Апостол Павел в Первом послании к Коринфянам говорит: «мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие». Действительно, весть о том, что Господь добровольно претерпел смерть за грехи людей, звучит для многих дерзновенно и немыслимо. Но для христиан даже само орудие казни Спасителя символизирует силу и славу Господа. Верующие с трепетом и благодарностью поклоняются Животворящему Кресту. Неудивительно, что сам образ Честного Древа вызывал интерес и у богословов, и у простых христиан.
В западом пригороде Иерусалима находится православный монастырь Святого Креста. По преданию, он построен на месте, где когда-то выросло дерево, из которого сделали Крест Господень. Сейчас монастырь принадлежит греческим монахам, но много веков его называли «обителью грузинской славы».
Фрески главного храма иллюстрируют монастырское предание о Честном Древе. Оно гласит, что три путника, то есть Святая Троица, явившаяся Аврааму, оставили праотцу три посоха. Они были из разных видов дерева: кипариса, кедра и певга, местной хвойной породы. Пророк Исаия предсказывал: «Слава Ливана придет к тебе, кипарис и певг и вместе кедр, чтобы украсить место святилища Моего».
Праведник Лот, племянник Авраама, спасённый Ангелом из разрушенного Содома, много лет поливал воткнутые в землю посохи. И случилось чудо — они дали корни и ростки, а со временем срослись в один ствол. «Крест трисоставный, честное Древо, / Троицы бо носит Триипостасный образ» — такими словами описывается святыня в «Каноне Святому и Животворящему Кресту».
В предании монастыря Святого Креста говорится, что чудесное древо срубили по приказу царя Соломона, возводившего в Иерусалиме Храм. Ствол увидела легендарная царица Савская. Она пророчески узрела судьбу древа и сказала Соломону, что на нём суждено умереть Богу. Царь устрашился и повелел закопать дерево глубоко под землёй. Слуги спрятали его около Овчей купели. Прошли столетия, вода размыла землю и дерево оказалось в воде. Когда пришёл его час, ствол извлекли и сделали распятие, на котором предали казни Сына Божия.
Существуют и другие апокрифы, в которых рассказывается о необычном происхождении Древа Честного Креста, например, «Евангелие Никодима» или «Слово о Честном Древе». В них говорится, что Крестное древо произросло от ветви из райского сада. Её принёс Ангел, чтобы утешить умирающего Адама.
Эта легенда словно вторит словам Иоанна Златоуста: «Вместо дерева познания добра и зла — древо Креста; вместо смерти Адамовой — смерть Христова... Чрез древо поразил диавол Адама; чрез Крест преодолел диавола Христос».
Предания о Честном Древе не являются каноничными, однако их символы и образы вошли в мировой культурный контекст. Главная ценность апокрифов о происхождении Истинного Древа Честного Креста в том, что они обращают внимание на взаимосвязь евангельских событий и ветхозаветной истории. Они подчёркивают и воспевают роль Божественного Промысла, который действует в истории всего мира и судьбе каждого человека.
Пасхальные традиции Румынии
Православие в Румынии — явление самобытное. Дело в том, что Румыния единственная православная страна, христианизация которой происходила не сверху, а снизу. Имеется ввиду следующее — в Румынии не было такого, что Православие сначала приняло руководство страны, а затем это решение распространилось на остальное население. Изначально христианство проникло на территорию Румынии через простое население, а затем уже было принято на государственном уровне.
Причиной самобытности румынского Православия является также и то, что в культурном плане Румыния находится как бы на границе западной и восточной цивилизаций. Почти все население Румынии исповедует Православие, но при этом многие моменты церковной жизни в стране почти полностью совпадают с западными церковными традициями.
Впрочем, самобытность румынского Православия часто выражается в местных обычаях, аналогов которых вовсе нет — ни на востоке, ни на западе. В качестве яркого примера можно привести традиции празднования в Румынии главного православного праздника — Пасхи.
Пасха в Румынии удивит вас обилием обычаев, которые и сегодня соблюдают большинство жителей этой страны. Первая особенность празднования Пасхи в Румынии состоит в том, что начиная с Великого четверга (четверга перед Пасхальным воскресением) жизнь в румынских городах как будто замирает. Многие учреждения приостанавливают свою деятельность, чтобы дать людям спокойно подготовиться к Пасхе.
А готовиться приходится усердно. Традиционно румыны стараются к Пасхе запастись большим количеством продуктов и приготовить побольше пасхальных угощений. Не только для того, чтобы порадовать себя вкусной едой в праздничные пасхальные дни, но и для того, чтобы часть продуктов раздать нищим. Румыния — страна небогатая. Тем не менее, большинство ее православных жителей считают, что Пасха — праздник всеобщий, а потому нужно помочь неимущим, чтобы они тоже смогли почувствовать пасхальную радость.
В Румынии так же, как и в России, принято на Пасху печь куличи. Правда, называются они в Румынии — «пасхами». У нас пасха — творожное блюдо, в Румынии же название пасха закрепилось за куличом, видимо, из-за того, что на сдобный хлеб там принято выкладывать сладкий творог. То есть румынская пасха — это кулич плюс творожная пасха.
Выглядит румынская пасха так. Пышный сдобный хлеб украшается сверху косичкой из теста. Обычно косичку выкладывают в форме креста. Внутрь получившегося креста помещается творог. Обычно его предварительно смешивают с сахаром или изюмом. Сверху пасху румыны традиционно посыпают корицей или маком. А чтобы пасха вышла яркой в дополнение ко всему добавляется еще и протертая тыква.
Приготовленная пасха относится в храм, где освящается или накануне Пасхе, или в саму пасхальную ночь. Вместе с пасхой освящаются и иные праздничные блюда. Например, пасхальная баба, блюдо из макаронного теста и меда. А еще в Румынии на Пасху принято освящать в храме деньги. С упомянутой уже целью — помочь нищим. Освященные деньги вместе с частью освященных продуктов принято раздавать неимущим. Так пасхальная радость, с точки зрения румын, распространяется на всех жителей страны.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Волшебные мгновения»
Я проснулась с восходом солнца и успел понаблюдать, как в моей комнате становится всё светлее и светлее. Предметы начинают приобретать привычные очертания. Пора вставать, собираться в институт. Но пока ещё полежу, подожду, когда придёт мама. Сегодня у неё ночная смена, и с минуты на минуту мама должна вернуться с работы.
А вот и она. Я слышу, как мама входит в прихожую и тихонько снимает плащ. Как же я люблю эти мгновения! Звук открывающегося замка, шелест маминой одежды и сумок.
Когда слышу всё это — испытываю особое состояние. На душе становится легко и приятно. Казалось бы, такие простые вещи, а сколько они несут в себе тепла. Мамы я ещё не вижу, но уже чувствую особый заряд радости и счастья. А вот и она! Заглядывает ко мне в комнату и говорит: «Доброе утро, дочка!». «Доброе утро, мама», — улыбаюсь я ей в ответ.
Все выпуски программы Утро в прозе
8 мая. О любви Господа к распявшим Его
Во 2-й главе Книги Деяний святых апостолов есть слова апостола Петра: «Твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли».
О любви Господа к распявшим Его, — протоиерей Георгий Завершинский.