Сто двадцать два острова, четыреста мостов, узкие каналы вместо улиц, водные трамвайчики и гондолы вместо автомобилей – конечно же, это Венеция! Город, который, кажется, специально создан для того, чтобы удивлять своих гостей. Удивительно и то, что здесь, в сердце католической Италии, есть православная община.
И даже не одна! Греческий храм великомученика Георгия еще в девятнадцатом веке принимал русских аристократов, которые имели обыкновение проводить в Венеции зиму. В этот храм до недавнего времени ходили все выходцы из России, Украины, Молдавии. Ходили, но лелеяли надежду, что когда-нибудь удастся организовать свой приход, где служба будет идти не на греческом, а на церковнославянском языке, а на исповеди можно выплакаться по-русски.
И чаяния сбылись! В 2002 году верующие направили прошение священноначалию Русской православной церкви, и в Венецию командировали священника из Москвы. Католическая епархия позволила новой православной общине, созданной во имя Жен-Мироносиц, совершать богослужения в старинном соборе Иоанна Предтечи.
Соседствовали с католиками – вечером хозяева служат мессу, утром гости – литургию. В таком положении прожили почти десяток лет. А недавно храм полностью передали на попечение русской общины, и у православных появилась возможность служить Всенощные бдения и другие вечерние службы. Так, всего два года назад здесь впервые был прочитан покаянный канон Андрея Критского.
Православные Венеции и ее окрестностей дорожат своей общиной. Это дома, на Родине, храмов много, они открыты каждый день и всегда есть возможность помолиться под церковным сводом. А на чужбине даже те, кто прежде не задумывался о вере в Бога, начинают осознавать всю ценность совместных богослужений. И в воскресный день в венецианский собор Иоанна Претечи стекаются православные верующие не только со всех концов города, но и из близлежащих поселков и горных деревушек. Чтобы отстоять литургию, они каждый раз совершают небольшое паломничество.
А уж на Пасху храм и вовсе бывает полон. Сюда приезжают верующие из Вероны и Виченцы, Падуи и Тревизо. Белорусы, молдаване, сербы, грузины, украинцы и русские – все православные, коих судьба занесла на север Италии, встречают вместе светлый праздник Воскресения Христова. Многонацинальная дружная община обходит крестным ходом вокруг храма, который за десять лет стал для каждого родным. И летит в высокое венецианское небо весть о Воскресшем Христе, возглашаемая на самых разных языках!
Брянск (обзор)
Город Брянск расположен на западной окраине Среднерусской возвышенности, на берегах реки Десны. Впервые в летописях город упоминается как Дебрянск, то есть поросший дебрями — непроходимыми зарослями. В 1246 году сюда переселился из разорённого татарами Чернигова великий князь Роман Михайлович. При нём в предместье города был основан Свенский монастырь, который действует и поныне. Эта обитель — узнаваемый символ Брянска. Ещё одна брянская достопримечательность — кремль, срубленный на горе над Десной в тринадцатом веке. В Смутное время семнадцатого столетия эта крепость была форпостом противостояния польским захватчикам. Из всех кремлёвских построек до наших дней сохранился только Покровский собор, построенный в 1698 году. В древнем храме совершаются богослужения.
Радио ВЕРА в Брянске можно слушать на частоте 98,2 FM
Брянск. Благоверный князь Роман Брянский
В тринадцатом веке Брянском управлял благоверный князь Роман, именуемый Старым. Один из древнейших рукописных документов, Ипатьевская летопись, приводит яркий эпизод из жизни святого. Благоверный князь выдавал замуж дочь Ольгу. Свадебный пир омрачили тревожные вести — литовские войска вторглись в Брянское княжество. Правитель оставил праздничный стол и отправился защищать свою вотчину. Летописец подчеркивает, что Роман «показал мужество своё» и вернулся в Брянск «с победою и честью великою». Ещё один фрагмент жития благоверного князя связан с летописью Свенской иконы Божией Матери. Она хранилась в Киево-Печерской лавре. Роман попросил монахов доставить чудотворный образ из Киева в Брянск, когда ослеп. Правитель пешком отправился навстречу святыне. В десяти верстах от города он принял икону на руки и прозрел. На том месте, где произошло чудо, князь основал Свенский монастырь, действующий в Брянске поныне.
Радио ВЕРА в Брянске можно слушать на частоте 98,2 FM
Степан Писахов. «На Мурмане»
— Спасибо тебе, Андрей, что открыл для меня Архангельск! Какая здесь чудесная рыбалка! А люди какие! А музеи! Взять хотя бы тот, где мы сейчас находимся — «Художественная культура Русского Севера».
— Не название, а песня!
— Да что название, картины удивительные! Как правдиво и бережно они передают здешнюю жизнь. Вчера мы с тобой ловили рыбу и любовались природой под Архангельском, а сегодня видим её отражение в работах художников.
— И какое полотно тебе особенно понравилось?
— Трудно выбрать! Да вот, хотя бы это, посмотри. Холодная гладь воды отражает белёсое небо, корявые кустарники сильными корнями держатся за скалистый берег. В простом пейзаже автор воспел любовь к жизни!
— Он и вправду был жизнелюбом, Степан Григорьевич Писахов. И Север понимал и ценил. Вот только на картине, тебе полюбившейся, не окрестности Архангельска изображены, а берег Баренцева моря — Мурман. Работа так и называется — «На Мурмане». Хотя сам Писахов произнёс бы «На МурмАне».
— Почему?
— Так говорили жители Русского Севера, поморы, в ту пору, когда жил художник. Степан Григорьевич родился в 1879-ом, а умер в 1960-ом году.
— Он здешний?
— Да, коренной архангелогородец. Если найти старую карту города и перечеркнуть её крест-накрест по диагонали, то в самом центре окажется деревянный двухэтажный дом на улице Поморской. Там художник появился на свет и состарился. Это здание, к сожалению, не сохранилось до наших дней. Зато на улице Чумбарова-Лучинского стоит трогательный памятник Писахову.
— Трогательный?
— Да. Я тебе покажу потом, сам убедишься. Приземистая фигура в долгополом плаще. Грива густых волос из-под широкополой шляпы. Лицо, заросшее бородой, кустистые брови. Таким и запомнили жители Архангельска своего замечательного земляка. А ещё все, кто видел Степана Григорьевича, отмечали его умные, весёлые, добрые глаза. Очень его любили в городе.
— За картины?
— Не только. Он был живой легендой, носителем уникальной местной культуры, сказителем.
— А что значит «сказителем»?
— Хорошим рассказчиком, или, на местном наречии — баятелем, бахарем. Умение сказывать издавна ценилось у поморов. Во время рыбного промысла хорошему говоруну полагалась два пайка — один за улов, другой за сказывание. А Писахов ещё и записывал поморские были и небылицы от лица персонажа Сени Малины. По этим сказам потом мультфильмы сняли. Может, помнишь, «Смех и горе у Бела моря»?
— Как не помнить! Там Евгений Леонов главного героя озвучивает! Где же Писахов научился так сочинять — колоритно, живо?
— Жизнь научила. Он окончил художественное училище в Санкт-Петербурге, стажировался в Италии, во Франции. Там, вдали от родины, понял, что жить не может без Севера. Вернулся и исколесил Арктику, исходил реки Печору, Пинегу, Онегу, Мезень. Тогда и освоил старинные обычаи, перенял особый говор. Именно в этот период было создано полотно «На Мурмане».
— Чувствуется, что его написал человек бывалый и горячо любящий Русский Север.
— Это правда! Степан Писахов вложил в эту работу всю свою нежность к родному краю. Река, небо и камни на картине светятся серебром, колючие ветви кустарника
Картину Степана Писахова «На Мурмане» можно увидеть в Архангельском Государственном музее «Художественная культура Русского Севера»
Все выпуски программы: Краски России