
Рембрандт (1606—1669) Апостол Павел
Евр., 308 зач., III, 5-11, 17-19.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Случалось ли вам, дорогие слушатели, оказавшись совсем близко к достижению желанной цели, вдруг испугаться, остановиться — и развернуться обратно? Если да, то вы очень хорошо поймёте, о чём пишет апостол Павел в отрывке из 3-й главы своего послания к Евреям, который сегодня мы слышим за богослужением в храмах.
Глава 3.
5 И Моисей верен во всем доме Его, как служитель, для засвидетельствования того, что надлежало возвестить;
6 а Христос — как Сын в доме Его; дом же Его — мы, если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твердо сохраним до конца.
7 Почему, как говорит Дух Святый, ныне, когда услышите глас Его,
8 не ожесточите сердец ваших, как во время ропота, в день искушения в пустыне,
9 где искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня, и видели дела Мои сорок лет.
10 Посему Я вознегодовал на оный род и сказал: непрестанно заблуждаются сердцем, не познали они путей Моих;
11 посему Я поклялся во гневе Моем, что они не войдут в покой Мой.
17 На кого же негодовал Он сорок лет? Не на согрешивших ли, которых кости пали в пустыне?
18 Против кого же клялся, что не войдут в покой Его, как не против непокорных?
19 Итак видим, что они не могли войти за неверие.
О чём говорит апостол? Он напоминает историю исхода евреев из Египта, когда они проделали долгий и тяжёлый путь с множеством чудес от Бога, в итоге дошли до границ земли обетованной — и... испугались! Посланники — соглядатаи, которые вернулись из разведки, сообщили им, что там, впереди — невероятные земли, богатые, плодородные, где всё растёт в изобилии, но там же и крепкий народ, с которым едва ли евреи смогут справиться. И вместо того, чтобы вспомнить, как Бог даровал им воду из скалы, питал небесной манной в пустыне, избавлял от разных бед и многие другие чудеса — они уже были готовы отправиться назад, в Египет, в то самое рабство и унижение, от которого бежали.
В итоге, ни один из этих людей так и не оказался в земле обетованной — в Палестине — только их дети. Но к чему апостол приводит этот весьма неприятный для памяти иудеев исторический пример? Он призывает своих последователей внимательно следить за тем, чтобы не оказалось «в ком из вас сердца лукавого и неверного» — как это и произошло ранее в пустыне.
Давайте попробуем всмотреться внимательнее, что же, собственно говоря, там произошло? Почему же вдруг евреи потеряли веру — а именно об этом и говорит апостол в конце сегодняшнего отрывка? И что каждый из нас может сделать, чтобы не оказаться в такой же ситуации?
Сердце «лукавое и неверное» — это сердце, которое хочет прежде всего быть обладателем, собственником — и нет никакой разницы, чего — материальных ли благ, близких людей, обстоятельств жизни или даже самого Господа Бога. Человек находится в постоянном движении между двумя полюсами — обладания и служения. Принцип — «любить нельзя использовать» — поставь запятую, где следует, — работает и в отношениях человека с Богом. Тем более, что благодеяния, адресованные свыше к нам, человекам, вроде как и допускают возможность «использования» в той или иной степени. Но Бог не был бы Живым Богом — а именно об отступлении от Живого Бога говорит апостол — если бы Он со Своей стороны не предпринимал никаких шагов, чтобы снова и снова возвращать нас от «использования» к «служению». Он постоянно поднимает планку неопределённости и непредсказуемости — чтобы мы не довольствовались той степенью веры, которую уже имеем, — но были готовы ещё больше вверяться Ему, ещё сильнее доверять Ему, ещё шире открывать своё сердце навстречу Его — не нашей! — воле. А это значит — надо постоянно следить, не появилось ли ощущение, что у нас «всё в порядке», всё определено и договорено, просчитано и застраховано, и риски сведены к минимуму. Потому что как только мы оказываемся в этом состоянии кажущейся самодостаточности и внешней стабильности — обязательно что-то начнёт ломаться там, где, казалось бы, точно ничего произойти не может.
Помоги же нам, Господи, наблюдать за тем, насколько приоткрыта остаётся дверь нашей души навстречу Твоему Неизведанному и Непредсказуемому!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер