В дискуссии участвовали: организатор миссионерских и просвеительских встреч Виталий Заболотный, предприниматель, совладелец и генеральный директор компании по производству и доставке упаковки в торговые продуктовые сети и рестораны Максим Рогожко и настоятель Казанского храма подмосковного села Молоково, руководитель интернет-журнала для настоящих пап «Батя», кандидат экономических наук священник Дмитрий Березин.
Мы говорили о том, насколько некоммерческие благотворительные и миссионерские проекты могут, помимо служения другим, также приносить доход, и как, помогая другим, не терять заботу и о своих насущных потребностях.
Ведущая: Наталия Лангаммер
Н. Лангаммер
— Добрый вечер! В эфире программа «Клуб частных мнений», и мы, как всегда в нашем клубе, обсуждаем темы, поднятые авторами утренних выпусков программы «Частное мнение», и сегодня автор такой программы Виталий Заболотный...
В. Заболотный
— Здравствуйте.
Н. Лангаммер
— ... предложил тему «Служение и хлеб насущный: как это совместить». И помогут нам разобраться в этой теме: Максим Рогожко — предприниматель, у которого множество бизнесов, совладелец и генеральный директор крупнейшей в России компании по производству и доставке упаковки в торговые и продуктовые сети и рестораны. Максим, как длинно, но статусно. Добрый вечер.
М. Рогожко
— Здравствуйте.
Н. Лангаммер
— И отец Дмитрий Березин, настоятель Казанского храма села Мо́локово, руководитель интернет-журнала для настоящих пап «Батя», кандидат экономических наук, священник Дмитрий Березин. Добрый вечер, отец Дмитрий.
о. Дмитрий
— Добрый вечер.
Н. Лангаммер
— Я не случайно все регалии стараюсь озвучить, потому что мы сегодня говорим, в общем-то, о таком мужском пути, я тут одна женщина, о пути служения, с одной стороны, служения Богу, и с другой стороны, обеспечения семьи. Программа, которую сделал Виталий, как раз показывает одну сторону его деятельности, но у нас возникли вопросы о совмещении. Давайте для начала послушаем программу и потом продолжим обсуждение.
В эфире звучит программа «Частное мнение», рассказывает Виталий Заболотный
— Встреча завершилась. Зал потихоньку пустеет, вот уходит последний гость, и время словно замирает. Только что здесь было многолюдно, проходила одна из встреч молодежи со священниками, которую я организовываю уже много лет, и сегодня батюшка рассуждал о важных вещах, отвечал на вопросы. Казалось бы, только миг назад все общались, пили кофе, рассматривали книги, думали, как успеть получить автограф и не опоздать на последний автобус, но уходить совершенно не хотелось, когда батюшка еще был тут и продолжал беседу. И вот тишина, кафе засыпает в полумраке, на стенах замирают фигуры, свет от ламп придает им загадочности, они словно ждут от тебя итога: «ну как, как все прошло?» Я наслаждаюсь этим моментом. Сил нет, сажусь на стул восполнить силы и слушаю тишину. Телефон хочет что-то сообщить, вибрирует, но в этот момент не хочется его доставать, тишина — мой друг. Надо убраться, все проверить, двигаться домой, время-то уже позднее, но ведь никто не выгоняет. За окном ночная Москва, огни города и мимо проносящиеся машины, Москва никогда не спит. Вот я в машине, горит подсветка приборной доски, тихо играет музыка, двигатель прогревается, стуча клапанами, а мне лишь в удовольствие этот звук. Слышен небольшой шум воздуха, который стремительно пробирается в салон, становится теплее, двигатель прогрет, а значит можно двигаться домой. Еду не по центральным улицам, но и переулки все в огнях, у кафе стоят пары, улыбаются. От остановки транспорта люди спешат домой, их там ждут. Человек ест шаурму — в три часа ночи! Удивляюсь и радуюсь, жизнь не затихает ни на минуту. Мне нравится такая картина, знаете чем? Нет суеты, все размеренно, какая-то тайна в ночной атмосфере, даже загадка. Вот я уже возле дома, все машины припаркованы, хозяева этих машин наверняка уже крепко спят. Деревья, тихонько шелестя листвой, стоят в полумраке, только блики света от фонарей. Не хочется идти домой, немного насладиться этим моментом. Мне хорошо, и знаете почему? Все это в Боге. На сегодняшней встрече мы собрались не просто так — собрались вокруг Бога, говорили о Боге, искали Бога в вопросах гостей, в ответах священника, а где двое или трое собраны во имя Христа, там и Он посреди них, так ведь? Это благодать. Она дает ощущение мира и радости душе, она делает все вокруг приятным, красивым. Но пора идти спать. Завтра снова нужно планировать, организовывать, улучшать, делать новые дела во славу Божию. Господи, благодарю, что Ты все это даешь мне. Благослови.
Н. Лангаммер
— Вот такую историю рассказал Виталий, когда мы ее писали, мы как раз радовались тому состоянию благодати, которое испытывает человек, когда сделано Божье дело. Но я и по себе знаю: когда ты служишь, ты не ждешь оплаты — ну это и есть служение, ты отдаешь. А как же быть, если ты только служением занимаешься? Ты делаешь богоугодные дела, ты стараешься во Христе что-то созидать, но это не дает, допустим, той оплаты, которая необходима для обеспечения семьи, питать и греть жену, детей. Какой ответ? Вот давайте, отец Дмитрий, сразу в лоб.
о. Дмитрий
— Мне кажется, тут мы пытаемся смешать то, что не нужно смешивать, потому что если у человека есть семья, жена и дети, то семейное служение, оно тоже служение, потому что мы в семье же не получаем зарплату за свои функции. Поэтому частью семейного служения является обеспечение семьи, обеспечение не только финансовое, но и обеспечение безопасности, причем любой, физической, нравственной. Поэтому здесь, мне кажется, противоречия нет, и в данном случае даже мужчина, который сказал бы: «Вот нет, я сейчас буду только служить Богу, делать только добрые дела, а вы тут как-нибудь с хлеба на воду перебивайтесь».
Н. Лангаммер
— А так очень многие делают.
о. Дмитрий
— Мне кажется, это такое лукавство.
Н. Лангаммер
— Ну хорошо, вот ситуация, допустим, в которой сейчас Виталий, у него проект, который занимает девяносто девять и девять десятых процентов времени, я просто знаю, поскольку мы эту программу прорабатывали. Ну вот как тогда?
В. Заболотный
— Да, все время сейчас уходит, потому что если ты хочешь создать качественный продукт...
Н. Лангаммер
— Миссионерский продукт.
В. Заболотный
— Да, что-то хорошее сделать, то в это надо вкладываться, это фактически все время забирает и, соответственно, тут хочешь-не хочешь, а люди, которые участвуют, которые помогают, им всем тоже необходимо какую-то компенсацию денежную, и то, даже люди за какие-то минимальные суммы сотрудничают, понятно, что это необходимость. Конечно, встаёт вопрос, как это всё можно монетизировать, откуда получать какие-то средства, чтобы всё это развивать и делать лучше, интереснее, качественнее, и в то же время чтобы самому было на что питаться, ну и не только, есть какие-то там расходы поддержания себя и прочего, то есть как вот это совмещается со служением Богу? И вопрос финансовой тоже составляющей, как можно это всё реализовывать?
Н. Лангаммер
— Можно ли зарабатывать на том, что ты делаешь, как миссионер? Давайте Максима спросим, ну Максим изначально — бизнесмен.
М. Рогожко
— Тут мне чуть проще, потому что Виталия знаю лично и на нескольких встречах сам присутствовал с огромным удовольствием, и потом такое же примерно послесловие было, которое мы слышали сейчас в самом начале, тоже хотелось тишины, тоже хотелось через себя всё услышанное пропустить, то есть выходил оттуда одухотворённым, так скажем. Продукт, выпускаемый Виталием, лично мне понравился. И что тут могу сказать как бизнесмен, как предприниматель: таких проектов на сегодняшний день вообще в жизни нашего общества категорически не хватает, они нужны. Но их надо, наверное, очень хорошо и понятно упаковать, красиво, сладко и понятно, представить это публике, представить это бизнесу и просить помощи, спонсорства — вот то, как я это вижу.
Н. Лангаммер
— Вот мы сейчас и бизнес-схему проработали. То есть мы сейчас нашли бизнес-решение, да?
М. Рогожко
— Одно из.
Н. Лангаммер
— Одно из. Виталий?
В. Заболотный
— Да, сейчас вопрос стоит, я слышал тоже от бизнесменов некие такие предложения. Но вопрос, как это всё сделать, то есть не просить у людей, а некое такое взаимовыгодное сотрудничество, наверное, какое-то составление предложения, но, правда, нет опыта и знаний, как это можно сделать, как предложить и как действительно сотрудничать с этими людьми, потому что я знаю уже много достаточно интересных богатых людей, но понятно, что им это тоже должно быть, как минимум, интересно.
М. Рогожко
— Я бы вот не говорил о взаимовыгодном сотрудничестве — ну как есть скажу, честно и откровенно. Но тут за другое цеплять необходимо — именно за смыслы, которых сильно-сильно не хватает — «Ребята, вы можете послужить своими деньгами, заработанными деньгами, вот таким образом. Вы потратили время своё, своих сотрудников на определенные вещи для зарабатывания средств, вот давайте теперь эти средства послужат, опять же, вашим сотрудникам, вашим родственникам, лично вам и обществу в целом для нахождения каких-то более высших смыслов нашего сегодняшнего существования».
Н. Лангаммер
— Ну вот интересно, получается, что если мы тратим время на служение Богу, то мы можем рассчитывать только на помощь извне. Вот я не знаю, поскольку мы это обсуждаем с Виталием, то получается какая-то некомфортная ситуация: надо просить. Или идти зарабатывать деньги в офис, никого ни о чём не просить, но делать по остаточному принципу.
М. Рогожко
— Слушайте, вы говорите «просить», а я другой бы термин тут употребил — «договариваться». Предпринимать, преодолевать в какой-то степени — это вот свойственно нынешним всем сегодняшним российским предпринимателям. Предпринимать, то бишь преодолевать — что в бизнесе, что в твоём служении. Вот для меня служение — тот же бизнес, то есть я через предпринимательство, преодолевательство тоже стараюсь служить и тому коллективу, который вместе со мной работает, моей команде, и обществу, через которое мы предоставляем свои услуги. Ты преодолеваешь другие вещи, служишь другим образом. Ну вот просто надо договориться, не просить ни в коем случае, вот этот термин прямо категорически здесь неверный, его надо исключить вообще из нашей дискуссии, мне кажется, и из будущего какого-то понимания именно Виталием своего дела. Тут мы в первую очередь, бизнес, должны просить тебя: Виталий, пожалуйста, будь добр, обрати на нас внимание, и давай мы как-то вместе посотрудничаем.
Н. Лангаммер
— Вовлечёмся в твой проект и послужим Богу. Что вообще мы можем отнести к служению Господу? Потому что Виталий — это частный пример. У меня была тоже практика, и не раз, когда мы делали фильмы, допустим, православные, и это, к сожалению, на коленке. Я, воцерковившись, пришла с большого телевидения, и я думала: мы сейчас вот тут всё починим, я вижу, что сделано там, ну как-то постарались люди, душу вложили, но ничего так быстро не получается, достать где-то деньги, кого-то привлечь, договориться, как вот это донести людям, и делаются проекты на коленке, вот это просто проблема, которая есть, это не частный пример Виталия. И как быть в этой ситуации? Вот я режиссёр, мне надо заработать, вот я сделала фильм — ну поблагодарили как-то люди, скинулись. Как жить на это?
о. Дмитрий
— Мне кажется, здесь надо разделить прежде всего на деятельность коммерческую, целью которой является зарабатывание денег, и деятельность некоммерческую, она очень широкая, целью которой не является зарабатывание денег. Любая некоммерческая деятельность должна вестись на какие-то средства. Есть проекты, которые совершаются на средства от благополучателей, так их назовём, то есть тех, кто приходит или покупают билеты, люди выражают важность для себя этого мероприятия, то есть, если я готов за это заплатить, значит для меня это важно, не только время потратить, и спасибо, что я пришёл, а ещё вот как-то и поддержать организаторов. Другая модель — да, безусловно, есть вообще понятие социальной ответственности бизнеса, и многие предприниматели действительно понимают важность созидания среды вокруг себя, среды, где живут они, работники, их семьи, в положительном ключе. И здесь, конечно, такие проекты, как, допустим, у Виталия, они могут быть составляющей даже бизнеса, когда мы говорим: А ещё у нас, при нашей поддержке реализуется такой замечательный проект. Хотите — приходите и вы, приглашайте друзей«. И здесь организатор проекта (опять же, это необязательно) может какие-то бонусы, так назовём их, для данной компании производить. Ну, например, отдельные встречи специально для сотрудников, вот, пожалуйста.
Н. Лангаммер
— И мы продолжаем разговор на тему «Служение и хлеб насущный: как совместить?» У нас в студии организатор миссионерских встреч Виталий Заболотный, предприниматель Максим Рогожко и отец Дмитрий Березин. Отец Дмитрий, мы вот сейчас начинаем выстраивать схемы какие-то. Опять же, получается, что мы всё время плетём бизнес-схемы, но это непросто. Ну вот я, например, не предприниматель, я творческий человек, и мне вот это то, что сейчас Максим предлагал: заинтересовать, красиво упаковать... А мне просто хочется сделать что-то для Бога, но на это ушли все мои силы и всё моё время. Если у меня нет навыков вот этого маркетинга, вот этих переговоров, тогда как быть человеку?
о. Дмитрий
— Мне кажется, всё равно любое дело, оно многогранно, то есть я не могу быть хорошим скульптором просто потому, что я хочу им быть или, может быть, я есть. Я должен купить мрамор, инструменты, мастерскую, это всё затраты. И в любом проекте, даже очень хорошем и замечательном, опять же, чтобы он был хорошим и замечательным, нам придётся вылезать из своего какого-то внутреннего такого прекраснодушия или найти партнёра, который бы, вот бывают люди разного склада, иногда можно объединяться, чтобы какой-нибудь человек, который пробивной такой, кому интересно вот это вот всё, чтобы он принял участие, заинтересовался, потратил своё время в конце концов, стал частью проекта. По-моему, это по-другому не бывает, иначе получится, как вы говорили, на коленке.
Н. Лангаммер
— Оно и получается на коленке, да.
В. Заболотный
— И я дополнить очень хочу. Любое дело надо делать хорошо.
Н. Лангаммер
— Абсолютно согласна.
М. Рогожко
— И здесь всё же, простите, я опять в сторону бизнеса немного двинусь. Окей, у вас не получается, ну как отец Дмитрий сказал: найди партнёра, который сможет это сделать, для которого это будет как некое продолжение его профессиональной деятельности, некая экспертиза, который сможет это пробивать, который сможет это упаковать. То есть в данном конкретном случае, как и вашем про кино, тут возможно обратиться, опять же, к друзьям, чтобы выделили какую-то первоначальную помощь. Ну ты же это делаешь для кого-то, хотя бы ближний круг обязан в тебя поверить, в твоё действо. Опять же, Виталий, если конкретно к его кейсу обращаемся, он это делает уже на протяжении нескольких лет, он оброс определёнными связями, однозначно должны быть люди, которые хотя бы на начальном этапе могут и материально поддержать в том числе для того, чтобы провести некую стратсессию, определить целеполагания этого проекта: для кого ты это делаешь, для чего ты это делаешь, каких ты целей хочешь добиться и своей аудитории, к кому ты хочешь и каким образом обращаться. С помощью вот этих определений, пониманий прежде всего для себя, вот эту картинку, вот этот проект упаковать, ну и потом — да, продать. Всё в нашей жизни и продаётся, и покупается. Прибыль превыше всего, но честь превыше прибыли, вот это нельзя забывать.
о. Дмитрий
— Я буквально на этой неделе студентом Коломенской семинарии рассказывал о том, как создаются проекты, как они описываются, и более того, на нескольких парах они эти проекты придумали миссионерские и описали.
Н. Лангаммер
— Описали бизнес-план?
о. Дмитрий
— Некую бизнес-концепцию, да. Что они будут делать, для кого, каким образом, какие нужно шаги пройти, какой там условный бюджет и так далее, для того, чтобы это продать и реализовать. Это же грант тоже так же работает, по большому счёту — это ещё один из способов финансирования очень такой сложный, я его не люблю, но точно так же, то есть мы в данном случае государству, например, продаём наш проект. Или вот, опять же, конкурс «Православная инициатива» — мы Церкви «продаём» наш проект. Ну не продаём, а говорим: «Вот, смотрите, я могу сделать хорошо вот так, но мне для этого нужны деньги». Грантодатель смотрит и говорит: «О, отлично! Деньги у меня есть, а некому делать», вот тоже.
В. Заболотный
— Я, на самом деле, тоже изучал тему грантов, но пока не получалось там, своих ресурсов не хватает, чтобы всё это самому делать, а с людьми пока не складывается с теми, кто мог бы действительно вот этот весь процесс взять на себя и помочь сделать. Действительно, сейчас на многие вещи выделяются гранты. Отдельное спасибо Максиму, потому что это важные такие замечания и пища для ума. И тоже, да, нужны такие люди, которые могли бы помочь всё это сделать, составить. Ну, Максим достаточно хорошо эту тему знает, потому что свои встречи он тоже делает, очень классные, поэтому, можно сказать, коллега в этом деле и понимает. И Наталья тоже, вот этот фильм я всем рекомендую, и не только этот.
Н. Лангаммер
— Какой из?
В. Заболотный
— «Свидетельство о любви. Это потрясающий фильм, на мой взгляд.
М. Рогожко
— Когда он снимался?
Н. Лангаммер
— Нет, у вас снимался, просто как мы действовали, когда я снимала фильм тоже.
В. Заболотный
— Ну вот можно, наверное, пояснить, сколько с Максимом завязано...
Н. Лангаммер
— Да, с Максимом завязано, естественно, мы знакомы, потому что когда община поддержала идею съёмок фильма, один из членов общины помог. Просто нужно было снимать в офисе по сюжету и нужен был нормальный офис ещё, который хорошо украшен, и мы, конечно, молились, то есть это без молитвы не делается. И тут нам компания Максима, с которым мы не были знакомы, предоставила свой офис, когда никого там не было, в январские праздники. И хорошо, что они не видели, что там происходило во время съёмок, но тем не менее, потом мне все говорили: «Где, как? Какие декорации!» Для меня это был подарок Божий, но за подарком Божьим стоят руки, а чьи это были руки? Это были руки Максима.
М. Рогожко
— Нет, не Максима, а его команды.
Н. Лангаммер
— Команды, да, Марина помогала.
М. Рогожко
— Огромное количество людей, конечно. Мы не видели само действо, но мы видели результат и результат очень понравился.
Н. Лангаммер
— Спасибо. Я, знаете, хочу просто вернуться из формата бизнес-схем, потому что у меня такое ощущение, что мы сейчас попали на чемпионат мира по фигурному катанию, и так всё красиво, и катаются перед нами специалисты, профессионалы, и прыгают, и кружатся, и всё. А мы тут сидим с Виталием такие и думаем: «так, ну хорошо, это же надо научиться ещё привлекать эти бизнес-схемы», а это всё буксует, понимаете? И в результате, насколько я знаю, как женщина, и дружу с девочками — у очень многих мужья, православные люди, приходят и говорят: «Я в храме работаю, что ты от меня хочешь? Вот сколько община там даёт, сколько мне батюшка выделяет, столько я и зарабатываю, всё. Чего ты хочешь от меня? Что вам не хватает? На море хотите? Ну, значит в этом году без моря обойдёмся. Потому что, например, Косма и Дамиан были бессребреники. Я вот врач, как я буду брать с людей деньги?» Вот, отец Дмитрий, это что? Вот это и есть лукавство или в этом есть какая-то правда?
о. Дмитрий
— Здесь, если человек отвечает сам за себя, он может делать всё что угодно, он может быть полным аскетом, здесь границ нет. Но нам Господь даёт разные сферы ответственности, поэтому, если человек отвечает за семью, он отвечает за воспитание ребёнка, за его образование, за его одежду, за то, чтобы он был обеспечен минимально, я даже не говорю о том, что там какие-то сверхзадачи, это тоже задача мужчины. И мне кажется, здесь всё-таки, почему я назвал это лукавством: часто бывает такой некий эскапизм, то есть вот сбежать от этих всех проблем, связанных с зарабатыванием денег, потому что в храме удобно, например, да? Может быть, ненапряжно. Это тоже можно сказать, что я вроде занимаюсь служением, ну действительно, это служение. Но тогда надо, наверное, находить какие-то границы, то есть я работаю, допустим, пять дней в неделю, а один день в неделю я, как врач, могу принимать там прихожан, тем более там вряд ли такой большой поток. То есть в каждом деле, даже профессиональном, можно найти место для служения, но мне кажется, что всё-таки должна быть определённая такая разумность в этом.
Н. Лангаммер
— То есть можно так выдохнуть и, в общем, сказать, (хотя нечего выдыхать) что многие мужчины действительно прячутся от ответственности, прикрываясь тем, что он хочет нести некое служение, которое не оплачивается?
о. Дмитрий
— Он, может быть, берёт на себя ту ответственность, которую на него никто и не возлагал, а ту, которую Господь возложил, он как бы её аккуратненько так сдвигает. Я не говорю про многих мужчин, каждый случай уникален, но такие бывают случаи.
Н. Лангаммер
— Я знаю, что отец Дмитрий Смирнов был очень строг к мужчинам в этом смысле. Вот как у вас на приходе, как вы с прихожанами в этом смысле общаетесь, с мужчинами? Или у вас таких случаев мало?
о. Дмитрий
— Таких, когда человек бросает всё и занимается только чем-то таким бессребреническим?
Н. Лангаммер
— Да.
о. Дмитрий
— Наверное, нет такого прямо в чистом виде. Скажем так, этот вопрос так явно не вставал.
Н. Лангаммер
— Максим, вы хотели что-то дополнить?
М. Рогожко
— Да. На сегодняшний день у нас в стране сложилась, я не знаю, назвать ли эту ситуацию уникальной или ещё каким-то образом, но у нас отрицательная безработица. Сейчас ты выходишь там буквально на любую площадь с плакатом : «Я умею, и самое главное — хочу делать то-то, то-то», и за тебя борется сразу много работодателей. Ещё там пару лет назад всё было иначе, сейчас же в стране не хватает рук, мужских рук.
Н. Лангаммер
— На Job.ru cтолько висят желающих, которые хотят получить вакансии — не могут получить, достойные их подготовки.
М. Рогожко
— Я вам, как работодатель, у которого в компании под две тысячи человек работает, говорю: сейчас найти человека очень-очень сложно, катастрофически сложно. Так что с работой сейчас, если есть желание такое, проблем вообще никаких нет. На один день, на полдня, самое элементарное — курьером еду доставлять. Ноль вообще проблем куда бы то ни было устроиться, на любой график.
Н. Лангаммер
— То есть вопрос просто в том, хотим мы это делать или мы не хотим?
М. Рогожко
— Именно.
Н. Лангаммер
— Но я вам всё равно найду пример, когда хочется мне, как потребителю, от человека христианского отношения, те же врачи, я сейчас с другой стороны смотрю. Допустим, приходит врач, у меня такой знакомый был, и заявляет, что по моей квалификации я сто́ю столько-то. А вот ваша помощь нужна вот таким людям по вашей квалификации, прямо очень нужна. А он говорит: «Ну, я им не по зубам». Врач, да? То есть это не то, что я хочу, там купить себе новую сумочку или куда-то съездить на моря — нужна помощь квалифицированного специалиста, но он стоит вот столько. И этот вопрос, мне кажется, лежит как раз уже в области духовной, потому что с психологической точки зрения здесь ответов не находится. Да, я столько стою, я столько получаю, это мои границы. И мы вернёмся к этой теме, и я надеюсь, получу ответ на свой вопрос через небольшую паузу. Напомню, что мы сегодня обсуждаем тему «Служение и хлеб насущный», которую инициировал Виталий Заболотный, организатор просветительских и миссионерских встреч, и помогают нам раскрыть эту тему Максим Рогожко — отец семерых детей, между прочим, предприниматель, и отец Дмитрий Березин, настоятель Казанского храма села Молоково, руководитель интернет-журнала для настоящих пап «Батя», кандидат экономических наук. Не переключайтесь.
Н. Лангаммер
— И мы возвращаемся к нашей, на мой взгляд, очень важной и интересной теме «Служение и хлеб насущный», которую предложил Виталий Заболотный, организатор просветительских миссионерских встреч, и в студии у нас предприниматель Максим Рогожко и отец Дмитрий Березин. И мой вопрос был: как же быть, когда врач стоит дорого и знает себе цену, а помощь нужна именно от него людям, которые не могут за это заплатить должным образом?
о. Дмитрий
— Если вопрос ко мне, то вот как раз это и есть то направление служения, где человек- христианин может себя проявить в любой профессиональной сфере. Человек может обладать рядом навыков, опытом, быть профессионалом в своем деле и вот как есть десятина церковная, и была исторически. Опять же, день седьмой, который мы посвящаем Богу, вот посвящение Богу — это не значит стоять весь день в храме и читать молитвы, это может быть как раз часть такого служения, когда я свое личное время, свой отдых посвящаю — вот, пожалуйста, помощи людям. И я понимаю, что я, как врач, стою столько-то, я понимаю, что есть люди, которым я не по зубам, и я понимаю, что я вот этот вот подарок делаю этим людям — по-моему, это самое логичное применение своих профессиональных компетенций.
Н. Лангаммер
— Если это десятина, а если этих людей очень много?
о. Дмитрий
— Ну, человек не может решить сто процентов проблем всех людей, поэтому вот есть день, когда я готов принять, на каждого человека я готов потратить какое-то время, обязан потратить. У меня есть друзья, у меня есть связи, у меня есть возможность человека устроить в больницу, например, то есть здесь это уже гораздо более такая широкая программа. Я же не могу, как врач, принимать в кабинете при храме, наверняка там нужно что-нибудь еще, какие-нибудь инструменты и прочее.
Н. Лангаммер
— Ну конечно.
о. Дмитрий
— Могу подсказать какие-то льготы и так далее, то есть здесь свое служение можно реализовывать очень разными способами. А вот когда человек говорит, что либо мне десять тысяч за прием, либо я не буду тратить на вас свое время — это уже, конечно, не та история.
М. Рогожко
— Возненавидь грех, но возлюби грешника, это вот про таких людей, именно про служение-то мы, собственно, и говорим, тема наша сегодняшняя. А если взять человека с другой стороны баррикад, который обращается за этой помощью — ну, столкнулся ты с этим, соответственно, ищи и другие варианты, потому что в России сейчас много благотворительных фондов, много каких-то организаций, которые на самом деле помогают, то есть тут вода под лежачий камень не течет. Если ты обратился куда-то, помощь не получил и грубо: слился — ну, собственно, это твоя проблема. Ищи варианты, они найдутся, однозначно, найдутся, возможностей сейчас много. Мне, как человеку, который даже, наверное, слишком много общается, правда, у меня большой, огромный круг общения, то есть с такого рода проблемами я никогда не сталкиваюсь, ну не получил ты помощи в одном месте — обратись в другое, в третье, в четвёртое. Собственно, и здесь тоже такой же совет. Да, бывают разные люди, но друзья, опять же, есть.
Н. Лангаммер
— Такое ощущение, Виталий, что мы с вами подняли тему, в которой проблемы-то, в общем-то, нет. Весь вопрос в том, чтобы человек как-то был в тонусе, как мышечный тонус есть, также и здесь какой-то такой вот тонус: действовать.
В. Заболотный
— Как говорится, хочешь жить — умей вертеться.
М. Рогожко
— Именно.
Н. Лангаммер
— Вот, а почему тогда происходит провисание у вас, Виталий, почему у вас происходит провисание? Вы можете всё решить. Действительно, по свидетельству присутствующих, прекрасный продукт в вашем конкретном случае.
В. Заболотный
— Наверное, вот как действительно Максим сказал, нужно сосредоточиться, какие-то такие предложения составить и предложить бизнесменам вот такую идею. Мы с друзьями, со знакомыми тоже много обсуждали эту тему и в принципе потихоньку где-то выходим, когда ты указываешь, что проект нуждается в каких-то материальных средствах и так далее. Да, тут, наверное, нужно конкретно ставить какую-то задачу и в принципе, люди откликаются, то есть когда непосредственно задачу ставишь, что вот есть такая потребность, а не в каких-то размытых формах представляешь.
Н. Лангаммер
— Я еще одну проблему могу назвать, что когда что-то организовывается православное и, допустим, сбор идет за посещение встреч, к примеру, люди говорят: «Что это вы такое делаете, почему? Это должно быть бесплатно». Была история у одного блогера, человека, который сделал по Священному Писанию какой-то курс обучающий — было столько возмущения: «Почему вы продаете духовное за деньги, вы должны это давать бесплатно». И тоже такая проблема есть, отец Дмитрий, как это мы «духовность продаем»? Вот даже так говорят.
В. Заболотный
— Чуть-чуть здесь дополню, вот мы же с вами тоже обсуждали, что должно ли в православии все быть бесплатно?
Н. Лангаммер
— В пределе, да.
В. Заболотный
— Да, имеется в виду, что вот какой-то есть труд у этого человека, а потом он объяснил, что «я потратил кучу лет на изучение материалов, святых отцов, книг, то есть я покупал эти книги» и так далее, то есть он вложил очень много времени, трудов...
Н. Лангаммер
— Это уже то, что он объяснил, а я вот сейчас с той стороны, вот эта позиция, что «почему мы должны платить за духовное?» Отец Дмитрий?
о. Дмитрий
— Вообще такой сложился стереотип, что в церкви, в широком смысле, все должно быть бесплатно, потому что мы же несем разумное, доброе, вечное. Но тут концепция немножко разная, если мы берем ветхозаветную концепцию вообще существования храма, на тот момент единственного, то к существованию храма были причастны все граждане страны, все верующие, то есть десятина, там чётко прописывалось, что человек должен принести в этот храм. Также там сейчас и мусульманские общины примерно таким же образом работают, то есть определяется сумма обязательной милостыни, а всё остальное — это уже добровольная милостыня. Это одна из форм содержания организации, дальше храм уже проводит какую-то деятельность. В наших храмах сейчас финансирование, функционирование храма, многие удивляются, я со студентами светскими беседовал, они говорят: «Ну как же, вот вам же государство всё оплачивает». Я говорю: «Стоп».
Н. Лангаммер
— Ну да, распределение от бюджета идёт сверху, да.
о. Дмитрий
— Да, да, покажите в бюджете строчку «на содержание православных храмов», такой строчки нет, поэтому содержание храма оплачивают прихожане. Форма этой оплаты сейчас, в настоящее время — это записки, это свечи, это что-то мы приобретаем, это ящик для пожертвований, они могут быть на что-то конкретное, ну или в целом на храм. И из этих средств, если они у храма остаются, он дальше уже может что-то делать. Вот поэтому говорить о том, что «в церкви всё бесплатно» — в церкви всё за счёт прихожан.
Н. Лангаммер
— А прихожане возмущаются, что «вот у них сорокоуст аж 150 рублей сделали, повысили цены, как такое может быть? И Господь вообще изгнал всех торгующих из храма!» Ну, я сейчас прямо по стереотипам таким иду.
о. Дмитрий
— В церкви самое главное — исповедь и причастие, они у нас, слава Богу, бесплатные.
Н. Лангаммер
— Отпевания, венчания платные.
о. Дмитрий
— Ну, в ряде храмов есть за пожертвование. Но тут мы сейчас уйдём не в ту сторону совершенно, хотелось бы вернуться всё-таки к разным проектам, на которые люди тратят свои силы, тратят время, деньги в том числе. На мой взгляд, у нас сейчас немножко меняется вот этот менталитет людей, то, что хорошие мероприятия, вообще в принципе на них могут покупать билеты или вот за пожертвование какое-то. И по-моему, это постепенно всё-таки перерастает, и люди, которые один раз сходят, им понравится, захотят прийти ещё, я думаю, что не разорятся они уж от этого.
Н. Лангаммер
— Ну не просто это всё на самом деле, мы же не так вот здесь поныть с Виталием собрались, просто мы каждый день с этим сталкиваемся, что есть проблема: почему мы должны платить? И есть неловкость просить деньги за свои услуги, ну это же тоже есть, да, Виталий? Как будто мы клянчим.
В. Заболотный
— Да, вот сейчас кафе закрылось, где я делал встречи, и я пытался тоже, уже выбора не было, я смотрел и думал, можно ли делать вход за пожертвование? Это значит, что любой может так зайти, то есть ни с кого там силой никто не берёт, но вот такая форма благодарности. И я очень долго к этому шёл, боялся. Сейчас мы не везде так можем сделать, есть много своих моментов, но сейчас вот некоторые встречи иногда делаются за пожертвование, и в принципе люди нормально реагируют, и готовы внести какие-то средства, ну кто как может, иногда бывает, кто-то говорит, что вот «я же заплатил деньги, а почему я сел далеко или мне плохо видно, или ещё что-то», есть такие моменты, но тоже сложно, ощущаешь чувство вины, что ты с людей должен деньги собирать, но просто выхода нет, потому что это нужно, чтобы качественный продукт сделать, как Максим говорит, и хочется делать качественный продукт, тут нужны средства. Ведь каждый человек, работающий на обычной работе, он же тоже за деньги это делает, чтобы жить, питаться и так далее, мы и с Натальей тоже много это обсуждаем, мы ищем вот эти какие-то моменты, инструменты, как можно эту тему развивать, и хочется классный фильм снять, может быть, вместе, но как?
Н. Лангаммер
— Чувство вины. Что делать с чувством вины за то, что ты просишь деньги за свою деятельность?
М. Рогожко
— Я прошу прощения, а можно я чуть подкорректирую беседу? Потому как мне кажется, что слушателю не совсем понятно, о чём конкретно мы говорим. Вот просто минуту положить на то, чтобы объяснить суть проекта Виталия.
Н. Лангаммер
— Встречи со священниками.
М. Рогожко
— Не только со священниками, там разные встречи есть, и с бизнесом в том числе, я на них присутствовал. То есть это встреча, на которой человек выступающий поднимает какую-то актуальную тему, об этой теме сообщается заранее через различные соцсети, есть масса способов, которыми Виталий владеет. И, соответственно, он приглашает на встречу с этим интересным человеком, кому-то интересным — священником, предпринимателем...
Н. Лангаммер
— Ну это в любом случае в духовной плоскости беседа будет.
М. Рогожко
— Да, да, людей. Если люди приходят, значит им эта встреча интересна, они приходят в какое-то пространство, где, опять же, там чаёк, плюшки, которые стоят денег, аренда этого пространства тоже стоит денег, там стулья помыть, после убраться. Человек, который выступает, он тоже, как ты уже сказал, Виталий, определённый бэкграунд накопил, чтобы быть интересным публике, которая на него ходит, то есть он уже вложился своим временем — самым ценнейшим ресурсом, в некое своё саморазвитие, чтобы потом это людям донести. Но ему тоже же за это труд надо заплатить, он делает это в ущерб себе, своей семье, своей работе, что он приходит на эту встречу — соответственно, люди же это должны, обязаны понимать. Но я, опять же, не только про то, что заплатить человеку, с одной стороны, заплатить за аренду помещения — с другой, плюс люди, но всё же бизнес тоже, который может приводить сюда своих клиентов, своих сотрудников, если тема эта им интересна. А безынтересные какие-то вещи, конечно же, никто спонсировать не будет.
Н. Лангаммер
— И мы продолжаем разговор на тему «Служение и хлеб насущный: как совместить?» У нас в студии организатор миссионерских встреч Виталий Заболотный, предприниматель Максим Рогожко и отец Дмитрий Березин. Максим, какую помощь конкретно вы можете предложить? Я просто тоже, мы сейчас это озвучим, но хотелось бы, чтобы эта помощь была не только для проекта Виталия, а вообще понятная какая-то схема, что еще мы можем запрашивать, какую помощь у людей, создавая миссионерские вещи.
М. Рогожко
— Конкретно для Виталия я сейчас предложу. У меня тоже есть несколько своих таких значимых социальных проектов, и для одного из них мы будем в ближайшее время проводить вот конкретно стратсессию. Там есть у нас актив: семь человек, которые обладают определенной экспертизой своей собственной, много чего знающие, умеющие, лидеры, но у каждого свое видение в этом проекте, которым мы уже несколько лет занимаемся. И вот я убедил эту нашу команду, что нам нужен внешний специалист, который будет менеджерить проект за деньги. Не то, как мы это сейчас все делаем в силу времени оставшегося от своей непосредственной деятельности каждого из нас по зарабатыванию, вот как вы говорите, денег для существования семьи и себя любимого, это такое хобби как бы для каждого, и убедил нашу команду, что нам нужен внешний человек, и обязательно для этого внешнего человека нам нужно единое понимание, единое целеполагание того, что мы делаем. У каждого, бесспорно, как я уже сказал, есть определенные навыки и экспертизы, но цели у всех свои. И вот так же и наверняка у тебя: есть ты, есть твои сподвижники, которые видят пользу от данного проекта определенную, но каждый в меру своих каких-то внутренних переживаний и пониманий, так вот всю эту команду, всех этих людей надо к единой цели привести, прописать некую стратегию верхнеуровневую на несколько лет — к чему мы хотим в идеале прийти, на ближайший год, на два, на три, и понять, что мы наняли человека, и именно он теперь наш непосредственный руководитель, командир, он за этот проект отвечает, он несет за него полную ответственность, мы ему подчиняемся все вместе — я сейчас про свой конкретный пример говорю — и вот именно для этого на два дня мы все, отложив все дела, мобильные телефоны, полностью погружаемся в прописывание тех задач, о которых я сказал, для того, чтобы впоследствии как-то проект этот взлетел. Соответственно, вот этого человека, которого мы выбрали, этого специалиста внешнего — фасилитатора, я тоже могу тебе порекомендовать, предложить с ним договориться, чтобы он также для твоей команды провел такую же стратсессию и очень надеюсь, что поможет продукт этот и должным образом упаковать, это будет одна из ваших целей, чтобы дальше потом уже бизнес-сообществу презентовать. А не будешь ты интересен — ну конечно же, никто тебе денег не понесет. Заинтересуй публику, заинтересуй бизнес.
Н. Лангаммер
— Как интересно, мы вот уже почти час разговариваем, и то, что я часто слышу, что: «Ну давайте помолимся, ну Господь как-нибудь управит», очень часто, когда мы что-то организовываем, именно мы (это, конечно, неправильно) к Господу прибегаем, как к последней помощи, так вот эта последняя помощь у нас постоянно, а к Господу надо прибегать как к первому источнику помощи и благословясь, начинать действовать. Я правильно понимаю, что Господь потому и не вмешивается иногда, что — «действуйте, Я вам всё для этого дал» — да, отец Дмитрий, так выходит?
о. Дмитрий
— Я думаю, что в принципе у верующего человека любое его действие, любое начинание, продолжение, оно должно сопровождаться молитвой, но это не обязательно вот я встал там, отмолился и пошёл, а это именно с таким внутренним содержанием: насколько это правильно, насколько я действую по-Божьи, на кого я надеюсь, то есть мы, понятно, надеемся на людей, доверяем людям, но при этом понимаем, что мы обращаемся к Богу, чтобы Господь управил, это правильная мысль, куча людей, куча обстоятельств, нам не подчиняющихся, здесь мы просим, чтобы Господь в этих обстоятельствах проявил Свою волю и нас поддержал, поэтому одно другого не исключает. А когда мы говорим, что — «Да, вот Бог Сам всё управит, а мы будем смотреть на это» — да, у нас бывает действительно такая история, что «занимайтесь, Господь управит, а там разберёмся».
Н. Лангаммер
— Но есть же ещё много очень таких, наверное, ловушечек, в которые можно улететь: «я что-то делаю для Бога, но я ещё и на этом хорошо заработаю». Какие ещё духовные есть ловушки вот на этом пути, когда всё, мы провели стратсессию, мы всё поняли, мы начали действовать, появился доход, вот что ещё может ждать на этом пути дальше Виталия?
о. Дмитрий
— Смотря, опять же, какая цель стоит, то есть если человек ставит целью реализацию хорошего проекта в целом, то безусловно этот проект должен дальше развиваться, он требует финансов, он требует обеспечения всех участников, в том числе создателя проекта. Ме кажется, в нашей истории православной искушения того, что проект начнёт приносить баснословные деньги, нет. (смеется)
М. Рогожко
— Тут важно, чтобы это окупало себя, эта деятельность, и давало какой-то дополнительный доход на существование нормальное по сегодняшним меркам, достойное и непосредственному человеку, это делающему, и его какому-то ближайшему кругу.
Н. Лангаммер
— Ну, в общем, мы поговорили, и я так поняла, что проблемы нет, просто надо понять, где ещё подлатать какие-то дырочки в организационных моментах, правильно? Виталий, как вы себе это восприняли?
о. Дмитрий
— Пока Виталий не ответил, я скажу немного: у меня один из принципов — доверять профессионалам, в каждом деле есть люди, которые разбираются. Я могу на телефон снять что-нибудь, но если я хочу нормальную фотографию получить, я всё-таки обращусь к человеку с нормальным фотоаппаратом и с опытом. Мне кажется, в данном случае тоже, когда мы обсуждаем подобные темы, вот эта концепция, того, что есть профессионалы в маркетинге, в управлении, вот фасилитатор, опять же, (очень интересное такое, даже страшное слово, лучше его загуглить) надо просто найти в своём окружении людей, которые варятся в этом котелке и попросить, подсказать, как-то так.
М. Рогожко
— И у меня есть что добавить.
Н. Лангаммер
— Давайте.
М. Рогожко
— Такая фраза была одного из очень известных бизнесменов, ныне признанного иноагентом, ну, это ещё в «десятых» годах: «Лучше жалеть о том, что сделал, нежели жалеть о том, чего не сделал». Вот лично я — человек, не сказать, что талантливый, но настырный и упёртый, не получилось, в одном месте, уткнулся — иду в другое. Но важно, да, всё делать с молитвой, бесспорно, и на помощь сверху уповать, за всё всегда благодарить, но действовать.
Н. Лангаммер
— Фасилита́тор, я загуглила — это человек, который облегчает взаимодействие внутри группы, такое у нас сейчас пространство информационное и организационное, что нам нужны такие люди. Виталий, ваш вывод.
В. Заболотный
— Да, действительно, в этом чувствуется такая нехватка, что действительно, уже пора прибегать и нужно. Долгое время я со многими общаюсь, знакомлюсь с новыми людьми, с очень богатыми людьми, и мне важно мнение и предложение помощи Максима, за это отдельная ему благодарность. Я понимаю, что да, действительно нужно вот эти современные кейсы уметь составлять и прочее, пока не удавалось найти таких людей, где-то были небольшие беседы, и нужно современные инструменты искать и применять их в наших православных проектах, будем пытаться. Вообще, встречи — это только одна из небольших и многих идей, проектов, которые хочется реализовать, есть и команда хорошая, но они тоже, как батюшка сказал, это всё верно, да, люди хотят развиваться, хотят работать, но они говорят, что нам нужно больше финансов, ты пойми и нас, нужно семью кормить и прочее, то есть это большой труд, и они делают большое дело, поэтому, видимо, эти встречи, этот проект, он продвигает к тому, что нужно развиваться, искать новые идеи, решения, повышать квалификацию, хочешь-не хочешь. Вот у Максима богатый опыт, и он им делится, это важно, когда такие люди появляются, они действительно могут научить. Осталось научиться этому и потом начать действовать, и надеюсь, что будут результаты.
Н. Лангаммер
— Надо сказать, что вот я весь эфир сижу и слушаю, думаю: мы же Радио ВЕРА, а говорим о совершенно прикладных вещах, просто собрались, я тут фасилитатор, всех соединила, и мы придумали, как в конкретном случае помочь Виталию с его проектом, да мы даже не придумали, просто когда пригласили в студию профессионалов, вообще не возникает проблемы, о которой мы, собственно, хотели поговорить. И, наверное, я хочу поблагодарить за такой эфир, потому что я, вот его послушав, поняла, что на самом деле просто надо начинать помолясь действовать, и я благодарю Господа, что сегодня собралась такая компания в студии, в нашем клубе, и может быть, это поднимет крылья очень многим людям и даст возможность и желание, и мотивацию, как сейчас говорят, действовать и служить Господу своими талантами и талантами других людей, которых они могут собрать вокруг себя.
о. Дмитрий
— Аминь!
Н. Лангаммер
— Аминь! Вот так пролетел час, я благодарю вас за эту дискуссию, за эту программу, очень воодушевляющую. Напомню, что тему «Служение и хлеб насущный: как совместить?» предложил Виталий Заболотный, организатор просветительских миссионерских встреч, и помогал нам разобраться с этой темой предприниматель Максим Рогожко, совладелец и генеральный директор крупнейшей в России компании по производству и доставке упаковки в торговые и продуктовые сети и рестораны, и папа семерых детей, и отец Дмитрий Березин, настоятель Казанского храма села Молоково, руководитель интернет-журнала для настоящих пап «Батя», кандидат экономических наук. Спасибо, отец Дмитрий, спасибо, Максим, спасибо, Виталий, и мы прощаемся с вами и услышимся через неделю на волнах Радио ВЕРА в программе «Клуб частных мнений». Меня зовут Наталья Лангаммер, до встречи.
М. Рогожко
— Всего доброго.
о. Дмитрий
— До свидания.
В. Заболотный
— До новых встреч.
Все выпуски программы Клуб частных мнений
Послание к Римлянам святого апостола Павла
![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2016/01/Apostol-Pavel-Valanten-de-Bulon.jpg)
Рим., 97 зач., VIII, 14-21.
![епископ Феоктист Игумнов](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2019/05/Feoktist-Igumnov-1024x697-240x240.jpg)
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
С точки зрения православного христианского вероучения, грехопадение первых людей изменило не только их самих, но и весь тварный мир, именно по этой причине смертными стали как люди, так абсолютно все иные живые существа, населяющие землю. Этот факт говорит о глубокой внутренней связи человека со всем творением. Мы не можем не чувствовать этой связи, и, надо полагать, потому то наиболее духовно чуткие из нас и переживают некоторую степень вины тогда, когда видят страдания животных и различные природные катаклизмы. Священное Писание не спешит освобождать от этой вины, но оно указывает путь, по которому человечество в конечном итоге пройдёт ради возвращения сотворённого Богом мира к первоначальной гармонии. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 8-й главы Послания апостола Павла к Римлянам, этот отрывок содержит прекрасные слова о взаимоотношениях человека и всего прочего творения Божия.
Глава 8.
14 Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии.
15 Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!»
16 Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божии.
17 А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться.
18 Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас.
19 Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих,
20 потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде,
21 что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих.
Основный посыл только что прозвучавшего отрывка апостольского послания прост, он заключён в трёх словах: «мы — дети Божии» (Рим. 8:16). Далее апостол Павел перешёл к следствиям из этого факта, самое значимое из которых состоит в том, что детям принадлежит наследство, следовательно, Божие наследство принадлежит и нам. Конечно, речь здесь не может идти ни о чём материальном, под «наследством» в словах апостола Церковь понимает вечную жизнь и блага будущего мира. К примеру, святитель Кирилл Александрийский прокомментировал эту мысль апостола Павла так: «Не без труда совершается благо, однако у святых труд не лишён и великих надежд, ведь ничто земное им не обещано, но бесконечная слава и участие в том, что выше ума и слова». Конечно, апостол Павел не мог не сделать оговорку: наследство принадлежит тем, кто уподобится Единородному Сыну Божию Господу Иисусу Христу и не станет избегать страданий в том случае, если они будут попущены Богом.
На наследстве как следствии усыновления нас Богом апостол Павел не остановился, далее он написал крайне интересные и несколько загадочные слова: «Тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих» (Рим. 8:19). В истории были те люди, которые из этих слов делали вывод о разумности творения как такового, то есть о разумности животных, растений и всего прочего тварного мира. Впрочем, для христиан кажется совершенно очевидным, что апостол Павел использовал словосочетание «тварь с надеждою ожидает» лишь для выразительности речи, и относиться к этой фразе стоит так, как мы относимся к поэтическим сравнениям. Но, конечно, ожидающее творение — это не самое важное и интересное в апостольской фразе, значительно интереснее понять, чего же именно оно ожидает и что подразумевал апостол под «откровением сынов Божиих». Здесь нам на помощь приходит комментарий преподобного Симеона Нового Богослова, который звучит так: «Чаянием называет он сильное желание твари, чтоб поскорее сбылось откровение, или явление во славе сынов Божиих, какое имеет совершиться во всеобщее воскресение. Ибо тогда, во всеобщее воскресение, с пришествием Сына Божия, обнаружатся сыны Божии, проявится красота их и слава, и они всецело, то есть и душою, и телом сделаются светлосиянными и препрославленными». Другие авторитетные толкователи подхватывают мысль преподобного Симеона и говорят о том, что после всеобщего воскресения упомянутые преподобным Симеоном сыны Божии получат от Бога прежнюю власть над творением, вместе с этим Богом во всём творении будет уничтожено тление, и таким образом воссоздастся заложенная Богом в мир гармония.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
И работа, и забота
![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2024/07/nature-snow-winter-people-road-white-1214916-pxhere.com-1-1.jpg)
Фото: PxHere
Зима 2022 года выдалась в Москве на редкость снежной. Чтобы не опоздать на работу, я выходила из дома раньше обычного и сметала снег со своего автомобиля. Нередко приходилось доставать из багажника лопату и чистить выезд на дорогу. В один из дней я села в машину, включила радио и услышала рассказ о необычном дворнике из города Красноярска.
Боиржон Жураев родился и вырос в живописном селе Самгар, которое местные жители называют «райской улицей Таджикистана». А в 25 лет в поисках работы отправился в Сибирь. Некоторое время провёл в Кемеровской области, затем в 2010 году переехал в Красноярск. За это время он женился, стал отцом пятерых детей: трёх сыновей и двух дочек; получил российское гражданство.
Несмотря на высшее образование (Боиржон по профессии агроном), он выбрал работу дворника — из-за гибкого графика, позволяющего в свободное время подрабатывать в такси. И добился успехов! Жураев не раз побеждал в профессиональных конкурсах, в 2021 году был удостоен звания «Лучший дворник Красноярска», а в 2022-м «фирменная» уборка территории сделала его известным по всей России!
Вот как это случилось. Морозным январским утром дворник Боря — так зовут Боиржона красноярцы — трудился на своём участке в микрорайоне Покровский. Всё шло как обычно, но в тот день соседи сняли его на видео, которое быстро распространилось по соцсетям. На кадрах мужчина с помощью специальной воздушной пушки, или воздуходувки, бесконтактно сметает снег с автомобилей, припаркованных во дворе, и только после этого чистит лопатой тротуары.
Горожан поразил поступок Боиржона Жураева, ведь все знают, сколько сил и времени требует от автомобилистов ежедневная расчистка машин. «Вот это человечище!», «Мир полон хороших людей», — так интернет-пользователикомментируют видеоролик. Благодарные местные жители дарят Боре конфеты и шоколадки, руководство управляющей компании выписало ему денежную премию, а мэр Красноярска вручил сувениры к 23 февраля.
Сам Боиржон скромно говорит: «Я просто делаю свою работу». На вопросы журналистов, почему он чистит не только дороги, но и машины, отвечает, что, помогая жителям, одновременно экономит своё время. «Я привожу в порядок двор рано утром. После этого людям уже не надо чистить свои авто, сбрасывая снег на дорогу. Да и мне не приходится мести двор дважды», — объясняет лучший дворник Красноярска. А ещё он рассказал, что учит своих детей не бояться никакой работы и помогать окружающим, — так когда-то воспитывали его самого. Семейное правило Жураевых: если делаешь — делай на совесть и с душой.
Как же вовремя я включила радио тем зимним утром! Передача о заботливом дворнике закончилась, а я ехала в машине по заснеженной Москве и улыбалась. На сердце у меня было по-летнему тепло оттого, что в далёком Красноярске живёт и работает такой человек — Боиржон Жураев!
Все выпуски программы Живут такие люди
Отроки Вавилонские
![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2024/07/wood-smoke-flame-fire-fireplace-campfire-861317-pxhere.com-1-1.jpg)
Фото: PxHere
В Древней Руси существовала поговорка: «Ввержен в пещь огненную, яко три отрока». И все понимали, что речь идёт о смертельной опасности, от которой может спасти только чудо, и, конечно, знали, кто были эти три отрока.
Сегодня мы говорим о святых отроках Вавилонских Анании, Мисаиле и Азарии и стихотворении Лиодора Пальмина «Три отрока».
Место действия — древний город Вавилон (на территории современного Ирака).
Время действия — VI век до Рождества Христова.
В 586 году.до Рождества Христова после завоевания Иерусалима вавилонским царём Навуходоносором, многие еврейские семьи были уведены в плен.
В Вавилоне еврейских мальчиков, как говорится в Библии, «красивых видом, и понятливых для всякой науки», делали царскими слугами. Среди них оказались отроки АнАния, МисаИл и АзАрия.
Однажды царь Навуходоносор велел изготовить огромного золотого языческого идола и собрал на праздник в честь его освящения всех своих приближённых.
Глашатай вышел на площадь и громко объявил, что, как только зазвучит музыка, все должны упасть ниц и поклониться золотому идолу. А кто ослушается — того по велению царя бросят в пылающую печь.
Анания, Мисаил и Азария, хранящие в душе веру предков в Единого и Всемогущего Бога, не стали поклоняться языческому божеству, и были брошены в огонь.
«Отроки благочестивые в пещи», — излюбленный библейский сюжет в литературе и искусстве. Этой теме посвящено и стихотворение поэта XIX века Лиодора Пальмина «Три отрока».
Царь всем в поклоненье кумир золотой
Воздвиг пред своим Вавилоном.
Три отрока, полные веры святой,
Его не почтили поклоном.
«За это израильских отроков сжечь! —
Царь вымолвил в гневе сурово,
И ввергнули их в раскалённую печь,
Исполнивши грозное слово.
Но отроки живы: под жгучим огнём
Их ангел обвеял росою,
И Бога они величали втроём
Согласной, хвалебной мольбою...
Русский поэт и переводчик второй половины XIX века Илиодор Иванович Пальмин был известен, прежде всего, своими стихами на злобу дня.
В стихотворении на библейский сюжет «Три отрока», когда юноши в огненной печи поют хвалебную песнь Богу, Пальмин в полной мере явил и своё лирическое дарование.
Создателя славьте, и туча, и гром,
И бурные недра морские,
И звёзды на своде небес голубом,
И солнца лучи золотые!
Пернатые хоры под сенью лесов,
Сверкающих ранней росою,
В час утра хвалите Владыку миров,
Ликуя с зарёй золотою!
Всё славе Господней — немолкнущий клир,
Блеск царств и кровавая битва,
И голос пророка, гремящий на мир,
И трепетной девы молитва!
«Связали их и бросили прямо в пылающую печь, в чем они были, в шароварах, рубашках и шапках», — с поистине репортажными подробностями рассказывается эта история в «Книге пророка Даниила». Анания, Мисаил и Азария были друзьями Даниила, и пророк описывал то, что видел собственными глазами.
Велико же было изумление царя Навуходоносора, когда он заглянул в пылающую печь и увидел, как юноши, целые и невредимые, славят Господа.
«В гирляндах полночных светил в вышине
Хвалите Его, херувимы!» -
Так отроки пели в палящем огне,
Господнею силой хранимы.
Был чуден согласный и стройный их клир,
Язычники в страхе внимали,
И был посрамлён их бездушный кумир
На пышном своём пьедестале.
По преданию, пророк Даниил и его друзья Анания, Азария и Мисаил дожили до глубокой старости и скончались в вавилонском плену. Это было две с половиной тысячи лет назад, но сила их веры в Бога до сих пор вдохновляет человечество.
Все выпуски программы Прообразы