17 июня 362 г. Римский император Юлиан издал эдикт, запретивший христианам преподавать в школах. Согласно тексту указал, император считал нелепым, чтобы лица, объясняющие Гомера, Гесиода, Демосфена, Геродота и других античных писателей, сами отвергали чтимых этими писателями богов. Таким образом, Юлиан запретил христианам обучать риторике и грамматике, если они не перейдут к почитанию богов.
Для императора Юлиана, получившего в истории прозвище «Отступник», это было частью проекта по восстановлению римского язычества, которое было сильно потеснено после того, как святой равноапостольный Константин сделал христианство государственной религией.
Юлиан обещал большие выгоды тем христианам, которые согласились бы отречься от веры.
Он также постарался укрепить языческий культ. Он организовал языческих жрецов по образцу иерархии христианской церкви; внутренность языческих храмов была устроена по образцу храмов христианских; предписал вести в храмах беседы о тайнах эллинской мудрости, по образцу христианских проповедей, ввел пение во время языческой службы, следил за безупречной жизнью жрецов. Видя, что привлекательности Церкви много содействовала ее забота о бедных, он постарался наладить похожую благотворительность при языческих храмах.
Но все это было впустую — после гибели Юлиана на войне, Церковь вернула себе утраченные позиции — на этот раз окончательно.
Почему попытка Юлиана была обречена? Ведь он постарался перенять все, что с чисто земной точки зрения обеспечило успех Церкви — и благоукрашение храмов, и иерархию, и благотворительность, и наставления в учении. Ответ напрашивается сам собой— языческое учение было просто ошибочным, и явление христианской истины сделало эту ошибочность очевидной.
В наши дни в разных странах — в том числе в нашей — у Юлиана находятся подражатели. Хотя многие о нем и не слышали. Язычество — античное, но чаще германское, славянское или кельтское, кажется людям чем-то романтичным и привлекательным.
Они уходят в леса и парки и совершают там обряды, которые объявляют древними, возносят молитвы богам, которым, как они говорят, молились их далекие предки в дохристианскую эпоху. Конечно, в результате утраты живой традиции — и отсутствия каких-либо священных текстов — преемство с древними язычниками тут более чем сомнительно. Со стороны все это выглядит просто этнографическим фентези.
Но важнее другое — вопрос об Истине. Существуют ли все эти Одины, Перуны и Луги на самом деле? Нет, и их даже не особенно пытаются представить реально существующими. Это с самого начала игра.
Но вопросы об истине, о смысле жизни, о надежде перед лицом смерти — это игровые вопросы. Это вопросы к реальности. Это вопросы о поисках живого, реального, на самом деле существующего Бога.
Бога, который открылся всем народам в лице Господа нашего Иисуса Христа.
«Апокалипсис — богословский аспект». Кирилл Вах, Вероника Андросова

У нас в студии были директор научно-просветительского центра «Индрик» Кирилл Вах и доцент Николо-Угрешской семинарии, кандидат богословия Вероника Андросова.
Мы говорили о книге «Откровение Иоанна Богослова», в частности о том, как сюжеты Апокалипсиса изображались на храмовых фресках и как такие иконы становились проводниками в смыслы Священного Писания.
Этой программой мы продолжаем цикл бесед о книге Откровение Иоанна Богослова, как этот Новозаветный текст, часто именуемый «Апокалипсис», воспринимается, толкуется, а также изображается в храмовой живописи.
Первая беседа с Кириллом Вахом и Вероникой Андросовой была посвящена фрескам Гурия Никитина в Переславле (эфир 20.10.2025)
Все выпуски программы Светлый вечер
«Иосиф Муньос-Кортес». Ксения Волкова

Гостьей программы была искусствовед, общественный деятель Ксения Волкова.
Каждый год, 30 октября, она вместе с супругом проводит вечер памяти брата Иосифа Муньоса-Кортеса — хранителя Иверской Монреальской иконы Божией Матери, мученически убиенного в Афинах в 1997 году. В этом году встреча состоится в храме святого князя Владимира в Тушине.
Разговор с Кирой Лаврентьевой — о памяти, которая соединяет поколения, о людях, сумевших сохранить верность Богу и Отечеству, о тех, чьи жизни становятся для нас живыми уроками веры.
Также разговор шел о том, почему современному человеку не хватает идеалов и как говорить о Христе со светскими людьми — просто, по-человечески, без назидания, но с любовью.
Вспоминая брата Иосифа и тех, кто жил в духе служения, Ксения Волкова говорила о внутренней аскезе, о верности, которую не видно снаружи, и о том свете, который остаётся после встречи со святыми людьми.
Все выпуски программы Светлый вечер
«Помощь детям из неблагополучных семей». Протоиерей Александр Маликов
У нас в гостях был руководитель приюта «Святая Параскева» в станице Манычской Шахтинской епархии, председатель молодежного отдела Шахтинской епархии, настоятель Пятницкого архиерейского подворья станицы Манычской протоиерей Александр Маликов.
Наш гость рассказал о том, как они вместе с супругой начали помогать детям-сиротам из неблагополучных семей, почему для них важно, чтобы у ребенка было общение с кровными родителями и каким образом они помогают родителям в преодолении зависимостей, чтобы дети смогли вернуться в свои семьи, как удается налаживать связь с трудными детьми и подростками, а также почему для него выбранное служение — открытое Евангелие.
Все выпуски программы Делатели