Адрес храма Всех Святых на Кулишках:
109074 г. Москва, Славянская площадь, д. 2,
станция метро "Китай-город".
Схема проезда:
Контакты:
109074 г. Москва, Славянская площадь, д. 2,
Телефон: +7 (495) 623-75-66,
e-mail: 6237566@mail.ru.
Адрес сайта: http://podvorie-alexandria.ru/
Храм, о котором мы сегодня расскажем, расположен на Славянской площади, в Зарядье, недалеко от Китай-города. Он определяет архитектурный облик Славянской площади. А рядом с храмом, едва ли не под ним, впрочем, с соблюдением всех необходимых условий, устроен вход на станцию метро «Китай-город».
Это Церковь Всех Святых на Кулишках.
Обычно происхождение названия – на кулишках - объясняют тем, что кулижками называли топкое, болотистое место. Другие исследователи называют кулижками часть леса после вырубки. А то, что ранее здесь был лес, сомнений не вызывает. Кстати, сохранившиеся на этой территории церкви практически все до сих пор сохраняют прозвище «на кулижках».
Це́рковь Всех Святы́х на Кули́шках впервые упоминается в 1365 году в описании большого московского пожара. Из чего следует, что к тому времени она уже существовала. Но была она деревянной, и надо полагать, либо сгорела, либо сильно обветшала. И в 1380 году построена была уже новая, каменная церковь. И построена она была, дабы увековечить память всех погибших в Куликовской битве, которая изменила все течение истории Руси.
И самое имя церкви – Всех Святых – как нельзя более подходит к увековечиванию памяти большого количества погибших. Ведь каждый погибший воин наречен был именем своего небесного покровителя. В сражении же пали многие тысячи, и потому только так можно было увековечить память ВСЕХ.
Уйдем чуть в сторону. Известно, что историки давно, фигурально выражаясь, ломают копия в вопросе определении места, где же на самом деле произошла знаменитая битва на поле Куликовом. Так вот, по одной из версий Куликово поле и есть те самые Кулишки, на которых и располагается храм. И битва происходила отнюдь не в 300 километрах от Москвы, чему приводится ряд довольно убедительных доказательств. Не будем, однако же, вдаваться в детали спора – их вы сможете найти, если захотите, сами.
А мы особо отметим следующее. Церковь Всех Святых на Кулишках считается первым храмом-памятником боевой славе русского воинства. Собственно, именно с этого храма повелась славная традиция ставить соборы в честь побед российского оружия.
Надо сказать, что церковь страдала практически от всех московских пожаров, ветшала, и потому неоднократно перестраивалась. Так было в 1488 году и затем, уже в стиле московского барокко в конце 17-го века.
Пострадала она и во время наполеоновского нашествия, но уже в 1813 ее начали восстанавливать. Переделки XVIII века существенных изменений в облик церкви не внесли.
Существующие ныне главы и кресты восстановлены по образцам конца XVII века. Первоначально здание храма белили, но позже стали традиционно покрывать его стены красным колером, на котором выделяются беленые детали.
В начале 30-х храм закрыли и передали его церкви лишь в 1991 году. И сегодня вы имеете возможность не просто увидеть красивый храм, но и почтить память предков, отдавших жизни свои за независимость нашей страны.
«Священномученик Фаддей (Успенский)». Священник Анатолий Правдолюбов

У нас в гостях был клирик храма святителя Иова на Можайском шоссе в Москве священник Анатолий Правдолюбов
Разговор шел о жизни и подвиге священномученика архиепископа Фаддея (Успенского). Он родился в священнической семье, окончил Казанскую духовную академию, преподавал, затем принял монашеский постриг и епископский сан. В революционные годы его не раз ссылали и арестовывали, но он сохранил твердость веры и молитвенную стойкость.
Архиепископ Фаддей жил в Астрахани почти без вещей, служил каждый день, совершал богослужения по несколько часов, помогал людям и не имел ничего своего. Патриарх Тихон говорил о нём: «Если владыка будет так жить и дальше, его путь закончится мученически». Так и произошло — в 1937 году владыка Фаддей был замучен в тюрьме, уподобившись Христу в смирении и страданиях.
Мы говорили о том, как вера даёт силу в испытаниях, о людях, которые сохраняли человеческое достоинство в нечеловеческих условиях, и о любви, которая побеждает страх.
Все выпуски программы Светлый вечер
Ирина Токмакова. «И настанет веселое утро»: «О пустом времени»

Фото: PxHere
Есть у писательницы Ирины Токмаковой детская повесть «И настанет весёлое утро». Её героиня, маленькая Полина, совершает путешествие в прошлое. Зачем? Чтобы вернуть в дом утраченную радость. А помогает ей подруга — звезда по имени Ая.
По дороге Полину и Аю ожидает несколько удивительных встреч. Об одной из них у нас с вами и пойдёт речь. Подруги подходят к поезду, который должен отправить их в прошлое и смотрят, как Машинист, по имени Шкандыба, грузит на поезд ящики, наполненные временем, — минутами, часами, днями.
Оказывается, что весят ящики по-разному. Одни необычайно легки, другие — едва поднимешь. Попусту потраченное время, поясняет Шкандыба, это очень тяжёлая вещь, можно сказать, неподъёмная. А вот лёгкие ящики заполнены нужным, полезным, добрым временем.
Попусту потраченное время тяготит душу. А что, если в ящике, помимо пустого времени, кроется ещё что-то? Маленькая трусость — или небольшая подлость — или крошечное предательство? Совсем маленькие, конечно, но вот в чём дело: маленький грех всё равно остаётся грехом и давит на сердце.
Святитель Николай Сербский, известный подвижник и богослов двадцатого века, пишет: «Бывает, что есть много мелких грехов и проступков, которые человек считает незначительными и не исповедуется, не кается в них. Словно паутина, опутывают они сердце и свивают гнездо для тяжкой печали».
Как избавиться от тяжести потраченного попусту времени, выбросить ящики Шкандыбы, смести душащую паутину? На этот вопрос можно ответить словами святителя Николая Сербского: «Исповедь проветривает и очищает дом души, и войдёт в него свежий и здоровый воздух от Духа Божия».
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
Люси Монтгомери «Энн из Эйвонли» — «Полнота жизни»

Фото: PxHere
Все мы стремимся обрести полноту жизни. Но как её обрести? Этим вопросом задаётся Энн Ширли, главная героиня цикла книг, написанных канадской писательницей Люси Монтгомери.
В одной из повестей этого цикла под названием «Энн из Эйвонли» семнадцатилетнюю сироту Энн, которую в детстве удочерили фермеры Катберты, ждёт новое испытание. Несмотря на полученную стипендию, ей не удастся поехать в колледж, поскольку воспитавшая её Марилла теряет зрение. Энн придётся остаться на ферме и стать — по крайней мере на один год — всего лишь сельской учительницей. Энн горюет — ей кажется, что она уже никогда не сможет выбраться на широкий путь.
Миссис Аллан, лучший друг девушки, утешает её, говоря: «Не горюй слишком сильно. В конце концов, Энн, не то, что ты берёшь у жизни, делает её богатой и полной, а то, что ты в неё вкладываешь. Жизнь может быть тесной, а может быть широкой. Но мы сами делаем её такой».
В сто восемнадцатом псалме царя и пророка Давида есть слова о том, что полнота жизни определяется исполнением воли Божьей: «Буду ходить в широте, ибо я взыскал заповеди Твои».
Исполнение заповедей Божьих не лишает человека свободы а, напротив, выводит его на духовный простор. Это и есть та полнота жизни, о которой говорит героиня повести Люси Монтгомери «Энн из Эйвонли».
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение