Когда в тысяча восемьсот семнадцатом году недавно откупившийся у своего барина крепостной крестьянин Павел Цуриков приобрёл на свои трудом и потом заработанные сбережения маленький участок самой дешёвой земли в селе Ивановском, что неподалёку от Ново-Иерусалимского монастыря, местные жители посмеивались между собой. Вот, мол, как человеку воля голову вскружила – купил первый попавшийся клочок, погнался за дешевизной! А земля-то тут неплодная, ничего не растёт, оттого и дешёвая. По такой только скот гонять!
Цуриков на насмешки внимания не обращал. Тем более что выращивать он ничего не собирался. На оставшиеся от покупки небольшие деньги он планировал построить мельницу. Для этого участок подходил идеально. Но мукомольным делом Цуриков заниматься не хотел. Свою мельницу он оборудовал специально под промывку сукна. Неподалёку, в Павловском, находилась суконная фабрика, и, по скромным расчётам Павла Григорьевича, сотрудничество с ней могло бы стать довольно выгодным делом.
Но даже в самых заоблачных мечтах Цуриков не мог вообразить, насколько востребованным окажется его небольшое предприятие! Заказов на промывку было так много, что вскоре доходы позволили Павлу Григорьевичу начать строительство собственной суконной фабрики в Ивановском. Так бывший крепостной превратился в успешного и богатого фабриканта.
Однако такая резкая перемена социального положения ничуть не изменила характера Павла Григорьевича. Он по-прежнему оставался скромным, добрым и чутким человеком, глубоко и искренне верующим христианином. Обретя новые возможности, он не бросился «навёрстывать упущенное» и окружать себя роскошью. Евангельский дух помощи ближнему Цуриков впитал с молоком матери и был абсолютно уверен: если Господь даровал ему богатство, нужно употребить его на пользу не только себе, но и другим.
Прежде всего, заботился Павел Григорьевич о рабочих своей фабрики. Для них была организована бесплатная медицинская помощь, инвалиды и старики получали от Цурикова пенсионные пособия, дети рабочих имели возможность бесплатно обучаться ремеслу. Если у кого-то из фабричных работников случался пожар, Павел Григорьевич безвозмездно выделял средства на покупку или строительство нового жилья и вообще старался помогать в любых бедах и нуждах.
Большое внимание Цуриков уделял общественной деятельности. На его плечах лежали обязанности директора Звенигородского попечительского комитета о тюрьмах, он был попечителем нескольких учебных заведений в Московской губернии. В Воскресенске Павел Григорьевич открыл частное приходское училище. Обучение в нём было бесплатным.
Но более всего отличился Павел Григорьевич на ниве церковной благотворительности. Щедрую помощь от него получали практически все истринские храмы, один из которых – церковь Успения Пресвятой Богородицы в Ивановском – Цуриков выстроил целиком и полностью на собственные средства. Это был поистине бесценный дар жителям села и рабочим суконной фабрики.
В Борисоглебском Аносинском монастыре, в то время небольшой и крайне бедной обители, он построил келейный корпус и гостеприимный дом, на содержание которого дважды в год жертвовал по пятьсот рублей серебром.
Огромную поддержку от Павла Григорьевича получал и Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь. На его пожертвования была отремонтирована и обновлена Рождественская церковь, позолочены купола и отреставрирован иконостас. В течение двенадцати лет Цуриков пожертвовал Воскресенскому монастырю и епархии более ста тысяч рублей.
Благодеяния Павла Цурикова распространялись не только на его родную Московскую губернию. Память о добром сердце фабриканта с берегов Истры хранят и в Петербурге, и в Сибири, и даже в Финляндии, где он оказывал поддержку православным храмам и монастырям.
Выходит, напрасно иронизировали крестьяне села Ивановского: кусок бесплодной земли принёс щедрые плоды добрых дел – на сотни лет вперёд.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер