Чрезвычайное напряжение в течение всей жизни и сильные ушибы, полученные во время Куликовской битвы, надломили железное здоровье Димитрия Иоанновича и взывали смертельную болезнь. Вероятно грудную жабу.
19 мая, чувствуя приближение конца, Димитрий пожелал видеть свою княгиню, ожидавшую шестого сына, и своих славных сотрудников — Московских бояр. Сохраняя удивительную твердость духа, он долго говорил с женой и детьми. Приказывал им быть во всем послушным матери и действовать единодушно, любить отечество и его верных слуг.
Затем началось умилительное прощание со всеми. К умирающему по очереди подходили: княгиня Евдокия, сыновья и бояре. Он обнимал каждого подходящего, после чего, проговорив: «Бог мира да будет с вами», сложил руки на груди и преставился, имея всего 39 лет от роду.
Димитрия похоронили, по обычаю того времени, на другой день, в церкви архангела Михаила. На погребении присутствовал и святой Сергий Радонежский. Его вызвали за несколько дней до кончины великого князя. И он был один из скрепивших своею подписью его духовное завещание.
В этом духовном завещании мы встречаем, неслыханное прежде, распоряжение: Московский князь благословляет старшего своего сына Василия великим княжением Владимирским, которое зовет своею «отчиной». Донской уже не боится соперников для своего сына, ни из Твери, ни из Суздаля. Да и Татары перестали быть грозными к концу его жизни, когда Русская Земля несколько оправилась от потерь Куликовского боя и внезапного набега Тохтамыша.
Димитрий оставил после себя: одну икону, одну цепь, восемь поясов, бармы, шапку золотую, наплечники, два ковша золотых и еще три ценных предмета. Так страшно обеднел, даже в сравнении с дедом своим Иоанном Калитой, один из величайших Русских Государей и Европейских полководцев. Славный как своей всемирной по значению победой над Татарами, так и утверждением нового порядка наследования престола и владения Русской Землей.
Во время великого княжения Димитрия Иоанновича в Польше и на Литве произошли события чрезвычайной важности.
В 1370 году умер Польский король Казимир Великий. Королевой была признана четырнадцатилетняя Ядвига. Конечно, всеми делами при этом правило сильное Латинское духовенство и Польские вельможи.
Польские государственные люди были сильно озабочены, с одной стороны, возрастающим могуществом Литвы, а с другой — ростом могущества Немецкого Ордена в Пруссии. И вот, они решили соединить Литву с Польшей посредством брака Ядвиги с Ягайлом, которому в этом время было около 40 лет.
Однако, сильное препятствие было за Ядвигой. Латинские епископы и Польские вельможи настаивали, чтобы она расторгла свой брак с принцем Вильгельмом для пользы государства, но Ядвига, весьма благочестивая девица, оставалась верна своему мужу, которого последний раз видела, будучи семи лет от роду. Обладая очень большим воображением она постоянно о нем мечтала и наотрез отказалась расторгнуть с ним брак.
При этих обстоятельствах, в Краков, где пребывала Ядвига, неожиданно самолично прибыл ее юный муж, красивый и статный. Польские вельможи приняли все меры, чтобы не допустить его до Ядвиги. Но Ядвига нашла способ устраивать с ним свидания в одном старом монастыре, и между молодыми супругами вспыхнула страстная любовь. Вильгельм даже некоторое время скрывался в покоях своей красавицы жены.
Вскоре об этом узнали, и молодой принц был с позором изгнан из королевского замка, а страже был отдан приказ не выпускать королеву за его ворота.
Влюбленная Ядвига хотела во что бы то ни стало следовать за мужем. Когда она увидела запертыми перед собою ворота, то схватила топор и принялась сбивать тяжелые замки. Но руки ее были для этого слишком слабы, и она поневоле должна была покориться своей участи. Скоро Ядвига имела случай убедиться, что ее юный муж проявил мене доблести к защите своих супружеских прав, чем она от него ожидала. Это, конечно, страшно подействовало на нее.
Окруженная суровыми панами, покинутая собственною матерью, Ядвига долго продолжала отказываться от барка с Литовским князем. Она не могла забыть Вильгельма и смущалась мыслью о расторжении брака. Вместе с тем ее пугали и слухи о Ягайло, убившем недавно собственного дядю.
Но Латинское духовенство и папы постарались рассеять все ее сомнения.
Действуя на благочестие своей молодой королевы, они настойчиво указывали ей на великую услугу — обратить в христианство целый народ. И, наконец, утомленная борьбой, Ядвига уступила.
Брак состоялся в 1386 году. Ягайло и многие его бояре, перешли из православия в католичество. Вскоре после этого последовало и крещение Литвы.
В Вильну было созвано множество язычников. Литовцев ставили в ряды целыми полками. Священники кропили их святой водой и давали христианские имена. Ягайло ездил между полками, объяснял на Литовском языке Символ веры и дарил всем белые суконные кафтаны. Литовцы были очень довольны, так как до тех пор одевались только в шкуры и полотно.
Брак Ядвиги с Ягайлой был в высшей степени неблагоприятным для будущности всех Западных Русских областей. До него Литва была вполне Русским государством, с полным господством всех Русских над язычниками Литовцами. Теперь же, с переходом Ягайлы в католичество и соединением Литвы с Польшей, все должно было сильно измениться.
Фестиваль языков Fiesta de los Idiomas и православный приход в чилийском Сантьяго
Не зря наша программа называется «Вселенная Православия», ведь Православная Церковь в наши дни действительно распространилась по всему миру. И православные храмы существуют в самых разных странах. Например, в Чили. В столице этой горной страны, Сантьяго, существует русско-сербский приход во имя святителя Николая. Его уникальной особенностью является то, что приход принадлежит сразу двум Православным Церквям — Русской и Сербской. Причина заключается в личности настоятеля — священника Душана Михайловича. Серб по национальности, высшее образование он получил в России. Душан окончил Академию музыки им. Гнесиных в Москве. Затем работал дирижером. Сначала в Москве, потом в Сербии. В 2004 году Душан решил стать священником. Для этого он опять отправился в Россию. С 2007 по 2010 г. Душан обучался в Самарской духовной семинарии, по окончании которой он был рукоположен, а затем отправлен на служение в Чили.
Отец Душан ведет в Сантьяго активную миссионерскую деятельность. В первую очередь, заботится о том, чтобы в числе прихожан были не только эмигранты, но и коренные чилийцы. Для этого приход устраивает разные мероприятия или же принимает участие в значимых культурных событиях города. Одно из них — столичный Фестиваль языков «Фиеста де лос идиомас» или по-русски «Языковая вечеринка». Фестиваль проходит ежегодно в ноябре. В рамках мероприятия различные национальные и культурные учреждения ставят временные павильоны на площади в центре Сантьяго перед литературным кафе — «Кафе Литерарио». В павильонах в течение нескольких дней проводятся языковые и культурные занятия, а также выставки, посвященные традициям различных стран.
Вот уже несколько лет в Фестивале языков принимает участие православный приход святителя Николая. Принимает не единолично, а в содружестве с Российским центром науки и культуры, который работает при Российском посольстве в Сантьяго. Прихожане русско-сербского храма проводят для гостей фестиваля различные уроки и мастер-классы. Особой популярностью пользуются занятия по русскому языку. Также рядом с павильоном в течение дня дают небольшие концерты коллективы русской народной песни. Многие из певцов прихожане храма святителя Николая.
Знакомство с некоторыми традициями Православной Церкви происходит у гостей фестиваля на уроках вышивки. Их проводит супруга отца Душана — Эллина. У нее тоже интересная биография. Эллина из России и до брака с отцом Душаном работала преподавателем в Саратовском университете. Эллина не только рассказывает гостям фестиваля об азах древнего искусства, но и показывает посетителям павильона свои работы и работы других мастеров. Это и предметы народной культуры — например, вышитые полотенца. Но, прежде всего, вышитые иконы Иисуса Христа, Богоматери и святых. Чилийцам, заинтересовавшимся искусством вышивки, она объясняет основы православного вероучения. Все желающие могут получить в русском павильоне буклет, в котором рассказывается о Православной Церкви в Южной Америке. Есть в буклетах сведения о храме святителя Николая в Сантьяго, времени совершения там богослужения. Вечером прихожане знакомят гостей фестиваля с русскими народными играми. А завершает программу обычно небольшой концерт русской народной и духовной музыки.
Все выпуски программы Вселенная православия
Фестиваль православной музыки «Святая Богородица — Достойно есть» в Болгарии
Ежегодно, начиная с 2004 года, небольшой болгарский город Поморие, расположенный неподалеку от курортного Бургаса, на несколько дней превращается в столицу православного хорового пения. Причина тому — известный по всей Европе музыкальный фестиваль «Святая Богородица — Достойно есть», организуемый совместно Сливенской епархией Болгарской Церкви, болгарским певческим содружеством «Славянская беседа» и мэрией города Поморие.
Обычно в фестивале принимают участие около сорока хоровых коллективов, представляющих Болгарию, Россию, Грецию, Сербию и иные страны. Уровень фестиваля чрезвычайно высок. Коллективам необходимо пройти отбор специальной комиссии, которая определяет степень их профессионализма. Духовным руководителем фестиваля «Святая Богородица — Достойно есть» в течение всего времени его существования является Сливенский митрополит Иоанникий — именно ему принадлежит идея дать фестивалю его нынешнее название.
Дело в том, что согласно церковному преданию Православное песнопение «Достойно есть», посвященное Богородице Марии, в восьмом веке афонские монахи узнали от святых ангелов. Теперь это песнопение считается образцом церковной молитвы. Начало фестиваля обычно приурочено ко дню церковной памяти иконы Богоматери, также именуемой «Достойно есть», которая ежегодно празднуется в Болгарской Церкви 11 июня.
В этот день митрополит Иоанникий совершает Литургию, а затем вместе со всеми участниками фестиваля идет крестным ходом по улицам Помория. Во главе крестного хода традиционно находится икона «Достойно есть».
В течение последующих четырех дней в главном храме Помория — Церкви Рождества Пресвятой Богородицы — коллективы представляют программы по категориям: «Православные церковные хоры», «Восточное пение» и «Смешанные и однородные хоры или вокальные ансамбли». Интересно, что все выступления транслируются в прямом эфире по местному радио.
Выступления хоров оценивает профессиональное жюри под председательством известного в Болгарии композитора Георгия Попова, который стоит у истоков фестиваля и возглавляет певческое содружество «Славянская беседа». В ходе фестиваля лучшим коллективам предоставляется возможность петь в храмах Помория, а также в соседних городах — Бургасе и Несебре.
Кроме выступлений, в рамках каждого фестиваля устраиваются специальные семинары, где обсуждаются насущные проблемы хорового пения и читаются интересные лекции по истории церковной музыки. Завершается фестиваль заключительным гала-концертом, в ходе которого победителям в номинациях вручаются награды. Все прочие участники получают почетные дипломы.
Все выпуски программы Вселенная православия
Не откладывайте. Наталья Сазонова
Недавно читала книгу о докторе Гаазе.
За бескорыстную помощь вся Москва 19 века называла его «святым доктором». Я задумалась над его призывом: «Спешите делать добро».
«Делать добро» — здесь всё понятно, но почему «спешите»? Разве можно не успеть?! Можно...
Живёт человек. И всю жизнь только для себя живёт, только о себе заботится. А к концу этой жизни понимает, что бесполезно прожил. Пустая она. Потому что ничего-то в ней для других сделать не успел.
Только не успеть, точнее, опоздать, можно не только к концу жизни, но и пока живёшь. Пока есть силы, и есть потребность и есть случай.
Как-то в интернете наткнулась на документальный фильм о пожизненно заключённых. Осуждённые рассказывали о себе; за что сидят, о чём сейчас думают, о чём сожалеют или... не сожалеют. Меня потрясло интервью с одним заключённым. Мужчина сорока лет, двадцать из них уже отсидел. На вопрос журналиста о чём он сожалеет, ответил: «Знаете, я в тюрьме Евангелие впервые прочёл. Переосмыслил многое в своей жизни. Столько бы мог людям пользы и добра сделать. И никто меня в этом не ограничивал, а не сделал ... А сейчас есть у меня на то и силы и желание, но ограничений много. Столько сделать нужного людям, как на свободе бы мог, в тюрьме не удаётся. Стараюсь, но знаю, что мог бы больше. Вот о чём сожалею».
Я услышала эти слова и вспомнила:
«Спишите делать добро!» Оказывается, такую возможность можно навсегда потерять. Я и не задумывалась над этим.
А недавно поняла ещё один смысл призыва «святого доктора».
Возвращаюсь с работы. Около моего подъезда, на лавочке — бездомный. Так вот сидя, и уснул. Грязный, одет в лохмотья. Рядом с ним — пакет, в нём пол батона хлеба. Сразу захотелось его накормить чем-нибудь горячим. Поднялась в квартиру, глянула в окно; человек не ушёл, лежит, спит. Ну и решила: перекушу быстро, успею. Не обедала, есть хочется. Разогрела еду, поела. А бездомный на лавке всё спит. Стала и ему поесть разогревать. Потом в кладовой одежду подходящую нашла. Всё собрала в сумку и спустилась на улицу. Вышла... а на лавке никого нет! Я туда-сюда; нигде бездомного не видно. Ведь только что был! Две ближайшие помойки обежала — нет нигде! Так и не нашла его. Поплелась со своей сумкой обратно. Ну как же так?! И тут, как ответ, снова вспомнила: «спешите делать добро».
Спешите — значит не откладывайте! Я уверена: Бог через других людей поможет этому человеку, а я свою возможность помочь потеряла. Спешите делать добро!
Автор: Наталья Сазонова
Все выпуски программы Частное мнение