Когда речь идёт о людях, всецело поглощённых наукой, кажется, что в их жизни нет места для любви. Хирург Николай Пирогов к браку с Александрой Бистром сначала отнёсся формально. Но результат превзошёл самые смелые ожидания: опыт обернулся счастливой семейной жизнью.
Коллеги говорили про Пирогова, что ему нельзя жениться, поскольку он «будет на жене опыты ставить». И правда, Николай Иванович долго ходил в холостяках. Он женился на Катеньке Березиной только в 32 года. Вскоре у супругов родился сын Николай. Но счастье оказалось недолгим. При рождении второго сына - Владимира - Екатерина умерла. Горю Пирогова не было предела. В смерти жены он винил себя.
Спустя четыре года, понимая, что детям нужна опека, Николай Иванович решил жениться во второй раз. О любви он не думал, искал скорее женщину-друга. И даже написал трактат о том, какой должна быть его будущая жена. Список предполагаемых достоинств растянулся на девять страниц: супруге вменялось в обязанность заниматься самообразованием, помогать мужу в его делах и ни в коем случае не быть светской пустышкой.
На одном из вечеров, в присутствии множества дам Пирогов прочёл этот список вслух. Среди женщин прошла волна возмущения и только одна девушка не фыркала, а утирала слёзы. Пирогов понял: это она. Избранницей хирурга оказалась 20-летняя баронесса Александра фон Бистром. На другой же день Николай Иванович сделал ей предложение и получил согласие.
Они обвенчались через четыре месяца после первой встречи. Сразу после свадьбы супруги уехали в родовое имение Саши и весь медовый месяц Пирогов увлечённо оперировал. Жену это нисколько не удивляло, она знала, за кого вышла замуж и восхищалась Николаем. Дети Пирогова сразу потянулись к Саше и стали называть её мамой.
Позже супруги переехали жить в имение Вишни, под Винницей. Александра Антоновна оказалась замечательной женой и настоящей сподвижницей Николая Ивановича. Составляла расписание мужа, ассистировала ему при операциях, воспитывала Колю и Володю и внимательно следила за тем, чтобы муж всегда был прилично одет. И Пирогов по-настоящему полюбил Сашу, посвящал ей стихи.
Семейное счастье омрачали служебные неприятности Николая Ивановича. Где бы он ни работал, будь то Академия Наук или фронтовой госпиталь – Пирогов участвовал в Крымской войне – он везде наживал себе врагов. Будучи исключительно честным человеком, требовал того же от других. Это была борьба с ветряными мельницами, и Александра Антоновна прекрасно понимала, что для мужа она окончится опалой и отставкой. Так и вышло.
Оставшись не у дел, Пирогов открыл в Вишнях больницу и принимал всех желающих. А они приезжали к нему со всей России. Правда, тут не обошлось без конфуза. Николай Иванович был уверен, что лечит людей бесплатно. И случайно узнал, что Александра Антонова за его спиной берёт с больных гонорары. Ошарашенный Пирогов устроил жене скандал. На него не действовали никакие доводы: ни то, что в семье нет денег – Николая Ивановича лишили всех пособий, оставив лишь пенсию. Ни то, что детей нужно учить. Ни то, что лекарства, которые Пирогов раздаёт больным стоят огромных денег. Николай Иванович был непреклонен: больше никаких гонораров! Супруге пришлось смириться. Она по-прежнему занималась административными делами больницы, вела финансы и переиздавала книги мужа, отдавая весь доход от них в пользу неимущих студентов.
Пирогов работал до своего последнего часа. После смерти мужа Александра Антоновна возвела в Вишнях усыпальницу, часовню и храм. И до самой смерти приходила туда каждый день.
Современники говорили, что она очень любила мужа, потому что только сильно любя, можно тридцать лет прожить пусть с гениальным, но очень непростым человеком. Сам же Николай Иванович в конце жизни назвал своё чувство к жене истинным.
Послание к Галатам святого апостола Павла

«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Гал., 204 зач., II, 21 - III, 7.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Простите, если сразу введу в смущение — но придётся потерпеть. Хорошо ли вы понимаете, чем «дурак» отличается от ... «дурня?» Эту разницу нам поможет понять отрывок из 2-й и 3-й глав послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах во время литургии. Давайте его послушаем.
Глава 2.
21 Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер.
Глава 3.
1 О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?
2 Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?
3 Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?
4 Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы!
5 Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере?
6 Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность.
7 Познайте же, что верующие суть сыны Авраама.
Апостол Павел обращается с посланием к Галатам в связи с тем, что вскоре после его отъезда из Галатии — а это область в центральной Анатолии, территории нынешней Турции — как они быстро капитулировали перед иудействующими проповедниками, которые утверждали прямо противоположное Павлу: верить во Христа недостаточно, необходимо также обрезание и вообще соблюдение иудейских религиозных предписаний. Неудивительно, что, узнав об этом, апостола охватывает искреннее возмущение — не потому, что ходят всякие еретики, а именно потому, что галаты очень быстро и легко переметнулись на противоположную сторону.
Вот мы и подошли к слову, с которого начали сегодняшний комментарий — в греческом это слово звучит так: «ὦ ἀνόητοι Γαλάται τίς ὑμᾶς ἐβάσκανεν οἷς κατ᾿ ὀφθαλμοὺς Ἰησοῦς Χριστὸς προεγράφη ἐσταυρωμένος (Γαλ.3:1)» Здесь каждое слово заслуживает тщательного разбора. ἀνόητοι — утратившие разумение, или «съехавшие с катушек», «объюродившие» — но в контексте самой тональности послания это кажущееся оскорбительным слово всё же звучит иначе, не как оскорбительное «ну и дурак же ты!» — а как «ну ты и дурень!» Чувствуете разницу?
Дальше — ещё интереснее. Великолепная игра слов и смыслов. Русский перевод эту игру не передаёт: «кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?». «Прельстил» — глагол βασκαίνω — околдовывать, «сглазить», обольщать. Причём именно «сглаз» — наиболее точно передаёт смысл. Что? Апостол допускает возможность сглаза? Одним словом, полное фиаско. Но — не будем торопиться.
Сглаз или очарование — одно из наиболее понятных для простых людей представление о силе магического воздействия, волшебном мороке, в который может погрузить другого человека колдун своими действиями. Сегодня бы мы сказали, это нахождение в состоянии изменённого сознания, когда сам человек уже не вполне как бы понимает, что он делает: он сбит с толку, эмоционально перегружен, интеллектуально запутан, и его «внутренний процессор» перегревается и хочет только одного — остыть. Чтобы человек не вышел из этого состояния, необходимо как бы «подвесить перед глазами» какую-то очень заманчивую, маячащую идею, или образ, или мечту — устремляясь к которой человек и не сможет выйти из этого морока.
И смотрите, что дальше говорит апостол. «Кто же, и главное — чем — вас смогли так заморочить, когда перед вами — явный, выразительный, пронзительный образ Распятого Спасителя? Настолько живо воспринятый вами — что словно бы и распят он был прямо здесь?» Как можно было оторвать взор своей души от Него — и увлечься... чем? Замшелой ветхозаветной казуистикой, совершенно чуждой и даже противной вам самим? Ну, ребята, вы и дурни!.. совсем не туда смотрите!
Вот к какому выводу подталкивает нас весь этот эпизод: иметь в своём внутреннем мире определённые «якоря», зацепки, которые были бы достаточно сильно эмоционально окрашены, чтобы, когда нас начинает бросать из стороны в сторону, мы могли бы за них крепко ухватиться, особенно если нас кто-то пытается сбить с толку!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Жизнь как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о жизни, как удивительном даре от Бога и как достойно распорядиться этим даром.
Этой программой мы открываем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Все выпуски программы Светлый вечер
«Союз русских женщин». Каролина Коваль, Анна Садриева

У нас в студии были президент фонда Императора Николая II Анна Садриева и историк, председатель Союза русских женщин Каролина Коваль.
Разговор шел об основанном императрицей Александрой Фёдоровной Союзе русских женщин, как эта организация занималась благотворительностью и содействием развитию ремёсел и как сегодня возрождаются эти традиции.
Все выпуски программы Светлый вечер