Евр., 308 зач., III, 5-11, 17-19.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Случалось ли вам, дорогие слушатели, оказавшись совсем близко к достижению желанной цели, вдруг испугаться, остановиться — и развернуться обратно? Если да, то вы очень хорошо поймёте, о чём пишет апостол Павел в отрывке из 3-й главы своего послания к Евреям, который сегодня мы слышим за богослужением в храмах.
Глава 3.
5 И Моисей верен во всем доме Его, как служитель, для засвидетельствования того, что надлежало возвестить;
6 а Христос — как Сын в доме Его; дом же Его — мы, если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твердо сохраним до конца.
7 Почему, как говорит Дух Святый, ныне, когда услышите глас Его,
8 не ожесточите сердец ваших, как во время ропота, в день искушения в пустыне,
9 где искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня, и видели дела Мои сорок лет.
10 Посему Я вознегодовал на оный род и сказал: непрестанно заблуждаются сердцем, не познали они путей Моих;
11 посему Я поклялся во гневе Моем, что они не войдут в покой Мой.
17 На кого же негодовал Он сорок лет? Не на согрешивших ли, которых кости пали в пустыне?
18 Против кого же клялся, что не войдут в покой Его, как не против непокорных?
19 Итак видим, что они не могли войти за неверие.
О чём говорит апостол? Он напоминает историю исхода евреев из Египта, когда они проделали долгий и тяжёлый путь с множеством чудес от Бога, в итоге дошли до границ земли обетованной — и... испугались! Посланники — соглядатаи, которые вернулись из разведки, сообщили им, что там, впереди — невероятные земли, богатые, плодородные, где всё растёт в изобилии, но там же и крепкий народ, с которым едва ли евреи смогут справиться. И вместо того, чтобы вспомнить, как Бог даровал им воду из скалы, питал небесной манной в пустыне, избавлял от разных бед и многие другие чудеса — они уже были готовы отправиться назад, в Египет, в то самое рабство и унижение, от которого бежали.
В итоге, ни один из этих людей так и не оказался в земле обетованной — в Палестине — только их дети. Но к чему апостол приводит этот весьма неприятный для памяти иудеев исторический пример? Он призывает своих последователей внимательно следить за тем, чтобы не оказалось «в ком из вас сердца лукавого и неверного» — как это и произошло ранее в пустыне.
Давайте попробуем всмотреться внимательнее, что же, собственно говоря, там произошло? Почему же вдруг евреи потеряли веру — а именно об этом и говорит апостол в конце сегодняшнего отрывка? И что каждый из нас может сделать, чтобы не оказаться в такой же ситуации?
Сердце «лукавое и неверное» — это сердце, которое хочет прежде всего быть обладателем, собственником — и нет никакой разницы, чего — материальных ли благ, близких людей, обстоятельств жизни или даже самого Господа Бога. Человек находится в постоянном движении между двумя полюсами — обладания и служения. Принцип — «любить нельзя использовать» — поставь запятую, где следует, — работает и в отношениях человека с Богом. Тем более, что благодеяния, адресованные свыше к нам, человекам, вроде как и допускают возможность «использования» в той или иной степени. Но Бог не был бы Живым Богом — а именно об отступлении от Живого Бога говорит апостол — если бы Он со Своей стороны не предпринимал никаких шагов, чтобы снова и снова возвращать нас от «использования» к «служению». Он постоянно поднимает планку неопределённости и непредсказуемости — чтобы мы не довольствовались той степенью веры, которую уже имеем, — но были готовы ещё больше вверяться Ему, ещё сильнее доверять Ему, ещё шире открывать своё сердце навстречу Его — не нашей! — воле. А это значит — надо постоянно следить, не появилось ли ощущение, что у нас «всё в порядке», всё определено и договорено, просчитано и застраховано, и риски сведены к минимуму. Потому что как только мы оказываемся в этом состоянии кажущейся самодостаточности и внешней стабильности — обязательно что-то начнёт ломаться там, где, казалось бы, точно ничего произойти не может.
Помоги же нам, Господи, наблюдать за тем, насколько приоткрыта остаётся дверь нашей души навстречу Твоему Неизведанному и Непредсказуемому!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
11 ноября. О Христе как Свете миру
В 11-й главе Евангелия от Луки есть слова: «Никто, зажёгши свечу, не ставит ее в сокровенном месте, ни под сосудом, но на подсвечнике, чтобы входящие видели свет».
О Христе как Свете миру, — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
11 ноября. О довольствовании малым
В 4-й главе Послания апостола Павла к филиппийцам есть слова: «Я научился быть довольным тем, что у меня есть».
О довольствовании малым, — протоиерей Георгий Завершинский.
11 ноября. О важности поминовения павших на поле брани воинов
Сегодня 11 ноября. День памяти погибших в Первой мировой войне.
О важности поминовения павших на поле брани воинов, — игумен Лука Степанов.