Со словом «аскетика» у многих обычно ассоциируются изможденные лица, бесформенные одеяния, препоясанные веревками, бдения и посты — и это отчасти верно, но не это главное. Аскетика — это наука внутреннего преображения, и телесные подвиги тут могут быть полезны, но как средство, а не как цель. Гораздо больше места учителя-аскеты уделяют помыслам.
И одна из вещей, которую они постоянно говорят — это «не верь себе». Мы находимся в культуре, которая постоянно призывает «верить своему сердцу». Серьезный духовный опыт говорит об обратном — доверять себе не надо, надо постоянно трудиться над тем, чтобы, как говорит Апостол, «пленять всякое помышление в послушание Христу» (2Кор.10:5), потому что стихийно, «по умолчанию» мы склонны нестись куда-то далеко прочь от пути спасения. В аскетической литературе помыслы сравниваются с ворами, которые приходят, чтобы обворовать христианина.
И это особенно бросается в глаза, когда речь идет о помысле, наиболее активно демонстрируемом в социальных сетях — помысле гнева, возмущения и негодования. Люди постоянно полны возмущения — правда, это возмущение обращено на разные цели — чаще всего в зависимости от политических симпатий человека.
Возмущение — очень опасное состояние, особенно справедливое. Человек может предъявить в оправдание своего гнева что-то действительно и несомненно плохое, какое-то зло и беззаконие, а потом гнев уже живет своей жизнью, как пожар, питаясь чем угодно — пропагандой, слухами, утками. Способность критически мыслить, сопоставлять разные точки зрения, оценивать, отключается, более того, в ней видится то-то изменническое, что-то противное ослепительной праведности нашего гнева.
И тут бывает иногда полезно посмотреть на человека, полного столь же праведного негодования, но в другую сторону. Для меня очевидно, что этот несчастный человек находится в полном помрачении и не видит очевидных вещей. Но ведь для тех, кто видит мое негодование со стороны, столь же очевидно, что это я в помрачении. А для ангелов Божиих, которые видят со стороны нас обоих, видно, что мы оба в помрачении.
И вот помысел «праведного возмущения» нужно просто отбросить — пока он не превратился в пожар, сжигающий душу. Как сказал преподобный Иоанн Лествичник: «Ничто так не противно кающимся, как смущение от раздражительности, потому что покаяние требует великого смирения, а раздражительность есть знак великого возношения».
Псалом 86. Богослужебные чтения

В окружающем нас мире редко когда приходится жить спокойно. То и дело случаются события, которые приносят с собой тревоги, переживания и даже страдания. Где же бедному человеческому сердцу найти успокоение? Тот, кто верует в Бога, конечно же, ответит — в Боге! И не ошибётся. Именно так утверждает автор псалма 86-го, что читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 86.
1 Сынов Кореевых. Псалом. Песнь.
2 Основание его на горах святых. Господь любит врата Сиона более всех селений Иакова.
3 Славное возвещается о тебе, град Божий!
4 Упомяну знающим меня о Рааве и Вавилоне; вот Филистимляне и Тир с Ефиопиею, — скажут: «такой-то родился там».
5 О Сионе же будут говорить: «такой-то и такой-то муж родился в нём, и Сам Всевышний укрепил его».
6 Господь в переписи народов напишет: «такой-то родился там».
7 И поющие, и играющие, — все источники мои в тебе.
Псалом 86-й был написан не царём Давидом, а значительно позже — при преемнике Давида царе Езекии. Услышанное нами библейское произведение наполнено радостью, даже ощущением какого-то триумфа. Что совершенно не случайно! Ведь прочитанный псалом составили после чудесного избавления Иерусалима от многочисленного и озлобленного ассирийского войска во главе с правителем Сеннахиримом. Тот сначала обложил Иудею данью, а затем решил всё же разорить Иерусалим, полностью разграбив его богатства. Благочестивый царь Езекия делал всё, чтобы избавить страну от нашествия захватчиков. Пытался договориться, откупиться, заключить договор с Египтом — конкурентом Ассирии. Всё без толку. Сеннахирим был неумолим — он, в конце концов, осадил Иерусалим и начал готовиться к штурму города. Ассирийские солдаты стали даже устраивать насыпь, чтобы преодолеть стены иудейской столицы. Езекия вместе с подданными наложили на себя пост, стали с покаянием молиться Богу, понимая, что нет никакого земного средства избавления от неприятеля. И случилось чудо. В стане ассирийцев началась эпидемия какой-то тяжёлой болезни. В итоге, Сеннахирим вынужден был вернуться домой, где вскоре погиб от рук собственных сыновей. А Иерусалим устоял. И всем тогда было очевидно — Бог на стороне древних евреев. Поэтому автор псалма с радостью констатирует: «Господь любит врата Сиона более всех селений Иакова. Славное возвещается о тебе, град Божий!» Действительно. Проявленное благословение Божие, Его защита прославили Иерусалим среди языческих народов. Те на опыте осознали, что лучше не связываться с маленькой Иудеей, ведь на её стороне могущественный Господь. А Иерусалим не какой-то захудалый городок. Про родившихся там будут теперь говорить с уважением: «вот Филистимляне и Тир с Ефиопиею, — скажут: „такой-то родился там“. О Сионе же будут говорить: „такой-то и такой-то муж родился в нём, и Сам Всевышний укрепил его“». Удивительным и неожиданным образом прославилась Иудея — прославилась тогда, когда, с человеческой точки зрения, должна была бы пасть, исчезнуть. Проявленная милость Божия оказалась велика, но сильным было и искушение полагать, что так будет всегда. Вне зависимости от того, как будет жить ветхозаветный народ избранный. Пройдёт не так уж и много времени, евреи снова впадут в идолопоклонство. И тогда новый правитель Вавилона — Навуходоносор II — захватит и разграбит Иерусалим. Храм Божий будет уничтожен, а евреи попадут в рабство. И всё потому, что в отличие от Езекии, перестанут на Бога надеяться, жить по Его заповедям. Прозвучавший псалом имеет поучительное значение. Он напоминает нам, что единственной опорой и для человека, и для народа в этом постоянно меняющемся мире может быть только верность Богу и Его заповедям. Всё остальное непостоянно, неустойчиво, бренно. Потому, если хотим, чтобы мы и наши дети радовались миру и тишине, будем трудиться духовно, стараясь не на словах, а на деле служить правде Господней. И тогда мы окажемся так же крепки и непобедимы, как Иерусалим в годы верности Богу.
Псалом 86. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 86. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 86. На струнах Псалтири
1 Сынов Кореевых. Псалом. Песнь.
2 Основание его* на горах святых. Господь любит врата Сиона более всех селений Иакова.
3 Славное возвещается о тебе, град Божий!
4 Упомяну знающим меня о Рааве** и Вавилоне; вот Филистимляне и Тир с Ефиопиею,- скажут: "такой-то родился там".
5 О Сионе же будут говорить: "такой-то и такой-то муж родился в нем, и Сам Всевышний укрепил его".
6 Господь в переписи народов напишет: "такой-то родился там".
7 И поющие и играющие,- все источники мои в тебе.
11 июня. О гневе

В 5-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду».
О гневе — протоиерей Максим Горожанкин.
Почему Господь так резко обличает гнев? Мы гневаемся, гневаемся часто. Что даёт нам чувство гнева? Какой плод в этой страсти?
Безусловно, это опустошение. Ты прогневался, накричал, раздражение какое-то произошло в тебе, ты отреагировал, и после этого — колоссальная пустота.
И это и есть тот самый страшный суд, который Господь предрекает всем. В результате каждой нашей страсти чувство опустошённости — это и есть преддверие страшного суда. Если мы гневаемся и после этого чувствуем, непременно чувствуем опустошённость, некую обездоленность и богооставленность — это ровно то, что и есть страшный суд.
Поэтому дай Господь всем нам воздерживаться от гнева, и если даже мы впадаем в гнев, вовремя просить прощения!
Все выпуски программы Актуальная тема