17 июня 362 г. Римский император Юлиан издал эдикт, запретивший христианам преподавать в школах. Согласно тексту указал, император считал нелепым, чтобы лица, объясняющие Гомера, Гесиода, Демосфена, Геродота и других античных писателей, сами отвергали чтимых этими писателями богов. Таким образом, Юлиан запретил христианам обучать риторике и грамматике, если они не перейдут к почитанию богов.
Для императора Юлиана, получившего в истории прозвище «Отступник», это было частью проекта по восстановлению римского язычества, которое было сильно потеснено после того, как святой равноапостольный Константин сделал христианство государственной религией.
Юлиан обещал большие выгоды тем христианам, которые согласились бы отречься от веры.
Он также постарался укрепить языческий культ. Он организовал языческих жрецов по образцу иерархии христианской церкви; внутренность языческих храмов была устроена по образцу храмов христианских; предписал вести в храмах беседы о тайнах эллинской мудрости, по образцу христианских проповедей, ввел пение во время языческой службы, следил за безупречной жизнью жрецов. Видя, что привлекательности Церкви много содействовала ее забота о бедных, он постарался наладить похожую благотворительность при языческих храмах.
Но все это было впустую — после гибели Юлиана на войне, Церковь вернула себе утраченные позиции — на этот раз окончательно.
Почему попытка Юлиана была обречена? Ведь он постарался перенять все, что с чисто земной точки зрения обеспечило успех Церкви — и благоукрашение храмов, и иерархию, и благотворительность, и наставления в учении. Ответ напрашивается сам собой— языческое учение было просто ошибочным, и явление христианской истины сделало эту ошибочность очевидной.
В наши дни в разных странах — в том числе в нашей — у Юлиана находятся подражатели. Хотя многие о нем и не слышали. Язычество — античное, но чаще германское, славянское или кельтское, кажется людям чем-то романтичным и привлекательным.
Они уходят в леса и парки и совершают там обряды, которые объявляют древними, возносят молитвы богам, которым, как они говорят, молились их далекие предки в дохристианскую эпоху. Конечно, в результате утраты живой традиции — и отсутствия каких-либо священных текстов — преемство с древними язычниками тут более чем сомнительно. Со стороны все это выглядит просто этнографическим фентези.
Но важнее другое — вопрос об Истине. Существуют ли все эти Одины, Перуны и Луги на самом деле? Нет, и их даже не особенно пытаются представить реально существующими. Это с самого начала игра.
Но вопросы об истине, о смысле жизни, о надежде перед лицом смерти — это игровые вопросы. Это вопросы к реальности. Это вопросы о поисках живого, реального, на самом деле существующего Бога.
Бога, который открылся всем народам в лице Господа нашего Иисуса Христа.
Улыбка Мадонны. Татьяна Любомирская
«Улыбнется или нет? Да или нет?» — такими мыслями я терзалась, стоя в длинной очереди в пещерном храме Успения Божьей Матери в Гефсимании.
Мы с коллегой были в паломничестве по Святой Земле, и нынешней точкой нашего путешествия была Гробница Богородицы, где Ее пречистое тело пребывало три дня перед вознесением на небо.
Тот, кто бывал в этом храме, помнит узкие врата, пройти сквозь которые можно низко склонив голову, глухой пещерный свод и небольшую подземную церковь. Там, позади гроба Богородицы располагается каменный кивот с чудотворным образом Иерусалимской Божьей Матери. Этот образ ‒ списан с древней иконы, написанной по преданию святым Евангелистом Лукой. И в связи с этой иконой существует одно народное поверье.
— Знаете, паломники стали замечать, что кому-то Божья Матерь, как будто, улыбается, а на кого-то глядит очень строго, — неспешно рассказывала монахиня — экскурсовод, когда мы стояли в огромной очереди к святыне.
Толпа заволновалась. Несмотря на то, что священники осторожно относятся к разным знакам и приметам и большинство из них советуют не принимать всерьез, люди продолжают искать «голос Бога» во всём, что им думается или кажется.
Это происходит непроизвольно, как часть того мысленного диалога, что каждый из нас ведет со своей совестью. Вот и я, стоя в конце очереди, отчаянно вглядывалась в лик Богородицы. Мне очень хотелось увидеть Ее улыбку.
Удивительно, но в какой-то момент действительно показалось, что Божья Матерь улыбается мне. И не просто улыбается, а радостно смеется! Но когда, окрыленная этим видением, я сумела подойти ближе, то увидела на иконе очень серьезное и сосредоточенное лицо. Богородица пристально смотрела на меня, словно хотела спросить: «Что ты ищешь в моей улыбке? Ты хочешь верить, что у тебя какие-то особенные отношения с Богом? И ты права, у тебя действительно особенные отношения с Ним, также как у многодетных родителей свое особенное отношение к каждому ребенку. Ты веришь, что мою улыбку могут увидеть только хорошие люди, и ты хочешь считать себя хорошей. Но ведь твоя жизнь и твои поступки далеко не совершенны, и ты это знаешь. Так что не ищи внешних подтверждений своей, так называемой, "праведности". Я буду улыбаться тебе, как буду улыбаться всем, кто приходит к моему Образу с верой и горячей молитвой. Эту улыбку не обязательно искать на иконе. Ты увидишь ее в своей душе, если совесть твоя чиста, мысли светлые, а сердце наполнено любовью к Богу и людям».
Я прижалась к иконе лбом и молилась о заступничестве Богородицы на моем жизненном пути. А когда этот путь оборвется и начнется другая, неземная жизнь, как было бы прекрасно, если бы при встрече с Божьей Матерью я могла радостно, не пряча глаза и не отворачиваясь от стыда, улыбнуться Ей как самому лучшему другу!
И увидеть ответную улыбку.
Автор: Татьяна Любомирская
Все выпуски программы Частное мнение
28 марта. О почитании родителей
В 6-й главе Книги Притчей Соломоновых есть слова: «Храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей».
О почитании родителей, — священник Иоанн Мазурчук.
28 марта. О борьбе с ленью
В 6-й главе Книги Притчей Соломоновых есть слова: «Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь: и придёт, как прохожий, бедность твоя».
О борьбе с ленью, — священник Николай Конюхов.