XVI век от Рождества Христова. На северо-западных рубежах России под руководством игумена Корнилия растет и укрепляется Псково-Печёрский монастырь. Никогда еще не была столь многочисленна братия обители и столь разнообразны её труды. Одни монахи строят храмы, другие расширяют пещеры, третьи возводят мощную стену для защиты от врагов. В мастерских работают кузнецы, гончары, иконописцы. Трудами игумена собирается большая библиотека и возрождается летописная традиция.
Есть люди, вся жизнь которых неутомимый подвиг созидания. Именно таким был игумен Корнилий. По характеру – тих, кроток, но при этом строг, он вставал с восходом и всего себя отдавал делам. В те времена богатые миряне нередко уходили в монастырь. Принимая постриг, они жертвовали обители крупные сумы денег, а потому почитали себя на особом положении. Не считаясь с монастырским уставом, они жили по своему разумению. Отец игумен повёл с этим решительную борьбу.
Вокруг монастыря жили большей частью язычники – Эсты и Сету. Братия обители проповедовали среди них православие не только словом, но и делом. На средства, которые несли в монастырь богатые миряне, они строили больницы, сиротские дома, церкви. Во время мора и войн русского государства с Ливонским орденом братия не запиралась за высокими стенами монастыря, пережидая тяжёлые времена, а продолжала помогать окрестным жителям. Корнилий в своём милосердии не разбирался, кто православный, а кто нет, помогал всем, кто оказывался в беде.
Добрые дела прочнее камня в памяти народной и в глазах Царя Небесного. Во время войны с Ливонией игумен Корнилий возвёл вокруг обители мощную стену. Предание сообщает, что это и стало причиной его мученической кончины. Царь Иоанн Грозный, приехавший в псковско-печёрские земли, увидел массивные укрепления монастыря и заподозрил, что здесь зреет мятеж. Когда Корнилий вышел навстречу Иоанну за монастырские ворота, разгневанный царь одним ударом отсёк игумену голову. Но тут же понял, какое непоправимое зло совершил, поднял безжизненное тело на руки и понес в монастырь. Дорожка, по которой он шёл, зовется с тех пор «кровавым путём». Так пред воротами отстроенной им обители закончил свой жизненный путь преподобномученик Корнилий. Тело его монахи погребли в пещерах. Через 120 лет нетленные мощи святого перенесли в Успенскую церковь, где хранятся они и поныне.
Иные делают вклады в спасение души богатыми дарами, но не таков был игумен Корнилий, неутомимый труженик во славу Господню. Вкладом его были добрые дела. И они прорастали обильными всходами, и чем больше он трудился, тем выше поднимался росток горчичного зерна, тот, о котором сказано Христом: когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его.
5 декабря. О добродетели благодарения Богу

В 4-й главе 1-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением».
О добродетели благодарения Богу — игумен Назарий (Рыпин).
Благодарность — это вообще духовное состояние христианина, необходимое, потому что в этом есть уже предвкушение жизни будущего века, где всякая тварь будет воздавать поклонение Богу и благодарение Ему. Поэтому очень важно в нашей христианской жизни не только каяться, не только смиряться, но, конечно же, иметь благодарность Богу.
И на это обращает внимание апостол Павел, чтобы мы в том, что избираем, благодарили Бога. Это отсылка ещё к иудейским воззрениям на чистые и нечистые продукты. И то, что было ещё апостолу Петру открыто, то, что Бога светил ты не скверни, то есть не оскверняй. Поэтому всё, что принимается с благодарением, будет нам на пользу, потому что не то, что входит в уста, оскверняет нас, — сам Христос сказал об этом в Евангелии, — но то, что исходит из наших уст. Это всякие гнилые слова, гневные слова, оскорбительные и так далее, слова, которые убивают.
Поэтому важно смотреть на то, что в нас, и с благодарением принимать то, что нам подаётся от Бога.
Все выпуски программы Актуальная тема
5 декабря. О мотивации добровольного служения ближним
Сегодня 5 декабря. День волонтёра в России.
О мотивации добровольного служения ближним — протоиерей Михаил Самохин.
Добровольчество — категория, безусловно, христианская. «Друг друга бремена носите, и так исполните закон Христов», — призывает нас святой апостол Павел. И это не только о взаимном терпении недостатков, к которому призван каждый из нас. Это и прямой призыв к тому, чтобы помогать ближним.
Пример добровольного служения ближним показали нам многие святые. Один из близких к нам по времени примеров — служение сёстрами милосердия святых царственных страстотерпцев, императрицы Александры и великих княжон Ольги, Татьяны, Марии, Анастасии. И это, конечно же, далеко не единственный пример.
Мотивация христианина, добровольно помогающего своему ближнему, предельно проста: он делает то, что делает ради Христа, видя в ближнем образ Спасителя и зная, что сам Господь поступал так же, исцеляя, воскрешая из милосердия, жалости и любви к людям.
К сожалению, сейчас доброе имя волонтёра стало использоваться разного рода посредниками. Между нашими воинами и тем, кто хочет им помочь здесь, в мирной жизни, волонтёрству нужно вернуть доброе имя. И сделать это можем в том числе и мы, православные христиане, своим примером, совершая подвиг служения ближним ради Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
5 декабря. О личности Афанасия Фета

Сегодня 5 декабря. В этот день в 1820 году родился русский поэт и переводчик Афанасий Фет.
О его личности — протоиерей Василий Гелеван.
Воспоминания о детстве Афанасия Афанасьевича крайне редко встречаются. Это продиктовано особенностями характера его отца: он был человек суровый, скупой на ласку, а вот мать была терпеливой, покорной женщиной. В доме царила атмосфера тоски, мрака и тягости. Афанасию было просто неуютно в родительском доме, поэтому, как только получилась такая возможность, он тут же оставил родителей.
В 14 лет его огорошили известием о том, что он не имеет права носить фамилию своего отца, и дворянство тоже он лишается. А всё потому, что его родители венчались после того, как родился малыш. Суров закон, но закон. Конечно, это ударило по честолюбию юноши, и он поставил себе цель во что бы то ни стало однажды вернуть себе дворянство.
Когда-то в его жизни появилась девушка по имени Мария Лазич, сербских корней. Девушка, которая искренне любила его и которую он любил, но в то время он ещё был одержим своим идеями по восстановлению своего дворянского чина. И когда он сказал девушке о том, что сейчас не готов, что «мы ещё слишком бедны, у нас ещё своего угла нет», и всё прочее, что на самом деле актуально и сегодня, что можно услышать из уст молодых людей, что является своего рода препятствием к вступлению в брак, они всё оттягивают это на потом и даже вступать в брак не хотят. Всё встать на ноги хотят.
Вот история Афанасия Фета очень поучительна в этом смысле. Он сказал эти слова девушке, а девушка ему ответила, что она готова с ним идти на край света и даже просто впроголодь жить, но лишь бы только вместе с ним.
А он развернулся и поехал по служебным делам. И вскоре, когда командировка кончилась, он вернулся и узнал, что на самом деле случилась трагедия, что девушка сгорела буквально заживо. Его единственная любовь ушла из этого мира, и он понял, что он больше никогда не будет любить никого так и что ушла та, которая любила его больше, чем все вокруг. А он потом ещё женится, причём удачно, он станет богатым человеком и даже дворянство восстановит. Но счастья он больше никогда не встретит. И все его лирические посвящения будут адресованы Марии Лазич, единственной любви его жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема












