«10-й Фестиваль Донской иконы Божией Матери». Иеромонах Косьма (Афанасьев), Андрей Бухарин - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«10-й Фестиваль Донской иконы Божией Матери». Иеромонах Косьма (Афанасьев), Андрей Бухарин

* Поделиться

У нас в гостях были насельник Донского монастыря, руководитель молодежного клуба при монастыре иеромонах Косьма (Афанасьев) и музыкальный критик, преподаватель факультета журналистики МГУ Андрей Бухарин.

В преддверии дня празднования в честь Донской иконы Божией Матери мы говорили об истории этой иконы, а также о посвященном ей десятом музыкальном фестивале в московском Донском монастыре.

Ведущий: Алексей Пичугин


Алексей Пичугин:

— Дорогие друзья, здравствуйте, «Светлый вечер» на светлом радио, рад вас приветствовать, меня зовут Алексей Пичугин я с удовольствием представляю наших гостей, ближайший час эту часть «Светлого вечера» вместе с вами и вместе с нами проведут музыкальный критик, преподаватель журфака МГУ Андрей Бухарин, добрый вечер!

Андрей Бухарин:

— Добрый вечер, я приветствую всех наших слушателей сегодня!

Алексей Пичугин:

— Иеромонах Косма Афанасьев, насельник Донского монастыря, руководитель молодёжного клуба при монастыре и монастырского социального центра. Здравствуйте.

Иеромонах Косма Афанасьев:

— Добрый вечер.

Алексей Пичугин:

— И в таком составе мы собираемся сегодня, чтобы о замечательном фестивале вам рассказать, фестивалю уже не первый год, 10-й, да, если ошибаюсь? 10-й фестиваль, 10-й год он проходит в Москве, возле Донского монастыря, в разные годы по-разному, и в самом монастыре. Музыкальный фестиваль, посвящённый Донской иконе Божьей Матери. Я так понимаю, что он даже называется фестиваль Донской иконы Божьей Матери. В разные годы разные замечательные музыканты выступали, вот в этом году а, ну давайте я сейчас всю программу расскажу. Давайте, наверное, начнём с истории, потому что не так много наших слушателей, наверное, знают про мероприятие. Как все началось, как все это проходило в предыдущие годы, где и что будет в этом году?

Иеромонах Косма Афанасьев:

— Я хочу немножко рассказать о празднике. 31 августа к нам привозят икону Донской Божьей Матери из Третьяковской галереи, икона находится несколько дней в монастыре, доступ к ней открыт. Бывает даже, с 31-го на 1 служится ночная литургия. И москвичи, и гости столицы приходят приложиться, помолиться перед этим образом. И вот в течение 10 лет мы от молодёжного клуба «Донской» устраиваем фестиваль, который посвящён Донской иконе Божьей Матери. Два года у нас была пандемия, поэтому фестиваль проходил онлайн. За 10 лет у нас было очень много групп, современных групп, какие я хочу назвать, это Леонид Фёдоров.

Алексей Пичугин:

— Почти каждый год у вас участвовал.

Иеромонах Косма Афанасьев:

— Да, да.

Андрей Бухарин:

— Да, это у нас лидер группы «АукцЫон» знаменитой.

Иеромонах Косма Афанасьев:

— Да, он очень любит Донской монастырь, очень часто ко мне, к нам приходит.

Алексей Пичугин:

— Он живёт, насколько я знаю недалеко.

Иеромонах Косма Афанасьев:

— Да, недалеко. Но у него гастроли, то с «АукцЫоном», то сольники какие-то, и вот я прошу, и он с удовольствием откликается и исполняет свои песни у нас в нашем клубе.

Алексей Пичугин:

— Но в этом году его не будет, надо отметить, что Леонида Фёдорова, к сожалению, не будет.

Андрей Бухарин:

— Да, да. У нас была группа «Калинов мост», потом у нас был Александр Ф. Скляр такой очень интересный проект, «Ва-банкъ». Очень интересный проект, который нравится всем, это душеполезные песни, это музыканты Леонид Фёдоров и Андрей Котов.

Алексей Пичугин:

— Вы представляли его, когда у них выходил альбом несколько лет назад, и Андрей Котов приходил и вы представляли, тогда тоже Леонид Фёдоров, тоже не смог прийти, мы песни ставили, и потом как-то поддерживали.

Андрей Бухарин:

— Там очень интересный проект. Вот один раз он со всеми участниками этого проекта играл. Но кроме этого, Андрей Котов руководит ещё хором «Сирин». И его студия исполняет духовную музыку, стихи, церковные песнопения, древние распевы, очень интересно. В этом году нашим хэдлайнером является группа «Манго-Манго».

Алексей Пичугин:

— Я думаю, что эта группа, которую в какой-то момент даже успели подзабыть, потому что в девяностые она была знаменитой. «Таких не берут в космонавты». Мы сегодня вот перед эфиром вспоминали, как она везде играла, и стала уже таким расхожим народным: «Таких не берут в космонавты».

Андрей Бухарин:

— Да, такая московская группа, немножко она андеграундной была, сейчас они выступали уже два раза у нас в молодёжном клубе. Хочу сказать, что фестиваль мы устраиваем только раз в год, а так я руковожу клубом, в котором мы собираемся два раза в месяц, и у нас происходит встреча со священниками. Я могу даже назвать этих священников, которые у нас были. Из звёзд — это отец Димитрий Смирнов, отец Артемий Владимиров, покойный Всеволод Чаплин священник, отец Игорь Фомин, Владимир Вигилянский и множество других священников, у которых была встреча с молодёжью. Это первая часть, а вторая часть музыкальная. Вот в этих частях у нас на Старый новый год выступала группа «Манго-Манго»., и все были просто в восторге, все смеялись, был какой-то праздник замечательный. Я думаю, что эта атмосфера тоже передастся всем людям, которые придут на наш фестиваль.

Алексей Пичугин:

— Андрей, а вы тоже участвуете в жизни клуба?

Андрей Бухарин:

— Да, конечно, так получается, что пока фестивали до пандемии шли в обычном режиме, я их вёл, как ведущий, так получилось, что мои друзья в церкви, и не только отец Косма и другие устраивают такие необычные музыкальные фестивали, причём именно современной музыки, не только фестивали музыки какой-то такой народной или духовной, но и музыки современной. И мне кажется, это очень интересно. Был такой знаменитый фестиваль ещё «Троица».

Алексей Пичугин:

— «Троица. Все живое», да, который мы поддерживали много лет, и на котором мы с вами встречались. И вы были ведущим. Жалко, конечно, что последние годы его нет, была попытка его воссоздать до пандемии, сделать фестиваль пикник на Троицу, но к сожалению, с пандемией это всё закончилось.

Андрей Бухарин:

— Да, но вы знаете, в любом случае фестивали они как и любые мероприятия, как и любые начинания, живут какое-то свое время. Мне кажется, что «Троица» достигла своего пика, это было потрясающе по атмосфере, по масштабу. Событие, которое, конечно, оно просто было центром жизни, оно оживляло вот этот город, довольно затерянный в Подмосковье, город Электроугли, в который, не так просто и легко туда добираться, но фестиваль был очень значительный. Это было, конечно, прекрасно. И потом там можно было наблюдать просто парад современной русской музыки.

Алексей Пичугин:

— Хороший! Хороший!

Иеромонах Косма Афанасьев:

— Да, безусловно, здесь нам нужно сказать о Донском фестивале, и о «Троице», о том, что, конечно, вот этот уровень качества артистов, которых туда приглашали — это очень важный момент. Потому что там не выступают артисты коммерческие, артисты, скажем так, попсовые.

Алексей Пичугин:

— Даже, знаете, было интересно наблюдать за моими знакомыми. Я привозил на «Троицу», даже это получился эксперимент случайно достаточно. У меня за разные годы работы на разных радиостанциях появилось очень много друзей радийщиков, которые, естественно, никакого отношения к церкви не имеют, зачастую весьма атеистических взглядов, но при этом они много занимаются музыкой, разной музыкой. И так вот просто предлагаешь человеку: поехали на «Троицу. Все живое», поехали на фестиваль. Ну поехали, кто там? Попы? Нет, ну ладно, поехали. И потом я помню, как один мой очень хороший друг караулил стул для одного из организаторов «Троицы», Андрея Винника, священника из местного храма, оберегал этот стул от всех: нет, это отца Андрея стул. И человек вдруг увидел, во-первых, встретил огромное количество своих старых друзей и питерских музыкантов, из питерского периода девяностых. И для него это было открытием, что они приехали на фестиваль, который устроил приход местного храма. То есть это ещё и такой эффект давало. И я уверен, такой же эффект от вашего Донского фестиваля.

Андрей Бухарин:

— Ну хотелось бы сказать, что группы современные выступают, не только, конечно, звезды русского рока. У нас два раза выступала группа, которая называется «25/17». Очень известная среди молодёжи. Я плохо знаком.

Андрей Бухарин:

— Такая современная очень.

Иеромонах Косма Афанасьев:

— Да, я плохо знаком с их творчеством, ну вот Андрей, Алексей пришли в Донской монастырь и сказали, что все, мы хотим играть здесь. Два раза они у нас выступали, хотя, по-моему, у Алексея был день рождения, но он справил этот день рождения вместе с своими фанатами и с нами вместе.

Алексей Пичугин:

— А я знаю, был случай, и есть записанный концерт «25/17», где по ходу концерта только в конце выясняется, что у Андрея в этот день родилась дочка. Но концерт-то запланирован, его уже никак не отменишь, но вот он отметил рождения своей дочери вместе с поклонниками.

Иеромонах Косма Афанасьев:

— Но я вот также наблюдал, знаете, вот этот переворот сознания, разрыв в мозгах, что называется, у музыкантов, когда на ту же «Троицу» или на Донской приезжают музыканты молодые играть, какого-то такого хипстерского, такие модные ребята, у которых вдруг что-то поворачивается в голове, когда они понимают, что можно вот так, оказывается, можно и таким образом.

Андрей Бухарин:

— И многие музыканты говорят о том, что у вас играть получаешь очень большое удовольствие. Сама атмосфера, сам праздник, благодать Матери Божьей присутствует на фестивале.

Алексей Пичугин:

— Мы ещё ни разу не сказали, где он пройдёт, давайте сразу всех пригласим по точному адресу.

Иеромонах Косма Афанасьев:

— Да, наш фестиваль проходит в сквере Донского монастыря, точный адрес монастыря — это Донская площадь, дом 1-3. Начало фестиваля в 7 вечера, фестиваль продлится до 22 часов.

Алексей Пичугин:

— Ну как раз это время, за которое успеют выступить несколько групп. Сейчас мы подробнее о них поговорим.

Друзья, напомню, что в программе «Светлый вечер» на светлом радио сегодня насельник Донского монастыря, руководитель молодёжного клуба и социального центра при Донском монастыре иеромонах Косма Афанасьев и музыкальный критик, преподаватель журфака МГУ Андрей Бухарин. Мы говорим о 10-м фестивале Донской иконы Божьей Матери, который 1 сентября в 7 вечера пройдёт на площади перед Донским монастырём. Или как правильно сказать: в сквере у Донского монастыря?

Иеромонах Косма Афанасьев:

— В сквере у Донского монастыря.

Алексей Пичугин:

— Добраться очень просто. Если вы в Москве, в любом случае, если вы приедете в Москву, метро Шаболовская или Ленинский проспект, что от Шаболовки, что от Ленинского, там, буквально, 15 минут пешком. Кого мы услышим?

Иеромонах Косма Афанасьев:

— Ну кроме вот группы «Манго-Манго»., они будут хэдлайнерами, у нас будет в гостях Умка, это Анна Герасимова, это бард, рок-бард, который исполняет песни на свои стихи. У неё есть два проекта, это она сольно выступает и группа «Умка и броневичок».

Алексей Пичугин:

— Я, кстати, призываю наших слушателей познакомиться не только с творчеством... Но кто не знает «Умку»? Хотя...

Андрей Бухарин:

— Я думаю, что слушатели всё-таки не знают. Потому что Умка, это, конечно, артистка очень андеграундная, несмотря на огромную свою дискографию, у неё множество альбомов, но это такой андеграундный культ. То есть она на самом деле культовая исполнительница в андеграунде. Широкая публика, конечно, её не знает. Кроме того, Анна Герасимова она переводчик, она очень образованный человек, филолог, переводчик, занимается переводами. Да, то есть это интересный коллектив, с которым стоит познакомиться.

Иеромонах Косма Афанасьев:

— Она будет выступать сольно, без броневичка.

Алексей Пичугин:

— Но она часто выступает сольно. Я за последние несколько лет был на нескольких её выступлениях, где иногда пишется «Броневичок», но на самом деле, Умка сольно, но «Броневичок», скорее, сопроводительная история.

Андрей Бухарин:

Я попросил, чтобы кто-то с ней вместе вышел на сцену и подыграл. Но она сказала, что у меня одной получится лучше.

Алексей Пичугин:

— Мы, кстати, сегодня надеюсь, послушаем и Умку, и ещё участников фестиваля Донской иконы Божьей Матери. Очень интересный состав, давайте дальше продолжим говорить про то, кто будет выступать, потому что сочетание очень интересное. Каждый год, я посмотрел кто у вас выступал, я, честно признаюсь, к сожалению, ни разу не был, просто первого сентября, так получается, что я обычно бываю не в Москве, но я всегда слежу за тем, кто у вас выступает, вот только пандемия как-то прервала это, но все равно это были исполнители, которые у меня в голове в одну линию укладывались. А здесь у вас получается «Манго-Манго»., слушайте, ну «Манго-Манго»., все должны помнить, потому что в девяностые годы они действительно отовсюду звучали. Умка. Андрей говорит, что действительно это андеграундная история, но вот люди, которые хорошо знакомы с русской рок-музыкой, особенно с русской рок-музыкой девяностых годов, так или иначе должны знать Умку по песне, которая тоже достаточно известна, «4 км до границы». Она часто тоже везде звучала. Михаил Башаков.

Андрей Бухарин:

— К сожалению, я очень плохо знаю творчество Михаила. Вот несколько вещей его слышал, мне очень понравились, я знаю, что он очень много выступает по фестивалям. И вот в позапрошлом году мы хотели его тоже позвать, но не получилось. В этом году мы думаю, исправимся.

Алексей Пичугин:

— А широкая публика знает Большакова по его совместной песни с группой «Конец фильма» — Элис. Да. И «Казачий круг».

Андрей Бухарин:

— Да, Владимир Скунцев. Он уже тоже выступал у нас в клубе, очень нам понравился. Я думаю, что тоже это будет интересно не только пожилым людям, но и молодому поколению, так сказать. Это наши корни, это фолк, духовные стихи, это довольно-таки интересно. Очень хорошо отзываются его соратники, музыканты, Олег Бойко, Сергей Старостин, очень ценит его, очень любит, но мне тоже очень понравился, мы решили его пригласить с его ансамблем.

Алексей Пичугин:

— Мы достаточно давно знакомы с Владимиром Скунцевым, я не могу сказать, что мы как-то много общались, но по роду деятельности мне приходилось бывать на разных мероприятиях, где «Казачий круг» выступал. Группа, если её так можно назвать, фольклорный коллектив, с такой очень богатой историей ещё из восьмидесятых годов. То есть они действительно очень хорошо реконструировали казачью традицию, потому что у нас под брендом «казачество» очень разного качества, к сожалению, выступают коллективы, какие-то идеи продвигаются. А это вот именно такое фольклорное наследие.

Андрей Бухарин:

— Достаточно аутентично.

Алексей Пичугин:

— Аутентично, насколько я могу судить, я тоже с казаческой традицией знаком плохо. Ну вот, насколько я могу судить, они это делают успешно, и их постоянно зовут. Я говорю вот тут перед началом нашей программы, мы обсуждали, я говорил, что я Владимира Скунцева встречал на фестивалях, которые проводили какие-то партии достаточно разнонаправленные, Противоречащие друг другу. Но если что-то казачье — то вот Скунцев. Какие-то рок- фестивали, какие-то фестивали популярной музыки — это Владимир Скунцев приезжает, его зовут. Его можно встретить на приходах, в разных храмах, он тоже приезжает, его любят. Например, в храм, в который я ходил много лет, на престольный праздник этого храма почти каждый год приезжал Владимир Скунцев. Это, я знаю, в каких-то домах периодически проходит. Там праздник семейный, если есть возможность, людям интересна вот это фольклорная казачья составляющая, зовут Владимир Скунцева. Поэтому это такой знак качества.

Иеромонах Косма Афанасьев:

— Вы знаете, когда мне арт-директор нашего фестиваля Женя Колесов.

Алексей Пичугин:

— А? Арт-директор вашего из фестиваля Колесов? Понятно.

Иеромонах Косма Афанасьев:

— Да, помощник мой. Женя сказал, что вот такая есть группа, «Казачий круг», я сразу, плохое слово, напрягся, сказал нет, нам такого ничего не надо. Но когда я услышал, он выступал уже сольно, мне очень он понравился, и вот всё-таки решили позвать его на фестиваль. Я думаю, что это правильный выбор наш.

Алексей Пичугин:

— Напомним, друзья, что молодёжный клуб Донской, Донской монастырь проводит 1 сентября в 7 вечера на площади перед Донским монастырём замечательный концерт, уже в 10-й раз он пройдёт, фестиваль Донской иконы Божьей Матери. Выступят очень хорошие коллективы, это «Манго-Манго»., Умка без «Броневичка», просто Умка, Анн Герасимова, Михаил Башаков и фольклорный коллектив «Казачий круг», в 7 вечера начало, приходите, метро Шаболовская, метро Ленинский проспект.

Иеромонах Косма Афанасьев:

— Вход свободный.

Алексей Пичугин:

— Вход свободный. Что важно. А молодёжный клуб сколько лет существует?

Иеромонах Косма Афанасьев:

— 12 лет, 12 лет. Был вначале рядышком с монастырём такой подвальчик, и там был клуб, который назывался «Живой уголок».

Алексей Пичугин:

— «Живой уголок». Я помню, он даже не то что рядом, на Серпуховском бульваре, я помню.

Иеромонах Косма Афанасьев:

— Минут 15 от нас идти.

Алексей Пичугин:

— Моя очень хорошая приятельница, такой известный музыкальный журналист, сейчас занимающаяся вопросами благотворительности, Саша Оболонкова, у неё была свадьба в «Живом уголке». Как раз там играла «Тёплая трасса», тоже очень хорошая группа. Не приезжала она к вам никогда?

Иеромонах Косма Афанасьев:

— Я знаю, знаю, но, по-моему, она у нас не была.

Алексей Пичугин:

— Но это друзья Евгения Колесова, так понимаю, что по тем сибирским временам, «Гражданская оборона».

Иеромонах Косма Афанасьев:

— Я знаю, и вот в этом клубе были музыканты, которые часто там выступали. Иногда я туда к ним заходил, в этот «Живой уголок». И потом с Колесовым решили сделать один или два дня в месяц, чтобы там собираться верующим людям, чтобы там не только музыка была, но ещё и слово Божье. И мы по благословению митрополита Кирилла открыли молодёжный клуб «Донской», на базе клуба «Живой уголок». Какое-то время «Живой уголок» существовал, потом он прекратил свое существование. И клуб плавно переехал в Донской монастырь.

Андрей Бухарин:

— Вот, оказывается, откуда корни растут.

Алексей Пичугин:

— Да, а вы тоже помните этот клуб? Хороший такой был небольшой, московский очень уютный клуб.

Андрей Бухарин:

— Да, конечно.

Алексей Пичугин:

— Но это был такой период, который закончился, наверное, году в 2010-м, там ±, там очень сложно было найти какую-то коммерческую составляющую, которая этим клубам позволяла бы долго существовать, но они возникали, потом, к сожалению, закрывались. Но у каждого из них была какая-то яркая история. На Бауманской был такой забавный клуб «Мэрисвил», который принадлежал запрещенным барабанщикам, там проходили концерты и запрещенных барабанщиков, каких-то групп этой формации. Вот таких клубов было достаточно много. Это был такой хороший период для андеграунда московского, и не только московского. А откуда приходила та молодёжь, которая стала основой?

Иеромонах Косма Афанасьев:

— Молодёжь приходила, наверное, всё-таки завсегдатаи клуба «Живой уголок», но и наши монастырские прихожане, и конечно, была атмосфера очень душевная. Даже приходил один епископ, который сказал, что у вас как в катакомбах, там подвальное помещение, там был стол теннисный, был бильярд, и конечно, все были в шоке, когда я играл в рясе в настольный теннис.

Алексей Пичугин:

— «Живого уголка» нет уже, наверное, лет 15. Я последние годы, наверное, там и не бывал. Ну что же, давайте мы сейчас перейдём к музыке. Я предлагаю послушать, сам просто люблю очень эту песню, на гитаре играть не умею, но эту песню я как-то когда-то подобрал, потому что она мне очень нравится в творчестве Анны Герасимовой, Умки. Песня называется «След от самолёта», а вживую вы сможете Умку послушать, если придёте 1 сентября в 7 вечера к Донскому монастырю, там будет проходить фестиваль Донской иконы Божьей Матери. И не только Умку, ещё «Манго-Манго»., Михаила Башакова, «Казачий круг». Сегодня мы об этом фестивале говорим с музыкальным критиком Андреем Бухариным и насельником Донского монастыря, руководителем молодёжного клуба при монастыре иеромонахом Космой Афанасьевым. А мы с вами слушаем группу «Умка и броневичок». Вернее, это, по-моему, просто сольное выступление Умки, песня замечательная «След от самолёта».

Алексей Пичугин:

— Друзья, мы возвращаемся в студию светлого радио, напомню, что сегодня мы говорим про фестиваль, уже 10-й фестиваль Донской иконы Божьей Матери, который 1 сентября пройдёт возле Донского монастыря московского. И сегодня у нас в гостях иеромонах Косма Афанасьев, насельник монастыря, руководитель монастырского молодёжного клуба и музыкальный критик, преподаватель журфака МГУ Андрей Бухарин. А можно мы сейчас немного от музыки отвлечёмся, поговорим про Донскую икону? Потому что это праздник Донской иконы. Я думаю, что люди, которые придут на фестиваль, там будет играть музыка, там будет не того, чтобы рассказывать историю иконы. Вот сейчас, наверное, самое время это сделать.

Иеромонах Косма Афанасьев:

— Ну я так каждый фестиваль кратко рассказываю. В 1591 году на Москву напали крымские татары, и стан войска Казы-Гирея находился на Воробьевых горах, а на месте монастыря находилась такая гуляй- крепость, гуляй-город, основной опорный пункт по обороне Москвы. Очень много войск пришло с Казы-Гиреем, много воинов, и царь Фёдор Иванович, это младший сын Ивана Грозного, уповал только на помощь Божью. И он принёс из Кремля Донскую Божью Матерь. Почему Донскую? Потому что эта икона была принесена донскими казаками на Куликовскую битву, эта икона была на Куликовской битве. И находилась позже в Кремле. Фёдор Иванович принёс эту икону в такой шатровой церковки в обозе, молился с воинами, слёзно молился о помощи Божией. И произошло чудо. Икону обнесли вокруг стана русского войска, вокруг заградительных постов, и воины кричали «ура» и ликовали. На что дозорные Казы-Гирея услышали, что русские ликуют, начали спрашивать из пленных, начали пытать пленных, и пленные сказали, что пришла подмога защищать и оборонять Москву из Пскова и из Новгорода. На Казы-Гирея напал страх, он, не проверив эту информацию, бежал. И небольшой отряд разбил полностью его на реке Оке. Была одержана победа над крымским ханом Казы-Гиреем, на том месте находилась часовня, находилось войско, был основан монастырь Донской иконы Божьей Матери.

Алексей Пичугин:

— Получается, что Донской монастырь основан достаточно поздно, ну в ряду вот этих московских старых монастырей, в 16-м веке. Что-то из архитектурного ансамбля монастыря, того монастыря, дошло до наших дней вот с того времени?

Иеромонах Косма Афанасьев:

— Вы знаете, монастырю очень повезло. Потому что в 27-м году монастырь закрыли, и вначале в большом соборе сделали музей атеизма.

Андрей Бухарин:

— С особым цинизмом.

Иеромонах Косма Афанасьев:

— Да, да. Благодаря этому музею, слава Богу, сохранился иконостас шикарнейший, это 27 метров, семь ярусов, сохранилась резьба. Иконы огромные двухметровые. Ну можно представить — 27 метров — это практически семь этажей. Сохранились росписи. Храм расписывал итальянец Антонио Клаудо. Эти росписи были подновлены после открытия монастыря. И в тридцатые годы монастырь из музея атеизма был преобразован в музей архитектуры.

Алексей Пичугин:

— Да, филиал музея архитектуры, и поэтому там можно найти фрагменты лепнины или какие-то элементы храма Христа Спасителя, того, старого, храма Успения на Покровке, не сохранившегося. Но к сожалению, по-моему, туда доступ закрыт, да?

Иеромонах Косма Афанасьев:

— Горельефы у нас можно посмотреть. Вот наличники этих храмов сейчас закрыты они, да. Но все равно сохранился большой собор, весь ансамбль сохранился, часовни, весь некрополь, даже в некрополь были добавлены некоторые части, когда рушили, другие монастыри разоряли, часть свозили к нам в Донской монастырь.

Алексей Пичугин:

— Кстати, некрополь знатный. Мы все помним Городницкого, ещё в семидесятые годы написанную песню: «Спит в Донском монастыре русское дворянство».

Иеромонах Косма Афанасьев:

— Да, он очень любил монастырь и часто туда приходил.

Алексей Пичугин:

— Городницкий? Он до сих пор может приходить.

Иеромонах Косма Афанасьев:

— Вот я проводил экскурсию для него может быть, лет 10 назад.

Алексей Пичугин:

— Для меня было откровением, уж коль скоро мы сегодня про музыку говорим, я люблю Городницкого, и стал что-то в ютубе смотреть, какие-то его выступления относительно недавно. И смотрю: свежие выступления, конца прошлого года. То есть человеку под 90, но 2 часа он стоял на сцене, ни разу не присел, и 2 часа он исполнял песни, причём рассказывал, он поет песню, рассказывает историю. Эту песню я написал в 57-м году. 57-й год, да? Это даже ещё Бродского тогда ещё никто не знал даже в узких кругах, ему 17 лет было. Александр Моисеевич в своих экспедициях, его песни уже пели где-то у костра, вот он их поет сейчас.

Иеромонах Косма Афанасьев:

— Ну вот за 430 лет в монастыре похоронены около 1800 захоронений, которые сохранились. Очень много известных людей. Пётр Чаадаев, архитектор Бауманн, авиатор Жуковский. Были перенесены останки Ивана Шмелева, философа Ильина, Деникина, Капеля, и из последних захоронений — это захоронение Александра Исаевича Солженицына. Многие люди, москвичи приезжают не только прийти в храм посмотреть, но и пройтись по некрополю, посмотреть старинные очень красивые памятники, могилы. И такое ощущение у всех, и у нас, что это такое светлое чувство от посещения этого некрополя. Ну, и конечно же, это одно из знаковых вещей, это горельеф храма Христа Спасителя, то, что осталось от этого храма, что был за две недели до взрыва свезено и смонтировано у нас на восточной стене. К сожалению, эти останки нельзя перевезти уже, конечно же, они требуют реставрации, руки дойдут, и, наверное, остекления и подсветки.

Алексей Пичугин:

— Напомним, что сегодня про Донской монастырь мы говорим в связи с фестивалем, который 1 сентября в 7 вечера возле Донского монастыря пройдёт. Итак, возвращаюсь к музыке, Андрей, у меня такой вопрос. Как вам кажется, вот пандемия, к которой мы все время так или иначе возвращаемся, ну в смысле как, нам бы не хотелось к пандемии возвращаться, естественно, но к тому, какой урон она на несла в т.ч. музыке. Если до пандемии мы помним большое количество фестивалей, которые проходили не только в больших городах, но можно было приехать куда-то в провинцию и там тоже фестивали и хорошие музыканты. Мне кажется, что сейчас, вот это первый этот год после пандемии, летом, может быть, я не вижу, но мне кажется, что их стало действительно меньше.

Андрей Бухарин:

— Но вы знаете что? Конечно, пандемия нанесла большой удар по музыкальной индустрии. Но в первую очередь, именно по той её части, о которой вы говорите — это концертная индустрия. Поскольку концерты были запрещены для многих музыкантов, для большинства, наверное, музыкантов живые концерты — это те основные деньги, которые они зарабатывают, и конечно, в этом смысле это было вполне для них катастрофически. Но здесь нужно понимать, что есть и другие сферы музыкальной индустрии, не связанные с концертом. Тот же стриминг, например, стриминговые платформы, потоковые аудио, там, где сейчас все люди слушают музыку, это наоборот цвело. И пандемия никак не повлияла в отрицательном смысле.

Алексей Пичугин:

— Даже наоборот, стала толчком для развития.

Андрей Бухарин:

— Да, да. Даже наоборот. Ну вот живая концертная индустрия, которая, как вы правильно сказали, до пандемии цвела необыкновенно, и там правда крутились очень большие деньги. Вот это все рухнуло на два года. А дальше, мы знаем, что все локдауны у нас закончились, но события февральские они привели к тому, что они оказали свое тоже влияние, большинство фестивалей не состоялось, потому что там должны были участвовать масса западных артистов, которые теперь не могут приехать, не захотели приехать, но, вы знаете что, я вижу по своим знакомым, кто работает именно в концертной индустрии, сейчас там, конечно, большое оживление. Сейчас всё-таки концерты активно идут.

Алексей Пичугин:

— Концерты концертами, а фестиваль — это всё-таки другая история. На концерт когда я иду, я покупаю билет на конкретного исполнителя. Я уже даже ощущаю это мероприятие по-другому. А на фестиваль я еду с каким-то особым чувством чего-то не городского, жизни в палатке, если это на несколько дней, или, как минимум, это какое-то путешествие, и выступление артистов в этом фестивале — это только часть большого фестивального приключения.

Андрей Бухарин:

— Да, да, ну это, конечно, что там дело уже не только в музыке, но и что сопутствуют различные развлечения, различные люди идут, не едут на фестиваль и проводят там выходные дни. Да, сейчас этого стало меньше, по понятным причинам.

Алексей Пичугин:

— Но восстановится ли это при благополучном развитии или нет?

Андрей Бухарин:

— Вы знаете, что, мы живём в такое время, когда очень трудно что-либо загадывать или что-то прогнозировать. Мы не знаем что будет дальше, и прогнозировать это очень сложно. Потому что, конечно, вся эта музыкальная ситуация всегда находится в зависимости от той ситуации, которая в стране, в мире, от более важных вещей.

Алексей Пичугин:

— Напомним, что в гостях у светлого радио сегодня Андрей Бухарин, музыкальный критик, преподаватель журфака МГУ, иеромонах Косма Афанасьев, насельник московского Донского монастыря, руководитель молодёжного клуба и социального центра при Донском монастыре, и мы говорим про фестиваль Донской иконы Божьей Матери, которая первого сентября вечером пройдёт в Москве рядом с Донским монастырём. А как удается собрать музыкантов вот на такой фестиваль, как фестиваль Донской иконы Божьей Матери? Как идёт подготовка, отбор? В отличие от большого фестиваля, где 20, 30, 50 участников, несколько сцен и можно, как я понимаю, набирать музыкантов по принципу: а вот основная сцена, здесь они выступят, но у нас очень хочет выступить молодёжь, вот пусть они на этой сцене выступят, у нас всё открыто, можно приехать и сыграть. А здесь несколько человек всего.

Андрей Бухарин:

— Ну я думаю, отец Косма об этом расскажет, но я скажу просто то, что, на самом деле, организация любого фестиваля, даже небольшого, или даже просто организация концерта, в принципе, это огромная работа и невероятная нервотрепка. Это очень нервное занятие. И сделать большой фестиваль — я, честно говоря, вообще я даже представить себе не могу, как люди делают большие фестивали.

Алексей Пичугин:

— Вы никогда не принимали участие?

Андрей Бухарин:

— Принимал участие, да, в организации одного фестиваля, у меня была программа, которая называлась, тогда она называлась «Уроки русского» на радио Максимум, и был у нас такой фестиваль, делали мы его здесь, рядышком в парке, в зелёном театре парка Горького, и это был большой фестиваль, он длился целый день, с утра до вечера, там выступало, насколько я помню, десятка полтора групп, а хэдлайнером была «Алиса».

Алексей Пичугин:

— О, я даже помню.

Андрей Бухарин:

— Да, то есть было такое дело. Но всё-таки я, скорее, был таким идейным вдохновителем, и не занимался организационными вот этими всеми вопросами. То есть от меня как раз зависела поддержка, бренд, я его вёл, но занимались всем этим профессиональные ребята, которые профессионально занимаются концертной деятельностью. Просто я могу представить себе, что это такое, но, конечно, мой мозг это не вмещает, мой ум это не вмещает. И если фестиваль Донской он как бы такой камерный, небольшой, состоящий из нескольких артистов, часто выступающих в таком полуэлектрическом составе, то есть не очень громкий, тем не менее отец Косма почти один это делает, вдвоём с Евгением Колесовым. Отец Косма, расскажи, как ты вообще справляешься с этим, каждый год упорно продолжаешь это делать?

Иеромонах Косма Афанасьев:

— Дело в том, что мне очень хорошо помогает, во-первых, Женя Колесов, мои друзья Тутта Ларсен, Владимир Кожекин, я звоню Володе.

Алексей Пичугин:

— О, Володя Кожекин, знакомые все люди.

Иеромонах Косма Афанасьев:

— Кого порекомендуешь мне? Музыканта какого-то. Он говорит: вот такого такого.

Алексей Пичугин:

— А вы знаете, можно, пользуясь случаем, прорекламировать недавнее увлечение Кожекина фарфором, вы знаете, наверное, да? У него три кафе Ex:Libris, на Тургеневской, музей советского фарфора. Володя Кожекин, который там очень часто сидит и ждёт, когда кто-то придёт и можно будет рассказать. Он причём может просто подойти и начать рассказывать историю какой-то кружечки, чашечки, блюдца или просто рассказывать, как он пришел к этому увлечению. Я просто всем рекомендую приехать как-нибудь в замечательном кафе Ex:Libris на Тургеневской и побывать в Кожекинском музее русского фарфора, советского фарфора.

Иеромонах Косма Афанасьев:

— Один фестиваль, не помню какой год, очень помог мне Володя, не было поддержки правительства Москвы, и всё делалось своими силами. Ставили сцену, привозили аппарат, всё это благодаря Володе, вот этот фестиваль у меня прошёл хорошо. Его друзья. Он занимается фестивалем «Платформа» многие годы, поэтому он очень хорошо соображает в этих делах, в технике, в артистах. Благодаря ему. И хочется интересных каких-то артистов, которые мне нравятся, сама музыка нравится, чтобы душа лежала, не просто популярность какая-то или какой-то успех, а вот какая-то любовь, моя любовь к этому оркестру.

Андрей Бухарин:

— Ну и вообще, конечно, подобные фестивали как Донской и другие фестивали небольшие, некоммерческие, у которых нет цели зарабатывать деньги, они, конечно, делаются энтузиастами, что говорить, это люди, влюблённые в музыку. Это замечательно.

Алексей Пичугин:

— И это чувствуется. Чувствуется отдача, и чувствуется, что с душой сделано, и подход. Очень важно то, что Андрей сказал, что эта история некоммерческая, а значит в это вкладываются энтузиасты, которые любят музыку и сами хотят выразить свою любовь к музыке, передать тем людям, которые придут. А они придут обязательно. Вот я так понимаю, что до пандемии на ваш фестиваль приходило очень много народу? Это такой значимый московский фестиваль, который, пожалуй, в Москве лето закрывал.

Иеромонах Косма Афанасьев:

— Да, согласен.

Алексей Пичугин:

— Но все же вопрос-то в том, что для меня, я каждый год следил за тем, кто будет у вас выступать, это все были какие-то знакомые люди друг с другом, люди, которые представляли одно направление, а как в этом году вы сумели собрать таких не похожих?

Иеромонах Косма Афанасьев:

— Вообще первоначально я думал акустический, что будет выступать у нас только, хотел ещё позвать Алису Тен, потом всё-таки отец казначей нашего монастыря сказал о том, что нужно сделать что такое весёлое, радостное, и я позвал хэдлайнерами группу «Манго- манго». Чтобы создать атмосферу праздника. Как один священник говорил, что если в душе праздника не хватает, то надо искусственно его создать.

Алексей Пичугин:

— А я помню «Манго-Манго»., они ведь ещё в девяностые годы выступали в таких забавных костюмах периодически, то есть да, их каждое выступление было таким своеобразным праздником. Мне кажется, что у них сейчас даже состав обновился, из оригинального состава там не так много народу осталось.

Андрей Бухарин:

— Вы знаете, мои друзья приходили на концерт «Манго- манго», к нам в клуб, когда они выступали, они были поражены, потому что они ждали какой-то андеграунд, а это был я бы сказал даже не андеграунд, и даже не рок-музыка, а поп-музыка, скорее всего.

Алексей Пичугин:

— «Манго-Манго»., наверное, не все слышали под таким забавным дурачеством добрым какие-то серьезные вещи. То есть группа достаточно серьезная. И тексты серьезные.

Андрей Бухарин:

— И они высмеивали какие-то вещи.

Алексей Пичугин:

— Да, если так вдуматься и слушать.

Андрей Бухарин:

— «Скорый поезд Саратов Москва мчался 104 часа».

Алексей Пичугин:

— Ну что же, давайте тогда напоследок, группа «Манго-Манго». хэдлайнер фестиваля, пускай она завершит нашу сегодняшнюю программу. Отец Косма, как называется песня?

Иеромонах Косма Афанасьев:

— «Люди ловят сигналы».

Алексей Пичугин:

«Люди ловят сигналы». «Манго-Манго»., давайте вспомним, как это было, приходите 1 сентября к Донскому монастырю в Москве, на замечательный фестиваль Донской иконы Божьей Матери, мы прощаемся, спасибо большое, говорим Андрею Бухарину музыкальному критику, преподавателю журфака МГУ, отцу Косме Афанасьеву, насельнику Донского монастыря руководителю молодёжного и социального центра при Донском монастыре, я Алексей Пичугин. До встречи, будьте здоровы, всего доброго.


Все выпуски программы Светлый вечер

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем