
Когда готовишься ко Причастию, нужно прочитать три канона и Последование ко Святому Причащению. В текстах этих молитв очень много красивых и необычных фраз, сравнений. Мне нравится отмечать их для себя, чтобы потом посмотреть, как они звучат на русском языке, ведь тексты молитв написаны на церковнославянском.
Субботним вечером, готовясь ко Причастию и читая каноны, я обратила внимание на такую фразу из Молебного канона ко Пресвятой Богородице: «Молю, Дево, душевное смущение и печали моея бурю разорити: Ты бо, Богоневестная, Начальника тишины Христа родила еси, едина Пречистая».
Мне очень понравилось, как назвали Иисуса Христа — «Начальник тишины». Красиво, правда? Поэзия! Красиво и непонятно. Что это значит? Наверное, автор канона, монах Феостирикт, решил раскрасить свой текст вот таким поэтическим эпитетом — подумала я.
Воскресный день прошел спокойно и хорошо. Мы Причастились. А завтра наступал понедельник, начиналась рабочая неделя.
Утром в понедельник отключили горячую воду. Кое-как умыв детей, я стала выяснять у коммунальных служб причину этой неприятности, а главное, как надолго отключила горячее водоснабжение? Нужно было делать уборку, готовить еду. Оказалось — произошла авария. «Ожидайте, чиним», — ответили мне.
Ладно, буду обходиться холодной водой. Как-то приготовлю обед. Заказала доставку продуктов. Потом пошла выбросить мусор — и на лестничной клетке чуть не споткнулась о ведро с краской. Кругом штукатурка, было очень грязно, я закашлялась и испачкала одежду. Поняла, что в нашем подъезде начали в очередной раз делать ремонт. Теперь побелка, мусор, пыль — надолго!
Но где же мои продукты? Их давно должны были привезти! Открыла приложение доставки и с удивлением обнаружила, что мой заказ... отменен! «Сейчас все операторы заняты, Ваш звонок очень важен для нас, оставайтесь, пожалуйста, на линии», — услышала я стандартную фразу в службе поддержки магазина.
Да, картина была незабываемая — я ужасно раздражена, очень устала от суеты, в которой нахожусь с самого утра, и, что самое печальное, практически ничего толкового до сих пор не сделала. А день почти прошел.
На следующий день мы с детьми пошли гулять. Погода стояла тихая осенняя, падали оранжевые листья. Проходя мимо храма, остановилась и, пока дети играли на площадке, с удовольствием любовалась спокойной красотой золотых куполов в лучах осеннего солнца. Так тихо и хорошо... Какой контраст со вчерашним днем! И тут я вспомнила молитву из Богородичного канона: «Умоляю, Дева, смятение души и бурю моего уныния рассеять...».
Весь тяжелый понедельник я пребывала в суете каких-то мелких бытовых забот. Всецело погрузилась в будничные проблемы, которые поглотили меня, мое время, мою душу. Действительно, внесли смятение, эти искушения. И вместо того, чтобы остановиться, успокоиться, помолиться об устроении всех дел насущных, создать в уме тишину, я продолжала нагнетать шум, отнимая покой и силы у самой себя. Почему не воззвала к «Начальнику тишины» — Христу — и Божией Матери? Почему не попросила Их помощи? И Господь, несомненно, все бы управил. А самое главное — Он Своей тишиной, исцеляющей ум, помог бы справиться с охватившими меня страстями — раздражением, гневом, осуждением.
Читая тексты молитв, я пришла к мнению, что это — не просто красивая поэзия, здесь каждая фраза на своем месте и абсолютно конкретна. Ведь молитвы написаны духовно опытными людьми — монахами, святыми, которые хорошо знали, с какими искушениями может столкнуться человек, и предупреждали об этом. Здесь все про нас, сегодняшних! Главное — нужно научиться внимать этим святым словам и применять их к себе.
Автор: Ольга Цой
Все выпуски программы Частное мнение
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

1 Кор., 127 зач., II, 9 - III, 8.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Ни для кого не секрет, что люди бывают в разной степени воцерковлены. Будучи крещён в детстве или даже во взрослом возрасте, человек может присматриваться к Церкви очень долго, приходить, задавать вопросы. И кажется, нет ничего сложного в том, чтобы на эти вопросы отвечать. Но так ли это на самом деле? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 2-й и 3-й глав 1-го послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 2.
9 Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его.
10 А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии.
11 Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия.
12 Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога,
13 что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным.
14 Душевный человек не принимает того, что́ от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно.
15 Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может.
16 Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов.
Глава 3.
1 И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе.
2 Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах,
3 потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете?
4 Ибо когда один говорит: «я Павлов», а другой: «я Аполлосов», то не плотские ли вы?
5 Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь.
6 Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог;
7 посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий.
8 Насаждающий же и поливающий суть одно; но каждый получит свою награду по своему труду.
Человеку, у которого есть дети, довольно часто приходится давать простые ответы на сложные вопросы. Причём простота ответов может зависеть не только от того, что ребёнок чего-то не знает, он может быть не готов к сложному ответу психологически, может не иметь необходимого внутреннего опыта для того, чтобы понять серьёзность аргументов взрослого. Скажем, у многих из нас есть опыт объяснения ребёнку того, что ему нельзя есть много сладкого или долго сидеть у экрана. Аргументы, связанные со здоровьем, нас взрослых вполне удовлетворяют и, кажется, не требуют никаких дополнительных объяснений. Но для ребёнка или даже подростка перспектива проблем со здоровьем обычно ничего не доказывает, потому что у него может не быть опыта серьёзной болезни.
В сегодняшнем отрывке из послания Коринфянам апостол Павел говорит с учениками о том, что его проповедь не была полна и он не мог и не может открыть им всего, потому что они просто не будут готовы этого вместить. Кому-то может показаться, что взрослый человек, в отличие от ребёнка, уже знает достаточно и ему можно всё рассказывать сразу. Однако такой подход очень наивен. Можно сколько угодно рассуждать о браке, о воспитании детей, о героизме в бою и многом другом, но мы понимаем, что слова, не подкреплённые опытом, мало что значат. То же самое происходит в религиозной жизни. Если человек не имеет опыта молитвы, покаяния, жертвенной любви, радости богообщения, ему можно будет с большим или меньшим успехом объяснить лишь форму, но без постепенного обретения реального опыта он не поймёт содержания.
Глядя на Церковь со стороны, человек может смущаться или даже возмущаться её пониманием тех или иных вещей. Может не знать, почему нечто она считает грехом, а другое, напротив, проявлением праведности. Конечно, грамотное объяснение может быть не бесполезным, но всё же подлинное знание духовной жизни открывается через опыт, в котором мы призваны возрастать.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Притча о пшенице и плевелах». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном, в частности о смыслах притчи о пшенице и плевелах и почему Бог сразу не карает людей, совершающих страшные преступления, а оставляет существовать вместе и праведных, и неправедных.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Путь к священству». Протоиерей Георгий Власенко

У нас в гостях был настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи в поселке Северный Белгородской области, председатель отдела образования и катехизации Белгородской епархии протоиерей Георгий Власенко.
В начале беседы — личная история: как он впервые прочитал Евангелие в детстве — из тщеславия, но это стало первым шагом к вере. Как побывал на богослужении, после чего пообещал себе никогда больше не приходить в храм. И как через трудности и внутреннюю борьбу всё-таки пришёл к священническому служению.
Звучит мысль: смирение — «плодородная земля», на которой всё растёт. Как смирение помогает принимать испытания, сохранять мир в сердце и доверять Богу даже в трудностях.
Поднимается и тема воспитания: уважение к ребёнку, внимание, честность. Отец Георгий делится опытом и размышляет, чему взрослый может научиться у детей.
Особый разговор — о служении людям с нарушением зрения и слуха, о создании в Белгороде храма для незрячих, о том, как быть рядом в трудностях и помогать любовью.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер