
Фото: PxHere
Осенью 1824 года в двери московского Модного дома Дюманси на Кузнецком мосту вошла пожилая, богато одетая дама. Её поддерживал под руку молодой человек в военной форме с эполетами поручика. Это были статская советница Анна Ивановна Анненкова и её сын, Иван Александрович. Пока матушка примеряла шляпки, высокий, стройный голубоглазый офицер явно скучал. Его взгляд скользил по прилавкам с тканями. За одним из них Иван увидел девушку-модистку. Изящными, тонкими пальцами она перебирала шёлковые ленты. Незнакомка подняла на поручика свои большие, немного печальные карие глаза. Взгляды молодых людей встретились, и оба вдруг вспыхнули румянцем.
Прошёл день, другой, третий. Кареглазая незнакомка всё никак не шла у поручика из головы. Особняк Анненковых располагался на Петровке, совсем недалеко от магазина Дюманси. И наконец, не выдержав, Иван решился зайти туда один. Девушка узнала его. Смущённо улыбнулась. Анненков почтительно ей представился. В ответ модистка заговорила по-французски. Это не помешало знакомству — Иван знал французский язык в совершенстве. Девушку звали Полина Гёбль. Она была родом из Лотарингии — северо-запада Франции. После смерти отца семья Полины бедствовала. Желая помочь, знакомые предложили девушке место модистки в московском филиале известного французского модного дома. Так мадемуазель Гёбль оказалась в России.
Иван и Полина быстро привязались друг к другу. Нескольких встреч в магазине и пары коротких прогулок по Тверской хватило, чтобы юноша и девушка поняли: они любят, и не могут жить друг без друга. Доверие между ними было настолько большим, что однажды Иван Александрович признался Полине: он состоит в тайном политическом обществе. Анненков был декабристом — членом так называемого «Союза спасения». Но любовь внезапно оказалась для него важнее, чем политика. Анненков сделал Полине предложение. Однако матушка поручика высказалась решительно против этого брака. Она видела в нём мезальянс: её сын, благородный дворянин, и модистка! Мать Ивана Александровича и слышать не хотела о женитьбе сына на француженке.
А потом грянуло 14-е декабря 1825 года. Восстание декабристов в Санкт-Петербурге. Иван Анненков лично не принимал в нём участия. Но, как состоящий в обществе, был арестован вместе с остальными. Приговор — 20 лет сибирской каторги. Когда Иван ожидал этапа в пересыльной тюрьме, Полина передала ему туда свой серебряный нательный крестик и записку: «Я последую за тобой в Сибирь». В ответ Иван Александрович написал: «Если я буду иметь счастье снова увидеть женщину, которая мне дорога, я найду силы переносить мою судьбу». Но для того, чтобы поехать в Сибирь за любимым человеком, Полине нужно было получить высочайшее дозволение от самого императора Николая I. Все ей твердили: «Царь не разрешит. Ты ведь арестованному даже не жена!». Но Полина верила и молилась. Она совершила пешее паломничество в троице Сергиеву Лавру. И чудо свершилось: император дал ей разрешение следовать за Иваном. В Сибири, в Читинском острожном храме Михаила Архангела, Полина и Иван, наконец, обвенчались. Накануне бракосочетания Полина Гёбль приняла православие. Она стала Прасковьей Егоровной Анненковой.
В ссылке у Анненковых родились четверо детей. По мере отбывания наказания Ивана постоянно переводили — сначала в Петрозаводск, потом в Тобольск. Верная супруга всюду следовала за ним. «Какие блага на этой земле могли бы отплатить тебе за такое героическое самоотвержение?» — говорил Полине муж.
Когда каторга закончилась, семья поселилась в Нижнем Новгороде. Там у супругов родились ещё трое детей. Семья была для Анненковых главным в жизни. Однако многое они сделали и для города. Иван Александрович организовал в губернии комитет по улучшению быта крепостных крестьян и был отмечен медалью за этот труд. Прасковья Егоровна стала попечительницей Нижегородского Мариинского училища. Через некоторое время Иван тяжело заболел — сказались последствия каторги. Полина ухаживала за мужем, оберегала его покой. «Мой самоотверженный ангел», — называл жену Иван Александрович. А Прасковья Анненкова, бывшая мадемуазель Полина Гёбль, всю жизнь не снимала с руки браслет, который по её просьбе был отлит из кандалов супруга.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
6 июля. О грехе и возможности его преодоления

В 6-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем».
О грехе и возможности его преодоления — игумен Лука (Степанов).
О каком грехе говорит апостол? Конечно, о первородном, о том грехопадении, которое сделало необходимым Господу ограничить жизнь человеческую в устроенном Им мире.
Человек избрал худшее и был удалён от возможности вкушения древа вечной жизни, поскольку он мог уподобиться самим бесам в расположении ко злу, поскольку повреждение, которое человек приобрёл после грехопадения, необходимо было врачевать уже новыми, радикальными средствами, главное из которых — это будущее Боговоплощение, явление нового Адама.
А для человека потребовалась узда смерти, которая неизбежно вела его к смирению, к исповеданию Господню, к покаянию.
И такими необходимыми мерами Господь ограничивает нас, но при этом и обнадёживает нас, ибо Его дар, Его воплощение, как нового Адама, сообщить всякому, приобщающемуся к Его жизни, к Его бытию, к Его святости, и ту вечную жизнь, которая при грехопадении была человечеством потеряна.
Все выпуски программы Актуальная тема
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
Рим., 93 зач., VI, 18-23.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Раб Божий — это выражение, которое нередко звучит в религиозном контексте. У некоторых даже церковных людей оно вызывает непонимание и отторжение. Что подразумевает Священное Писание, когда использует его? Тот отрывок из 6-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня в православных храмах, призывает нас поразмышлять над этим вопросом.
Глава 6.
18 Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности.
19 Говорю по рассуждению человеческому, ради немощи плоти вашей. Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые.
20 Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности.
21 Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их — смерть.
22 Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец — жизнь вечная.
23 Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем.
Во времена апостола Павла рабство было нормой социальной жизни. В отличие от слуги, который был наёмным работником, получал деньги за свой труд, а также имел личное время и пространство, раб был просто вещью. Конечно, хозяева были разные. Кто-то в силу своей человечности видел в рабе человека. Бывали случаи, когда невольники даже становились членами семьи. Однако общее настроение было таково, что раб считался ничем не лучше и не хуже сторожевого пса, рабочей лошадки или повозки. А потому он не принадлежал себе ни одной минуты в течение суток. Он не имел никакого личного пространства. По сути, он был безволен.
Вот почему Павел использует образ раба. Он хочет донести до слушателей простую мысль. Та свобода, которой кичились многие знатные римляне, — это просто иллюзия. Возможность беспрепятственно перемещаться в пространстве и быть способным платить по счетам, это ещё не означает быть по-настоящему свободным. Ведь всякий из них мог быть порабощён идеями, эмоциями, людьми, вещами, состояниями, веществами. И мы знаем, что Рим времён Павла погряз в разврате. Зависимости независимых граждан приобретали форму одержимости. Люди совершенно теряли возможность выбирать. Именно одержимости диктовали им, что делать, что думать и что чувствовать. Конечный результат такого образа жизни всегда один — это смерть. И начинается она задолго до того, как тело предадут земле. Ощущение уныния, тоски и безысходности и есть плод рабства страстям. Это явный признак, что в какой-то сфере мы порабощены грехом.
Что же можно противопоставить этому тотальному рабству дьяволу? Лишь всецелое служение Богу. И для апостола Павла — это тоже в каком-то смысле рабство. Рабство потому, что Дух Святой начинает владеть человеком безраздельно. Как и у раба, у человека не остаётся ничего своего. Ничего скрытого и секретного. Дух проникает во все самые потаённые уголки его сердца и ума. Он освещает самые тёмные подвалы его души. Преображает всякое его чувство. Он использует человека по Своему Божественному усмотрению. Человек становится исполнителем Его воли, проводником Его силы. Замечательный образ в этом смысле Иоанн Креститель, предтеча Иисуса Христа. Писание называет его «глас вопиющего в пустыне». Вся его жизнь была подчинена служению Творцу. Словно от него остался лишь один голос, который возвещал людям волю Божию. Поэтому и на иконах он изображается как ангел Господень.
А если я не хочу быть рабом ни Богу, ни дьяволу? Если я хочу, чтобы меня оставили в покое и дали жить своей жизнью? Можете попробовать. Но Священное Писание настаивает на том, что сердце человека подобно сосуду. Оно не может быть пустым. Если ёмкость не наполнена жидкостью, она наполнена воздухом. Если мы не наполнены Богом, в нас постепенно заползает то, что противится Творцу. Оно заползает хитро. Под видом наших собственных желаний. И нам лишь кажется, что мы служим только самому себе и нам никто не хозяин. Но в итоге всегда оказывается, что мы работали греху. И отмотать назад возможности уже нет.
А потому чем быстрее мы примем сознательное решение всего себя посвятить поиску и исполнению воли Творца, чем усерднее мы будем исполнять Евангелие и служить ради Христа окружающим людям, тем раньше к нам придёт Дух Божий. И ровно в той степени, в какой Он будет владеть нами, исполнятся истинные желания нашего сердца. Мы отчётливо увидим своё подлинное призвание, то, зачем мы появились на этот свет. Мы войдём в полноту жизни и получим долгожданные удовлетворение и покой.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем отремонтировать Ильинскую церковь (Рождества Христова) на костромской земле

В городе Костроме, на живописном берегу реки Волги возвышается белоснежный храм с зелёными куполами — в честь Рождества Христова. Один из его пределов освящён во имя святого пророка Илии. Поэтому храм в народе называют Ильинским. Это уникальный памятник костромского зодчества, возведённый 4 столетия назад и устоявший до наших дней. В 1941 году власти собирались его взорвать... Но чудесным образом этого не случилось, однако храм простоял закрытым несколько десятилетий, постепенно теряя былое великолепие.
Сегодня святыня находится под опекой священника Виталия Шастина и понемногу возрождается. Помимо Ильинского храма батюшка — настоятель ещё четырёх в разных сёлах Костромской области. Все они нуждаются в особой заботе и ремонте. Отцу Виталию 68 лет, и тем не менее он многое делает сам: красит, чинит и строит. При этом обычно обходится тем, что есть под рукой: кто краску ему принесёт, кто доски или чего-нибудь ещё. Батюшке часто приходят на подмогу добрые люди. Но бывают ситуации, когда только своими умениями и подручными средствами не обойтись. Необходима профессиональная помощь и качественные стройматериалы. Как в случае с Ильинским храмом. Он нуждается в ремонте кирпичной кладки и кровли, замене окон и внутреннем благоустройстве. И на это нужны немалые средства.
Понимая, что в данном случае без посторонней помощи никак не обострись, настоятель, отец Виталий, совместно с приходом обратился за поддержкой в благотворительный фонд «Мои друзья», где открыли сбор.
Если вы хотите присоединиться к помощи Ильинскому храму, что находится в городе Костроме, на улице Дачной, переходите на сайт фонда: Мои друзья.орг. Ваш вклад станет кирпичиком в стенах возрождающейся святыни!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов