XVI век от Рождества Христова. На северо-западных рубежах России под руководством игумена Корнилия растет и укрепляется Псково-Печёрский монастырь. Никогда еще не была столь многочисленна братия обители и столь разнообразны её труды. Одни монахи строят храмы, другие расширяют пещеры, третьи возводят мощную стену для защиты от врагов. В мастерских работают кузнецы, гончары, иконописцы. Трудами игумена собирается большая библиотека и возрождается летописная традиция.
Есть люди, вся жизнь которых неутомимый подвиг созидания. Именно таким был игумен Корнилий. По характеру – тих, кроток, но при этом строг, он вставал с восходом и всего себя отдавал делам. В те времена богатые миряне нередко уходили в монастырь. Принимая постриг, они жертвовали обители крупные сумы денег, а потому почитали себя на особом положении. Не считаясь с монастырским уставом, они жили по своему разумению. Отец игумен повёл с этим решительную борьбу.
Вокруг монастыря жили большей частью язычники – Эсты и Сету. Братия обители проповедовали среди них православие не только словом, но и делом. На средства, которые несли в монастырь богатые миряне, они строили больницы, сиротские дома, церкви. Во время мора и войн русского государства с Ливонским орденом братия не запиралась за высокими стенами монастыря, пережидая тяжёлые времена, а продолжала помогать окрестным жителям. Корнилий в своём милосердии не разбирался, кто православный, а кто нет, помогал всем, кто оказывался в беде.
Добрые дела прочнее камня в памяти народной и в глазах Царя Небесного. Во время войны с Ливонией игумен Корнилий возвёл вокруг обители мощную стену. Предание сообщает, что это и стало причиной его мученической кончины. Царь Иоанн Грозный, приехавший в псковско-печёрские земли, увидел массивные укрепления монастыря и заподозрил, что здесь зреет мятеж. Когда Корнилий вышел навстречу Иоанну за монастырские ворота, разгневанный царь одним ударом отсёк игумену голову. Но тут же понял, какое непоправимое зло совершил, поднял безжизненное тело на руки и понес в монастырь. Дорожка, по которой он шёл, зовется с тех пор «кровавым путём». Так пред воротами отстроенной им обители закончил свой жизненный путь преподобномученик Корнилий. Тело его монахи погребли в пещерах. Через 120 лет нетленные мощи святого перенесли в Успенскую церковь, где хранятся они и поныне.
Иные делают вклады в спасение души богатыми дарами, но не таков был игумен Корнилий, неутомимый труженик во славу Господню. Вкладом его были добрые дела. И они прорастали обильными всходами, и чем больше он трудился, тем выше поднимался росток горчичного зерна, тот, о котором сказано Христом: когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его.
Послание к Галатам святого апостола Павла

Гал., 202 зач., II, 11-16.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Приходилось ли вам оказываться в очень неприятной, дискомфортной ситуации, когда вы приглашены за стол — а там находятся блюда, которые вы ну никак не можете употреблять? Сегодняшний отрывок из послания апостола Павла к Галатам — очень проникновенное повествование о схожей истории из жизни раннехристианской общины.
Глава 2.
11 Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию.
12 Ибо, до прибытия некоторых от Иакова, ел вместе с язычниками; а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных.
13 Вместе с ним лицемерили и прочие Иудеи, так что даже Варнава был увлечен их лицемерием.
14 Но когда я увидел, что они не прямо поступают по истине Евангельской, то сказал Петру при всех: если ты, будучи Иудеем, живешь по-язычески, а не по-иудейски, то для чего язычников принуждаешь жить по-иудейски?
15 Мы по природе Иудеи, а не из язычников грешники;
16 однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть.
Антиохия — ключевой миссионерский центр ранней Церкви. Тут уже сложилось общение за одним столом иудеев и бывших язычников. Это был своего рода «прорыв» в отношениях, знак новой, мессианской общины без всяких религиозных «стен». Но когда туда приходят «некоторые от Иакова» — то есть из христиан из иудейской среды, то Пётр, который ранее ел вместе с язычниками, «стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных» (Гал 2:12). Павла это глубоко зацепило и возмутило: ведь налицо — лицемерие, или, как сказали бы сегодня, «адаптивное поведение» — когда человек в зависимости от направления ветра, поворачивает свой «флюгер». И Павел пошёл на прямой конфликт с Петром, как он сам пишет, «лично противостал ему» (2:11), сказав, что придерживающиеся такого закона, не прямо (греч. οὐκ ὀρθοποδοῦσιν — «не идёт прямо, не держит правильную линию шага) поступают по истине Евангельской.
Эта двойственность казалась настолько логичной и оправданной, что даже другой апостол — Варнава — был увлечён таким лицемерием, буквально «затянут» в эту некрасивую игру.
Но почему апостол Павел решается в прямом смысле слова «выносить сор из избы»? Ответ очевиден: публичный соблазн требует публичного же исцеления! И ради этого, прекрасно зная, что его и так не особо-то любят другие апостолы, Павел идёт на ещё большее обострение и без того напряжённых отношений. Неужели он хочет разрыва? Отнюдь: он верит в то, что через этот кризис столкновения разных смыслов произойдёт рождение новой общности, новой христианской идентичности, в которой подобные разделения уже не будут возможны.
То, что произошло в Антиохии, — это вовсе не спор о власти в Церкви, это преодоление проявившихся напряжений ради Евангельской истины. И, как мы видим из истории древней Церкви, все участники этого конфликта оказались в итоге на высоте, одни — принеся осознание и покаяние, другие — не кичась своей непреклонности в отстаивании истины.
Вот к этому, дорогие друзья, и мы с вами призваны: в любом конфликте или напряжении прежде всего искать не какую-то личную выгоду — пусть даже психологическую — но прежде всего заботиться о правде Христовой, о правде Евангельской — и тогда любое столкновение послужит всем только на пользу!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поддержка для бойцов, получивших тяжёлые ранения

Проект «Альфа-Поддержка» организует разностороннюю помощь для участников специальной военной операции: юридическую, психологическую, финансовую и волонтёрскую. Добровольцы навещают раненных бойцов в госпиталях Москвы и Подмосковья, заботятся о них и подбадривают.
Максим — один из подопечных проекта. До начала специальной военной операции работал экскаваторщиком на Сахалине, а получив повестку, отправился в зону конфликта. Ранение лишило мужчину руки и ноги, но не сломило. Пока Максим лежал в госпитале, всерьёз увлёкся рисованием. Больничная палата превратилась в мастерскую: на холстах запестрели летние луга, яркие закаты и северное сияние. Одна из его картин даже попала на выставку в Дарвиновский музей в Москве! Теперь мужчина мечтает открыть художественную студию, помогать другим людям рисовать и проживать эмоции через творчество.

С волонтёрами проекта «Альфа-Поддержка» Максим познакомился в госпитале, во время турнира по шашкам. Тогда он стал победителем. «Это моя первая медаль. Теперь есть что показать дочкам», — с улыбкой признался мужчина. Максим старался сохранять хороший настрой и всё же ему было непросто. Он не мог свободно передвигаться, а значит и быть самостоятельным. Чтобы его поддержать, добровольцы организовали сбор на электрическое средство передвижения в рамках проекта «Альфа-Поддержка». На просьбу о помощи бойцу откликнулось множество неравнодушных людей, так мужчина вновь обрёл мобильность.
В проекте «Альфа-поддержка» много таких подопечных, как Максим, которые рисковали жизнью в зоне боевых действий, получили тяжёлые ранения и сейчас стараются вернуться к привычной жизни. Если вы хотите их поддержать, переходите на сайт проекта.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Святитель Николай Японский». Глеб Елисеев

Гостем программы «Исторический час» был кандидат исторических наук Глеб Елисеев.
Разговор шел о жизни, служении и миссионерских трудах святителя Николая Японского. Как в Японии появилась и развивалась русская духовная миссия и как трудами святителя Николая распространялось православие.
Все выпуски программы Исторический час