В один из обычных зимних дней я проснулась позже обычного, начала читать утренние молитвы впопыхах, и очень волновалась смогу ли я вовремя выехать на работу. А моя мама в это время уже собиралась в храм. И тут я оказалась перед выбором: либо продолжить чтение утреннего правила, чтобы все было по порядку: молитва, сборы, поездка до работы, либо отложить молитвослов и отвезти маму на машине в храм, а там уж как успею. Она не просила, просто собиралась и, недолго думая, я предложила ее подвезти. Она, конечно же, обрадовалась.
Уже в дороге я стала взвешивать все «за» и «против». Думаю: «А правильно ли я сделала, что, не помолившись, вышла из дома?» Стараюсь, ведь, всегда начинать день с молитвы... Сердце подсказывало, что помочь ближнему важнее, что свои дела могут подождать, но все равно немного расстроилась, что день начался не по плану.
Позже, мне встретилось попалось высказывание преподобного Гавриила Ургебадзе: «Если во время молитвы у тебя попросят помощи, а ты скажешь: "Закончу молитву, а потом помогу", знай: твоя молитва неугодна Богу. О такой молитве говорится: "Молитва его да будет в грех"». Вот так Господь развеял мои сомнения, утешил словами святого отца.
И в этот же день мне вспомнились слова из проповеди протоиерея Димитрия Смирнова. Он говорил, что очень легко проверить какой ты христианин. Вот ты стоишь, читаешь молитвы, а кто-то из ближних просит тебя сходить в магазин за молоком. Как ты поступишь? Настоящий христианин отложит молитвослов, скажет: «Да, сейчас», сходит за молоком, и, вернувшись, дочитает молитвы.
Представила я себя в такой ситуации, и думаю: а что же будет у меня в этот момент в мыслях? Может, я пойду в магазин, а внутри буду злиться на эту ситуацию? Будет ли тогда от этого польза моей душе? Я же сделаю то, о чем меня просят. В том-то и дело, что польза будет только в том случае, если я с добрым сердцем, отложу свои дела и пойду помогать другому.
Помоги, Господи, вот так, со смирением, научиться исполнять заповедь о любви к ближнему. В нужный момент не рассердиться, а проявить христианскую доброту.
Автор: Яна Зотова
Все выпуски программы Частное мнение
Григорий Суров
В конце XIX-го — начале ХХ века врачи-офтальмологи, специалисты по глазным болезням, были в России на вес золота. Один из представителей этой редкой в то время специализации — Григорий Иванович Суров, окулист из Симбирской губернии — посвятил жизнь тому, чтобы сделать офтальмологию доступной для всех.
Уже в старших классах гимназии Григорий решил стать врачом. В 1881-м он успешно сдал вступительные экзамены на медицинский факультет Казанского университета. Первым местом работы Сурова была уездная больница в городе Спасске Казанской губернии. Там Григорий Иванович впервые обратил внимание, как широко распространены среди крестьян глазные болезни. У каждого второго пациента наблюдалась трахома — инфекционное заболевание, которое передаётся через предметы гигиены — например, полотенца, а распространителями являются мухи. Свои наблюдения и неутешительные выводы Суров записывал в дневник: «Эти болезни у нас в России распространены вследствие бедности, невежества, и малодоступной медицинской помощи». Офтальмологи, как уже говорилось, были в те годы большой редкостью. Поэтому Григорий Иванович решил специализироваться именно в этой области. За несколько лет работы в Спасской больнице он получил богатый практический опыт. Затем некоторое время Суров служил военным врачом. И опять же, занимался на этой должности преимущественно офтальмологией. В 1902-м он поступил в Петербургскую Военную Медицинскую академию — «для усовершенствования в медицинских науках по глазным болезням». Там с успехом защитил докторскую диссертацию.
А в 1906-м году Григорий Иванович вновь приехал в город Симбирск. Его назначили заведующим военного лазарета. Офтальмологического отделения в нём не было. И Суров его открыл. Сразу же к «глазному доктору» потянулся народ. «Главный контингент из страдающих болезнями глаз — крестьянство и необеспеченный рабочий люд», — отмечал Суров. С таких пациентов денег за лечение доктор не брал. Наоборот, помогал из собственного кармана — на лекарства, на изготовление очков. Вскоре Григорию Ивановичу удалось убедить местные власти выделить средства на глазной стационар в 50 коек. В 1911-м году стараниями Сурова в Симбирске открылась школа-приют для слепых детей.
А через несколько лет Россия стала Советской. Григорий Иванович не уехал за рубеж. Остался служить своей стране. В те годы о деятельном докторе нередко упоминали в прессе. Вот, например, как в 1923-м описывала его работу симбирская газета «Красный путь»: «Летом в разных районах губернии можно было увидеть фургон, в котором ехал доктор Суров. Он ездил обследовать сельское население. Оказывая помощь, он переезжал из села в село». После таких поездок и работы в госпитале, Суров принимал пациентов ещё и на дому, по вечерам. Симбирский учитель Алексей Ястребов в своих воспоминаниях писал: «Проходя по Беляевскому переулку, я вижу дом. И знаю: вечером у этого дома будет толпиться народ, потому что здесь живет замечательный врач, друг народа Григорий Иванович Суров».
Простой народ искренне любил своего доктора. Когда в 1920-м году большевики осудили Сурова и приговорили к году тюрьмы за то, что он взял на работу в госпиталь бывшего белогвардейского офицера — нищего больного старика, горожане встали на его защиту. Испугавшись волнений, власти восстановили доктора в правах. Впоследствии Григорий Иванович получил высокое государственное признание: в 1943-м году ему было присвоено звание Заслуженного врача РСФСР, а в победном 1945-м — орден Трудового Красного Знамени. Но не ради наград трудился доктор Суров. Однажды в своём дневнике он написал: «Я смотрю в мир глазами тысяч людей, которым помог избавиться от страданий».
Все выпуски программы Жизнь как служение
21 ноября. О пшенице и плевелах
В 13-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то и другое до жатвы».
О пшенице и плевелах, — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
21 ноября. Об отвергающих Слово Божие
Сегодня 21 ноября. В 10-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня».
Об отвергающих Слово Божие, — игумен Лука Степанов.