
Рембрандт (1606—1669) Апостол Павел
Евр., 308 зач., III, 5-11, 17-19.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Случалось ли вам, дорогие слушатели, оказавшись совсем близко к достижению желанной цели, вдруг испугаться, остановиться — и развернуться обратно? Если да, то вы очень хорошо поймёте, о чём пишет апостол Павел в отрывке из 3-й главы своего послания к Евреям, который сегодня мы слышим за богослужением в храмах.
Глава 3.
5 И Моисей верен во всем доме Его, как служитель, для засвидетельствования того, что надлежало возвестить;
6 а Христос — как Сын в доме Его; дом же Его — мы, если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твердо сохраним до конца.
7 Почему, как говорит Дух Святый, ныне, когда услышите глас Его,
8 не ожесточите сердец ваших, как во время ропота, в день искушения в пустыне,
9 где искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня, и видели дела Мои сорок лет.
10 Посему Я вознегодовал на оный род и сказал: непрестанно заблуждаются сердцем, не познали они путей Моих;
11 посему Я поклялся во гневе Моем, что они не войдут в покой Мой.
17 На кого же негодовал Он сорок лет? Не на согрешивших ли, которых кости пали в пустыне?
18 Против кого же клялся, что не войдут в покой Его, как не против непокорных?
19 Итак видим, что они не могли войти за неверие.
О чём говорит апостол? Он напоминает историю исхода евреев из Египта, когда они проделали долгий и тяжёлый путь с множеством чудес от Бога, в итоге дошли до границ земли обетованной — и... испугались! Посланники — соглядатаи, которые вернулись из разведки, сообщили им, что там, впереди — невероятные земли, богатые, плодородные, где всё растёт в изобилии, но там же и крепкий народ, с которым едва ли евреи смогут справиться. И вместо того, чтобы вспомнить, как Бог даровал им воду из скалы, питал небесной манной в пустыне, избавлял от разных бед и многие другие чудеса — они уже были готовы отправиться назад, в Египет, в то самое рабство и унижение, от которого бежали.
В итоге, ни один из этих людей так и не оказался в земле обетованной — в Палестине — только их дети. Но к чему апостол приводит этот весьма неприятный для памяти иудеев исторический пример? Он призывает своих последователей внимательно следить за тем, чтобы не оказалось «в ком из вас сердца лукавого и неверного» — как это и произошло ранее в пустыне.
Давайте попробуем всмотреться внимательнее, что же, собственно говоря, там произошло? Почему же вдруг евреи потеряли веру — а именно об этом и говорит апостол в конце сегодняшнего отрывка? И что каждый из нас может сделать, чтобы не оказаться в такой же ситуации?
Сердце «лукавое и неверное» — это сердце, которое хочет прежде всего быть обладателем, собственником — и нет никакой разницы, чего — материальных ли благ, близких людей, обстоятельств жизни или даже самого Господа Бога. Человек находится в постоянном движении между двумя полюсами — обладания и служения. Принцип — «любить нельзя использовать» — поставь запятую, где следует, — работает и в отношениях человека с Богом. Тем более, что благодеяния, адресованные свыше к нам, человекам, вроде как и допускают возможность «использования» в той или иной степени. Но Бог не был бы Живым Богом — а именно об отступлении от Живого Бога говорит апостол — если бы Он со Своей стороны не предпринимал никаких шагов, чтобы снова и снова возвращать нас от «использования» к «служению». Он постоянно поднимает планку неопределённости и непредсказуемости — чтобы мы не довольствовались той степенью веры, которую уже имеем, — но были готовы ещё больше вверяться Ему, ещё сильнее доверять Ему, ещё шире открывать своё сердце навстречу Его — не нашей! — воле. А это значит — надо постоянно следить, не появилось ли ощущение, что у нас «всё в порядке», всё определено и договорено, просчитано и застраховано, и риски сведены к минимуму. Потому что как только мы оказываемся в этом состоянии кажущейся самодостаточности и внешней стабильности — обязательно что-то начнёт ломаться там, где, казалось бы, точно ничего произойти не может.
Помоги же нам, Господи, наблюдать за тем, насколько приоткрыта остаётся дверь нашей души навстречу Твоему Неизведанному и Непредсказуемому!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь для тех, кто однажды лишился дома и родных
В Петербургском приюте «Покровская община» те, кто по разным причинам лишились дома, могут начать новую жизнь. Здесь бездомным не только помогают встать на ноги, вернуть утраченные документы, но и вновь почувствовать себя людьми.
Сегодня в приюте живут восемь подопечных с тяжёлыми судьбами. Сергею Павловичу 64 года. Он приехал в Петербург из другой страны. Так случилось, что однажды он поссорился с родными и лишился дома. В скитаниях мужчина провёл долгие годы, перестал доверять людям и ожесточился. Поскольку у Сергея Павловича были проблемы с документами, он подрабатывал неофициально и на эти деньги мог позволить себе временный ночлег и еду. Сил на то, чтобы изменить свою жизнь у него просто не было. Но благодаря сотрудникам приюта «Покровская община» у него появился шанс многое исправить.
Измениться внутренне, найти опору и наладить дальнейшую самостоятельную жизнь бездомным в том числе помогают занятия с психологом. «Люди, которые перенесли много утрат, и лишились семейных связей, находятся в состоянии острого одиночества, тревоги и неопределенности. На них давит неблагополучно прожитая жизнь», — говорит психолог Наталья Александровна. Она с теплотой помогает им преодолеть тяжёлые переживания и вновь открыться миру.
Специалист работает четыре дня в неделю по 8 часов, поддерживая жителей приюта и его сотрудников. Однако сейчас у «Покровской общины» нет средств, чтобы оплачивать эту важнейшую работу.
Помочь приюту для бездомных в Санкт-Петербурге можно на портале «Милосердие.ру». Пусть у людей, однажды потерявших всё, и дальше будет возможность обретать здесь надежду и веру.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поддержать дела милосердия Марфо-Мариинской обители

Уже седьмой год Рождественская акция Марфо-Мариинской обители милосердия — «Гирлянда Добра» — дарит поддержку и утешение семьям, попавшим в беду, одиноким пожилым людям и болеющим детям из Москвы и области. Они не только получают в обители продукты, вещи, лекарства, психологическую, медицинскую и духовную помощь, но и обретают веру в Бога, добро и людей.
Ирина Борисовна — одна из прошлых участников акции «Гирлянда Добра». Много лет она работала в благотворительной организации, заботилась о других. А после выхода на пенсию заболела, и сама оказалась в сложной ситуации. В Марфо-Мариинской обители милосердия Ирина Борисовна обрела опору и надежду. Её окружили вниманием, помогли продуктами и лекарствами.

Среди тех, кто нуждается в поддержке сегодня — Даниэлла. Девочке необходимы развивающие занятия. У неё редкий синдром, жить с которым очень непросто. Но Даниэлла старается. Когда-то врачи говорили, что она вряд ли сможет сидеть. Однако девочка каждый раз всех удивляет. Сегодня это полный энергии жизнерадостный ребёнок, который много чему научился. Девочку вдохновляет творчество. Особенно талантливо у Даниэллы получается лепить поделки из пластилина. На развивающих занятиях в Марфо-Мариинской обители она раскрывает свои способности и обретает новые возможности.
Примите участие в акции «Гирлянда Добра» и поддержите Даниэллу и других подопечных обители. Для этого оставьте любой благотворительный взнос на странице акции. Ваша помощь позволит продолжать дела милосердия, которые больше века назад начала в обители Великая княгиня Елизавета Фёдоровна Романова.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Казаки в Париже». Дмитрий Володихин

Дмитрий Володихин
В этом выпуске программы «Исторический час» вместе с доктором исторических наук Дмитрием Володихиным говорили о победе в Отечественной войне 1812 года, о входе русских войск в Париж и о роли казаков в этих событиях.
О значительном вкладе казачьих отрядов в победах в различных битвах, почему жители Парижа с ужасом ждали появления казаков, а в результате увидели их совершенно другими глазами, так что даже казачья форма повлияла на парижскую моду тех лет. Также разговор шел о том, как русские военные вели себя в Париже, и насколько разительно это отличалось от поведения французских войск в Москве несколькими месяцами ранее.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Казаки в Париже». Дмитрий Володихин
- «Роман «Авиатор» — исторический контекст». Анастасия Чернова
- «Святитель Иоанн Шанхайский». Глеб Елисеев
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов











