1 Кор., 143 зач., IX, 19-27.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Про Олимпийские игры, их происхождение и древность знают все. Но не все знают, что Олимпийские игры были далеко не единственными мультиспортивными соревнованиями Древней Греции. Так, вторыми по популярности после Олимпийских были посвящённые Посейдону Истимийские игры, а проводились они в Коринфе один раз в два года. Известно, что состоялись эти игры и в 51-м году по Рождестве Христовом, как раз тогда, когда в Коринф прибыл апостол Павел. Город жил спортивным воодушевлением, и апостолу Павлу не оставалось ничего иного, как соотносить свою проповедь Евангелия с этим обстоятельством. О том, как апостол это сделал, мы можем узнать из 9-й главы Первого послания к Коринфянам. Отрывок из этой главы звучит сегодня в православных храмах во время богослужения. Давайте послушаем его.
Глава 9.
19 Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести:
20 для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных;
21 для чуждых закона — как чуждый закона,— не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу,— чтобы приобрести чуждых закона;
22 для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых.
23 Сие же делаю для Евангелия, чтобы быть соучастником его.
24 Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить.
25 Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы — нетленного.
26 И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух;
27 но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным.
Участники и болельщики любых спортивных состязаний прекрасно знают, что для победы спортсмен, помимо надлежащей подготовки, должен учесть массу самых разных факторов: должен правильно оценить собственное самочувствие, правильно оценить соперников, особенности погоды, экипировки, места, в котором проходит состязания, и так далее. Оценив же всё это, спортсмен должен подстроиться под те обстоятельства, которые невозможно изменить. Конечный успех спортсмена во многом зависит от того, удастся ли ему должным образом отреагировать на всю совокупность внешних и внутренних факторов.
Именно это имел в виду апостол Павел, когда сравнивал себя самого с бегуном, вместе с этим он написал, что для него значение имело не только участие в состязание, под которым, конечно же, необходимо понимать евангельскую проповедь, для апостола существенно важной была победа, то есть успех проповеди. Ради этой цели он постоянно адаптировал свои слова под особенности аудитории, или, как о том написал сам Павел, он «сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых».
Такой подход не был специфически павловым, точно так же, как мы знаем из Евангелия, поступал и Христос, точно так же должны поступать и мы тогда, когда обращаемся к кому-либо со словами евангельского благовестия. Но, к сожалению, поступать подобным образом получается далеко не всегда и не у всех. Причина кроется в том, что с течением времени христианская проповедь обрела ту форму, выход за пределы которой нам зачастую кажется чем-то немыслимым, а потому мы склонны произносить довольно стандартные слова без какой-либо их адаптации к особенностям конкретной аудитории или же конкретного человека. Возможно, именно по этой причине мы остаёмся не услышанными, а Евангелие не становится руководящим началом в жизни наших современников. Возможно, всем нам стоит внимательнее изучить в высшей степени успешный опыт апостола Павла и внести некоторые корректировки в евангельскую проповедь, к которой, как известно, призваны не только священнослужители, но и вообще все христиане.
Живые слова. Наталия Лангаммер
По долгу службы я часто бываю на записи текстов в радиостудии. Когда автор читает, например, свою собственную книгу для аудио-версии. И вот, что я заметила — текст может быть замечательным, с красивыми образами, разнообразной лексикой, хорошим ритмом. Но автор читает, а мы со звукорежиссером его не воспринимаем.
Так было не раз. И в какой-то момент мы с коллегой озвучили автору одно и то же пожелание: «Пожалуйста, вернитесь туда, в ту историю, которую описали. Не читайте по бумаге, а рассказывайте. Для этого нужно здесь, в студии, в своей памяти проживать все события книги заново».
Надо же, как интересно. Казалось бы, это просто слова. И у них конкретный смысл. Но когда мы говорим, люди принимают нашу мыль, эмоцию, переживание только если мы доносим это искренне из сердца. Сколько бы мы ни старались интонировать, расставлять паузы, работать с тембром, это все не привлечет внимания слушателя, если в душе автора эти слова не живут.
Мой коллега тогда привел еще одно подтверждение этой идеи. Рассказал, что если в храме чтец произносит слова Псалтири, не понимая их или думая о чем-то другом, то и никто в храме их не поймет, не осознает.
Видимо, здесь уместно вспомнить выражение «пустые слова». Они не только про неисполненные обещания. Предположу, что они про пустоту в душе и мыслях при произнесении слов.
Поэтому и фразы-штампы в тексте, вроде: «Я была потрясена до глубины души» или «моему восхищению не было предела» тоже на трогают слушателя. Эти слова повторяли многие, много раз. И они звучат слишком привычно. Словно за ними уже почти нет смысла.
А вот если заглянуть внутрь себя и достать из глубины чувства, те чувства, которые только ты испытываешь, потом облечь их в те слова, которыми именно ты хочешь выразить эти чувства, тогда у собеседника появляется сопереживание.
Есть такое понятие «неконгруэнтность» — это несоответствие вербальных и невербальных сигналов, которые посылает человек. То есть, человек говорит то, что не думает, не чувствует, а тело выдает подлинные эмоции. Мы всегда чувствуем такое поведение своего визави. Называем его искусственным. Я думаю, человек по-настоящему слышит слово, когда оно подлинно, когда оно наполнено жизнью.
Автор: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Частное мнение
22 декабря. О молитве Царице Небесной
Сегодня 22 декабря. Церковь чтит Икону Божией Матери «Нечаянная Радость».
О молитве Царице Небесной — священник Николай Яковлев.
Все выпуски программы Актуальная тема
22 декабря. О молитве ветхозаветной пророчицы Анны о материнстве
Сегодня 22 декабря. Церковь вспоминает Пророчицу Анну, мать пророка Самуила, жившего в одиннадцатом веке до Р. Х.
О молитве ветхозаветной пророчицы Анны о материнстве — протоиерей Андрей Ефанов.
Все выпуски программы Актуальная тема