
Фото: Aditya Wardhana / Unsplash
Близился Новый 1946-й год — первый послевоенный. В большом зале Тюменского музыкального училища шла генеральная репетиция праздничного концерта. Участвовали лучшие самодеятельные артисты. Среди них был молодой лейтенант Евгений Матвеев. Выпускник школы актёров при Киевской киностудии, один из любимых учеников самого Довженко, Евгений с детства мечтал связать свою жизнь со сценой. Однако эти планы пришлось отложить, когда началась Великая Отечественная война.
Евгений стоял за кулисами и ждал своего выхода. На сцене девушка пела красивый старинный романс. Матвеев заслушался. А после выступления сделал комплимент чистому голосу певицы. Девушку звали Лида. Она рассказала, что окончила Киевскую консерваторию по классу вокала. «Я тоже в Киеве учился!» — обрадовался Евгений. Репетиция закончилась, но им не хотелось расставаться. Словно давние знакомые, они делились друг с другом воспоминаниями и планами. Радовались тому, что война, наконец, закончилась. И можно попробовать реализовать свои творческие мечты.
Вечером, в общежитии, молодой человек думал о Лиде. Ему вдруг вспомнились слова деда, церковного старосты, человека глубоко религиозного. Как-то раз ему, ещё мальчишке, дед сказал: «Вырастешь, невесту будешь выбирать — не на лицо смотри, а на душу. Истинная красота — внутри». Лида была очень симпатичной. Но Евгений точно знал: его привлекли не только прекрасные глаза и улыбка. Девушка излучала душевное тепло и доброту. И Евгений всем сердцем потянулся к ней.
Они поженились в апреле 1947-го. К тому времени Матвеев устроился в труппу Тюменского драматического театра. Лидия приобрела известность в качестве солистки областной филармонии. В Тюмени у супругов родилась дочь Светлана.
Как-то раз во время гастролей Евгения заметил один из режиссёров Малого театра. Оценил талант молодого провинциального актёра... и пригласил на работу в столицу. Открывались большие перспективы. Узнав обо всём, Лида сказала: нужно ехать. Уволилась с работы и последовала за супругом. «Жена принесла тогда ради меня большую жертву. Ведь она была настоящей примой, а поехала за мной в никуда», — говорил Евгений Семёнович.
В столице супругам первое время пришлось пожить и в гостиницах, и в коммуналках. И везде Лидия Алексеевна старалась создать домашний уют, окружала мужа заботой. В Москве у Матвеевых родился второй ребёнок — сын Андрей. Евгений тем временем начал сниматься в кино и очень скоро стал известным киноактёром. Лидия помогала супругу: составляла график съёмок, отвечала на письма зрителей. «Она отдавала мне столько душевного тепла и поддержки!» — вспоминал Евгений Семёнович. Актёр платил жене беззаветной преданностью: девушки со всего Советского Союза писали ему письма с признаниями в любви. Партнёршами по съёмочной площадке были самые красивые актрисы. Но для Матвеева существовала только одна женщина — его жена, его дорогая Лида. Дочь, Светлана Евгеньевна, вспоминала, что они с младшим братом выросли в атмосфере любви и доброжелательности и ни разу в своей жизни не слышали, чтобы отец повысил голос на мать или чтобы она выговаривала ему за что-то.
Но однажды случилась беда: на съёмках картины «Поднятая целина» Евгений упал с лошади и получил серьёзную травму позвоночника. Год он пролежал в постели. Получил инвалидность. Врачи говорили, что о сцене и съёмках теперь не может быть и речи. От этого Матвеев страдал сильнее, чем от физической боли. Но Лидия Алексеевна верила, что её муж преодолеет недуг. Ухаживала за ним, подбадривала, воодушевляла. Евгений Семёнович выздоровел и смог вернуться к работе.
В середине 90-х супруги отправились в путешествие на Святую Землю. Побывали в храме Гроба Господня. После этой поездки Евгений Семёнович стал внимательно читать Библию, которую не открывал с раннего детства. «Когда я умру, хочу, чтобы меня отпевали в церкви», — сказал он однажды жене. Лидия Алексеевна тогда на мужа поворчала — с чего вдруг о смерти заговорил? А Евгений Семёнович словно что-то предчувствовал. В 2003 году он вдруг слёг. Сильно кашлял. Думали — воспаление лёгких. Оказался рак в последней стадии. Матвеев уходил на руках у жены. В последний миг он видел перед собою лицо любимой Лидочки. И успел сказать ей, как сильно всю жизнь её любил.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 104 зач., X, 11 - XI, 2.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Одна из важных лично для апостола Павла тем — это тема спасения евреев. Павел не мог не переживать о своих собратьях, а потому, проповедуя язычникам, он не забывал и о евреях. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 10-й и 11-й глав Послания апостола Павла к Римлянам. В этом отрывке затрагивается сразу несколько вопросов, однако давайте сосредоточим наше внимание на тех словах, которые касаются проповеди среди потомков праотца Иакова, ведь те препоны, которые мешали уверовать во Христа соплеменникам апостола Павла, зачастую мешают уверовать и людям, не имеющим никакого отношения к еврейскому народу.
Глава 10.
11 Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится.
12 Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его.
13 Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется.
14 Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?
15 И как проповедовать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!
16 Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас?
17 Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.
18 Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их.
19 Еще спрашиваю: разве Израиль не знал? Но первый Моисей говорит: Я возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным.
20 А Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне.
21 Об Израиле же говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному.
Глава 11.
1 Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря
Чувство национальной исключительности — это то, с чем человечество живёт, пожалуй, всю свою историю. Так, ещё в описании переселения праотца Иакова и его потомства в Египет мы находим библейское замечание, которое говорит, что египтяне воспринимают как мерзость пастухов, а потому Иакова селят отдельно от прочих египтян, ведь израильтяне были народом пастухов (см. Быт. 46:34). Подобных по своей сути мест в Библии — масса, Новый Завет не является исключением, ведь и Сам Христос в беседе с финикийской женщиной тоже намекает на национальную исключительность евреев (см. Мк. 7:25–29). Любой народ имеет свои уникальные черты, а потому у любого народа есть причины для гордости, но, как мы понимаем, израильский народ здесь стоит особняком: ведь к нему Бог обращался напрямую, только его Бог называл Своим любимым чадом, и только этот народ некоторый период своей жизни жил под управлением Бога.
Тесные отношения Бога с израильтянами продолжались столетиями, и вполне естественно, что за это время мысль об особенном пути своего народа стала частью национальной идентичности евреев. Однако вот в чём проблема: как и любая иная гордыня, чувство национальной исключительности способно ослепить людей, оно способно сделать народ нечувствительным к проявлениям воли Божией. Именно это, как мы знаем, произошло с израильским народом: уверовать во Христа им помешала гордыня. Конечно, она, как и всякий иной порок, развивалась постепенно, и это развитие упомянул апостол Павел в прозвучавшем только что отрывке Послания к Римлянам: апостол сослался на двух великих людей прошлого — на Моисея и на Исайю — каждый из которых в своё время говорил о некотором особенном упорстве потомков Иакова, и это упорство нельзя объяснить ничем иным, кроме гордыни.
Впрочем, апостол Павел, несмотря на все свои переживания, не терял оптимизма, он верил, что Бог остался верен Своим обетованиям, а потому Он не отверг Свой народ, апостол верил, что точно так же, как Бог воззвал еврейский народ из небытия, так Бог может и обратить его к покаянию, к обращению ко Христу и спасению.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Фонд «Хранители детства» помогает подросткам сделать осознанный выбор профессии и пройти стажировки

Фонд «Хранители детства» более 10 лет поддерживает молодых людей из уязвимых групп: сирот, ребят с инвалидностью, подростков из приёмных, опекунских и кризисных семей. Фонд помогает им осознанно подойти к выбору будущей профессии, получить необходимые знания и первый трудовой опыт под руководством наставников.
Максиму 16 лет, родителей у него нет. Молодой человек живёт и обучается в подмосковном Православном центре образования имени Преподобного Сергия Радонежского.
В прошлом году при участии фонда «Хранители детства» парень прошёл тестирование на профориентацию, а затем обучение и стажировку в Музее архитектуры в миниатюре. Он посвящён православным достопримечательностям Золотого кольца России. Максим участвовал в организации экскурсий и сам побывал в роли экскурсовода. За три недели наставники, подготовленные фондом, помогли ему раскрыть творческий потенциал, выявить профессиональные качества и определиться, куда двигаться дальше.
Фонд «Хранители детства» работает в 20 регионах России. Он знакомит молодёжь с современными, востребованными профессиями и устраивает на стажировки в различные партнёрские организации. Благодаря этому ребята из детских домов, приёмных, опекунских и кризисных семей, а также подростки с инвалидностью обретают уверенность, самостоятельность и могут попробовать себя в профессии.
Поучаствовать в проекте фонда «Хранители детства» можете и вы. Например, в качестве наставника рассказать ребятам о своей профессии, либо организовать для них стажировку. Подробнее об участии делами тут.
Кроме того, есть возможность поддержать проект и его подопечных финансово на сайте фонда «Хранители детства».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«ГИМ и Новодевичий монастырь». Марина Чистякова

У нас в студии была заместитель генерального директора Государственного исторического музея Марина Чистякова.
Разговор шел об истории Новодевичьего монастыря в Москве, о взаимодействии монастыря и Исторического музея, а также о выставке, посвященной 500-летию Новодевичьей обители.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер