1 Сол., 267 зач., II, 20 - III, 8.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. В жизни каждого из нас бывают моменты печали и скорби, и каждый по-разному на них реагирует. Кто-то закрывается и переживает всё это внутри себя, кто-то начинает жаловаться и делиться своими проблемами с другими. Так или иначе, чувствуя боль, человек в первую очередь думает о себе и старается облегчить свою жизнь. Как же в трудную минуту стоит вести себя христианам? Варианты возможны разные и один из них предлагает апостол Павел в отрывке из 2-й и 3-й глав своего Первого послания к Фессалоникийцам, который звучит сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 2.
20 Ибо вы — слава наша и радость.
Глава 3.
1 И потому, не терпя более, мы восхотели остаться в Афинах одни,
2 и послали Тимофея, брата нашего и служителя Божия и сотрудника нашего в благовествовании Христовом, чтобы утвердить вас и утешить в вере вашей,
3 чтобы никто не поколебался в скорбях сих: ибо вы сами знаете, что так нам суждено.
4 Ибо мы и тогда, как были у вас, предсказывали вам, что будем страдать, как и случилось, и вы знаете.
5 Посему и я, не терпя более, послал узнать о вере вашей, чтобы как не искусил вас искуситель и не сделался тщетным труд наш.
6 Теперь же, когда пришел к нам от вас Тимофей и принес нам добрую весть о вере и любви вашей, и что вы всегда имеете добрую память о нас, желая нас видеть, как и мы вас,
7 то мы, при всей скорби и нужде нашей, утешились вами, братия, ради вашей веры;
8 ибо теперь мы живы, когда вы стоите в Господе.
Что чувствовали ученики Христа, когда были избраны Спасителем на апостольское служение? Первоначально, конечно, радость от осознания политических перспектив, которые открывались для них, благодаря близости к Мессии. Периодически радость сменялась растерянностью, потому что политические перспективы меркли от слов Христа о грядущих страданиях, а также от реакции фарисеев, саддукеев и других активных представителей иудейского общества на Его проповедь. В определённый момент их радость от того, что они были приближёнными Мессии, исчезла и, кроме ужаса перед возможной расправой, они не испытывали ничего. Их состояние прекрасно передано переживаниями апостола Петра, который во дворе первосвященника трижды отрёкся от своего Учителя. Однако постепенно в сердцах апостолов представления о том, чему на самом деле стоит радоваться, менялись. В какой-то момент они поняли, что радость от исполнения своего предназначения выше радости, которая появляется от исполнения своих желаний. И уж тем более радость возрастает, когда желания совпадают с предназначением, когда ты внутренне соглашаешься с тем, чего хочет от тебя Бог, и сам хочешь того же. Понимая сложности жизни в мире и переживая личные трудности, христиане знали, что первопричиной зла в мире оказывается глубинная разделённость людей, приводящая к эгоизму, закрытости и существованию за счёт друг друга и даже вопреки друг другу. А это значит, что излечение трудностей начинается с работы над их первопричиной — с преодоления непонимания духовных законов и незнания своего места в мире... Ко времени обращения апостола Павла ко Христу жизнь христиан и особенно христианских проповедников была очень тяжёлой. Ни у кого уже не осталось сомнений в том, что мир — место скорби. При этом христиане находили неиссякаемый источник радости в том, что дело Божье в мире укреплялось и развивалось. В сегодняшнем чтении мы слышим, как, находясь в Афинах и переживая личные скорби, апостол Павел находит утешение в том, что христиане Фессалоник возрастают в любви и вере. В его личной жизни было много скорбей, но он не зацикливался на них и был способен радоваться за учеников, радоваться вместе с ними.
Подход апостола оказывается важным сегодня и для нас. Перенося скорби, мы часто эгоистично закрываемся в переживаниях, ревниво завидуем тем, чья жизнь нам кажется счастливой и безоблачной. Счастливее мы сами от этого не становимся, ведь от этих сравнений нам бывает только хуже. Если же в скорбях мы сумеем обратиться к другим людям и порадуемся их успехам, их здоровью, их добродетелям, Бог утешит нас, потому что как эгоизм всегда приводит к печали, так подлинная любовь всегда к радости.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Летнее утро в деревне»
Стоит мне оказаться в деревне, я сразу вспоминаю, как в детстве мы с мамой каждое лето ходили в лес собирать ягоды. Одно такое утро помню особенно ярко. Я проснулся и некоторое время лежал и пытался понять, что такого особенного было в сегодняшнем дне. Потом вспомнил. Это — первый день каникул.
После завтрака мы с мамой пошли в лес. Солнце стояло невысоко и ещё не припекало, на горизонте ни облачка, в травяных миниатюрных джунглях деловито стрекотали кузнечики. Воздух был наполнен сладкой прохладой воды из родника, по-ночному влажной землёй и чем-то неуловимо свежим, как будто сорвали листик мяты и растёрли в ладонях. А вокруг всё мирное и безмятежное, словно только что вышло из-под резца Создателя. Я закрыл глаза и дышал полной грудью, впитывая благодать каждого мгновения. Господи, как же хорошо у Тебя!
Все выпуски программы Утро в прозе
18 января. О героизме ленинградцев
Сегодня 18 января. В этот день в 1943 году была прорвана блокада Ленинграда.
О героизме ленинградцев — игумен Лука (Степанов).
Великая духовная сила нашего народа проявилась и в многоскорбные дни блокады Ленинграда. Наш народ, который признал себя православным даже через 20 лет после совершения безбожной революции, переворота Октябрьского. Перепись населения 1937 года с графой «религиозная ориентация» выявила 80% православных в нашем народе. И Великая Отечественная война стала для народа потрясением, в котором православная вера в народе не уничтожена была окончательно, а, напротив, оказалась сохраненной и выпущенной на свободу самими кровавыми властителями.
В год снятия блокады Ленинграда было Сталином принято решение о возобновлении разрешения церковной жизни. Народ, перетерпевший страшные муки голода, холода, физического уничтожения с неба, бомбардировками регулярными в Ленинграде, оказалось чудом беспримерного героизма наших людей, в которых эта инерция православной веры, эта способность выжить в невыносимых условиях, явила всему миру удивительный подвиг. В нашей обители Пронской были расположены дети, вывезенные из блокадного Ленинграда в 40-е годы. Благодаря этому стены обители сохранились до нашего времени и стало возможно возрождение монастыря.
Все выпуски программы Актуальная тема
18 января. О традиции освящения вод и его духовном смысле
Сегодня 18 января. В храмах совершается Чин Великого освящения воды.
О традиции освящения вод и его духовном смысле — протоиерей Максим Первозванский.
С древнейших времен сохранились свидетельства о том, что на праздник Крещения или Богоявления Господня совершалось освящение вод. Совершалось оно и в Палестине, в реке Иордан, совершалось оно и в Константинополе, совершалось оно и у нас на Руси во все века. Христос приходит на Иордан, чтобы принять Крещение от Иоанна. Вот освящается естество в эти дни, и Святая Церковь, естественно, совершает Чин Великого освящения воды. Это один и тот же чин, одни и те же молитвы, совершаемые в Сочельник, в сам день Крещения с той лишь разницей, что в сам день Крещения было принято крестным ходом исходить на воды и освящать воду вне храма. А в день Крещенского Сочельника вода освящалась непосредственно в храме, еще не приизливаясь как бы за пределы освященного пространства. Этой водой мы окропляем свое жилище, эту воду мы пьем. Да будет нам освящение домов и ко всякой пользе изрядной. Там много-много перечисляется всяких вещей, чему вода должна это служить. Но самое главное, что, как говорится в молитве, она должна быть скачущей в жизнь вечную. Это слово «скачущие» иногда в современном мире заменяют на слово «текущее». Но, как говорит один мой знакомый священник, представьте себе горную реку, и на перекате вода перекатываясь, блестит и скачет. Вот именно так в эти дни наша душа вместе со святой водой должна скакать в жизнь вечную.
Все выпуски программы Актуальная тема