«Журнал от 10.01.2025». Ольга Зайцева, Арсений Федоров - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Журнал от 10.01.2025». Ольга Зайцева, Арсений Федоров

«Журнал от 10.01.2025»
Поделиться Поделиться
Микрофон с наушниками на фоне студии

Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.

В этот раз ведущие Кира Лаврентьева и Константин Мацан, а также руководитель проекта «Академия журнала Фома» Ольга Зайцева и заместитель главного редактора Радио ВЕРА Арсений Федоров вынесли на обсуждение темы:

— Христианское отношение к молитве и житейским просьбам к Богу и святым;

— Новые проекты Академии «Фомы»;

— Народная музыка и Рождественские представления;

— Духовная ценность Псалтыри.

Ведущие: Константин Мацан, Кира Лаврентьева


К. Мацан

— Добрый вечер, дорогие друзья, в эфире Радио ВЕРА наш еженедельный «Журнал», мы вас приветствуем! Мы собираемся в студии вчетвером, чтобы обсудить то, что нам кажется важным проговорить, либо из событий этой недели, либо из того, что давно лежит на сердце, либо из того, что звучало за рамками программ на Радио ВЕРА, на редакционных совещаниях, но что нам кажется интересным для обсуждения пред лицом наших слушателей. В студии ведущая Радио ВЕРА моя дорогая коллега Кира Лаврентьева...

К. Лаврентьева

— Добрый вечер.

К. Мацан

— Я Константин Мацан. Наши гости сегодняшнего «Журнала»: Ольга Зайцева — руководитель проекта «Академия журнала «Фома».

О. Зайцева

— Здравствуйте.

К. Мацан

— Здравствуйте. И Арсений Фёдоров — заместитель главного редактора Радио ВЕРА. Добрый вечер.

А. Федоров

— Здравствуйте, добрый вечер.

К. Мацан

— Ну что, Арсений, тогда тебе первому слово сегодня.

А. Федоров

— Я, во-первых, очень хочу поздравить наших слушателей с наступившим Рождеством Христовым, с этими светлыми днями, в которых мы пребываем между Рождеством и Крещением, такие удивительные дни. Всех с праздником, всех, кто в радостном состоянии, поздравляю с этим внутренним ощущением. Тем, кто в каких-то сейчас сложных обстоятельствах, к сожалению, таких много — тоже сил, поддержки, ощущения, что Господь рождается, и Он с нами, и всё будет хорошо.

К. Мацан

— Всех с праздником! Аминь, аминь.

А. Федоров

— Я сегодня в очередной раз пришёл с письмом, с письмом от наших слушателей, живым, бумажным, настоящим, запечатанным в конверт.

О. Зайцева

— Там даже печать есть и марки!

К. Мацан

— Без марки на почте не принимают.

А. Федоров

— Да, на электронные письма марки не ставят, а тут есть. Тут даже, ну так, несколько странно для меня, но наклеены иконы на конверт.

О. Зайцева

— А можно посмотреть? Всё время сожалею, что тут никто не видит.

А. Федоров

— Да. А внутри письма, как такового, нет, но есть вырезанный из бумаги акафист, человеком наклеенный, сверху такая фотография храма во имя равноапостольного великого князя Владимира. От кого, к сожалению, непонятно. Кира, там что написано на конверте? Видишь отправителя?

К. Лаврентьева

— Смотрите: «РПЦ, город Екатеринбург», это отправитель. Пункт назначения — Радио ВЕРА.

А. Федоров

— Да, видишь, как широко, ответить сложно, но я посчитал интересным это письмо принести, потому что есть, что обсудить, как мы всегда говорим, мы хотим здесь обсуждать, задавать какие-то вопросы. Помимо всего прочего, что здесь, в письме, во-первых, мне это очень напомнило мои годы становления в Церкви, 90-е годы, когда книжек ещё достаточно сложно было каких-то купить, но у некоторых людей уже появилась возможность ксерокопии на работах, и появлялись вот такие отксерокопированные молитвословы, самостоятельно соединённые, сброшюрованные, вот это очень похоже. Здесь такой вот акафист — «Акафист Господу Богу о мире и взаимной любви среди людей». Явно это письмо прислал человек, для которого происходящее в мире тяжело и хочется, чтобы все были в мире, в тепле, в согласии. Что я из этого письма хочу вынести нам на обсуждение — это то, что здесь написано в качестве такого вот небольшого текста. «Здравствуйте! (немножко опущу такие приветствия) На вашем радио предлагаю читать акафист и следующие псалмы по святому Арсению Каппадокийскому», и приводится несколько номеров псалмов, которые преподобный Арсений предлагает читать в различных обстоятельствах жизни, и вот к таким обстоятельствам относятся некоторые псалмы. Например, 29-й — о тех, кто подвергается опасности, 35-й — о совершенном искоренении вражды и примирении после обид и ссор, 49-й — чтобы покаялись и возвратились к Богу удалившиеся от Него, ну и так далее. Явно вот человек хочет внутреннего мира для себя и для окружающих. Что я хочу здесь предложить для обсуждения? Во-первых, ответить немножко нашим слушателям. Нам часто пишут о том, чтобы мы на Радио ВЕРА ставили молитвы, молились. Мы для себя, когда радиостанция запускалась, это было очень долгое и сложное обсуждение, пришли к такому заключению, что мы на Радио ВЕРА вот именно такое молитвословие, общие молитвы ставить не будем, потому что эта тема достаточно сложная, и призывать людей в какой-то конкретный момент молиться, это может вызывать некоторые сложные истории, о которых внутри Церкви знают. Было принято такое решение, оно периодически поднимается, дискутируется, может быть, нам это пересмотреть, но пока оно остается в силе. Здесь, для тех, кто не знает, есть такое произведение — «О чтении Псалтири в разных случаях жизни. Изложено по преподобному Арсению Каппадокийскому афонским старцем Паисием». То есть преподобный Арсений, он расписал Псалтирь на разные-разные случаи жизни: вот этот псалом читайте при болях в печени, этот псалом читайте, если потерял ключ, этот псалом читайте и так далее. В разных-разных случаях жизни, от таких житейских, мелких до более каких-то существенных, вот как здесь, в письме нам слушатель предлагает, о приумножении мира и так далее. У меня всегда, и в нашей студии мы это тоже часто обсуждаем, такой вопрос: а можно ли делать вот такое житейское, простое обращение с молитвами и со святыми, как, например, кому молиться от зубной боли, какой иконе ставить, чтобы там что-то произошло? Здесь точно такое же странное отношение вроде к псалмам, которые были написаны совсем по другим поводам, в текстах нет ничего такого, о чём преподобный Арсений говорит и ради чего предлагает эти псалмы читать, и для меня вот возникает такой вопрос: а правильно это или нет? Но, открывая вот этот расписанный Псалтирь преподобный Арсением на все случаи жизни, читая его, ты понимаешь, что практически каждый день мне нужно читать все эти псалмы, потому что всё это примерно со мной происходит и мне хочется это читать, и такое возникает желание начать читать Псалтирь, пусть даже из таких, так скажем, житейских побуждений. Вот я хочу, во-первых, нашим слушателям рассказать о том, что такой подход к чтению Псалтири преподобным Арсением был преподнесён. Не знаю, как к нему относиться, каждый может к этому относиться по-разному, но выношу это на наше общее обсуждение: вот как вам кажется, стоит или не стоит? Я чуть-чуть ещё тоже приоткрою: мы сейчас вот эту запись осуществляем, а перед этим наш коллега потерял ключи от автомобиля, бегает бедный, ищет, не может найти, и все ему советуют какую правильную молитву почитать, к какому святому обратиться, чтобы он их обязательно нашёл, а он никак не может найти, хотя уже все молитвы, какие мог, прочитал, но пока не нашёл. Но мы из своей жизни знаем, что иногда это помогает — ты что-то теряешь, помолился и находишь, и Костя в «Светлых историях» подобные рассказывал, и наши другие коллеги этим делятся. Вот как относиться к такой житейской простой молитве, как вы думаете?

К. Лаврентьева

— Слушайте, ну вообще, конечно, ценность духовную Псалтири сложно обсуждать, потому что, мне кажется, она совершенно очевидна. Но я вот тебе, например, очень благодарна за то, что ты такую душеполезную тему сегодня поднял, и, будучи сам Арсением, рассказал про святого Арсения Каппадокийского, твоего покровителя.

К. Мацан

— Как раз хотел спросить: это твой небесный покровитель?

А. Федоров

— Нет, нет. Мой — Арсений Тверской.

К. Лаврентьева

— Но косвенно он все равно твой. И, вы знаете, я хотела сказать, что удивительно, но ведь 50-й псалом мы читаем как покаянный, можно ли его читать, когда ты каешься, или можно его читать, когда ты ключ потерял? То есть понятно, что каждый псалом написан вследствие каких-то событий, вследствие нашествия врагов, тяжёлых искушений, которые переживал царь Давид, глубинного покаяния. Когда он писал 50-й псалом, он, например, просто вот навзничь ложился на пол, руки расставлял крестом, лбом упирался в пол, и вот так он каялся перед Господом, то есть там каждое слово, оно просто выбито на сердце псалмопевца, также и остальные псалмы. И есть совершенно потрясающие хвалебные псалмы, которые ты читаешь, и у тебя просто душа возносится горе́, потому что нет лучшего выражения благодарности Богу в какие-то моменты жизни, как вот эти псалмы. А с чего начинается Псалтырь: «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых». Ну, то есть там вся мудрость заключена, и это совершенно невероятно. У меня есть, кстати, никейское издание перевода Псалтыри, поэтического перевода на русский язык — слушайте, это вообще! Понятно, что церковнославянская Псалтырь — это один вид искусства, а в поэтическом переводе на русский язык очень-очень красиво трактуется и переводится очень деликатно каждая фраза Псалтыри на церковнославянском языке. Я помню, когда у меня ушел папа, я читала каждый день кафизму о его упокоении, и это так меня поддерживало, то есть это именно тот ресурс, то мощное орудие, которое очень сильно меня поддерживало и духовно, и душевно, и даже физически. Поэтому вот спасибо тебе огромное, Псалтырь — это величайшая поддержка, неочевидная, кстати, прямо вот всем, но давайте популяризировать эту тему и говорить о том, что действительно это такое вот уже двадцать веков, наверное, новозаветных, а то и больше, еще со времен царя Давида, такое нам прекрасное сокровище оставлено.

К. Мацан

— В эфире наш еженедельный «Журнал», в студии ведущие Радио ВЕРА — Кира Лаврентьева и Константин Мацан. Гости сегодняшнего журнала: Арсений Федоров — заместитель главного редактора Радио ВЕРА и Ольга Зайцева — руководитель проекта «Академия журнала «Фома». Арсений вообще тему поднял такую, очень серьёзную. Как в тебе отзывается то, что сказала Кира?

А. Федоров

— Она очень глубоко и красиво рассказала, но не совсем о том, о чем я спросил.

К. Лаврентьева

— А, ты спрашивал, можно ли разные псалмы применять вот к нашим житейским бытовым ситуациям. Понятно, да. Мне кажется, можно.

К. Мацан

— Матушка Кира благословила. (смеются)

А. Федоров

— Как раз очень важно, что есть Псалтирь у нас, конечно, это всегда наполняет, помогает, поддерживает. Но можно ли относиться к псалмам, как к такой палочке-выручалочке: прочитал — должно помочь?

К. Мацан

— Мне кажется, это более широкий вопрос вообще, вот то, что ты упомянул, есть ли по-настоящему специализация у святых: этому — от головной боли, этому — от зубной, этому — когда палец правой руки, этому — когда левой? Вопрос хороший, но мне кажется, такой он, во-первых, без ответа, и он очень правильно поставлен, когда мы самим себе напоминаем, что, конечно, суть веры не в этом. Суть веры не в том, чтобы с помощью молитв и Бога решать какие-то земные проблемы. Как однажды очень хорошо сформулировал отец Павел Великанов в одном нашем с ним интервью, он сказал: «То чувство, то состояние христианина, в котором всегда хотелось бы пребывать — это любить Бога не за то, что Он делает, а за то, что Он есть». Но одновременно мне кажется, что такая простая наивная религиозность, она в нас неискоренима, потому что мы люди.

К. Лаврентьева

— Мы же как дети.

К. Мацан

— Да просто потому, что мы люди. Вот я помню, для меня на этот вопрос как-то очень аккуратно, но при этом на всю жизнь ответил один очень мудрый профессор в своей лекции, когда сказал, что такая наивная народная простая религиозность, она же Богом принимается, но лучше такая, чем никакая. И это не означает, что мы должны на этом остановиться и заменить веру обрядоверием, и псалмы воспринимать только как палочку-выручалочку, но если я понимаю, что вера пронизывает всю жизнь, все слои жизни, и я тогда могу молиться Богу в ситуации, когда, предположим, такое происходит — плачу о грехах, но если всё в жизни возводится к Богу и пред Его очи приносится, ну тогда и потерянные ключи тоже, тогда почему мы для потерянных ключей делаем исключение из этого правила?

А. Федоров

— Ну да.

О. Зайцева

— Коллеги, я буду очень тут аккуратна, но сразу вспоминается опыт наших фомовских ребят, которые занимаются основными ресурсами — сайтом, журналом, потому что конкретно, например, SEO-запросы, и один из самых популярных — это всегда «сильная молитва», «самая сильная молитва». И, конечно же, если мы хотим, чтобы кто-нибудь прочитал наш материал, про 50-й тот же самый псалом, назвать его так придётся просто для того, чтобы этот контент получил своего адресата. Но даже если вернуться к этой истории про потерянные ключи: ну вот, допустим, человек не нашёл эти ключи, но прочитал весь Псалтирь и все молитвы вспомнил...

К. Мацан

— Уже польза.

О. Зайцева

— Понимаете, это же так интересно, потому что у каждого вообще совершенно момента, который с нами происходит, у него есть какой-то неопознанный Божественный замысел. Вот, может быть, наоборот, тебе нужно их не найти сейчас, эти ключи, и это тебе даст больше, чем ты бы их нашёл, например. И в этом плане меня всегда и пугает, и в себе пугает, и умиляет отчасти такое отношение к молитве, как к некоему магическому посылу, который сейчас непременно должен исполниться, то есть такой «стол заказов» беспроигрышный, а это всё всегда больше, шире и совершенно непознаваемо для нас.

А. Федоров

— Интересная мысль. Вот, может быть, современные сотрудники, которые занимаются интернетом, они должны придумывать, как назвать материал, чтобы агрегаторы подняли повыше этот материал, и люди его заметили. Может быть, в другом веке тоже нужно было придумывать, как для людей донести необходимость читать Псалтирь? Ну, читай хотя бы, когда у тебя зубы болят, или ты потерял ключи. И я сейчас вспомнил такой образ, что маленький даже грех, он как коготь у большого орла, который зацепился за сетку человека, который его ловит: даже если ты одним когтем зацепился, то всё равно ты уже пойман. Вот такой образ маленького греха. Но, с другой стороны, есть же еще необходимость, когда тебе плохо, зацепиться хоть за какую-то соломинку, и если ты за неё зацепился, пусть даже за этот один псалом, который ты читаешь, чтобы нашлись ключи, ты всё равно зацепился, одной стороной ты зацепился за грех, а другой стороной ты как-то держишься за какую-то соломинку, и Бог даст, ты именно через эту соломинку постепенно дотянешься и до того, что такое Псалтирь, и до того, что такое молитва, и до того, Кто Такой Бог.

К. Мацан

— А я вот немножко хочу попротиворечить сам себе в том, что сказал до этого, потому что...

К. Лаврентьева

— А Костя интересный собеседник: «вы знаете, я люблю поговорить, поспорить сам с собой». (смеется)

А. Федоров

— Ну правильно, мы что-то все соглашаемся, соглашаемся.

К. Мацан

— На самом деле действительно понятно, что, как я сказал, и как вы подтверждаете, мы все с этим согласны, что нам свойственно обращаться к Богу с такими вот и простыми молитвами, потому что мы люди, и ничто человеческое нам не чуждо, и вообще у кого просить помощи еще, как не у Бога. С другой стороны, вот я упомянул отца Павла Великанова, в том же интервью, мне это очень запомнилось, он так признавался, говорит: «Я видел людей, о которых можно говорить, как о людях святой жизни». Я думаю, что он имел в виду старца Кирилла (Павлова) из Троице-Сергиевой Лавры, потому что он был духовником отца Павла, когда тот учился в семинарии, и отец Павел часто к духовному облику и опыту старца Кирилла (Павлова) обращается в своих интервью. И вот мне отец Павел говорит, что видел людей святой жизни, и они парадоксальным образом во время каких-то скорбей или испытаний не увеличивали молитвенное правило — ну, по крайней мере, ощутительно, не потому что у них не было скорбей и испытаний, не потому что им было все равно, а потому что они и так каждый миг живут, стремятся быть в такой, если угодно, синхронизации с Богом. Поэтому, происходит ли что-нибудь — они молятся искренне, горячо и с упованием, не происходит ничего особенного — они также, столько же много, искренне, горячо и с упованием молятся. В каком-то смысле, может быть, вот это и есть некий идеал, когда мы не подгоняем объем молитвы под обстоятельства, хотя понятно, что пока гром не грянет, мужик не перекрестится, но вот как бы не быть такими «мужиками», которые крестятся только когда гремит гром, я вот о чем думаю. Все-таки, скорее, образец в том, как живут люди святой жизни.

А. Федоров

— Но когда, как ты говоришь, крестишься только когда «гремит гром», это хотя бы приучает к тому, что ты обращаешься к Богу, а потом постепенно ты понимаешь, что в любой момент своей жизни можно обратиться к Богу: когда плохо — за помощью, когда хорошо — за благодарностью.

К. Мацан

— Это вообще очень важно.

А. Федоров

— Когда просто, обычно как бы поприветствовать, что Бог есть, что ты чувствуешь Его рядом. Все время вот такое ощущение присутствия Бога с тобой, оно как-то, может быть, нелегко дается, но постепенно, постепенно.

К. Мацан

— Продолжаем листать «Журнал». Оля, с какой темой ты сегодня к нам пришла?

О. Зайцева

— Ох, коллеги, такой душеспасительный антураж... Я уже боюсь что-то начинать говорить.

К. Мацан

— Хорошо. Кира, скажи, с чем ты пришла. (смеются)

О. Зайцева

— Но нет, я, как всегда, пришла со всем самым хорошим, прекрасным, что у нас случилось за последнее время в «Академии» и в журнале «Фома» в целом. Но я, конечно, больше за «Академию». Ну что, у нас Рождество...

К. Мацан

— И у вас тоже?

О. Зайцева

— Да, да, да. Святки длятся дольше, поэтому, мне кажется, нужно не упускать этот момент, хвататься за него, и даже пусть рабочие будни, они этому не мешают. У нас вышла просто вереница таких прекрасных праздничных разборов, разговоров, тут правда, на любой вкус и цвет, просто заходите на журнал «Фома», смотрите, какие там есть подкасты. Но вот от себя, что мне особенно понравилось за это время, что у нас вышло — это, пожалуй, разбор картины Брейгеля «Поклонение волхвов в снегу». Мы так ещё осмыслили и подали как некое путешествие по картине, это мы делали с Михаилом Кукиным. Причём у нас, кстати, даже была такая живая лекция в Питере как раз с Михаилом Юрьевичем, и очень многие люди писали: «ну почему у вас есть такая живая лекция, а мы в Питер-то явно не попадём», из разных городов писали.

К. Мацан

— Люди, которые писали, я им хочу сказать, что у нас был Михаил Кукин в программе на Радио ВЕРА, и не раз, и про Брейгеля мы с ним тоже говорили, поэтому посмотрите на сайте radiovera.ru тоже.

О. Зайцева

— Костя так умело перехватил у меня эту пальмовую версию рассказа. (смеется)

К. Мацан

— Возвращаю.

О. Зайцева

— У нас, видите, именно визуальный разбор, в этом и интерес, что там прямо по каждой деталечке, каждую фигурку разбираем. И картина такая, она, с одной стороны, не яркая, даже было трудно делать к ней обложку, потому что там нет какого-то прямо смачного, как у Босха, каких-нибудь, фантасмагорий, но там действительно спрятано Рождество, его ты не увидишь невооружённым взглядом. И вот тут Михаил, как всегда, подвёл к потрясающим тезисам и к тому, что вот мы видим и не видим то, на что мы смотрим, и прочие вещи, которые, с одной стороны, очень тебя подогревают и как-то заставляют честно посмотреть на себя, а с другой стороны, и посмотреть в мировое искусство. В общем, этот материал, он прямо в душу мне запал.

К. Лаврентьева

— Спасибо, Оля, это действительно очень интересно. И, кстати говоря, в «Академии журнала «Фома» ведь не только про картины можно услышать, но и про книги, и про фильмы, и про все книжные глубокие какие-то новинки. Мне очень понравился ваш разговор про «Лавра» Водолазкина, один из самых глубоких вообще подкастов, и в том числе, один из самых глубоких авторов современных, о нём можно бесконечно говорить. Ну, в общем, можно с чем-то соглашаться, можно с чем-то не соглашаться, но однозначно «Академия журнала «Фома» копает глубоко.

А. Федоров

— В этом смысле у вас есть такое преимущество перед радио, вы можете говорить про картины. Нам это достаточно сложно на радио сделать.

О. Зайцева

— Мы можем говорить и про фильмы, и, например, вот наш формат видеоэссе, он чем так интересен — тем, что фактически это фильм, а не видеоэссе. Например, один из последних сюжетов у нас был про «Щелкунчика», как Чайковский превратил эту жуткую, на самом деле, гофмановскую мутную историю в такое торжество добра и света, потому что этот балет, вот эти снежинки, вот эта красота, сны. А ведь, если почитать Гофмана, ну, простите, там... Я даже не хочу применять прямых слов и выражений.

А. Федоров

— Если почитать Гофмана, то возникают образы Брейгеля. (смеются)

О. Зайцева

— Нет, это талантливый и знаковый текст, потому что там столько уровней, правда. Но связать их и достать именно то, что это, например, сделал Чайковский, это тоже особый подвиг. И, конечно же, когда это, например, 10-минутный ролик, в котором собраны и балет, и всякие экранизации, все это намешано, и это фактически такой фильм красивый, конечно, тут медийная современная культура, она дает очень большое поле экспериментов, и мы стараемся его осваивать. Не всегда удачно, но мы стремимся к совершенству.

А. Федоров

— Оль, ну ты начала с того, что у нас идут Святки, можно что-то смотреть онлайн, вы приглашаете, но я знаю, что ещё и концерт будет журнал «Фома» организовывать, и Кира там будет участвовать.

О. Зайцева

— Ой, спасибо, как-то я слона и не приметил. Да, действительно, у нас будет уже 12 января огромное мероприятие в Измайлово, оно такое же многоплановое, как и весь «Фома», потому что там будут представлены, не могу сказать, что все, но большинство наших проектов, и можно прийти и так вот, глаза в глаза, вживую посмотреть на людей, на которых мы обычно смотрим с экранов, там будут и «Райсовет», наши дорогие батюшки, «великолепная четвёрка», как мы их называем, будут герои из проекта по психологии «Что будем делать?», там будут и Алла Митрофанова, и Александр Ананьев...

К. Лаврентьева

— Там будет Оля.

О. Зайцева

— Там будет Кира.

К. Лаврентьева

— Так что встретимся, друзья.

О. Зайцева

— Будет блок «Академии». Собственно, вот то, что я сейчас расписывала и про наш онлайн, в основном, мы будем присутствовать в офлайн тоже, там будет у нас целый блок, будем обсуждать рождественские книги, какие кто читает на Святках в нашем блоге.

А. Федоров

— Это то, что будет перед самим концертом в фойе, насколько я знаю, а сам концерт — это чтение двенадцати рождественских историй со сцены под красивую живую музыку. Это было уже в прошлом году, вызвало большой резонанс, насколько я знаю.

О. Зайцева

— Но истории поменяли, они новые, двенадцать новых историй. Хотя, должна признаться, довольно давно работаю в «Фоме», но никогда не была на этом концерте и не слышала, но слышала крайне много отзывов о том, что это очень трогательно всегда.

К. Мацан

— Вот, я нашел то, что искал: ты упомянула Михаила Кукина, он же ещё прекрасный поэт, и у меня есть его любимейшее стихотворение, он его читал у нас в эфире. Судя по всему, мы с ним живём в Москве, не очень далеко, примерно в одном и том же районе, хотя никогда там не сталкивались, но вот такое стихотворение:

В детском саду окна горят,

Проспект Вернадского еле ползёт.

Дети разделись, в группе сидят, говорят:

«А за мной сегодня папа придёт!»

Бледные тени московской зимы.

Лампы дневного света. Сугроб за окном.

Первый опыт тоски и тюрьмы —

И кто его знает, что выйдет потом.

А пробка здесь каждое утро, обычное дело.

Тормоз и газ. Тормоз и газ.

Дети в саду подождут — мы делаем важное дело.

Квадратные окна издали смотрят на нас.

Кто-то звонит, кто-то слушает проповедь.

В большинстве магнитол — развесёлая ум-ца-ца.

Обычная жизнь, ничуть не страшная, не жестокая,

в ожиданье отца.

К. Мацан

— Еженедельный «Журнал» на Радио ВЕРА продолжается. Мы еще раз всех наших слушателей поздравляем со светлыми рождественскими днями, с наступившим праздником Рождества Христова, с рождением нашей Надежды. В студии ведущие Радио ВЕРА — моя коллега Кира Лаврентьева и я, Константин Мацан. Кира, почему ты трёшь глаза? Тебя растрогало стихотворение Михаила Кукина, которое я читал до перерыва?

К. Лаврентьева

— Нет.

К. Мацан

— Хорошо. Арсений Федоров — заместитель главного редактора Радио ВЕРА...»

А. Федорова

— А меня растрогало.

К. Мацан

— Арсения растрогало. Я только тем, кого растрогало, предоставляю микрофон. Оля, тебя растрогало? — Растрогало. (отвечает за Ольгу) Ольга Зайцев — руководитель проекта «Академия журнала «Фома».

О. Зайцева

— Ответил за меня.

К. Мацан

— Ну растрогало же.

О. Зайцева

— Между прочим, я была крайне удивлена, когда узнала, что Михаил Юрьевич занимается Брейгелем, потому что, когда я была студенткой филфака, мы зачитывались его стихами, и он для нас, в первую очередь, всегда был поэт.

К. Мацан

— Слушайте, а можно я тогда, раз пошла такая гулянка у нас в «Журнале...»

А. Федоров

— Ну, пост закончился.

К. Мацан

— Да, ведь Михаил Юрьевич Кукин — участник очень интересного поэтического содружества, в которое, кроме него, входят Игорь Федоров и Константин Гадаев, и их фамилии: Кукин, Федоров, Гадаев складываются в такое имя «КуФеГа», вот такое поэтическое сообщество, в некоторых особенно утонченных филологических статьях их называют ещё, по-моему, «Беляевская школа», что-то вот такое, или «Коньковская школа», по району Коньково в Москве.

А. Федоров

— А я думаю: про какого Беляева?

К. Мацан

— Нет, Коньково, Беляево, вот эти две станции метро оранжевой ветки московской. И просто есть у Константина Гадаева стихотворение, любимейшее мною, он тоже был у нас в программе, его рассказывал, оно прямо всегда во мне в сердце всплывает, что называется, когда скучно и грустно, и некому руку подать. Очень короткое стихотворение. у Константина Гадаева такое:

Войди в комнату твою... Ну, вошел...

Затвори дверь твою... Ну, затворил...

Того, которого ищешь, нашел? — Нашел.

Видишь? А ты говорил...

К. Мацан

— Кира, с какой темой ты сегодня в журнал пришла?

К. Лаврентьева

— Ой, вы знаете, друзья, вот когда Константин начинает читать стихи, я начинаю сразу уходить в такое меланхоличное состояние размышлений и рефлексий...

К. Мацан

— Я думал, ты скажешь «я начинаю просто уходить».

К. Лаврентьева

— Нет, мне очень нравится. Я помню, «Светлые истории», мы с тобой записывали рождественские или новогодние, год, по-моему, назад, и тогда ты тоже читал стихотворение Левитанского, и это было так проникновенно, что я даже до сих пор это помню.

К. Мацан

— По-моему, я читал «Диалог у новогодней елки».

К. Лаврентьева

— Да, «Диалог у новогодней елки».

К. Мацан

— «...Что же из этого следует? Следует жить».

К. Лаврентьева

— «Следует жить», так и есть, друзья, Святки, святочные дни. Я всегда вспоминаю свои рождественские дни в детстве, что у нас было в 90-х? У нас были только ледянки, ледяные горки...

А. Федоров

— У вас были ледянки...

К. Лаврентьева

— Да, у нас были санки, у нас был лес. Я к тому, что не было такого огромного количества разных активностей, которые есть уже у современных детей, они могут и в интернете что-то посмотреть...

О. Зайцева

— Кира смотрит на меня...

К. Лаврентьева

— Они могут сходить в Измайлово, посмотреть на Олю. Они могут послушать Константина Мацана на Радио ВЕРА или Арсения Федорова...

К. Мацан

— ... Или Киру Лаврентьеву.

К. Лаврентьева

— Да, ну на худой конец можно и на Киру Лаврентьеву.

О. Зайцева

— «Посмотреть на Олю и послушать Константина», понимаете, да?

К. Лаврентьева

— Ну, конечно, конечно, потому что у каждого свои инструменты передачи информации.

К. Мацан

— Потому что чего на Константина смотреть-то?

К. Лаврентьева

— А сейчас очень много всего, и это другая крайность, когда нужно действительно что-то стоящее выбирать и для себя, и для своих детей, потому что я тоже прошла со своими детьми, и отчасти прохожу — волну, когда тебе хочется везде попасть, ничего не упустить, и в итоге ничем хорошим это не заканчивается, никто не отдыхает, все заболевают от усталости, от инфекции, от перегруза, и в конце концов просто хотят посидеть дома, почитать сказки. И вот, кстати говоря, в этот пост я немножко скорректировала программу, мы не таскались — простите, со всем уважением, обращаясь к тем, кто все-таки ходил по новогодним ёлкам, — мы не ходили. Ну, для нас это сложное мероприятие, старший уже для них взрослый, младший еще для них мал, и в итоге ноют практически все, включая нас, поэтому мы особо не ходили по ёлкам перед Новым годом. Но вы знаете, что я делала? Я по вечерам зажигала свечи, выбирала хорошую рождественскую литературу и просто читала им рассказы. И лучше всего заходили «Легенды о Христе» Сельмы Лагерлёф небезызвестной, и, кстати говоря, в святочные дни это именно то, что нужно. Был день, когда я им прочитала «Мальчик у Христа на ёлке» Федора Михайловича...

К. Мацан

— И как они воспринимали?

К. Лаврентьева

— Да плакали все, я плакала, они плакали. Ну, там невозможно. Слушайте, я помню, когда я прочитала «Мальчик у Христа на ёлке», то была настолько потрясена, что прошло уже, мне кажется, с тех пор лет двадцать семь, как я его прочитала, а я до сих пор потрясена.

О. Зайцева

— У меня вопрос: вот от чего больше плачешь, от «Мальчика у Христа на ёлке» или от «Девочки со спичками»?

К. Лаврентьева

— «Девочку со спичками» я тоже в этот же день прочитала. Думаю, раз мы нашли эту дорогу, значит, надо её пройти до конца, обратного пути нет. Ты знаешь, мне кажется, Фёдор Михайлович, он, конечно... «Девочка со спичками» потрясающе глубокое такое произведение, очень трогательное, но Фёдор Михайлович знает! Знает, за какие струны души надо дёрнуть, и куда надо нажать, чтобы человек действительно как-то потеплел сердцем, это огромное-огромное преимущество всех вообще произведений Фёдора Михайловича. И поэтому, друзья, в этот святочный период можно посещать разные мероприятия, в том числе мы предлагаем вам, как альтернативу, как вариант, посетить Измайловский концертный зал, там будет выступление, спектакль фолк-коллектива «Отава Ё», где они будут показывать получасовой спектакль, и после этого будет представлен некий такой антураж вертепа, народный кукольный театр, будут исполнены колядки. Если у вас есть желание, обязательно приходите, я думаю, что это будет очень душевно и по-настоящему рождественское настроение там создано.

А. Федоров

— Я, честно говоря, знаком с группой «Отава Ё», наши коллеги ездили прошлой осенью, даже уже позапрошлой на Старую Ладогу, и там идут по такой деревне глухой, и вдруг слышат какую-то интересную музыку, подходят, а там группа «Отава Ё» снимает свой клип, потому что они такие народные песни исполняют. Как раз их песни из альбома «Рождество» у нас в эфире звучат в этот праздничный период, такие интересные достаточно композиции. И вот этот спектакль, насколько я знаю, он как раз тоже по вот этим их рождественским песням, посвященным Рождеству.

О. Зайцева

— У них, по-моему, и клипы такие есть очень душевные, но они такие ребята, с чудинкой, так скажем.

А. Федоров

— Да, да. И как раз я тоже видел анонс этого мероприятия, у них там какой-то такой вертеп, не маленький вертепчик с куколками, а большой вертеп двухъярусный на сцене, в котором как раз присутствуют именно актёры и участники группы «Отава Ё», и они представление такое вертепное разыгрывают. Интересное, мне кажется, мероприятие.

О. Зайцева

— Но не путать с измайловским мероприятием.

К. Лаврентьева

— Да, не путать, которое будет 12-го, это одно мероприятие «Фомы», а 17-го — совсем другое, и не «Фомы», но тоже в Измайловском концертном зале. Арсений, вот ты сейчас говоришь про народные такие спектакли, народные песни, а я сразу вспоминаю, как мы недавно записывали совершенно чудесную программу с руководителем Большого детского хора имени Виктора Сергеевича Попова, Анатолием Львовичем Кисляковым, ну он просто совершенно невероятный человек, ученик Виктора Сергеевича Попова, который перенял в некотором смысле его наследие. Он такой вот совершенно потрясающий, добрый очень, такой какой-то принимающий, покрывающий, недаром у него там 250 человек коллектив разных возрастных групп. И вот он рассказывал о том, что народная песня как раз — это для русского человека своеобразный такой генетический культурный код, и когда ты поешь эти песни, когда ты их слушаешь, когда ты колядки поешь, это создает какой-то вот особый дух и в семье, и в сознании, и вообще позволяет тебе как-то немножко настроиться совсем на другой лад, несмотря на то что это песня, на духовный больше лад, потому что понятно, что колядки поются прежде всего для того, чтобы прославить Христа, родившегося и рождающегося.

О. Зайцева

— Мне кажется, это и очень весело все-таки, в первую очередь.

К. Лаврентьева

— Так вот я и говорю! Слушай, Оля, я была маленькая, мы с мамой ехали и с бабушкой куда-нибудь, мы всегда пели песни и обратно мы пели песни. Я все эти русские народные песни знаю очень хорошо и с душой это рассказываю, потому что я знаю, как это может быть весело и насколько это может быть оптимистично, поэтому пойте колядки и ходите на разные рождественские мероприятия, друзья.

К. Мацан

— В эфире наш развеселый и оптимистичный «Журнал» на Радио ВЕРА. Сегодня, в эти рождественские дни мы, как всегда, собрались в студии, чтобы поговорить о том, что на сердце лежит. Почему ты, Кира, смеешься? Я действительно считаю, что ты очень здорово сказала.

К. Лаврентьева

— На самом деле потому, что я из программы в программу так искренне восхищаюсь каждым нашим гостем, каждым проектом, который мы освещаем, что я вообще уже кажусь себе какой-то блаженной на Радио ВЕРА, которая только и делает, что все нахваливает. (смеется) Когда-нибудь я начну что-нибудь критиковать.

К. Мацан

— Знаешь, а вот это сложнее, ведь сложнее хвалить, чем критиковать. Критиковать проще намного.

О. Зайцева

— Но мне кажется, критиковать сложнее, потому что нужно быть честным, а когда ты хвалишь, то всё равно можно немножко натянуть как-нибудь, сделать приятно, ведь ты же, когда хвалишь, ты как бы нравишься собеседнику, а если ты критикуешь, то ты точно не нравишься.

А. Федоров

— Это зависит от склада характера, наверное.

К. Лаврентьева

— Ну не знаю, я хвалю не чтобы понравиться, а потому что я искренне каждый раз всем восхищаюсь.

О. Зайцева

— Кира, это вообще не к тебе относится, это в принципе.

К. Лаврентьева

— Да я знаю, меня просто это начинает уже потихонечку напрягать. У меня к самой себе есть вопросы.

К. Мацан

— Знаете, мы сегодня начали программу с разговора о Псалтыри, о псалмах, а недавно, в конце прошлого года и в начале этого, у нас на Радио ВЕРА вышел цикл программ в час с восьми до девяти, посвященный Клайву Стейплзу Льюису, мы об этом чуть-чуть говорили в прошлом «Журнале». И одна из книг, которую мы читали внутри этого цикла и обсуждали с православными священниками, это была книга Льюиса «Размышления о псалмах». И я, перечитывая ее, готовясь к программе, для себя как-то заново этот текст открыл и заново через него еще погрузился отчасти и в саму Псалтырь, это было очень полезное такое время, наполняющая душу радость от чтения. И вот там как раз есть место, я даже его себе в книге подчеркнул — про критику. Льюис обращает внимание, что в псалмах постоянно есть как бы призыв Бога хвалить Его, или призыв псалмопевца: «хвалите Бога», «восхваляйте, хвалите Его в вышних». Льюис ставит такой вопрос, ну как бы со стороны обыденного современного сознания: что же за Бог такой, которому так нужно, чтобы Его хвалили? И вот гость, с которым мы это обсуждали, отец Игорь Гагарин замечательный, сказал, что, конечно, Богу не нужно, чтобы Его хвалили, Он ни в чем не испытывает нехватки, но нашему сердцу очень органично что-либо восхвалять, потому что хвалить — это некая форма, если угодно, душевного здоровья. Если у нас есть радость, то от избытка сердца говорят уста, и возникает хвала. Но к вопросу о критике и не критике, Льюис вот этот принцип, почему мы восхваляем Бога в благодарности и в молитвах, видит как некий образец вообще для отношения ко всему в жизни. Вот что он пишет: «Я не раз замечал, — пишет Льюис в книге „Размышления о псалмах“, — что особенно часто и много хвалят самые смиренные, здоровые и умные, Кира, люди. А ущербные и глупые хвалят редко и мало».

К. Лаврентьева

— Хорошо дружить с Константином Мацаном.

О. Зайцева

— А тут уже я немножко закрываюсь руками.

К. Мацан

— Я не закончил цитату. «Хороший критик найдет, что похвалить в несовершенной книге. Плохой критик вычеркивает из литературы одну книгу за другой. Здоровый и доброжелательный человек найдет, за что похвалить самую скромную еду, даже если он привык к очень изысканной. Больной или сноб найдет недостатки в любом угощении. Если вычесть чрезвычайные обстоятельства, можно сказать, что хвала — это словесное выражение душевного здоровья».

О. Зайцева

— Люблю очень эту цитату.

К. Лаврентьева

— А я люблю Константина Мацана.

А. Федоров

— Мы все знаем, что у Киры очень большое и открытое сердце, это даже свидетельствует кофта, которая сейчас на ней надета, с большим сердцем.

О. Зайцева

— У Льюиса тоже — правда, Костя?

К. Мацан

— Да, безусловно. Я, знаете, всё-таки хотел бы немножко не удалиться от темы, о которой мы сказали, когда заговорили про группу «Отава Ё», потому что для меня это некоторый феномен очень любопытный: популярность фолк-музыки, и не просто фолк-музыки, а ведь очень часто эти группы, которые фолк-музыку исполняют, они связаны с православным христианством. Там наверняка есть разные люди, но вот я знаю, что для многих православных верующих группы типа «Отава Ё» или какие-то другие коллективы, просто я сейчас сходу их не назову, потому что я, на самом деле, в эту музыку глубоко не погружён, она не моя, это не то, что я слушаю, но это то, что мне очень интересно как социальный феномен. Почему я об этом говорю? Потому что я вот с детства люблю русский рок, и, например, для моего поколения русский рок, фолк-рок — это, например, группа «Калинов мост». И Дмитрий Ревякин, лидер группы «Калинов мост», был у нас не раз в программе на Радио ВЕРА и выступал...

О. Зайцева

— А «Мельница» — это уже позже, да?

К. Мацан

— Мельница" это позже, да. Всё-таки «Калинов мост» — ещё то первое поколение русских рокеров. Но вот, кстати, любопытный момент, «Мельницу» я тоже никогда как свою не опознавал...

О. Зайцева

— Там тексты очень интересные.

К. Мацан

— Интересные, но это больше эстетика такой английской средневековой баллады, ирландской, а «Калинов мост» всё-таки из Сибири. Это вот такая музыка, настоящий рок русский, при этом с заходом в образы всё-таки больше национально русские, хотя это никогда не было на стяге, это никогда не было пошло, это никогда не было как-то грубо, это была для сибиряка Ревякина естественная атмосфера, как я могу об этом судить, в которой он жил и рос. И я помню, что в какой-то момент Дмитрий Ревякин, как он сам об этом в эфире на Радио ВЕРА у нас рассказывал, пришёл к православию, и вот тогда, кстати, у него случился любопытный момент: у него была и есть очень известная песня группы «Калинов мост», которая называется «Родная». Песня очень известная, её постоянно крутят по радио, и там всегда были такие слова: «Кто поставит крест на могилы нам? Инок да шаман», — пел Дмитрий Ревякин. А после того, как он принял православие, он текст в этой песне изменил, и стал петь: «Кто поставит крест на могилы нам? Инок, не шаман». Вот пример того, как вера влияет на творчество. Я об этом заговорил к тому, что всё-таки это совсем другая музыка, и это то, где фолк и какая-то религиозная сюжетика всё-таки даны очень впроброс, скажем так, они там совершенно явно не главенствуют. А вот сегодняшний интерес к фолк-музыке типа группы «Отавы Ё» и других, это уже качественно другой интерес, это другая музыка, где намного больше национального, православного, народного, русского, и когда это не по́шло, не лубочно и талантливо, как это, допустим, у группы «Отава Ё» происходит, и у других такого же уровня групп, это очень интересный социальный феномен. Ну, наверное, после стольких слов про группу «Отава Ё» мы хотим послушать их песню. Я вспоминаю, как на перестроечном телевидении была программа «Весёлые ребята», которую сочинял Андрей Кнышев, писатель, который тоже был у нас в эфире не раз на Радио ВЕРА, и я помню, мои родители записывали на кассеты эти программы, они выходили в конце 80-х, я их потом уже, будучи постарше, пересматривал. И это был момент, когда эти программы создавались на телевидении перестроечном, выходили, когда только-только стало можно ставить песни группы «Beatles», до этого все их слушали, но формально они были запрещены. И там какая-то была юмористическая такая вот подводка, что-то про «Beatles» пошутили, и ведущий говорит: «Ну, дорогие зрители, наверное, после стольких слов о группе „Beatles“ вы бы хотели услышать песню в исполнении этого коллектива. Но, вы знаете, вы двадцать лет ждали, вы еще немножко подождете». Вот, у нас так не будет, поэтому мы сейчас послушаем песню группы «Отава Ё». Какую?

А. Федоров

— Ну, смотрите, пока так Костя подводился, и мы все это говорили, я быстро написал звукорежиссеру сообщение, он из нашей базы достал, у нас есть несколько песен группы «Отава Ё», в частности, вот на «На небе зорька», и он пишет, что мы сейчас можем поставить. Давайте послушаем. Такой будет неожиданный, непривычный финал для нашего «Журнала», мы так обычно не делаем, но попробуем сегодня.

К. Мацан

— Спасибо, дорогие друзья. Сегодня в журнале были ведущие Радио ВЕРА — Кира Лаврентьева, я, Константин Мацан, и дорогие гости журнала: Ольга Зайцева — руководитель проекта «Академия» журнала «Фома» и Арсений Федоров — заместитель главного редактора радиостанции ВЕРА, мы с вами прощаемся. Через неделю снова будем наш еженедельный «Журнал» листать, и мы вас оставляем наедине с музыкой группы «Отава Ё».


Все выпуски программы Журнал

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ

Также рекомендуем