Послание апостола Павла к Галатам. Глава 6, стихи 11-18.
Апостолам, ученикам Христа, перемещаясь по Римской империи, а также по территориям за ее пределами, приходилось общаться с самыми разными народами. Наиболее ярким примером такого общения был, конечно же, апостол Павел. Во время своего первого миссионерского путешествия он, например, рассказывал о Христе и Его учении галатам - народности, проживавшей в Малой Азии и возникшей из-за слияния греков и галлов, предков французов. Галаты очень искренне приняли весть о Спасителе и Евангелии, но после ухода апостола Павла поддались влиянию лукавых лже-проповедников. Павел, не имея возможности вернуться в Галатию, направил ее христианам послание, в котором опровергал учение лже-проповедников.
6.11 Братья, видите, как много написал я вам своею рукою. 6.12 Желающие хвалиться по плоти принуждают вас обрезываться только для того, чтобы не быть гонимыми за крест Христов, 6.13 ибо и сами обрезывающиеся не соблюдают закона, но хотят, чтобы вы обрезывались, дабы похвалиться в вашей плоти. 6.14 А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира. 6.15 Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь. 6.16 Тем, которые поступают по сему правилу, мир им и милость, и Израилю Божию. 6.17 Впрочем никто не отягощай меня, ибо я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем. 6.18 Благодать Господа нашего Иисуса Христа со духом вашим, братия. Аминь.
Апостол Павел обычно писал кому-то, надиктовывая текст своим секретарям. Послание к Галатам он написал собственноручно, потому что крайне важным был повод к созданию этого послания. Галаты жили в окружении греков и евреев. Если с греками культурных и религиозных недопониманий у галатов не возникало, то евреи, даже принявшие проповедь о Христе, подчас пытались навязать галатам свою позицию. Лже-проповедники, ходившие по Галатии, в основном представляли именно иудейскую религию. Они убеждали галатов, что Ветхий завет продолжает действовать и христианам необходимо соблюдать его законы. В частности, мужчинам при крещении нужно также принимать иудейское обрезание. Когда-то обрезание воспринималось евреями как посвящение себя Богу, как отметина принадлежности к избранному народу. Но к первому веку обрезание стало просто давней традицией, почти формальностью. Но при этом формальностью очень удобной. Принятие норм Ветхого завета давало защиту от санкций государства. Обрезание было видимым свидетельством принадлежности к вере Израиля. Христиане же были империей гонимы.
Апостол Павел в послании к Галатам прямо говорит, что все доводы иудейских проповедников - это ложь. С приходом Христа Ветхий завет утратил свою силу, а потому и обрезание теперь не имеет никакого значения. Раньше оно служило видимым отличием иудеев, как народа избранного, от прочих национальностей. С пришествием Христа в этом больше нет нужды. Время религиозной самоизоляции прошло. А потому, навязывая бывшим язычникам нормы Ветхого завета, иудеи лишь проявляли амбиции- как бы получали власть над иными народностями.
Апостол обличает властолюбие иудеев и говорит, что христианину нужно хвалиться не обрезанием и не какими-то другими внешними достоинствами, а подвигом Христа, умершего за всех людей. Раны Спасителя заменили собой обрезание и теперь каждый человек, вне зависимости от национальной принадлежности, приняв крещение и живя по заповедям Бога, становится частью народа Божьего. Апостол в самом конце своего послания призывает Бога помочь галатийским христианам, укрепить их дух, чтобы они могли достойно противостоять различным искушениям, которые посылает им окружающий мир. Через толщу веков благословляет он и тех, кто сегодня, слушая его слова, искренне принимает принципы христианской веры, делая их стержнем своей жизни.
Воспрещён и запрещён — в чём разница?

Фото: Petra Reid / Unsplash
Запреты — явление распространённое и даже привычное. С детства, мы сталкиваемся с ограничениями: не беги, прекрати кричать, стой на месте, не лезь в лужу.
С одной стороны, без запретов невозможно, а с другой, иногда для приятного общения лучше бы заменить ограничения на пожелания и советы. Например: «Давай будем говорить тише» или «Просим не пользоваться выходом». Немного иначе обстоит дело с общественным порядком в людных местах. Тут без запретов не обойтись. И чтобы они воспринимались серьёзно, помимо штрафов используются специальные стилистически окрашенные фразы. К таким относятся сочетания со словами «воспрещён» или «воспрещается». Приставка «вос» имеет книжный оттенок. Она зачастую придаёт слову возвышенный тон: воспрял, воспел, воспарил, восславил. В Евангелии встречается слово «восклонился», что означает «поднялся, выпрямился». Слово «воспрещён» необычно для обиходной речи, стилистически ярче окрашено, более официально, поэтому мы подсознательно реагируем на него эмоциональнее, чем на нейтральное «запрещён». Ограничение можно выразить иначе, например, словом «закрыто», однако выражение «проход воспрещён» имеет статус непререкаемости.
Более нейтральный глагол «запрещается», как правило, не вызывает такого эмоционального отклика — это просто регламентирующее слово.
Ограничительные фразы мы зачастую используем и в общении с окружающими: «Я запрещаю тебе играть на компьютере». Или: «Я запрещаю тебе трогать мои вещи». Но вряд ли кто-то из нас скажет: «Я ВОСПРЕЩАЮ включать радио».
Да и вообще объяснить собеседнику, что вы чего-то не хотите, можно другими, более мягкими способами.
Все выпуски программы: Сила слова
Пусть 60 детей с тяжёлым нарушениями продолжат реабилитацию

«Мама, деда, Нина», — это одни из немногих слов, которые может произнести Матвей, хотя ему уже 7 лет. У мальчика врождённый порок развития мозга и тяжёлые двигательные нарушения. Он живёт вместе с мамой, бабушкой и дедушкой. Несмотря на свои физические и умственные особенности мальчик стремится быть активным и участливым к своим близким. Например, каждый вечер заботливо напоминает дедушке, что нужно закапать глаза. Семья старается многому научить Матвея, чтобы он стал более самостоятельным. Мама помогает сыну то кашу мешать, то салат делать. Вместе они режут овощи, затем выкладывают их на тарелку и поливают маслом. Матвей довольно смеётся. Это его любимый салат, который он готовит уже почти что сам.
Несколько лет назад мама узнала о Центре реабилитации Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие» в Москве. Именно здесь она обрела надежду на то, что Матвей сможет освоить многие навыки и движения.
Мальчика взяли в длительную программу реабилитации. Каждую неделю в центре с ним занимаются разные специалисты, и Матвей понемногу развивается. Теперь он уверенно сидит на стуле, осваивает общение, учится удерживать ложку, хорошо жевать, уверенно управлять руками и двигаться в ходунках. Ребёнок стал гораздо активнее, пытается играть вместе с бабушкой в пинг-понг на детской площадке.
На сегодня таких особенных подопечных, как Матвей, в Марфо-Мариинском центре реабилитации — 60. Каждый из них стремится быть в чём-то независимым от родных: свободно играть на детской площадке, общаться, пить компот из любимой кружки и много чего ещё.
Поддержать детей с тяжёлыми нарушениями и подарить им возможность посещать занятия со специалистами, можно на сайте Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Атаман Михаил Черкашенин». Дмитрий Володихин

Дмитрий Володихин
В этой программе «Исторический час» вместе с доктором исторических наук Дмитрием Володихиным мы обратились в 16-й век и говорили о первом знаменитом донском казачьем атамане Михаиле Черкашенине, о его участии в походе войск Ивана Грозного на Крымское ханство, а также о значительной роли в важных сражениях тех лет: в битве при Молодях, в котором был остановлен хан Девлет Гирей, а также в обороне Пскова от войск польского короля Стефана Батория.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Преподобный Серафим Вырицкий». Анастасия Чернова
- «Присоединение Астрахани к России». Александр Музафаров
- «Московское Страстное восстание 1611 года». Дмитрий Володихин
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов