Со словом «аскетика» у многих обычно ассоциируются изможденные лица, бесформенные одеяния, препоясанные веревками, бдения и посты — и это отчасти верно, но не это главное. Аскетика — это наука внутреннего преображения, и телесные подвиги тут могут быть полезны, но как средство, а не как цель. Гораздо больше места учителя-аскеты уделяют помыслам.
И одна из вещей, которую они постоянно говорят — это «не верь себе». Мы находимся в культуре, которая постоянно призывает «верить своему сердцу». Серьезный духовный опыт говорит об обратном — доверять себе не надо, надо постоянно трудиться над тем, чтобы, как говорит Апостол, «пленять всякое помышление в послушание Христу» (2Кор.10:5), потому что стихийно, «по умолчанию» мы склонны нестись куда-то далеко прочь от пути спасения. В аскетической литературе помыслы сравниваются с ворами, которые приходят, чтобы обворовать христианина.
И это особенно бросается в глаза, когда речь идет о помысле, наиболее активно демонстрируемом в социальных сетях — помысле гнева, возмущения и негодования. Люди постоянно полны возмущения — правда, это возмущение обращено на разные цели — чаще всего в зависимости от политических симпатий человека.
Возмущение — очень опасное состояние, особенно справедливое. Человек может предъявить в оправдание своего гнева что-то действительно и несомненно плохое, какое-то зло и беззаконие, а потом гнев уже живет своей жизнью, как пожар, питаясь чем угодно — пропагандой, слухами, утками. Способность критически мыслить, сопоставлять разные точки зрения, оценивать, отключается, более того, в ней видится то-то изменническое, что-то противное ослепительной праведности нашего гнева.
И тут бывает иногда полезно посмотреть на человека, полного столь же праведного негодования, но в другую сторону. Для меня очевидно, что этот несчастный человек находится в полном помрачении и не видит очевидных вещей. Но ведь для тех, кто видит мое негодование со стороны, столь же очевидно, что это я в помрачении. А для ангелов Божиих, которые видят со стороны нас обоих, видно, что мы оба в помрачении.
И вот помысел «праведного возмущения» нужно просто отбросить — пока он не превратился в пожар, сжигающий душу. Как сказал преподобный Иоанн Лествичник: «Ничто так не противно кающимся, как смущение от раздражительности, потому что покаяние требует великого смирения, а раздражительность есть знак великого возношения».
«Исторический контекст Рождения Спасителя». Священник Антоний Лакирев
У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел об историческом и библейском контексте Рождения Иисуса Христа, и о том, как мир ожидал и принял приход Спасителя.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Журнал от 10.01.2025». Ольга Зайцева, Арсений Федоров
Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Кира Лаврентьева и Константин Мацан, а также руководитель проекта «Академия журнала Фома» Ольга Зайцева и заместитель главного редактора Радио ВЕРА Арсений Федоров вынесли на обсуждение темы:
— Христианское отношение к молитве и житейским просьбам к Богу и святым;
— Новые проекты Академии «Фомы»;
— Народная музыка и Рождественские представления;
— Духовная ценность Псалтыри.
Ведущие: Константин Мацан, Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Журнал
10 января. О важности перенесения скорбей в деле спасения человека
8 января, в праздник Собора Пресвятой Богородицы, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском соборе Московского Кремля.
На проповеди по завершении богослужения Святейший Патриарх говорил о важности перенесения скорбей в деле спасения человека.
Страдания и скорбь — это часть человеческой жизни. Так Господь задумал. По крайней мере, так произошло после грехопадения первых людей. Поэтому, когда мы в своей жизни сталкиваемся со скорбями, с несправедливостью, с обидами, и нередко воспринимаем это как некий вызов нам, начинаем сами бороться, тоже создавать какую-то стратегию борьбы с теми, кто нас обижает, тем самым заражаясь этой человеческой неправдой и злобой, пуская в свое сердце то, на что и рассчитывает враг рода человеческого, проводя нас через страдания, чтобы в страданиях мы согрешили, от Бога отказались, от Его промысла, возроптали, возненавидели других людей.
Другими словами, страдания — это тест на нашу способность жить по Божьему закону. Когда все хорошо, то вроде испытаний никаких нету, искушений нету, соблазнов таких особенно нету с точки зрения веры в Господа. А вот когда через скорбь проходим, очень часто говорим: «Господи, а за что это мне?» Никогда не просим Господа дать нам силы пройти через страдания, а попытаемся ответить на вопрос: «А что ж такое, ну почему же я? Но ведь вот сосед-то ничего этого не испытывает. Вроде как и в храм хожу, и добрые дела стараюсь делать. Почему через скорбь меня Господь проводит?» Ответ очень простой. Если мать Его родная по плоти через скорбь прошла, какие у нас могут быть вопросы к Богу? Какие могут быть у нас сомнения в благости Божией, в Его промысле? Никаких.
Господь и дал нам пример своей Матери, пречистой и преблагословенной Девы Марии, выше всех ангелов и архангелов, которая даже эта высота и близость к Богу не оградила от человеческой скорби и даже от человеческих страданий.
Все выпуски программы Актуальная тема