Крымская гора Баба́-Даг, или Мангуп, напоминает огромный стол. Если посмотреть с севера, то кажется, будто какой-то шалун потянул с этого стола скатерть – и она стелется с одной стороны четырьмя глубокими складками. Это четыре мыса, между которыми пролегли глубокие овраги, мягко стекают в зеленую долину.
С южной стороны Баба-Даг обрывается резко – дух захватывает смотреть вниз с высоты почти шестьсот метров. И вот на этой-то верхотуре и раскинулась привольно равнина в девяносто гектаров. Именно здесь находилась столица легендарного княжества Феодоро.
Мангупское плато было заселено еще в первых столетиях нашей эры. Скифы, сарматы, аланы, хазары сменяли здесь друг друга. Но самая яркая страница здешней летописи – это, безусловно, время православного княжества Феодоро, которым управляла византийская династия Гаврас.
Всего два века просуществовало княжество. Успешно защищаясь от соседей – татар и генуэзцев, феодориты не смогли противостоять нашествию турок-османов. Осада крепости Феодоро длилась несколько месяцев и закончилась полным поражением хозяев. Турки разорили и сожгли город, Мангуп стал частью Османской провинции.
Но все-таки именно свидетельства о жизни феодоритов привлекают на Мангуп многочисленных туристов. Люди совершают нелегкое восхождение, чтобы увидеть руины княжеского замка, остатки крепостных стен, пещеры, которые когда-то служили жилыми и хозяйственными помещениями.
В окрестностях столицы Феодоро действовало немало пещерных церквей и монастырей. Многие из них сегодня оживают. На юге Мангупа, в пещерах отвесного склона горы живут сегодня монахи Благовещеского мужского монастыря. Это та самая обитель, где еще до пятидесятых годов прошлого века в пещерном храме можно было увидеть фрески времен княжества Феодоро. Сейчас от этих уникальных росписей, к сожалению, почти ничего не осталось – лишь смутные цветные пятна на стенах, которые, впрочем, монахи бережно хранят.
В нескольких километрах отсюда, в пещерах горы Шулдан, сохранился еще один монастырь, основанный феодоритами, также действующий ныне. Храм Покрова Пресвятой Богородицы и кельи обители расположены в два яруса на вертикальном склоне горы. Монастырские помещения уходят вглубь скалы, снаружи они соединены между собой коридором-террасой, с которой открывается незабываемый вид.
На террасе расположилась монастырская звонница. Когда монахи возвещают о начале службы, благовест слышен на много километров окрест - недаром Шулдан переводится как «отдающий эхо». Эхо достигает монастыря Саввы Освященного на горе Челтер-Мармара, звоном откликается обитель Федора Стратилата на Чилтер-Коба. Колокола словно собирают воедино древнее княжество Феодоро, в котором через шесть веков после разорения вновь затеплилась жизнь.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.