Когда речь идёт о людях, всецело поглощённых наукой, кажется, что в их жизни нет места для любви. Хирург Николай Пирогов к браку с Александрой Бистром сначала отнёсся формально. Но результат превзошёл самые смелые ожидания: опыт обернулся счастливой семейной жизнью.
Коллеги говорили про Пирогова, что ему нельзя жениться, поскольку он «будет на жене опыты ставить». И правда, Николай Иванович долго ходил в холостяках. Он женился на Катеньке Березиной только в 32 года. Вскоре у супругов родился сын Николай. Но счастье оказалось недолгим. При рождении второго сына - Владимира - Екатерина умерла. Горю Пирогова не было предела. В смерти жены он винил себя.
Спустя четыре года, понимая, что детям нужна опека, Николай Иванович решил жениться во второй раз. О любви он не думал, искал скорее женщину-друга. И даже написал трактат о том, какой должна быть его будущая жена. Список предполагаемых достоинств растянулся на девять страниц: супруге вменялось в обязанность заниматься самообразованием, помогать мужу в его делах и ни в коем случае не быть светской пустышкой.
На одном из вечеров, в присутствии множества дам Пирогов прочёл этот список вслух. Среди женщин прошла волна возмущения и только одна девушка не фыркала, а утирала слёзы. Пирогов понял: это она. Избранницей хирурга оказалась 20-летняя баронесса Александра фон Бистром. На другой же день Николай Иванович сделал ей предложение и получил согласие.
Они обвенчались через четыре месяца после первой встречи. Сразу после свадьбы супруги уехали в родовое имение Саши и весь медовый месяц Пирогов увлечённо оперировал. Жену это нисколько не удивляло, она знала, за кого вышла замуж и восхищалась Николаем. Дети Пирогова сразу потянулись к Саше и стали называть её мамой.
Позже супруги переехали жить в имение Вишни, под Винницей. Александра Антоновна оказалась замечательной женой и настоящей сподвижницей Николая Ивановича. Составляла расписание мужа, ассистировала ему при операциях, воспитывала Колю и Володю и внимательно следила за тем, чтобы муж всегда был прилично одет. И Пирогов по-настоящему полюбил Сашу, посвящал ей стихи.
Семейное счастье омрачали служебные неприятности Николая Ивановича. Где бы он ни работал, будь то Академия Наук или фронтовой госпиталь – Пирогов участвовал в Крымской войне – он везде наживал себе врагов. Будучи исключительно честным человеком, требовал того же от других. Это была борьба с ветряными мельницами, и Александра Антоновна прекрасно понимала, что для мужа она окончится опалой и отставкой. Так и вышло.
Оставшись не у дел, Пирогов открыл в Вишнях больницу и принимал всех желающих. А они приезжали к нему со всей России. Правда, тут не обошлось без конфуза. Николай Иванович был уверен, что лечит людей бесплатно. И случайно узнал, что Александра Антонова за его спиной берёт с больных гонорары. Ошарашенный Пирогов устроил жене скандал. На него не действовали никакие доводы: ни то, что в семье нет денег – Николая Ивановича лишили всех пособий, оставив лишь пенсию. Ни то, что детей нужно учить. Ни то, что лекарства, которые Пирогов раздаёт больным стоят огромных денег. Николай Иванович был непреклонен: больше никаких гонораров! Супруге пришлось смириться. Она по-прежнему занималась административными делами больницы, вела финансы и переиздавала книги мужа, отдавая весь доход от них в пользу неимущих студентов.
Пирогов работал до своего последнего часа. После смерти мужа Александра Антоновна возвела в Вишнях усыпальницу, часовню и храм. И до самой смерти приходила туда каждый день.
Современники говорили, что она очень любила мужа, потому что только сильно любя, можно тридцать лет прожить пусть с гениальным, но очень непростым человеком. Сам же Николай Иванович в конце жизни назвал своё чувство к жене истинным.
Псалом 12. Богослужебные чтения

Этот мир приносит нам не только радость. Значительное место в нём занимают и трудности, испытания, которые, в одних случаях, посылаются Богом как вразумление. В других — как укрепление, как путь, ведущий человека к большим высотам. Именно в таком смысловом контексте, необходимо понимать псалом 12-й, что читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 12.
1 Начальнику хора. Псалом Давида.
2 Доколе, Господи, будешь забывать меня вконец, доколе будешь скрывать лицо Твоё от меня?
3 Доколе мне слагать советы в душе моей, скорбь в сердце моём день и ночь? Доколе врагу моему возноситься надо мною?
4 Призри, услышь меня, Господи, Боже мой! Просвети очи мои, да не усну я сном смертным;
5 да не скажет враг мой: «я одолел его». Да не возрадуются гонители мои, если я поколеблюсь.
6 Я же уповаю на милость Твою; сердце моё возрадуется о спасении Твоём; воспою Господу, облагодетельствовавшему меня, и буду петь имени Господа Всевышнего.
Услышанный нами псалом, без сомнений, принадлежит перу царя и пророка Давида. Написан он был в крайне непростых обстоятельствах. А именно — Давид оказывается в изгнании, вынужден скрываться от безумного правителя Саула. Саул, поддавшийся порочным желаниям, был лишен благословения Божия и, соответственно, потерял право быть царём. В изначальном библейском понимании власть земная была неотделима от духовной чистоты. Соответственно, грешник, богоотступник править древним Израилем не мог. Саул это знал, но каяться не хотел. Наоборот, стремился погубить нового царя — праведного Давида, поставленного на царство пророком Самуилом. Давид же воевать с безумным царём не хотел и, в целом, был свободен от властолюбия. Поэтому предпочёл удалиться в изгнание. Но Саулу нужна была голова Давида. Он искал праведника, хотел убить его. И Давид в какой-то момент оказался на грани отчаяния.
В прозвучавшем псалме он задаёт Богу несколько вопросов. Каждый из них начинается со слова: Доколе. То есть — до каких пор. Давид уже много всего претерпел и не оступился от Бога. И вот он у Господа спрашивает — когда же будет положен конец страданиям, скитаниям? И праведник обращается к Богу с просьбой о помощи, о помиловании: Призри, услышь меня, Господи Боже мой! Просвети очи мои, да не усну я сном смертным; да не скажет враг мой: «я одолел его». В своём спасении Давид видит не личный расчёт. Для него противостояние с Саулом — это противостояние праведности и греха. И Давид понимает — так сложилась жизнь, что он (Давид) олицетворяет теперь верность Богу истинному. А потому — не имеет права проиграть, пасть, сдаться.
Но он также понимает, что единственным средством спасения является милость Божия. Больше надеяться просто не на кого и не на что. Интересно, что собирается Давид делать в случае спасения, избавления от преследований. Он отправится в Божий храм. И потому обещает Господу — «воспою Господу, облагодетельствовавшему меня, и буду петь имени Господа Всевышнего». Пример пророка Давида пусть воодушевит нас и научит одной важной вещи. Конечно, жизнь человека сама по себе имеет ценность. Но гораздо большее значение имеет то, как мы эту жизнь используем, чему её посвятим. Если хотим мы сделать действительно что-то важное, нужное, будем с благим дерзновением просить у Бога милости. А то доброе, что получилось сделать, посвящать Господу. Как всегда поступал царь и пророк Давид.
Псалом 12. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 12. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 12. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. Псалом Давида
2 Доколе, Господи, будешь забывать меня вконец,
доколе будешь скрывать лице Твое от меня?
3 Доколе мне слагать советы в душе моей,
скорбь в сердце моем день (и ночь)?
Доколе врагу моему возноситься надо мною?
4 Призри, услышь меня, Господи Боже мой!
Просвети очи мои, да не усну я сном смертным;
5 да не скажет враг мой: «я одолел его».
Да не возрадуются гонители мои, если я поколеблюсь.
6 Я же уповаю на милость Твою;
сердце мое возрадуется о спасении Твоем;
воспою Господу,
облагодетельствовавшему меня, (и буду петь имени Господа Всевышнего).
1 июня. О принципах обучения воспитанниц в Екатерининском институте благородных девиц

В этот день в 1798 году в Санкт-Петербурге учреждён Екатерининский институт благородных девиц.
О принципах обучения воспитанниц в его стенах — протоиерей Артемий Владимиров.
Этот институт святой Екатерины выпустил сотни и сотни девушек дворянского и мещанского сословия, которые за два года обучения овладевали европейскими языками, основательными знаниями по истории, филологии, космографии, а главное — умели делать всё, что относится к домоводству, приготавливая себя к служению в качестве частных педагогов и, конечно, домохозяек, супруг, будущих мам, которые владели всем спектром знаний и рукоделий, необходимых для созидания домашнего очага.
Интересно, что император Павел I говорил, что подобные глубокие, практические знания являются лучшим приданным для благочестивой девицы. Все они сохраняли свою чистоту, как это водилось и водится у культурных народов, блюдя себя для подвигов материнства, а кто-то, может быть, избирал и монашеское служение.
Насколько сегодня эти исторические данные о культуре материнства, о приготовлении девицы к служению Отечеству актуальны? И так хочется, чтобы наши родители, воспомянув означенные традиции, прививали девочкам бережное отношение к своему здоровью душевному и телесному, воскрешали идеалы чистоты и нравственности. И таким образом мы встречали бы сегодня новое поколение юных существ, готовых служить Отечеству самым великим подвигом — девством и материнством.
Все выпуски программы Актуальная тема