Еще за пять веков до Рождества Христова греки основали на юго-западном побережье Крыма город-государство, которое просуществовало девять столетий. Руины этого города находятся на берегу одной из севастопольских бухт – побывать здесь стремятся все гости Крымского полуострова. У христиан к Херсонесу особое отношение. Благую весть о Христе сюда принес сам Андрей Первозванный.
Языческое население Херсонеса воспринимало просвещение воинственно. В четвертом веке из Византии сюда в один за другим приезжают семь епископов-миссионеров, и пятеро из них погибают от рук язычников. Но кровь мучеников пролилась не напрасно. Уже в пятом веке Херсонес – духовный центр Крыма. Христианство становится государственной религией, в городе возводятся многочисленные храмы. Когда в Херсонесе начались археологические раскопки, ученые были потрясены количеством богослужебных зданий на территории города. На нынешний момент древний Херсонес раскопан менее, чем наполовину, но здесь уже найдено более семидесяти церквей и часовен.
В главном храме Херсонеса в 988 году Корсунский епископ крестил киевского князя Владимира. В пятнадцатом веке разрушительный пожар стер этот храм с лица земли. В том же огне прекратил свое существование и великий город Херсонес. А в начале девятнадцатого столетия во время раскопок археологи обнаружили среди руин основание крестообразной базилики и по ряду признаков сделали вывод, что это та самая церковь, где произошло крещение русского князя. На этом святом месте было решено учредить монастырь, для будущей обители император Николай I выделил часть территории древнего городища.
Строительство шло трудно. По выражению архиепископа Иннокентия, «одними слезами» была поставлена небольшая церквушка в честь княгини Ольги и братский корпус. А вскоре и эти здания были уничтожены – во время Турецкой войны Херсонес был захвачен неприятелем.
После войны обитель быстро отстраивается. На руинах базилики, в которой крестился Владимир Красное солнышко, возводится величественный двухэтажный собор, один из престолов которого освящен в честь святого князя. Но вновь война – Великая Отечественная, и вновь монастырские храмы принимают на себя удар за ударом. Во Владимирский собор попадает бомба. А затем фашисты и вовсе минируют храм и взрывают.
Полуразрушенный, собор все-таки достоял до того времени, когда к нему приложили руки реставраторы. Сейчас в его обновленных стенах вновь совершаются богослужения…
В Херсонесе Таврическом воедино слились несколько эпох. Здесь можно прикоснуться к зданиям, которые были построены в первые столетия, в средневековье и в девятнадцатом веке. Удивительное место – заповедник времен…
Брянск (обзор)
Город Брянск расположен на западной окраине Среднерусской возвышенности, на берегах реки Десны. Впервые в летописях город упоминается как Дебрянск, то есть поросший дебрями — непроходимыми зарослями. В 1246 году сюда переселился из разорённого татарами Чернигова великий князь Роман Михайлович. При нём в предместье города был основан Свенский монастырь, который действует и поныне. Эта обитель — узнаваемый символ Брянска. Ещё одна брянская достопримечательность — кремль, срубленный на горе над Десной в тринадцатом веке. В Смутное время семнадцатого столетия эта крепость была форпостом противостояния польским захватчикам. Из всех кремлёвских построек до наших дней сохранился только Покровский собор, построенный в 1698 году. В древнем храме совершаются богослужения.
Радио ВЕРА в Брянске можно слушать на частоте 98,2 FM
Брянск. Благоверный князь Роман Брянский
В тринадцатом веке Брянском управлял благоверный князь Роман, именуемый Старым. Один из древнейших рукописных документов, Ипатьевская летопись, приводит яркий эпизод из жизни святого. Благоверный князь выдавал замуж дочь Ольгу. Свадебный пир омрачили тревожные вести — литовские войска вторглись в Брянское княжество. Правитель оставил праздничный стол и отправился защищать свою вотчину. Летописец подчеркивает, что Роман «показал мужество своё» и вернулся в Брянск «с победою и честью великою». Ещё один фрагмент жития благоверного князя связан с летописью Свенской иконы Божией Матери. Она хранилась в Киево-Печерской лавре. Роман попросил монахов доставить чудотворный образ из Киева в Брянск, когда ослеп. Правитель пешком отправился навстречу святыне. В десяти верстах от города он принял икону на руки и прозрел. На том месте, где произошло чудо, князь основал Свенский монастырь, действующий в Брянске поныне.
Радио ВЕРА в Брянске можно слушать на частоте 98,2 FM
Степан Писахов. «На Мурмане»
— Спасибо тебе, Андрей, что открыл для меня Архангельск! Какая здесь чудесная рыбалка! А люди какие! А музеи! Взять хотя бы тот, где мы сейчас находимся — «Художественная культура Русского Севера».
— Не название, а песня!
— Да что название, картины удивительные! Как правдиво и бережно они передают здешнюю жизнь. Вчера мы с тобой ловили рыбу и любовались природой под Архангельском, а сегодня видим её отражение в работах художников.
— И какое полотно тебе особенно понравилось?
— Трудно выбрать! Да вот, хотя бы это, посмотри. Холодная гладь воды отражает белёсое небо, корявые кустарники сильными корнями держатся за скалистый берег. В простом пейзаже автор воспел любовь к жизни!
— Он и вправду был жизнелюбом, Степан Григорьевич Писахов. И Север понимал и ценил. Вот только на картине, тебе полюбившейся, не окрестности Архангельска изображены, а берег Баренцева моря — Мурман. Работа так и называется — «На Мурмане». Хотя сам Писахов произнёс бы «На МурмАне».
— Почему?
— Так говорили жители Русского Севера, поморы, в ту пору, когда жил художник. Степан Григорьевич родился в 1879-ом, а умер в 1960-ом году.
— Он здешний?
— Да, коренной архангелогородец. Если найти старую карту города и перечеркнуть её крест-накрест по диагонали, то в самом центре окажется деревянный двухэтажный дом на улице Поморской. Там художник появился на свет и состарился. Это здание, к сожалению, не сохранилось до наших дней. Зато на улице Чумбарова-Лучинского стоит трогательный памятник Писахову.
— Трогательный?
— Да. Я тебе покажу потом, сам убедишься. Приземистая фигура в долгополом плаще. Грива густых волос из-под широкополой шляпы. Лицо, заросшее бородой, кустистые брови. Таким и запомнили жители Архангельска своего замечательного земляка. А ещё все, кто видел Степана Григорьевича, отмечали его умные, весёлые, добрые глаза. Очень его любили в городе.
— За картины?
— Не только. Он был живой легендой, носителем уникальной местной культуры, сказителем.
— А что значит «сказителем»?
— Хорошим рассказчиком, или, на местном наречии — баятелем, бахарем. Умение сказывать издавна ценилось у поморов. Во время рыбного промысла хорошему говоруну полагалась два пайка — один за улов, другой за сказывание. А Писахов ещё и записывал поморские были и небылицы от лица персонажа Сени Малины. По этим сказам потом мультфильмы сняли. Может, помнишь, «Смех и горе у Бела моря»?
— Как не помнить! Там Евгений Леонов главного героя озвучивает! Где же Писахов научился так сочинять — колоритно, живо?
— Жизнь научила. Он окончил художественное училище в Санкт-Петербурге, стажировался в Италии, во Франции. Там, вдали от родины, понял, что жить не может без Севера. Вернулся и исколесил Арктику, исходил реки Печору, Пинегу, Онегу, Мезень. Тогда и освоил старинные обычаи, перенял особый говор. Именно в этот период было создано полотно «На Мурмане».
— Чувствуется, что его написал человек бывалый и горячо любящий Русский Север.
— Это правда! Степан Писахов вложил в эту работу всю свою нежность к родному краю. Река, небо и камни на картине светятся серебром, колючие ветви кустарника
Картину Степана Писахова «На Мурмане» можно увидеть в Архангельском Государственном музее «Художественная культура Русского Севера»
Все выпуски программы: Краски России