
«4:0 в пользу Танечки», Одесская киностудия, режиссер Радомир Василевский
— А вы, значит, Татьяна Ивановна Колосова, да?
— Да.
— А вы окончили что?
— Ворошиловградский педагогический.
— А учились как? Если не секрет?
— Школу закончила с золотой медалью.
— Ничего себе... А институт?
— А в институте была одна четвёрка по фольклору.
— А вы замужем?..
Решительно всё хотят узнать о своей новой классной руководительнице ученики 5-го «Б». «Пятый буйный» — так называют этот класс учителя между собою. На самом деле, ребята вполне обыкновенные — просто очень активные и любознательные. Вот и новую учительницу они сразу же окружили пристальным вниманием. А когда узнали, что Татьяна Ивановна совсем не имеет преподавательского опыта — то ласково-снисходительно нарекли «Танечкой». А после устроили ей... своеобразную проверку на профпригодность. Кинофильм «4:0 в пользу Танечки», фрагмент из которого прозвучал в начале нашей программы, вышел на экраны в 1982-м году. Снял его Радомир Василевский. В прошлом — кинооператор, в числе самых известных его работ в этом качестве — картина «Весна на Заречной улице». В режиссуру Василевский пришёл с определённой целью — снимать детское кино. И делал это замечательно. На примере ленты «4:0 в пользу Танечки» легко в этом убедиться. Фильм получился небанальным, увлекательным, он пробуждает в душе добрые чувства.
Доброту излучает и сама главная героиня — Танечка, учительница Татьяна Ивановна. «От ласки и доброты, как от солнца, всё расцветает» — с таким убеждением она приступает к работе. И действительно — доверительное, тёплое отношение Татьяны Ивановны сразу покоряет ребят из 5-го «Б». Но от идеи испытать молодую классную руководительницу они всё же не отказываются. И первым делом решают «проверить характер» — побежит ли Танечка жаловаться директору, если они будут шалить на уроках? Однако учительница прошла это испытание с юмором. Справилась и со следующим — проверкой, насколько она любит свой предмет. А преподаёт Татьяна Ивановна русский язык и литературу. Третий экзамен — на чуткость и душевное тепло — преподавательница тоже с честью выдержала. И ребята поверили: Танечка — свой человек, можно ей доверять. Но именно в этот момент происходит недоразумение, которое угрожает навсегда разрушить тёплые отношения учительницы и учеников. И вот уже 5-й «Б» в полном составе обдумывает, как проучить классную руководительницу.
— Я думаю, Танечку надо вызвать на педсовет.
— Не на педсовет, а на суд коллектива класса.
— Всё это ерунда.
— Жребий брошен. Её надо уволить.
— Как это?
— Учителям за двойки попадает не меньше, чем нам от родителей.
— Предлагаю не учить её предмет. Вызывает — ты молчишь. Двойка. Вызывает — молчишь — двойка! Если дружно возьмёмся, через месяц она будет без работы.
— Мамочки...
— Я за!
Так что же произошло, и как теперь выйти из ситуации и самой Татьяне Ивановне, и её ученикам? Смогут ли они снова найти общий язык? Всё это зрители узнают, посмотрев замечательный фильм «4:0 в пользу Танечки». В комедийной, по сути, картине режиссёр, тем не менее, касается серьёзных и тонких тем. Что важнее — любовь или принципы? Что действеннее — строгость или доброта? О том, что порой ученики могут многому научить учителя — простая и светлая картина Радомира Василеского «4:0 в пользу Танечки».
Псалом 56. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Как мы понимаем выражение «вывести на чистую воду»? Очевидно, так: сделать явным истинное положение вещей, раскрыть всю правду, какой бы она ни была. А как мы реагируем на это выражение? Даже если мы честные и порядочные люди, мы слышим в нём обличение и угрозу, потому что слова «чистота», «правда», «истина» давным-давно ассоциируются в нашем мире с чем-то строгим, бескомпромиссным и судящим. Но такова ли истина Божия? Ответить на этот вопрос помогает 56-й псалом, который, согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 56.
1 Начальнику хора. Не погуби. Писание Давида, когда он убежал от Саула в пещеру.
2 Помилуй меня, Боже, помилуй меня, ибо на Тебя уповает душа моя, и в тени́ крыл Твоих я укроюсь, доколе не пройдут беды.
3 Воззову к Богу Всевышнему, Богу, благодетельствующему мне;
4 Он пошлтё с небес и спасёт меня; посрамит ищущего поглотить меня; пошлёт Бог милость Свою и истину Свою.
5 Душа моя среди львов; я лежу среди дышущих пламенем, среди сынов человеческих, у которых зубы — копья и стрелы, и у которых язык — острый меч.
6 Будь превознесён выше небес, Боже, и над всею землею да будет слава Твоя!
7 Приготовили сеть ногам моим; душа моя поникла; выкопали предо мною яму, и сами упали в неё.
8 Готово сердце моё, Боже, готово сердце моё: буду петь и славить.
9 Воспрянь, слава моя, воспрянь, псалтирь и гусли! Я встану рано.
10 Буду славить Тебя, Господи, между народами; буду воспевать Тебя среди племён,
11 ибо до небес велика милость Твоя и до облаков истина Твоя.
12 Будь превознесён выше небес, Боже, и над всею землёю да будет слава Твоя!
Человеку, который имеет опыт решения детских конфликтов, известно, что детей гораздо проще просто призвать к взаимному прощению и примирению, чем выяснять, кто первый начал и правильно ли рассчитал силу ответа тот, кто защищался. Если же ты переходишь на крик и начинаешь ругать того, кто кажется тебе виновным, ты сразу слышишь в ответ: он первый начал, и тот, кто выглядел как преступник, становится жертвой. При желании этот круговорот можно слушать довольно долго и порой бывает полезно разбирать такие истории, чтобы учить детей терпению и прогнозированию, но зачастую мы видим, что у каждого ребёнка своё видение правды. Да и вырастая, мы не далеко от такой позиции уходим, ведь даже когда бываем виноваты и признаём свою неправоту, внутри нас звучит голос, говорящий: это не вся правда обо мне, мой плохой поступок — это не весь я. И надо сказать, что этот голос не врёт. Ведь никто из нас не может быть совершенно зол и в каждом из нас всегда сохраняется глубина, недоступная для зла и греха.
Псалом, который мы сейчас услышали, Давид сочинил, когда скрывался от Саула. Для нас сегодня Давид — царь, пророк и псалмопевец, и мы знаем, что во время гонений Господь был на его стороне. Но в те времена для многих он выглядел как бунтарь, неугодный легитимному монарху. Давид стеснён со всех сторон, он в беде и из глубины своего положения взывает к Богу о помиловании. Но вот что интересно и для нас сегодня совсем необычно. Давид призывает с небес не только милость Божию, но и Его истину, потому что, с его точки зрения, они не противоположны. Для нас это необычно, ведь в нашем сознании милость покрывает грехи, а истина открывает их... Но Давид знает, что истина Божия — это не просто сухая человеческая объективность, не запись в протоколе, потому что Бог знает сердце. Давид прячется в пещере, и враги его ближе, чем можно было бы себе представить. Он буквально лежит у их ног... и его сердце готово, он всего себя предал Богу и окончательно доверился Ему.
И мы, обращаясь к Господу с молитвой и взывая к Нему о милости, будем помнить, что в Своём прощении Бог не говорит нам, что наши грехи ничего не значат, просто Он видит не только грехи, но и то доброе, что всегда в нас живо, что при Его помощи и поддержке обновляется и становится фундаментом новой жизни.
Возможность обрести семью для ребят из детских домов

Программа «Добрые перемены» Национального фонда защиты детей от жестокого обращения действует во многих детских домах России и не только. В рамках неё команда фонда обучает психологов и педагогов, которые в свою очередь помогают детям справиться с психологическими травмами и дают им возможность обрести любящую семью. Пример тому история Вовы.
Вместе со старшим братом Колей он рос в семье, где о них никто не заботился. Со временем мальчишки оказались в детском доме. А через несколько лет, их забрали приёмные родители. Поначалу отношения с ними у братьев не складывались. Они были не готовы к тем правилам и ограничениям, с которыми столкнулись в новой семье. Всё это Коля и Вова воспринимали как жёсткость и нелюбовь. Особенно остро реагировал 8-летний Вова. Он обманывал и воровал, дрался, плохо вёл себя в школе. В момент острого кризиса родители обратилась за помощью в Службу сопровождения замещающих семей, где познакомились с программой «Добрые перемены».
С Вовой начали работать специалисты. Оказалось, что за его агрессией и ложью скрывалась душевная боль, отвержение и одиночество. И со всем этим Вова научился справляться. Его родители тоже посещали консультации с психологом. Они начали слышать и понимать своих приёмных детей, сочувствовать им. Благодаря работе специалистов жизнь в семье наладилась. У Вовы улучшились отношения с близкими и со сверстниками, появились интересы и увлечения. Кроме того, добрые перемены произошли и в жизни старшего брата Коли.
При участии Фонда защиты детей от жестокого обращения десятки ребят из детских домов обретают надежду на новую жизнь. Узнать об этом больше и поддержать миссию фонда можно на странице программы «Добрые перемены».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Апокалипсис — образы в иконописи». Кирилл Вах, Вероника Андросова

У нас в студии были директор научно-просветительского центра «Индрик» Кирилл Вах и доцент Николо-Угрешской семинарии, кандидат богословия Вероника Андросова.
Разговор шел об истории уникальных фресок Данилова монастыря в Переславле, созданных в 17-м веке под руководством знаменитого иконописца Гурия Никитина, которые были посвящены сюжетам из Откровения Иоанна Богослова, часто называемого «Апокалипсис».
Этой программой мы открываем цикл бесед о книге Откровение Иоанна Богослова, как этот Новозаветный текст, часто именуемый «Апокалипсис», воспринимается, толкуется, а также изображается в храмовой живописи.
Все выпуски программы Светлый вечер