот день — 6 ноября в Вегас-Сити-Холл. Билеты — ещё можете найти в Интернете по запросу этого концерта, обязательно, они ещё есть в продаже. Приходите, будет интересно!

Мы напомним, что сегодня в гостях у светлого радио, в программе «Светлый вечер», был иеромонах Поликарп Тибанов — руководитель Паломнического центра Свято-Троицкой Сергиевой лавры.

Спасибо большое!

Я — Алексей Пичугин. Мы прощаемся — до новых встреч! Всего доброго и будьте здоровы!

До свидания!


Все выпуски программы Светлый вечер

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем