На сегодня в Симферополе насчитывается несколько десятков храмов. А первым храмом города стала небольшая домовая церковь, обустроенная в жилище, которое купили у татарина, пожелавшего переселиться в Турцию после присоединения Крыма к Российской империи.
Освятили церковь в честь святых равноапостольных Константина и Елены.
Символично, что первый православный храм на мусульманской земле получил в небесное покровительство благочестивых распространителей христианской веры, за свои просветительские труды удостоенных Церковью имени «равноапостольные».
Со времён правления императора Константина в начале четвертого века христианство стало государственной религией в Римской империи.
Говоря же о царице Елене, следует воздать ей должное, во-первых, за то, что она воспитала своего сына Константина в христианской вере в то время, когда другие юноши воспитывались в языческом духе. Во-вторых, за обретение Креста Господня.
Первоначально церковь в честь святых равноапостольных царей была так называемым полковым храмом, поскольку предназначалась, прежде всего, для участия в богослужениях расквартированного в Симферополе воинского полка под командованием Бориса Алексеевича Татищева.
Храм был открыт и для гражданских лиц, переехавших в город. Со временем их становилось всё больше и больше.
В 1786 году, как говорят нам документы, правитель Таврической области Василий Васильевич Каховский лично следил за тем, как бывший жилой дом приводится в соответствие с его новым назначением. После отъезда полка Татищева храм пережил недолгий упадок, но вскоре усердием Каховского в нем был установлен иконостас и возобновлено богослужение.
26 мая 1787 года в Симферополь проездом прибыла императрица Екатерина II.
Войдя в Константино-Еленинскую церковь, коронованная особа, поражённая крайней бедностью церковного убранства и утвари, распорядилась прислать из столицы всё необходимое для церковного благочиния. И действительно, из Санкт-Петербурга были доставлены облачения для священников, иконы и церковная утварь.
Церковь, а вместе с ней и верующие, жили своей обычной приходской жизнью. Однако маленький храм со временем перестал вмещать всех желающих. По благословению Новороссийского архиепископа Афанасия, в Симферополе начали строительство более вместительного храма.
В 1806 г. был построен храм в честь святых апостолов Петра и Павла, а церковь святых Константина и Елены вошла в усадебный комплекс генерал-майора Попова, как домовая церковь. Вскоре к ней была пристроена колокольня.
Спустя столетие первый храм Симферополя вновь исполняет свою первоначальную роль – в 1914 г. он окормляет расквартированный в городе пехотный полк.
С 1917-го года Константино-Еленинский храм был приписан к Петро-Павловскому собору, а в 1921 г. он вновь становится самостоятельной приходской единицей.
Но такое его существование длилось не долго. Общее положение Православной Церкви после революции 1917-го года с каждым годом становилось хуже и хуже.
Разрушались монастыри и храмы, уничтожалось всё, что было связано с Церковью. В результате прекратила своё существование и первая в Симферополе церковь – Константино-Еленинская.
В 1929 г. храм передали под аэроклуб, верхний ярус колокольни разрушили, а церковное имущество передали в Свято-Троицкую церковь.
Но Бог поругаем не бывает. С наступлением 90-х годов прошлого столетия, Церкви постепенно стали возвращать ее постройки и имущество. Сегодня Церковь святых равноапостольных Константина и Елены, трудами митрополита Крымского Лазаря, восстановлена. Первый православный храм Симферополя вновь открыт для верующих.
Фестиваль языков Fiesta de los Idiomas и православный приход в чилийском Сантьяго
Не зря наша программа называется «Вселенная Православия», ведь Православная Церковь в наши дни действительно распространилась по всему миру. И православные храмы существуют в самых разных странах. Например, в Чили. В столице этой горной страны, Сантьяго, существует русско-сербский приход во имя святителя Николая. Его уникальной особенностью является то, что приход принадлежит сразу двум Православным Церквям — Русской и Сербской. Причина заключается в личности настоятеля — священника Душана Михайловича. Серб по национальности, высшее образование он получил в России. Душан окончил Академию музыки им. Гнесиных в Москве. Затем работал дирижером. Сначала в Москве, потом в Сербии. В 2004 году Душан решил стать священником. Для этого он опять отправился в Россию. С 2007 по 2010 г. Душан обучался в Самарской духовной семинарии, по окончании которой он был рукоположен, а затем отправлен на служение в Чили.
Отец Душан ведет в Сантьяго активную миссионерскую деятельность. В первую очередь, заботится о том, чтобы в числе прихожан были не только эмигранты, но и коренные чилийцы. Для этого приход устраивает разные мероприятия или же принимает участие в значимых культурных событиях города. Одно из них — столичный Фестиваль языков «Фиеста де лос идиомас» или по-русски «Языковая вечеринка». Фестиваль проходит ежегодно в ноябре. В рамках мероприятия различные национальные и культурные учреждения ставят временные павильоны на площади в центре Сантьяго перед литературным кафе — «Кафе Литерарио». В павильонах в течение нескольких дней проводятся языковые и культурные занятия, а также выставки, посвященные традициям различных стран.
Вот уже несколько лет в Фестивале языков принимает участие православный приход святителя Николая. Принимает не единолично, а в содружестве с Российским центром науки и культуры, который работает при Российском посольстве в Сантьяго. Прихожане русско-сербского храма проводят для гостей фестиваля различные уроки и мастер-классы. Особой популярностью пользуются занятия по русскому языку. Также рядом с павильоном в течение дня дают небольшие концерты коллективы русской народной песни. Многие из певцов прихожане храма святителя Николая.
Знакомство с некоторыми традициями Православной Церкви происходит у гостей фестиваля на уроках вышивки. Их проводит супруга отца Душана — Эллина. У нее тоже интересная биография. Эллина из России и до брака с отцом Душаном работала преподавателем в Саратовском университете. Эллина не только рассказывает гостям фестиваля об азах древнего искусства, но и показывает посетителям павильона свои работы и работы других мастеров. Это и предметы народной культуры — например, вышитые полотенца. Но, прежде всего, вышитые иконы Иисуса Христа, Богоматери и святых. Чилийцам, заинтересовавшимся искусством вышивки, она объясняет основы православного вероучения. Все желающие могут получить в русском павильоне буклет, в котором рассказывается о Православной Церкви в Южной Америке. Есть в буклетах сведения о храме святителя Николая в Сантьяго, времени совершения там богослужения. Вечером прихожане знакомят гостей фестиваля с русскими народными играми. А завершает программу обычно небольшой концерт русской народной и духовной музыки.
Все выпуски программы Вселенная православия
Фестиваль православной музыки «Святая Богородица — Достойно есть» в Болгарии
Ежегодно, начиная с 2004 года, небольшой болгарский город Поморие, расположенный неподалеку от курортного Бургаса, на несколько дней превращается в столицу православного хорового пения. Причина тому — известный по всей Европе музыкальный фестиваль «Святая Богородица — Достойно есть», организуемый совместно Сливенской епархией Болгарской Церкви, болгарским певческим содружеством «Славянская беседа» и мэрией города Поморие.
Обычно в фестивале принимают участие около сорока хоровых коллективов, представляющих Болгарию, Россию, Грецию, Сербию и иные страны. Уровень фестиваля чрезвычайно высок. Коллективам необходимо пройти отбор специальной комиссии, которая определяет степень их профессионализма. Духовным руководителем фестиваля «Святая Богородица — Достойно есть» в течение всего времени его существования является Сливенский митрополит Иоанникий — именно ему принадлежит идея дать фестивалю его нынешнее название.
Дело в том, что согласно церковному преданию Православное песнопение «Достойно есть», посвященное Богородице Марии, в восьмом веке афонские монахи узнали от святых ангелов. Теперь это песнопение считается образцом церковной молитвы. Начало фестиваля обычно приурочено ко дню церковной памяти иконы Богоматери, также именуемой «Достойно есть», которая ежегодно празднуется в Болгарской Церкви 11 июня.
В этот день митрополит Иоанникий совершает Литургию, а затем вместе со всеми участниками фестиваля идет крестным ходом по улицам Помория. Во главе крестного хода традиционно находится икона «Достойно есть».
В течение последующих четырех дней в главном храме Помория — Церкви Рождества Пресвятой Богородицы — коллективы представляют программы по категориям: «Православные церковные хоры», «Восточное пение» и «Смешанные и однородные хоры или вокальные ансамбли». Интересно, что все выступления транслируются в прямом эфире по местному радио.
Выступления хоров оценивает профессиональное жюри под председательством известного в Болгарии композитора Георгия Попова, который стоит у истоков фестиваля и возглавляет певческое содружество «Славянская беседа». В ходе фестиваля лучшим коллективам предоставляется возможность петь в храмах Помория, а также в соседних городах — Бургасе и Несебре.
Кроме выступлений, в рамках каждого фестиваля устраиваются специальные семинары, где обсуждаются насущные проблемы хорового пения и читаются интересные лекции по истории церковной музыки. Завершается фестиваль заключительным гала-концертом, в ходе которого победителям в номинациях вручаются награды. Все прочие участники получают почетные дипломы.
Все выпуски программы Вселенная православия
Не откладывайте. Наталья Сазонова
Недавно читала книгу о докторе Гаазе.
За бескорыстную помощь вся Москва 19 века называла его «святым доктором». Я задумалась над его призывом: «Спешите делать добро».
«Делать добро» — здесь всё понятно, но почему «спешите»? Разве можно не успеть?! Можно...
Живёт человек. И всю жизнь только для себя живёт, только о себе заботится. А к концу этой жизни понимает, что бесполезно прожил. Пустая она. Потому что ничего-то в ней для других сделать не успел.
Только не успеть, точнее, опоздать, можно не только к концу жизни, но и пока живёшь. Пока есть силы, и есть потребность и есть случай.
Как-то в интернете наткнулась на документальный фильм о пожизненно заключённых. Осуждённые рассказывали о себе; за что сидят, о чём сейчас думают, о чём сожалеют или... не сожалеют. Меня потрясло интервью с одним заключённым. Мужчина сорока лет, двадцать из них уже отсидел. На вопрос журналиста о чём он сожалеет, ответил: «Знаете, я в тюрьме Евангелие впервые прочёл. Переосмыслил многое в своей жизни. Столько бы мог людям пользы и добра сделать. И никто меня в этом не ограничивал, а не сделал ... А сейчас есть у меня на то и силы и желание, но ограничений много. Столько сделать нужного людям, как на свободе бы мог, в тюрьме не удаётся. Стараюсь, но знаю, что мог бы больше. Вот о чём сожалею».
Я услышала эти слова и вспомнила:
«Спишите делать добро!» Оказывается, такую возможность можно навсегда потерять. Я и не задумывалась над этим.
А недавно поняла ещё один смысл призыва «святого доктора».
Возвращаюсь с работы. Около моего подъезда, на лавочке — бездомный. Так вот сидя, и уснул. Грязный, одет в лохмотья. Рядом с ним — пакет, в нём пол батона хлеба. Сразу захотелось его накормить чем-нибудь горячим. Поднялась в квартиру, глянула в окно; человек не ушёл, лежит, спит. Ну и решила: перекушу быстро, успею. Не обедала, есть хочется. Разогрела еду, поела. А бездомный на лавке всё спит. Стала и ему поесть разогревать. Потом в кладовой одежду подходящую нашла. Всё собрала в сумку и спустилась на улицу. Вышла... а на лавке никого нет! Я туда-сюда; нигде бездомного не видно. Ведь только что был! Две ближайшие помойки обежала — нет нигде! Так и не нашла его. Поплелась со своей сумкой обратно. Ну как же так?! И тут, как ответ, снова вспомнила: «спешите делать добро».
Спешите — значит не откладывайте! Я уверена: Бог через других людей поможет этому человеку, а я свою возможность помочь потеряла. Спешите делать добро!
Автор: Наталья Сазонова
Все выпуски программы Частное мнение