В нашей студии был настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин.
Разговор шел о смыслах богослужения в ближайшее воскресенье, в которое вспоминаются святые праотцы, а также о памяти святых святителя Спиридона Тримифунтского, пророка Аггея, пророка Даниила и трех святых отроков — Анании, Азарии и Мисаила.
Ведущая: Марина Борисова
М. Борисова
— Добрый вечер, дорогие друзья! В эфире Радио ВЕРА программа «Седмица», в которой мы каждую субботу говорим о смысле и особенностях богослужений наступающего воскресения и предстоящей недели. С вами Марина Борисова и наш сегодняшний гость, настоятель храма святых бессребренников Космы и Дамиана на Маросейке, протоирей Фёдор Бородин.
о. Федор
— Здравствуйте.
М. Борисова
— И с его помощью мы постараемся разобраться, что ждёт нас в Церкви завтра, в 29-е воскресенье после Пятидесятницы, которое ещё называется «Неделя святых праотец», и на наступающей неделе. Как всегда, по традиции, попробуем разобраться в смысле наступающего воскресенья, исходя из тех отрывков из апостольских Посланий и Евангелия, которые прозвучат завтра в храме за Божественной Литургией. Мы услышим отрывок из Послания апостола Павла к Колоссянам из 3-й главы, стихи с 4-го по 11-й. Я позволю себе напомнить этот отрывок не сначала, а с конца, потому что он заканчивается теми словами, которые к месту и не к месту бесконечное число раз, чуть ли не каждый день мы слышим в качестве цитат по тому или иному поводу. Звучат эти слова таким образом: «...где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всём Христос». Вот эти слова интерпретирует кто как хочет, как ему удобно, как ему нужно, но давайте попробуем вернуться к изначальному смыслу, который заложен был апостолом Павлом, о чем идёт речь, и почему перед тем, как этими словами завершить свою мысль, он говорит о том, что нужно «умертвить земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть, любостяжание, которое есть идолослужение», то есть прежде чем прийти к этому финалу, нужно очень сильно потрудиться.
о. Федор
— Да, в этом отрывке Послания к Колоссянам столько тем, что не знаешь, за что взяться. Вот это умершвление блуда, нечистоты, вот этих вот земных похотей, любостяжания в человеке, оно может быть описано таким словом, как «совлечение ветхого человека». Казалось бы, так просто, что такое «совлечение»? Это снятие ветхой одежды. Вот ты снял с себя робу запачканную, вымылся (это купель крещения), оделся в белую ризу, и всё, и дальше всё у тебя хорошо. Но человек, который живёт долго во Христе, искренне и глубоко, он понимает, что это не так, что «совлечение ветхого человека» — это очень долго, это очень тяжело, это вообще всегда и всю жизнь, что ветхий человек, он продолжает во мне жить. И вот об этом, о том, как это делать, постепенно Церковь родила целую науку и целую гору опыта, которую мы называем «аскетикой». Мне кажется, что для того, чтобы сейчас, в это время уже напряжённого, подходящего к окончанию Рождественского поста мы могли для себя с пользой нести этот труд, нам надо обязательно прочитать несколько слов из Послания к Галатам апостола Павла, он говорит о том, что «плоть желает противного духу, а дух — противного плоти». Это другое описание той самой борьбы: ветхий человек и новый человек, он во мне, плотской человек и духовный человек, это тот же я, только зависит от моей воли, какой я сегодня. И вот эти во мне два человека, они друг другу противятся, и вот дальше слова, которые мы обычно пропускаем: «...так что вы не то делаете, что хотели бы», то есть у вас есть желание жить по Богу. Особенно остро это описано в 7-й главе, знаменитое Послание к Римлянам, вот этот крик апостола Павла, что «я не делаю того, что хочу, а делаю то, что ненавижу». И что с этим делать, как это преодолеть, как исправить свою волю, которая поражена сильнее всего? Вот для этого нужен пост. Понимаете, для этого нужен пост, и для этого нужна помощь Божия. А дальше начинается отрывок, который мы все знаем наизусть, потому что он читается на память всех преподобных: «Плод духовный есть любовь, радость, мир...», мы знаем эти слова, но вдруг в этом списке есть «вера» и «воздержание». Обычно мы думаем так: «вот я воздерживаюсь, несу какие-то подвиги, это укрепляет мою веру и рождает, какие-то даёт плоды». Нет, и вера, и само воздержание и сила воздерживаться является даром Божиим. Вот когда ты об этом попросишь, когда ты захочешь снять этого ветхого человека, когда ты в каком-то смысле возненавидишь себя, ветхого, когда ты начнёшь с ним бороться и в смирении придёшь к тому, что ты не можешь, у тебя ничего не получается, этот ветхий человек, ты его в дверь, а он в окно, понимаете. Тогда тебе Господь в ответ на твою просьбу слёзную из смиренного, сокрушенного сердца, Он даст тебе как дар и воздержание, и укрепит твою веру, но без борьбы вот с этим плотским человеком это не происходит. Поэтому каждый раз мы отвечаем на вопрос о том, зачем православному человеку, православному христианину нужен пост? Для того, чтобы победить ветхого человека, исправить свою волю и делать не то, что мы ненавидим, а то, что мы хотим, то есть идти в Царство Небесное.
М. Борисова
— Обратимся теперь к отрывку из Евангелия от Луки, из 14-й главы, стихи с 16-го по 24-й, это очень хорошо всем известная притча о том, как один человек сделал большой ужин и звал многих, и в результате первый сказал, что купил землю и нужно пойти посмотреть её, другой купил пять пар волов и идёт их испытать, третий женился и потому не может прийти. В результате всё пришло к тому, что хозяин вынужден был слугам приказать позвать всех нищих, увечных, хромых и слепых. И заканчивается притча словами «много званных, но мало избранных». Эта притча рассказана не только в Евангелии от Луки, но в Евангелии от Матфея она более драматична, что ли, более такой жёсткий сценарий.
о. Федор
— Да, видимо, Христос рассказывал её много раз и в разных интерпретациях для разных людей по-разному она звучала, и люди запоминали немножко по-разному. У Матфея она рассказана с обстоятельствами убийства посланников и наказания, которое господин несёт этим людям, его решения. Но мне кажется, что в этой притче есть, вообще как в любой притче, помимо строгости Божьей, а притча строгая, есть обретение великой надежды. Понимаете, все, кто не пришли, они сказали «извини меня», а вот по-славянски звучит страшнее: «имей мя отречена», как страшно, да? Человек отрекается от пира, то есть отрекается от Царства Небесного, образом которого является этот пир, человек сам отрекается, отрекается, когда что-либо земное, может быть, даже значимое и важное становится для него на первое место. Но надежда, конечно, не в этом, а надежда в последних словах: «много званых, но мало избранных», кто такие избранные? В нормальной логике это те, на кого показали пальцы. Вот вы подходите, есть десять дев, вы указываете: раз, два, три, четыре, пять, они будут сопровождать невесту на брачный пир, а вот эти пять — нет, они не избраны, а притча сама, она о другом, о том, что Бог позвал всех, а стать избранным или не стать избранным решаю я, понимаете, у меня это решение, я могу сказать «имей мя отречена» и сказать «я не хочу твоего Царства, Господи». А могу сказать «хочу» и войти, даже если я убогий, хромой, валяюсь где-то там при дороге и не имею брачной одежды или имею её, совсем не похожую на брачную одежду, но если я в покаянии, в любви к Богу проведу эту жизнь, в стремлении к Нему, то я стану избранным, вот это от меня зависит. Есть такие потрясающие слова в Таинстве Крещения, они ещё звучат в чине оглашения, когда священник показывает на человека, приступающего к Таинству, и говорит: «Ты дал ему власть жизни вечной», вот эта власть войти в Царство Небесное, она у тебя, и ни сатана, ни вся его армия, никакие обстоятельства жизни, если ты возлюбишь Христа, не воспрепятствуют тебе стать спасённым, стать избранным.
М. Борисова
— Вы знаете, мне кажется, здесь есть ещё один нюанс, который становится понятен, может быть, исходя из последних десятилетий истории нашей Церкви. Может быть, это смелая такая параллель, но она вот у меня напрашивается: были увечные, слепые и нищие — это мы, и нам очень хотелось на этот пир, и мы готовы были что угодно сделать, только бы нас туда пустили. А потом изменились обстоятельства жизни, и выросли люди, для которых то, что для нас было громом среди ясного неба и подарком неизвестно откуда, я имею ввиду: церковная жизнь, Евхаристия, вот всё, что связано с верой и с Церковью, им, многим это было дано изначально. Они были вот теми самыми друзьями отчасти, которые могли рассчитывать, что их позовут на этот пир, ну, это нормально, к знакомым, в гости — почему нет? И вот этой жажды прорваться всеми силами туда, в этот зал, где этот пир происходит, уже не было, потому что — «ну что, ну не могу я сегодня, у меня тут вот дела накопились, ну, я завтра схожу». Вот есть что-то, мне кажется, что откликается на содержание этой притчи.
о. Федор
— Да, наверное. Мне вспоминаются слова святого праведного Иоанна Кронштадтского, который говорил, что когда мы окажемся на Страшном Суде Божьем, мы будем поражены тому, что многие из тех людей, в спасении которых мы были уверованы, окажутся ошую Господа, а огромное количество людей, которых бы мы никак не причислили к лику спасенных, вот те самые, набранные при дорогах, на перепутьях, в грязной одежде, они окажутся у Господа. Нам не дано никого судить, вы знаете, и вот сейчас я вспоминаю те самые 90-е годы, конец 80-х, но особенно 90-е, начало, когда я, как молодой священник, иногда по три, по четыре человека в неделю, как и многие другие священники того времени, напутствовал в последний путь пожилых, старых людей, которые, готовясь к смерти, столкнувшись с неизбежностью, переосмыслили всю свою жизнь, и очень часто это был такой сюжет: «Батюшка, я пел в церковном хоре до 22-го года», «Батюшка, я был алтарником до 29-го или там 25 года, а потом меня захлестнуло, потом было нельзя, все храмы закрыли. Но сейчас, если бы вернуть, я бы всё отдал, я бы лучше сел, но я бы ходил в церковь всё равно». Понимаете, в этом покаянии и в том, насколько оно было массовым, по крайней мере, в том срезе, который может дать память одного священника, я вижу, что люди, призванные когда-то, даже надолго отказавшиеся от этого пира, люди, многие из которых вспоминали: «А вот был такой батюшка, тёплый такой, любил нас, не знаю, что с ним стало, скорее всего, его расстреляли», вот эти люди вернулись, многие из них вернулись. И притча о брачном пире, если рассматривать в контексте длинной человеческой жизни, дает очень большую надежду, по крайней мере, да, вот мы крестим детей наших прихожан, кто-то из них уходит, кто-то из них пропадает из поля зрения, кого-то ты не видишь годами и уже никогда, возможно, не увидишь, возможно, ты будешь лежать в земле уже давно костями, а он, на смертном одре, вспоминая о том, что он был позван, о том, что его в церкви любили, о том, что он был нужен и важен, вот он вернётся, и в последний момент постучится и скажет «Я тоже хочу». Вот поэтому сейчас, когда я уже 31 год священник, я вижу, что надежды больше, чем если эту притчу рассматривать только вот в таком прямолинейном контексте.
М. Борисова
— Напоминаю нашим радиослушателям: в эфире Радио ВЕРА еженедельная субботняя программа «Седмица», в которой мы говорим о смысле и особенностях богослужений наступающего воскресенья предстоящей недели. С вами Марина Борисова и наш сегодняшний гость, настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке, протоиерей Фёдор Бородин. 25 декабря — ну, для кого-то это так называемое «католическое Рождество», а для нас, православных христиан, это день памяти святителя Спиридона Тримифунтского. Вот уж, казалось бы, наверное, только святитель Николай Мирликийский может посоперничать с популярностью этого святого у русских православных людей, не говоря уже про всё, что связано с его башмачками, которые приходится периодически обновлять. Вообще вся история жизни: такой простой-препростой человек, жил себе, как все вокруг него, и вообще пас овец и ни на что не претендовал. И вот Господь выбрал, можно сказать, и дальше всё складывается не так, как он себе планировал и не так, как он представлял, а так, как вот нужно было Господу. Собственно говоря, всё, что мы знаем о том, как избирались епископы — ну, трудно себе представить, что можно было избрать епископом человека, который был даже не крещён к тому моменту, когда его избрали.
о. Федор
— Как Амвросий Медиоланский.
М. Борисова
— Да. И тем более, если человек жил как обычный семьянин и, в общем, ничем от остальных смертных не отличался. Но вот этот выбор, он же был не просто такой фантазией собравшихся, этот выбор, он же тоже, можно сказать, был боговдохновенным, если в результате получается святой человек, и таким образом Спиридон Тримифунтский стал епископом, совершенно не имея ввиду им быть. Да, собственно говоря, он и будучи епископом, продолжал овец пасти. Но при этом вот удивительная совершенно личность, которая своей способностью помогать осталась не только в памяти тех, кто мог запечатлеть это, но и в памяти всех последующих поколений, вплоть до наших современников, потому что вот уж к кому прибегают за помощью молитвенной, это к нему в первую очередь.
о. Федор
— Особенно в трудных жизненных обстоятельствах, связанных с квартирами, домами, когда негде жить, и Церковь полна памятью о великих чудесах святителя, да. Его очень любят, его очень любят в Греции, мне рассказывали, что на Корфу, там каждого второго мальчика зовут «Спири»-Спиридон, и один мой друг ездил туда, я не смог там побывать, вот он говорит: «Кто-то из отцов кричит «Спири!», и почти все мужчины оборачиваются, потому что вот так его почитают, да. Действительно, это образец архиерейства, потому что, как мы знаем, богослужебная огромная такая большая белая лента, которая надевается на плечи архиерея с тремя полосами, как знаком третьей степени священства, она символизирует собой ту самую овцу, которую добрый пастырь берёт на плечи, чтобы спасти, и в древней Церкви прямо из во́лны, то есть из шерсти этой овцы делался этот омофор, а святитель Спиридон, он носил как раз овец на своих плечах, продолжая трудиться как пастух, при этом его молитвой совершались чудеса с тем, что претворялось в золото то, что не являлось золотом, то есть он мог испросить у Бога себе какую-то другую, так сказать, канву жизни, но не стал. И меня всегда поражало то, что этот человек, который имел такое дерзновение к Богу, он овдовел, у него умерла жена, а потом у него умерла дочь, и он не стал выпрашивать её исцеление, он принял это как Промысл Божий, хотя свидетельств о чудесном исцелении по его молитвам, их тысячи, вот такой удивительный святой, который для себя не дерзает просить, потому что в смирении принимает волю Божию, а за других встаёт в полный рост своего ходатайства.
М. Борисова
— Но я думаю, что на протяжении многих лет вашего служения священнического были какие-то случаи, которые вы тоже могли бы засвидетельствовать как чудо по молитвам Спиридона Тримифунтского.
о. Федор
— Да, во-первых, праведник наших дней, который рано или поздно будет причислен к лику святых, святой, я думаю — Иоанн (Крестьянкин), архимандрит Псково-Печерского монастыря, он призывал всех в вопросах, связанных с неимением жилья, молиться святителю Спиридону, и нашей семье, отвечая на вопрос моей жены, которая истомилась в съёмном жилье, которое мы вынуждены были всё время менять, уже мы ждали четвёртого ребёнка, жилья своего не было, мы написали письмо и получили ответ: «Читайте раз в неделю акафист, каждый день молитву святителю Спиридону, моя молитва вам в помощь (это цитата), будем испрашивать себе и детям крышу над головой». И через две недели после того, как мы получили это письмо, вопрос с жильём стал решаться, и мы живём в этом жилье, у нас там восемь детей теперь, и всем хватает места. А есть одна совершенно потрясающая история, произошедшая с московским клириком, имя его я не буду называть, это служащий пожилой уже сейчас священник, который мне лично ее рассказывал: он служил в 1995 году в одном большом московском храме, жил он в маленькой двухкомнатной квартире с мамой, сестрой, женой и тремя детьми. И однажды в воскресенье, поисповедовав на ранней, отслужив позднюю, покрестив, повенчав, отпев и послужив молебные панихиды, шатающийся от усталости, он хотел пойти рухнуть в келью. В это время подошла к нему регент, глубокой веры человек и сказала: «Батюшка, что-то вы какой-то совсем бледный, это ваши жилищные обстоятельства вас доконали, давайте послужим молебен святителю Спиридону». Он говорит: «Я бы лучше рухнул, но я же не могу подвести веру человека. Значит, я сжал челюсть и сказал: „Давайте!“ и пошёл служить». И когда пришёл домой, звонит телефон, а обстоятельства жизни были такие: это был 1995 год, 50-летие Победы, и распределяли имеющиеся квартиры. В Москве была квартира в прекрасном сталинском доме, в которой жил какой-то начальник, который как раз и занимался распределением квартир, он ушёл на повышение с районного на московский уровень за год до этого, и проезжая мимо своего дома, остановил водителя, сказал: «дай-ка, я пойду посмотрю», потому что он знал схемы, как квартиры зажимались, давались тому в очереди, кому надо, подошёл, а она до сих пор не распределена. А это, допустим, было в субботу или там в пятницу, и он доехал куда хотел и сказал, что «к понедельнику, или я вас всех поснимаю, чтобы эта квартира была уже там отдана, потому что я вас всех знаю, выведу на чистую воду». Вот этот батюшка, он стоял на очереди, как многодетный, но многодетные, надо сказать, уже в 1995 году ничего не получали практически, это была большая редкость. И вот эту квартиру, её должны были дать кому-то из ветеранов, но никто не претендовал из ветеранов на трёхкомнатную квартиру, не нашли, и сказали: «ну тогда давайте дадим многодетному, иначе нам голову снимут». А фамилия у него ни на «а», ни на «б», ни на «в», она не первая в списке, и женщина, которая отвечала за это, подошла, (она потом сама ему рассказывала) открыла шкаф и взяла первое попавшееся дело. Вот первое попавшееся дело, и ему позвонили, и в понедельник он поехал за ордером. При этом квартира трёхкомнатная, находится на стыке корпусов дома и на поворотном стыке между двумя комнатами есть узкая треугольная комната, которая стала его молитвенным таким келейным миром, отдельным специально для этого священника, видимо, Промыслом Божьим построенным. Вот это свидетельство о силе ходатайства святителя Спиридона, поэтому всем советую, передаю благословение, которое получил от отца Иоанна (Крестьянкина): раз в неделю акафист, каждый день молитву.
М. Борисова
— В эфире Радио ВЕРА программа «Седмица», в студии Марина Борисова и наш сегодняшний гость, настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке, протоиерей Фёдор Бородин. Мы ненадолго прервёмся и вернёмся к вам буквально через минуту, не переключайтесь.
М. Борисова
— Еще раз здравствуйте, дорогие друзья! В эфире наша еженедельная субботняя программа «Седмица», в которой мы говорим о смысле и особенностях богослужений наступающего воскресенья и предстоящей недели. В студии Марина Борисова и наш сегодняшний гость, настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке, протоиерей Федор Бородин. Как мы уже не раз говорили, Рождественским постом Церковь напоминает нам о ветхозаветных пророках, которых мы знаем очень плохо, как и весь Ветхий Завет, поэтому, хотя бы пользуясь поводом, можно некоторых из них вспомнить, если есть что вспоминать, а то и просто узнать, потому что я думаю, что из 12-ти «малых пророков» так называемых мало кто из нас назовет хотя бы половину, поэтому давайте попробуем вспомнить 29 декабря пророка Аггея. Вообще, пророк этот среди прочих, как мы знаем, есть четыре великих пророка и двенадцать малых, но это не значит, что одни были какие-то более крупные, а другие мелкие, просто от кого-то остались большие литературные свидетельства, а от кого-то менее обширные, поэтому их распределили, исключительно исходя из их эпистолярного наследия. Так вот, пророк Аггей удивителен тем, что среди всех прочих пророков он единственный, о ком можно точно сказать, когда он пророчествовал и то, что его пророчество буквально было исполнено, не то, что оно когда-то там сбылось, оно было исполнено его современниками, собственно, когда оно было исполнено, на этом и пророчество прекратилось, потому как уже всё, тема была исчерпана.
о. Федор
— Ну, так же было и с Ионой-пророком, чего он расстроился-то? Он сказал: «Я знал, Господи, что они покаются, и ничего не случится». (смеются) И Аггей тоже, он был воздвигнут Господом и даром Духа Святаго пророческим наделен для того, чтобы люди, как мы постоянно об этом говорим, правильно расставили приоритеты. Вернувшись из Вавилонского плена, иудеи вынуждены были строить в скудости дома, пахать землю и строить крепости, в одной руке у них был заступ, в другой копьё, сохранился такой их образ. И был в пренебрежении начатый, но оставленный к восстановлению Иерусалимский храм. А Господь через пророка Аггея говорил о том, что вы свои дома строите, а мой дом забыли, начните с моего дома, тогда благословение будет на всём, что вы делаете. И действительно, так и случилось: когда Аггей это объявил, люди пришли в себя, стали восстанавливать храм Господний, конечно, совсем не в таком объёме, величии и размерах, как был при царе Соломоне, так называемый «второй храм», но тем не менее, это храм присутствия славы Божией, и дела у них пошли совершенно по-другому. И в книге пророка Аггея и говорится о том, что «вы приходите к копне, там двадцать мер зерна вы ожидали увидеть, а выходило десять. А теперь будет не так, с этого дня Я благословлю их, и будет плод другой и урожай другой, и жизнь будет другая, потому что вы построили Мне дом, начали восстанавливать Мой дом». Как это перекликается с нашим временем? Вот стоит село, умирает, рушатся дома, вот эти избы, потому что людям не нужен храм, который в нём, и нет благословения Божьего и помощи Божией восстанавливать жизнь в этом селе. Часто очень бывает так: кто прихожане храма, допустим, в далёком Подмосковье — москвичи, которые приезжают туда к своему духовнику, местные не ходят и удивляются, почему ничего не клеится. Как другой пророк говорит: «Хлеб ваш не в сытость и труд не в радость». Почему? Потому что не на своём месте всё. Это, кстати, касается не только храма как такого места архитектурного, отстроенного, это касается вообще организации жизни: человек трудится семь дней в неделю и говорит: «мне некогда пойти в воскресенье в храм, потому что я должен всех обеспечить и всё успеть», и не получается ничего, потому что храм во времени тоже должен быть отдан Богу. Утренняя и вечерняя молитва, внимательное, в молчании, в таком сосредоточении изучение Слова Божия. Воскресный день — день Господень, как раз он раньше и назывался «неделя», воскресный день, потому что дела делать не надо в этот день, чтобы дела других дней Бог благословил, посвяти это время Богу, это будет храм, построенный во времени. Отдай Богу это время, встреться с Ним, поговори, Он ждёт тебя, тогда Он благословит все остальные твои труды. Поэтому пророк Агей как раз вот об этом, о том, что, во-первых, каждый христианин должен участвовать в восстановлении и содержании какого-то храма, желательно своего прихода, и это должно быть для него в радость, это должно быть и во времени, и в деле конкретном, и тогда дела его будут благословлены, и всё будет ему с Божьей помощью значительно лучше удаваться, если будет вот такой храм в его жизни.
М. Борисова
— Мне кажется, что история пророка Аггея, она вообще очень нам близка. Ну, смотрите, они были в Вавилонском плену, то есть в течение длительного времени всё, что было связано с их верой, с их вероисповеданием, было им запрещено — ну чем не наша история XX века? И потом вот это возвращение. Да, вернулись, первым делом заложили храм. Заложили — всё, крестик поставили или галочку там, можно заняться своими делами. А дальше то, что происходило с иудеями при пророке Аггее, то же самое происходит с нами, ну, сначала очень надо, действительно очень надо и обустроить жильё, и как-то устроить детей, и накормить, и одеть, и образовать. А дальше оно всё идёт и идёт, и не останавливается, идёт инерция, которая не даёт вернуться к этому заложенному храму, который вот на этой стадии и оставлен, я имею ввиду не строительство церкви, я имею ввиду то, что происходит в нашей жизни с тем храмом, который мы как бы хотим теоретически создать в собственной душе: вот он у нас как-то там заложен, а потом столько дел, столько дел, и вот прям никак.
о. Федор
— Вы знаете, это действительно такая боль для любого священника, она проявляется очень часто в таком сюжете: вот, допустим, есть в храме пожилая прихожанка, которая ходит на все службы, истово молится за всех своих родственников. Она умирает. Привозят её тело, собираются родственники и приносят коробки, в которых иконы, книги. И ты вот смотришь, допустим, на сына — взрослый сильный, крепкий умный мужик, часто очень с гуманитарным образованием, прекрасным, московским, который читал всё, Мураками читал, «Бесы» читал, всё вообще читал. И вот говоришь: «Ну, Евангелие оставьте, прочитайте». — «Не-не-не, не надо. Это кому-нибудь передайте, нам не нужно». Говорю: «Ну как, простите, как не нужно? Вы же вот там культуролог, или вы историк. Неужели вам не нужно Евангелие?» Ну, человек как бы избегает разговора. Дважды в жизни, пока мы ждали, вот из морга опаздывало тело, я добивался ответа. Я говорил: «Ну, уважаемый, вы здесь, наверное, первый и последний раз. Мы с вами не увидимся, я вам не навязываюсь, вы можете не ходить в храм, если не хотите. Вы можете честно ответить на вопрос, почему вы отдаёте Евангелие, прекрасно понимая, что вся европейская культура, как известно, написана на полях Евангелия?» Человек задумывался, и дважды я слышал один и тот же ответ: «Потому что мне надо будет менять жизнь, а я не хочу». Понимаете, это люди, которые не воссоздают храм ни в себе, ни в своей душе, ни на своей улице, ни в своей деревне, ни в своём городе, потому что если они подойдут и прикоснутся к этой святыне, они знают, что надо будет отказаться от любовницы, что надо будет перестать воровать, перестать брать взятки, что это обличит их жизнь. А жизнь они менять не хотят, понимаете, поэтому они не участвуют в восстановлении храма, поэтому им незнакома радость первой службы, пасхальной службы в храме, в котором 70 лет не звучало «Христос Воскресе!», они никогда не познают эту радость. Ну, может быть, всё-таки придут к покаянию молитвами своих бабушек и матерей, которые и там продолжают за них молиться, есть на это надежда. Но вот это горечь, понимаете, горечь в этом — это выбор человека. Почему сносили храмы? Почему надо было взорвать храм Христа Спасителя? Потому что отовсюду видно, он напоминает о правде, о Божьем присутствии, о том, что Христос Спаситель одним своим названием, поэтому надо убрать его, построить там дворец съездов, памятник Ленину сверху воздвигнуть, все что угодно, да хоть бассейн, но только чтобы он глаза не мозолил, потому что невыносимо. Понимаете, невыносимо. И это беда, к сожалению, это продолжается, вот эта инерция атеизма людей, воспитанных в атеизме, она страшная. Это могут быть даже крещёные в детстве люди теми самыми молящимися бабушками, которые говорят «Я не хочу меняться, поэтому я ваше Евангелие открывать не буду».
М. Борисова
— Ну, наверное, тут можно вспомнить, опять-таки, наше поколение, которое тоже, в общем-то, было воспитано в большинстве своем атеистами и не собиралось менять свою жизнь. Есть то, что собираешься делать ты, а есть то, что предполагает, вероятно, о тебе Промысл Божий, потому что невозможно объяснить вот эти многочисленные, как бы, как сказать-то... на ровном месте приходы в церковь. То есть не происходило никаких драматических событий, никаких знаковых каких-то вещей, а вот просто человек в один прекрасный день просыпался и шёл в церковь.
о. Федор
— Ну, я, наверное, это не так бы описал всё-таки. Если мы говорим о притче званых и избранных, то человек услышал зов Божий и откликнулся на него, а второй услышал и положил его в коробку, и отнёс его в храм вместе с телом своей бабушки, понимаете? Это выбор человека — слышать или не слышать. Это тайна выбора, тайна ответа, вот та самая власть жизни вечной, о которой мы говорили, она в руках самого человека. Как это происходит, это действительно вызывает удивление, вот могу рассказать историю одну замечательную совершенно, как давно-давно, лет двадцать назад в наш храм вошли два подвыпивших молодых человека, один сильно, а второй меньше. И вот который меньше, у него были вопросы о Боге, и он меня поймал. Обычно я уклоняюсь от разговора с пьяными об этом, но он был меньше пьян, чем его друг, и поэтому мы сели на скамейку, и я отвечал на его вопросы, а друг стоял над его душой, тянул его за плечо для того, чтобы продолжить вот это празднование, ему я, который всё это говорит, было совершенно неинтересно. Понимаете, минут сорок мы поговорили, и вот того, кто задавал вопросы, я больше не видел ни разу, а того, который это слушал, потому что пришлось, я вижу до сих пор каждое воскресенье, этого человека со всей своей семьёй, наш замечательный, очень мной любимый прихожанин. Понимаете, вот так вот, вот человек услышал слово о Христе и готов поменять свою жизнь. Вот, наверное, здесь это решение: готов ли ты отложить вот этого ветхого человека и сказать: «если так, то моя жизнь будет другой». Или ты не готов и говоришь: «нет, я вот от этого идола, от этого и от этого не буду отказываться, поэтому мне Христос не нужен». Вот те самые страшные слова — «имей мя отречена» по-славянски, страшные слова, не просто «извини меня».
М. Борисова
— Напоминаю нашим радиослушателям, в эфире Радио ВЕРА еженедельная субботняя программа «Седмица», в которой мы говорим о смысле и особенностях богослужений наступающего воскресенья и предстоящей недели. В студии Марина Борисова и наш сегодняшний гость, протоиерей Фёдор Бородин, настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке. Продолжая воспоминания о ветхозаветных пророках, вот самый излёт года, 30 декабря, и Церковь вспоминает пророка Даниила и трёх святых отроков Ананию, Азарию и Мисаила. Ну, про трёх отроков мы слышим каждый раз, когда мы слушаем канон за всенощной, поскольку в ирмосах непременно присутствует этот сюжет про трёх отроков, которые в вавилонской печи не сгорели.
о. Федор
— Ещё всегда мы слышим о них в сочельник Рождества, в сочельник Крещения и в Великую субботу, накануне величайших церковных праздников мы всегда их вспоминаем.
М. Борисова
— Так вот, что касается пророка Даниила — это один из любимейших пророков образованных людей, я думаю, и в Западной Церкви, и в Восточной Церкви христианской, поскольку такое количество всевозможных интерпретаций библейского рассказа о пророке Данииле и в живописи, и в литературе, и во всевозможных даже музыкальных произведениях, наверное, редко кто удостоился из библейских персонажей. Вот почему так интересен во все века был христианам пророк Даниил?
о. Федор
— Во-первых, пророк Даниил предсказывал о Христе. Он предсказал Пришествие Христа, как его пророчество об истукане прочитываем мы, христиане, после крушения Римской империи. Это тот самый камень, который без человеческих рук был отсечен от скалы, это пророчество о Божьей Матери, Которая неискусомужно зачала Богочеловека. Он предсказал срок пришествия в мир Христа, вот эти самые знаменитые семьдесят седмин, которые привели к тому, что в годы рождения Иисуса Христа на земле все благоверные иудеи ожидали вот-вот рождения Мессии, все помнили это пророчество. Оно еще совмещается с пророчеством праотца Иакова, который говорил о том, что будет царствовать наследник Иуды до прихода в мир Мессии, а, как известно, Ирод был идумеянин, это был первый правитель, который не был потомком Авраама, Исаака и Иакова. Но мне кажется, что в сюжете о Данииле и трех отроках есть какая-то очень важная для всех для нас истина о том, как праведный человек проходит испытания в жизни: он ожидает чуда Божьего, но принимает волю Божию, даже если чудо не совершится. Вот та самая молитвенная песнь трех отроков в печи Вавилонской, которая поется в Великую субботу, и скоро мы ее услышим в Рождественский сочельник — это молитва, которую можно, если сократить, то так: «Господи, мы вместе с нашим народом согрешили, поэтому мы в плену, и мы достойно принимаем по нашим делам. Но мы знаем, что Ты силен избавить нас от этого страшного огня, в котором погибают люди, даже приближаясь к нему, как те самые слуги, которые разжигали нефтью и смолой эту печь. Если Ты сочтешь это возможным, дай нам жизнь. Но если нет, мы все равно Тебя любим и Тебе кланяемся». И Господь дает им жизнь, Он посылает Ангела, и они ходят невредимы и выходят даже не с обожженными волосами из этой печи. Вот это принятие Промысла Божьего: Господи, Ты можешь нас избавить, мы знаем это. Если есть Твоя воля, избавь. Если нет, любовь наша не станет к Тебе меньше от этого, потому что нам нужен Ты, а не то, что мы от Тебя можем получить. А дальше Твоя воля, да будет воля Твоя. Фактически, их молитва — это иллюстрация к молитве «Отче наш»: «Да будет воля Твоя как на небе, среди ангелов и среди святых, так и на земле, то есть в наших сердцах». И вот это, мне кажется, очень важно и для нас, и для всех христиан всегда звучало.
М. Борисова
— Но помимо трех отроков, и сам Даниил был брошен в ров ко львам и уцелел. Собственно, один из самых популярных сюжетов западноевропейской живописи — это Даниил во рву со львами.
о. Федор
— Да, и верующие люди, христиане, Церковь видела в этом ярчайшее подтверждение восстановления адамовой святости в людях. Человек, когда приближается к своей нормальности, а для христианства нормальность — это святость, он принимает дары, которые имел человек до грехопадения и очень часто это дары, которые видны в обращении с дикими животными, как Герасим Иорданский со львом, как святые мученики на арене Колизея, которых не только не пожирали, а иногда и защищали львы или леопарды, которых по полторы-две недели специально морили голодом. Это природа Соловков и Валаама, которая рождала удивительные овощи и фрукты, которые там вообще не растут.
М. Борисова
— Преподобный Сергий с медведем.
о. Федор
— Да, да, и Сергий, и Серафим с медведем. Это воплощение тех слов Давида о том, что «Блажен, иже и скоты милует», которое возвращается к человеку послушанием животных, которые узнают в святом человеке адамову власть над ними. Вот это торжество в этом мире, который оборачивается человеку из-за греха «терниями и волчцами, — как Господь говорит, — взрастёт земля тебе, и в поте лица твоего будешь ты добывать хлеб твой», вот знамение того, что это тоже имеет конец, оно в этом мирном поведении страшных хищников так вот утешало людей и в Средневековье, и нас, меня тоже очень утешает.
М. Борисова
— А ещё один популярнейший сюжет, связанный с пророком Даниилом — это, конечно, пир Валтасара, и вот эта надпись на стене, которая звучит очень загадочно: «Мене, текел, упарсин», которую он истолковал.
о. Федор
— Да. Рука появляется во время пира, Валтасар уверен, что Вавилон нельзя взять, потому что это крепость, окружённая тремя рядами высоченных стен, а Господь уже предал жителей этого ненавистного, блудного, страшного, идолопоклоннического города в руки его в роду врагов, Кир уже осушает Евфрат, город стоит на Ефрате, и поведёт войска по руслу пересохшему этой реки. Но слова страшные: «ты взвешен и найден лёгким». Вот эта вот легковесность человеческой жизни, кто бы мог это сказать о царе такого великого города? Вот мы смотрим даже на крупного чиновника — весомый человек, в достатке, успешный человек, состоятельный человек, то есть он состоялся, вот кто имеет вес в обществе, это мы так и говорим, слово этого человека весомо. А Господь всё взвешивает на других весах. Он говорит: нет, весом не тот человек, а тот человек, который знает Господа, вот этот человек имеет вечный вес, а этот найден лёгким. Это пушинка, которую сейчас сдует ветер, и память о нём будет для всех, кто считает себя весомым, напоминанием о том, что только Господь окончательно взвешивает труды, подвиги и достижения человека.
М. Борисова
— Но знаете, что мне кажется удивительным в истории пророка Даниила — то, что он, несмотря на то, что периодически очень раздражал своих правителей, которым он служил, как толкователь снов, как некий такой приближённый советник, что ли, как сейчас сказали бы — экстрасенс, он, несмотря на то, что и в ров его кидали, и всячески притесняли, он был советником у Навуходоносора, он был советником у Валтасара, а потом он был советником у Кира, который победил Валтасара, то есть вот каким образом менялись правители, каждый из которых имел повод и мог его уничтожить, и он при всех правителях оставался невредим и, главное дело, переходил как переходящий приз к следующему правителю, который был совершенно противоположных взглядов и убеждений.
о. Федор
— Вы знаете, настоящий правитель — это человек, который ищет себе хороших советников, а хорошие советники — это не те, которые с тобой всегда согласны. Как, я помню, слова Голды Меир о том, что «когда вы примете нашу точку зрения, мы во всём с вами согласимся». Понимаете, такие советники никому не нужны. Если правитель выжигает вокруг себя всё поле и не оставляет никого, мнение которых отлично, это просто человек, одержимый гордостью и тщеславием, и рано или поздно он страшно ошибётся. А человек, который ищет — это человек, в котором всё-таки есть смирение, даже если он, как Кир, вознесён до самого неба и имеет такую великую судьбу, от простого человека, который бегал с луком когда-то за дичью, до человека, покорившего Вавилонскую империю. Я думаю, что поэтому, что они знали, слышали о нём, Кир, я думаю, что он просто дал приказ о том, чтобы не трогать этого человека. И чудеса были известны, и, конечно, когда человека кидают ко львам, а он остаётся жив, всем хочется иметь такого заступника и советчика. Это воскресенье ещё посвящено почитанию святых праотец — это все праведники Ветхого Завета. А праведники Ветхого Завета — это те люди, которые прозревали грядущего Мессию и в уповании на Него старались жить по тем законам, которые даже в их время ещё не действовали. Самым ярким примером для меня является пророк Давид, который дважды мог убить Саула, имел на это полное право и не сделал этого, это совершенно христианский поступок. И действительно, это люди, которые для нас учителя, наставники, их жития надо читать, вот мы сейчас с семьёй, с женой и старшими детьми просто взяли, перечитываем Книгу Царств, перечитали о пророке Давиде, чего я всем желаю — открывайте, читайте про Саула и Давида, ни один беллетрист так никогда не напишет. И не только псалмы, но и сама жизнь этого человека и других праотцев — это великое назидание и утешение для всех нас.
М. Борисова
— Спасибо огромное за эту беседу. В эфире была программа «Седмица», в студии были Марина Борисова и настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке, протоиерей Фёдор Бородин. Поститесь постом приятным, слушайте нас каждую субботу, до свидания.
о. Федор
— До свидания.
Все выпуски программы Седмица
12 октября. О служении ближнему
В 10-й главе 1-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Никто не ищи своего, но каждый пользы другого».
О служении ближнему, — протоиерей Андрей Ефанов.
12 октября. О свободе во Христе
В 10-й главе 1-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает».
О свободе во Христе, — священник Павел Гумеров.
12 октября. О борьбе со страстями
Сегодня 12 октября. В День памяти преподобного Кириака отшельника читается отрывок из 5-й главы Послания апостола Павла к галатам: «Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями».
О борьбе со страстями, — священник Захарий Савельев.