
Фото: Aditya Wardhana / Unsplash
Близился Новый 1946-й год — первый послевоенный. В большом зале Тюменского музыкального училища шла генеральная репетиция праздничного концерта. Участвовали лучшие самодеятельные артисты. Среди них был молодой лейтенант Евгений Матвеев. Выпускник школы актёров при Киевской киностудии, один из любимых учеников самого Довженко, Евгений с детства мечтал связать свою жизнь со сценой. Однако эти планы пришлось отложить, когда началась Великая Отечественная война.
Евгений стоял за кулисами и ждал своего выхода. На сцене девушка пела красивый старинный романс. Матвеев заслушался. А после выступления сделал комплимент чистому голосу певицы. Девушку звали Лида. Она рассказала, что окончила Киевскую консерваторию по классу вокала. «Я тоже в Киеве учился!» — обрадовался Евгений. Репетиция закончилась, но им не хотелось расставаться. Словно давние знакомые, они делились друг с другом воспоминаниями и планами. Радовались тому, что война, наконец, закончилась. И можно попробовать реализовать свои творческие мечты.
Вечером, в общежитии, молодой человек думал о Лиде. Ему вдруг вспомнились слова деда, церковного старосты, человека глубоко религиозного. Как-то раз ему, ещё мальчишке, дед сказал: «Вырастешь, невесту будешь выбирать — не на лицо смотри, а на душу. Истинная красота — внутри». Лида была очень симпатичной. Но Евгений точно знал: его привлекли не только прекрасные глаза и улыбка. Девушка излучала душевное тепло и доброту. И Евгений всем сердцем потянулся к ней.
Они поженились в апреле 1947-го. К тому времени Матвеев устроился в труппу Тюменского драматического театра. Лидия приобрела известность в качестве солистки областной филармонии. В Тюмени у супругов родилась дочь Светлана.
Как-то раз во время гастролей Евгения заметил один из режиссёров Малого театра. Оценил талант молодого провинциального актёра... и пригласил на работу в столицу. Открывались большие перспективы. Узнав обо всём, Лида сказала: нужно ехать. Уволилась с работы и последовала за супругом. «Жена принесла тогда ради меня большую жертву. Ведь она была настоящей примой, а поехала за мной в никуда», — говорил Евгений Семёнович.
В столице супругам первое время пришлось пожить и в гостиницах, и в коммуналках. И везде Лидия Алексеевна старалась создать домашний уют, окружала мужа заботой. В Москве у Матвеевых родился второй ребёнок — сын Андрей. Евгений тем временем начал сниматься в кино и очень скоро стал известным киноактёром. Лидия помогала супругу: составляла график съёмок, отвечала на письма зрителей. «Она отдавала мне столько душевного тепла и поддержки!» — вспоминал Евгений Семёнович. Актёр платил жене беззаветной преданностью: девушки со всего Советского Союза писали ему письма с признаниями в любви. Партнёршами по съёмочной площадке были самые красивые актрисы. Но для Матвеева существовала только одна женщина — его жена, его дорогая Лида. Дочь, Светлана Евгеньевна, вспоминала, что они с младшим братом выросли в атмосфере любви и доброжелательности и ни разу в своей жизни не слышали, чтобы отец повысил голос на мать или чтобы она выговаривала ему за что-то.
Но однажды случилась беда: на съёмках картины «Поднятая целина» Евгений упал с лошади и получил серьёзную травму позвоночника. Год он пролежал в постели. Получил инвалидность. Врачи говорили, что о сцене и съёмках теперь не может быть и речи. От этого Матвеев страдал сильнее, чем от физической боли. Но Лидия Алексеевна верила, что её муж преодолеет недуг. Ухаживала за ним, подбадривала, воодушевляла. Евгений Семёнович выздоровел и смог вернуться к работе.
В середине 90-х супруги отправились в путешествие на Святую Землю. Побывали в храме Гроба Господня. После этой поездки Евгений Семёнович стал внимательно читать Библию, которую не открывал с раннего детства. «Когда я умру, хочу, чтобы меня отпевали в церкви», — сказал он однажды жене. Лидия Алексеевна тогда на мужа поворчала — с чего вдруг о смерти заговорил? А Евгений Семёнович словно что-то предчувствовал. В 2003 году он вдруг слёг. Сильно кашлял. Думали — воспаление лёгких. Оказался рак в последней стадии. Матвеев уходил на руках у жены. В последний миг он видел перед собою лицо любимой Лидочки. И успел сказать ей, как сильно всю жизнь её любил.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
30 июня. Об отношении к природным катаклизмам

Сегодня 30 июня. В этот день в 1908 году над центральной частью Сибири, в междуречье Нижней Тунгуски и Лены взорвался так называемый Тунгусский метеорит.
Об отношении к природным катаклизмам — игумен Лука (Степанов).
Наша космология геоцентрична и антропоцентрична. Это значит, мы знаем, что Бог создал мир для человека, и все неодушевленные предметы — и луна, и солнце, и осколки небесных тел — всё создано Господом для пользы того, кто призван составить лик, вечно прославляющего Господа в Его небесной славе.
Когда Господь попускает катаклизмы и землетрясения, когда бури или катастрофы обрушиваются на человечество, то удобно смиряется человек, сознавая свою хрупкость и беспомощность, без Создателя и Спасителя своего что-либо произвести в этой жизни созидательное и послужить своему спасению. Эти катаклизмы, как и смерть человека, устроены для потрясения нашей дремлющей души и возвращения её к тем реалиям духовным, о которых возвещает нам Священное Писание: «Ищите прежде Царство Божие и правду Его, и всё остальное приложится вам, ибо знает Отец ваш Небесный всё, в чём вы имеете нужду».
И, к сожалению, таково уж свойство нашего повреждённого человеческого естества, что при благополучных обстоятельствах, при гладком течении жизни, сотворённой Господом, мы как бы зарастаем тиной, и этот родничок молитвы оскудевает в сердце человека. Ему кажется, что уже не за что благодарить и нечего просить.
А когда вдруг видит он стихии, против которых беспомощен, а нечто таинственное и иногда роковое обнаруживается в его земной жизни, тогда и возобновляется в сердце человеческом упование на Господа своего.
Все выпуски программы Актуальная тема
30 июня. Об обретении Царствия Божьего

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берётся».
Об обретении Царствия Божьего — священник Алексий Долгов.
То, что имеет отношение к Царству Небесному, начинается проповедью Иоанна Предтечи. Но почему Христос говорит, что Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилия восхищают его?
Святые отцы считают, что в этих словах содержится указание Господа на то, что сама вера требует определённых, а иногда чрезвычайных усилий: оставить дом, оставить отца, мать, жену, детей. По большому счёту, оставить всё ради того, чтобы идти за Христом. Эти усилия впоследствии стали называть «подвигом веры», то есть исповеданием Христа перед лицом антихристианского мира.
Но почему же Царство Божие, которое есть радость и мир, должно приобретаться с усилием? Потому что, говорят святые отцы, в нас много внутреннего природного зла, которое нужно искоренять. Потому что есть сильный враг Царства Божия, который всеми мерами постоянно силится изгнать из нас Царство Божие и утвердить в нас своё царство. Царство греха, порока, смущения, скорби, тесноты.
Вот почему святой праведный отец Иоанн Кронштадтский говорил, что к Царству Света нужно всегда идти напролом.
Все выпуски программы Актуальная тема
30 июня. О связи слов из Послания апостола Павла к римлянам с пророчеством пророка Исаии

В 9-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: «зачем ты меня так сделал?».
О связи этих слов апостола с пророчеством пророка Исаии — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Мы знаем апостола Павла как одного из образованнейших людей своего времени. О глубоком изучении родной веры он как-то сказал: «Я преуспевал в иудействе более многих сверстников в роде моём, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий». И в другом месте добавил: «Хотя я и невежда в слове, но не в познании».
Поэтому слова о мастере и его изделии этот образ святой Павел берёт у знакомого ему пророка Исаии, которого он неоднократно цитирует в своих посланиях. Вот как это звучит в оригинале: «Разве можно считать горшечника как глину? Скажет ли изделие о сделавшем его: „Не он сделал меня?“ И скажет ли произведение о художнике своём: „Он не разумеет“».
Но это не единственное место. Во второй части своей пророческой книги Исаия восклицает: «Горе тому, кто припирается с Создателем своим, черепок из черепков земных!. Скажет ли глина горшечнику: „Что ты делаешь? “ И твое дело скажет ли о тебе: „У него нет рук“».
Оба святых отца напоминают нам о бесконечной пропасти между совершенным Создателем и ограниченным и непослушным созданием, которое в таком плачевном состоянии ещё умудряется укорять своего Творца.
Будем же благодарны Богу за Его великую любовь и милосердие к нам.
Все выпуски программы Актуальная тема