1 Кор., 143 зач., IX, 19-27.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Про Олимпийские игры, их происхождение и древность знают все. Но не все знают, что Олимпийские игры были далеко не единственными мультиспортивными соревнованиями Древней Греции. Так, вторыми по популярности после Олимпийских были посвящённые Посейдону Истимийские игры, а проводились они в Коринфе один раз в два года. Известно, что состоялись эти игры и в 51-м году по Рождестве Христовом, как раз тогда, когда в Коринф прибыл апостол Павел. Город жил спортивным воодушевлением, и апостолу Павлу не оставалось ничего иного, как соотносить свою проповедь Евангелия с этим обстоятельством. О том, как апостол это сделал, мы можем узнать из 9-й главы Первого послания к Коринфянам. Отрывок из этой главы звучит сегодня в православных храмах во время богослужения. Давайте послушаем его.
Глава 9.
19 Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести:
20 для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных;
21 для чуждых закона — как чуждый закона,— не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу,— чтобы приобрести чуждых закона;
22 для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых.
23 Сие же делаю для Евангелия, чтобы быть соучастником его.
24 Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить.
25 Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы — нетленного.
26 И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух;
27 но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным.
Участники и болельщики любых спортивных состязаний прекрасно знают, что для победы спортсмен, помимо надлежащей подготовки, должен учесть массу самых разных факторов: должен правильно оценить собственное самочувствие, правильно оценить соперников, особенности погоды, экипировки, места, в котором проходит состязания, и так далее. Оценив же всё это, спортсмен должен подстроиться под те обстоятельства, которые невозможно изменить. Конечный успех спортсмена во многом зависит от того, удастся ли ему должным образом отреагировать на всю совокупность внешних и внутренних факторов.
Именно это имел в виду апостол Павел, когда сравнивал себя самого с бегуном, вместе с этим он написал, что для него значение имело не только участие в состязание, под которым, конечно же, необходимо понимать евангельскую проповедь, для апостола существенно важной была победа, то есть успех проповеди. Ради этой цели он постоянно адаптировал свои слова под особенности аудитории, или, как о том написал сам Павел, он «сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых».
Такой подход не был специфически павловым, точно так же, как мы знаем из Евангелия, поступал и Христос, точно так же должны поступать и мы тогда, когда обращаемся к кому-либо со словами евангельского благовестия. Но, к сожалению, поступать подобным образом получается далеко не всегда и не у всех. Причина кроется в том, что с течением времени христианская проповедь обрела ту форму, выход за пределы которой нам зачастую кажется чем-то немыслимым, а потому мы склонны произносить довольно стандартные слова без какой-либо их адаптации к особенностям конкретной аудитории или же конкретного человека. Возможно, именно по этой причине мы остаёмся не услышанными, а Евангелие не становится руководящим началом в жизни наших современников. Возможно, всем нам стоит внимательнее изучить в высшей степени успешный опыт апостола Павла и внести некоторые корректировки в евангельскую проповедь, к которой, как известно, призваны не только священнослужители, но и вообще все христиане.
15 декабря. О борьбе со страстями

Во 2-й главе 2-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца».
О борьбе со страстями — протоиерей Максим Первозванский.
Любовь, радость, мир, вера, правда противостоят тем самым юношеским похотям, похоти очей, похоти плоти и гордости житейской, противопоставляются тому, что, как правило, сопровождает грехи юности. Но мы прекрасно знаем, что речь идёт не только о юных, но и обо всех, может быть, немножко меняется соотношение между теми или иными похотями. То есть гордыня, властолюбие, тщеславие становятся, может быть, более ярко выраженными, чем блуд или сребролюбие, но при этом и блуд, и сребролюбие, и чревоугодие никуда от нас не деваются, и когда мы впадаем в эти самые страсти, мы теряем тот самый духовный плод, о котором пишет апостол Павел.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О подвиге Иессея, епископа Цилканского

Сегодня 15 декабря. День памяти преподобного Иессея, епископа Цилканского, жившего в шестом веке.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
Среди преподобных ассирийских отцов 13 святых, которые спустя два века после равноапостольной Нины пришли заново просвещать Грузию, потому что народ погряз и в язычестве, и в суевериях, и в зороастрийском влиянии.
Особенно выделяются те святые, которые приняли епископский сан. В то время это не было связано с архиерейскими палатами, со служением в большом соборе, с прекрасным хором. А нужно было идти и свою собственную паству собирать, обращать из язычества.
И преподобный Иессей, епископ Цылканский, выбрал для себя чуть ли не самое сложное направление. Он пошёл на север Мцхеты, в сторону высоченных кавказских гор, в сторону Большого Кавказского хребта, где сейчас уже тоже множество храмов построено, и где тогда, даже во времена равноапостольной Нины, не было там слова Христова проповедано.
И, видя, что язычники считают, что силы природы обладают божественными какими-то свойствами, он показал им, что нет, это лишь творение, которым распоряжается Творец. И он показал и прославил силу Христову величайшим прижизненным чудом, что по его молитвам река горная поменяла своё течение и от языческих рощ потекла к храму в Цылкани, где и ныне почивают и прославляются чудесами его святые мощи.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О тех, кто отдал жизнь за право знать
Сегодня 15 декабря. День памяти журналистов, погибших при исполнении профессиональных обязанностей.
О журналистах, пожертвовавших жизнью за право народа на знание правды, — протоиерей Михаил Самохин.
Есть профессии, в которых заложен повышенный риск: военные, спасатели, лётчики, врачи. Лучшие из них жертвуют здоровьем и жизнью ради жизни, здоровья и благополучия других людей, которые о них чаще всего ничего не знают.
Настоящие журналисты, как правило, чуть более известны и рискуют жизнью не ради нашего здоровья и хорошего самочувствия, а ради права знать правду, ради нашего права на истину. Ведь именно истина, как сказал Господь, сделает нас свободными.
Не все журналисты, к сожалению, познают, что подлинная истина — это Господь Иисус Христос. Но лучшие из них рискуют и погибают в борьбе за истину против лжи. А ведь мы знаем, кто отец лжи. Поэтому все наши погибшие коллеги заслуживают доброго слова, а те из них, кто были чадами Церкви, — и слова христианской молитвы. Пусть Господь примет их горячее стремление победить неправду и сделать нас немного свободнее.
Все выпуски программы Актуальная тема











