Крепость Керчь

Мой Крым. Крепость Керчь
Поделиться
Фото: Alexxx1979 Источник: ru.wikipedia.org

Фото: Alexxx1979
Источник: ru.wikipedia.org

Решение о строительстве крепости “Керчь” на мысе Ак-Бурун было военной и дипломатической хитростью. Парижский договор запрещал проигравшей Крымскую войну России иметь крепости на берегах Черного моря. Однако, Россия должна была как-то защитить свою прибрежную территорию Черного и Азовского моря, в частности, Керченский пролив. Особенно это было актуально после сдачи Севастополя, который не мог снабжаться с Азовского моря. Для этой цели как нельзя лучше подходил мыс Ак-Бурун: ширина Керченского пролива в этом месте была около километра. Сузив пролив за счет насыпей до пятисот метров, можно было закрыть доступ в пролив. Таким образом, корабль, идущий по Керченскому проливу, гарантированно подставлял свой борт грозным крепостным орудиям.

В 1859 году строительство крепости возглавил генерал-адъютант Эдуард Тотлебен. Талантливый военный инженер, он прославился во время Крымской войны, организовав в Севастополе оборону из подручного материала – корзин с камнями и мешков с землей.

Крепость Керчь (или форт Тотлебен) возводили 20 лет, с 1857 по 1877 годы. Основную часть фортификационных сооружений для маскировки выполнили под землей. Строили крепость из местного камня: его вязкая структура как бы «поглощала» летящие в него ядра; кроме того, толстые стены могли долгое время противостоять вражеской артиллерии. А 587 крепостных пушек были готовы разгромить вражескую эскадру.

Однако принять участие в военных действиях в 19 веке крепости не довелось. В начале ХХ века гарнизон крепости вырос до 9000 человек, но в 1905 году она официально переводится в разряд крепостей-складов. После революционных событий 1905 года в казематах форта Тотлебен содержались политзаключенные. В ноябре 1920 года с крепостного пирса грузились последние подразделения Белой армии. В тридцатые в помещениях цитадели организовали склады флота. Настоящее испытание было впереди. В годы Великой Отечественной войны крепость неоднократно подвергалась обстрелам и бомбардировкам, на её территории шли жесточайшие бои. Несмотря на планы взорвать укрепление, этого не случилось. После войны здесь вновь размещаются склады, а затем — дисциплинарный батальон.

Крепость “Керчь” замечательна своими подземными ходами. Их тут действительно бесчисленное множество; практически все сооружения сообщаются друг с другом подземными переходами. Самый большой из них – шестисотметровый тоннель, соединяющий форт «Тотлебен» с береговыми батареями. И сегодня можно побродить по подземным лабиринтам, манящим тайнами прошлого, изучая настенные надписи, оставленные обитателями форта в разное время.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (6 оценок, в среднем: 4,83 из 5)
Загрузка...