
6 января для европейских христиан день особенный, ведь согласно давней традиции на двенадцатый день после Рождества Христова (а оно празднуется тут 25 декабря) европейцы совершают память трех волхвов или, как их здесь называют, «трех святых королей».
Волхвами принято в христианстве называть трех мудрецов, звездочетов, которым Бог открыл радостную весть о рождении Спасителя мира — Господа Иисуса Христа. Волхвы, жившие за пределами Палестины, возможно в Вавилоне, оставили свои дома и прибыли в Вифлеем, где поклонились Божественному Младенцу и преподнесли Ему свои подарки: золото, ладан и смирну. Золото — как царю, ладан — как Богу, а смирну — как человеку, которому предстоит умереть.
Библия не содержит имена волхвов. Нет там и указания на их число. Но христиане из поколения в поколение передают предание, что их все же было трое, а звали их Каспар, Мельхиор и Валтасар. В Западной Европе в эпоху Средневековья стало принятым внешне Каспара представлять «молодым и безбородным», Мельхиора — «старцем с бородой», а Валтасара — «темнокожим».
Волхвы, приняв веру в Иисуса Христа, впоследствии мученически завершили свою жизнь. Их мощи, то есть святые останки, сначала пребывали в Персии, затем были перенесены в Константинополь. В 12 веке мощи волхвов были переправлены сначала в итальянский Милан, а оттуда в германский Кёльн, где и пребывают сегодня. Специально для хранения мощей в Кёльне был построен величественный собор, а сами святые останки находятся теперь в особом золотом реликварии, украшенном изображениями библейских персонажей и тремя коронами. Эти же короны присутствуют и на гербе Кёльна.
Шестого января Кёльн становится местом массового паломничества верующих со всей Германии и из граничащих с ней стран. Конечно же, в основном поклониться мощам волхвов приезжают католики — ведь православные готовятся к встрече Рождества. Впрочем, есть среди наших европейских единоверцев те, кто с удовольствием посещает кёльнский собор или шестого января или седьмого, в день Рождества, поскольку кто как ни волхвы являлись одними из основных свидетелей события рождения Богомладенца!
Шестого января во многих городах можно видеть шествия мальчиков, одетых в белые балахоны и с золотыми коронами на голове. Они ходят от дома к дому и поют песни, прославляющие «трех святых королей» и праздник Рождества. Также около городских и сельских католических храмов устраиваются театрализованные фольклорные представления, изображающие приход волхвов в Вифлеем и их поклонение Богомладенцу.
По сохранившейся в Германии давней традиции, 6 января хозяин дома пишет мелом у входа или на двери начальные буквы имен трех волхвов — К (Каспар) + М (Мельхиор) + В (Валтасар) — и указывает год. Немцы, в том числе и православные, верят, что такая надпись оберегает жилище и его обитателей в течение года от всех бед.
Все выпуски программы Вселенная православия
Приложение «Помощь бездомным людям» позволяет эффективно помогать тем, кто оказался на улице

Мобильное приложение «Помощь бездомным людям» создано благотворительным приютом «Тёплый приём», что находится в Московской области. Приложение действует по всей России, в нём собрана информация о том, где человеку, попавшему в беду, поесть, помыться, переночевать и не только. Такой полезный ресурс даёт возможность эффективно помогать тем, кто оказался на улице. История Дмитрия Илюшина из Москвы — тому подтверждение.
Мужчине 54 года, с самого детства он жил в центре столицы. По профессии Дмитрий — радиомонтажник, работал с электронной аппаратурой. После того, как не стало родителей, не справился с потерей и стал находить утешение в алкоголе. А спустя некоторое время был обманут мошенниками и оказался на улице — ни собственной семьи, ни родных, которые могли бы помочь, рядом не оказалось. Дмитрий провёл в скитаниях 15 лет. В холодную погоду ночевал в электричках. Так вышло, что этой весной, когда мужчина спал, у него украли верхнюю одежду и обувь. В результате он сильно замёрз и обморозил пальцы ног. И когда его доставили в больницу, их пришлось ампутировать.
В стационаре Дмитрия заметили неравнодушные люди, через приложение «Помощь бездомным людям» они нашли адрес приюта «Тёплый приём» и отвезли мужчину туда. Так он обрёл заботу, поддержку и веру в будущее. Здесь ему предоставили уход и медицинскую помощь, а ещё восстановили документы. Сейчас мужчина всё ещё находится в приюте и готовится освоить новую профессию в местной кожевенной мастерской.
Если вы тоже хотите помогать тем, кто по разным причинам оказался на улице, скачайте мобильное приложение «Помощь бездомным людям». Работает оно по всей России. Узнать об этом больше можно на сайте приюта «Тёплый приём», там же есть возможность поддержать проект.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Время как дар от Бога». Протоиерей Максим Козлов

У нас в студии был Председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Максим Козлов.
Разговор шел о времени, как о даре от Бога, как научиться ценить этот дар и правильно им распоряжаться.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога (эфир 15.09.2025)
Все выпуски программы Светлый вечер
«Святые отцы и их творения». Священник Евгений Шилов
Гостем программы «Светлый вечер» был клирик храма святого великомученика Георгия Победоносца в Коптеве, доцент кафедры аксиологических проблем и религиозной мысли РГСУ, преподаватель Московской духовной академии священник Евгений Шилов.
Тема выпуска — древние отцы Церкви: зачем читать их сегодня, как они формировали христианское вероучение и почему их труды остаются живыми и актуальными. Отец Евгений говорит о мужах апостольских и первых апологетах, о восточных и западных отцах — от Василия Великого и Григория Богослова до блаженного Августина.
Гость подчёркивает, что центр всей святоотеческой мысли — Христос: приближаясь к Нему, человек познаёт самого себя. Он советует начинать знакомство с творениями святых отцов с изучения истории Церкви, а затем выбирать тех авторов, чьи тексты ближе сердцу, читая их с рассуждением и вниманием к адресатам.
Чтение святых отцов, отмечает отец Евгений, помогает почувствовать единство Церкви всех времён и ведёт к главной цели христианской жизни — приближению ко Христу.
Все выпуски программы Светлый вечер