Адрес храма Всех Святых на Кулишках:
109074 г. Москва, Славянская площадь, д. 2,
станция метро "Китай-город".
Схема проезда:
Контакты:
109074 г. Москва, Славянская площадь, д. 2,
Телефон: +7 (495) 623-75-66,
e-mail: 6237566@mail.ru.
Адрес сайта: http://podvorie-alexandria.ru/
Храм, о котором мы сегодня расскажем, расположен на Славянской площади, в Зарядье, недалеко от Китай-города. Он определяет архитектурный облик Славянской площади. А рядом с храмом, едва ли не под ним, впрочем, с соблюдением всех необходимых условий, устроен вход на станцию метро «Китай-город».
Это Церковь Всех Святых на Кулишках.
Обычно происхождение названия – на кулишках - объясняют тем, что кулижками называли топкое, болотистое место. Другие исследователи называют кулижками часть леса после вырубки. А то, что ранее здесь был лес, сомнений не вызывает. Кстати, сохранившиеся на этой территории церкви практически все до сих пор сохраняют прозвище «на кулижках».
Це́рковь Всех Святы́х на Кули́шках впервые упоминается в 1365 году в описании большого московского пожара. Из чего следует, что к тому времени она уже существовала. Но была она деревянной, и надо полагать, либо сгорела, либо сильно обветшала. И в 1380 году построена была уже новая, каменная церковь. И построена она была, дабы увековечить память всех погибших в Куликовской битве, которая изменила все течение истории Руси.
И самое имя церкви – Всех Святых – как нельзя более подходит к увековечиванию памяти большого количества погибших. Ведь каждый погибший воин наречен был именем своего небесного покровителя. В сражении же пали многие тысячи, и потому только так можно было увековечить память ВСЕХ.
Уйдем чуть в сторону. Известно, что историки давно, фигурально выражаясь, ломают копия в вопросе определении места, где же на самом деле произошла знаменитая битва на поле Куликовом. Так вот, по одной из версий Куликово поле и есть те самые Кулишки, на которых и располагается храм. И битва происходила отнюдь не в 300 километрах от Москвы, чему приводится ряд довольно убедительных доказательств. Не будем, однако же, вдаваться в детали спора – их вы сможете найти, если захотите, сами.
А мы особо отметим следующее. Церковь Всех Святых на Кулишках считается первым храмом-памятником боевой славе русского воинства. Собственно, именно с этого храма повелась славная традиция ставить соборы в честь побед российского оружия.
Надо сказать, что церковь страдала практически от всех московских пожаров, ветшала, и потому неоднократно перестраивалась. Так было в 1488 году и затем, уже в стиле московского барокко в конце 17-го века.
Пострадала она и во время наполеоновского нашествия, но уже в 1813 ее начали восстанавливать. Переделки XVIII века существенных изменений в облик церкви не внесли.
Существующие ныне главы и кресты восстановлены по образцам конца XVII века. Первоначально здание храма белили, но позже стали традиционно покрывать его стены красным колером, на котором выделяются беленые детали.
В начале 30-х храм закрыли и передали его церкви лишь в 1991 году. И сегодня вы имеете возможность не просто увидеть красивый храм, но и почтить память предков, отдавших жизни свои за независимость нашей страны.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер