
Илья Муромский
Это был обычный школьный день. Я тогда учился в 10-ом классе. На одном из уроков я заметил, что мой одноклассник начал быстро что-то писать на листке, вырванном из тетради. Эта бумажка с парты моего одноклассника начала переходить из рук в руки по всему классу. Каждый, кто её читал, начинал безудержно смеяться, глядя в мою сторону. Я понял, что там написано про меня и явно это были не добрые слова. Когда листок оказался у моего соседа через парту, я исхитрился и вырвал этот листок.
Начав читать, я не поверил тому, что там было написано. Внутри появилась резкая боль, ощущение пустоты, а лицо стало гореть. Весь листок был исписан неприличными стихами про меня, и чем дольше я их читал, тем сильнее смеялся весь класс. «Зачем он со мной так? Зачем же так унижать?» — думал я. Голова разболелась, душа отказывалась принимать случившееся.
Через неделю про эту историю никто из класса не вспоминал, правда, некоторые одноклассники, видя моё огорчение, подходили ко мне и говорили: «Да ладно тебе, он не со зла это сделал, а так, по-дружески. Ты что юмора не понимаешь?» Однако мне всё равно было тяжело отпустить ситуацию. Я все думал — за что? И наконец вспомнил, как сам когда-то поступил точно так же со своим другом.
Мы с ним ходили на борьбу, и однажды я при всех начал зачитывать переложенное на неприличный манер детское стихотворение Агнии Барто про плюшевого Мишку, которого уронили на пол. Только вместо мишки я подставил имя своего друга, добавив несколько обидных строк. Он был младше меня. Услышав мои шутки, не смог сдержаться и заплакал, а я стоял и не понимал, почему он расстроился. Я же не со зла. Я же по-дружески. Кажется, я не попросил тогда прощения.
Преподобный Симеон Новый Богослов как-то сказал: «Кто, творя грехи, не сокрушается о них и, Бога не боясь, не кается в них, не утесняет себя за них постом и бдениями и не молит о них Бога, тот не жди прощения от милостивого и благоутробного Судии Бога».
Как часто случалось, что мы, даже не задумываемся о том, что совершили зло по отношению к своему ближнему. Сколько раз стояли и недоумевали: «А в чём я провинился?». Забываем о своем поступке, продолжая жить дальше, ходить в храм, исповедоваться и причащаться. Но нераскаянный и непрощённый Богом грех страшен тем, что спустя время, может вернуться тебе и ударить неожиданно, исподтишка в тот момент, когда ты меньше всего этого ожидаешь.
Автор: Илья Муромский
Все выпуски программы Частное мнение
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

Апостол Павел
1 Кор., 150 зач., XI, 31 - XII, 6.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Дух Святой — третье лицо Святой Троицы. Как Его называет Христос в Евангелии — Утешитель. Какова же Его роль в жизни Церкви и отдельного христианина? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 11-й и 12-й глав 1-го послания апостола Павла к Коринфянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 11.
31 Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы.
32 Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром.
33 Посему, братия мои, собираясь на вечерю, друг друга ждите.
34 А если кто голоден, пусть ест дома, чтобы собираться вам не на осуждение. Прочее устрою, когда приду.
Глава 12.
1 Не хочу оставить вас, братия, в неведении и о дарах духовных.
2 Знаете, что когда вы были язычниками, то ходили к безгласным идолам, так, как бы вели вас.
3 Потому сказываю вам, что никто, говорящий Духом Божиим, не произнесет анафемы на Иисуса, и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым.
4 Дары различны, но Дух один и тот же;
5 и служения различны, а Господь один и тот же;
6 и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех.
Эпоха раннего христианства известна как эпоха гонений на Церковь. Язычники, враждебно настроенные по отношению к ученикам Христа, преследовали их и, поймав, ставили перед тяжким выбором. Верующие должны были либо проклясть Спасителя, либо умереть. Об этом красочно свидетельствуют жития древнехристианских мучеников.
Даже сам Павел, который в прошлом был ярым гонителем Церкви Христовой, вспоминает о том, как участвовал в преследованиях христиан и заставлял их отречься от Спасителя. В своей проповеди Евангелия иудейскому царю Агриппе он рассказывает: «по всем синагогам я многократно мучил их и принуждал хулить Иисуса». Иными словами, будучи гонителем, Павел склонял их произнести анафему на Христа. Такая практика была широко распространена в то время. Поэтому в только что прозвучавшем отрывке апостол Павел и обращается к этой злободневной теме.
Он напоминает, что из уст христианина анафема на Иисуса может прозвучать только в случае, если по каким-то причинам Дух Божий отступит от него и он окажется предоставлен сам себе. И, напротив, признать Иисуса Богом, невзирая даже на угрозу для своей жизни, можно только в том случае, если тебя вдохновляет и подкрепляет Дух Святой.
Также апостол намекает: тот, кто лишён Духа Святого, находится в состояние помрачения ума. Он словно лишён собственной воли. Поэтому и говорит он: «когда вы были язычниками, то ходили к безгласным идолам, так, как бы вели вас». То есть жизнь без благодатной поддержки Духа — это в каком-то смысле насилие над человеческой природой. Ведь человек, сам того не ведая, сопротивляется жизни, людям, Богу, он противится сам себе.
И, напротив, когда Утешитель посещает нас, к нам приходит ясность ума и чувств. У нас появляется способность делать осмысленный выбор. Мы начинаем прекрасно осознавать своё внутреннее состояние, мотивы своих поступков и видим каждое движение своей души. Нам становится противна всякая ложь. Мы перестаём бороться с людьми, враждовать с собой и сопротивляться истине. Другими словами, мы признаём в Иисусе Господа. Мы начинаем жить так, как заповедовал Господь в Своём Евангелии.
Так апостол подчеркивает ту ключевую роль, которую играет Дух Святой как в церковной жизни, так и в духовной жизни каждого отдельного верующего. Всё то действительно доброе, что мы совершаем, делается лишь благодаря Его благодатному воздействию. Поэтому и говорят Отцы Церкви о том, что цель жизни христианина — это стяжание, то есть приобретение Духа Святого. Вся церковная дисциплина с её аскетическими практиками, с её богослужениями и таинствами, с понуждением себя к регулярному исполнению евангельских заповедей — всё это ради того, чтобы каждое мгновение быть готовым к принятию Духа Божия. Он просвещает наш ум, нашу душу, нашу волю. Он даёт нам мир и покой. Он всё в нашей жизни расставляет по своим местам.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Фонд «Открыть мир» — незаменимая поддержка для детей с аутизмом и их близких

В Костроме 19 лет работает фонд «Открыть мир», который помогает детям и взрослым с аутизмом. Это неврологическое нарушение развития. Оно влияет на то, как человек взаимодействует с миром, на его возможность учиться и быть самостоятельным. Специалисты фонда поддерживают семьи и сотрудников образовательных организаций: подробно рассказывают им об этом диагнозе и его особенностях. А для самих людей с аутизмом разных возрастов подбирают полезные, развивающие занятия. В том числе, организуют для подростков и взрослых различные мастерские и трудовую занятость.
Лёше Горшкову 10 лет, и он один из подопечных фонда «Открыть мир». Сегодня он спокойно ездит с мамой на машине, совершает покупки в магазине и без проблем ходит к врачу. Хотя раньше подрсоток часто плакал и устраивал истерики, а родные не могли найти к нему подход. Кроме этого, Лёша стал гораздо общительнее. Эти летом он впервые побывал в лагере для особенных детей, где целых 5 дней находился без папы и мамы. Подросток участвовал в разных активностях и весело проводил время. А ведь ещё недавно он переживал, если кого-то из родителей нет рядом. Но и это ещё не всё. С поддержкой программы «Школа? Легко!» Лёша учится в обычной школе вместе с другими ребятами. На занятиях его сопровождают специалисты, что делает учебный процесс более комфортным и эффективным.
Поддержите эту и другие программы помощи людям с аутизмом костромского фонда «Открыть мир», совершив любой благотворительный взнос. И пусть как можно больше особенных детей и взрослых обретают надежду на активную и полноценную жизнь.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Патриарх Тихон». Глеб Елисеев

Гостем программы «Исторический час» был кандидат исторических наук Глеб Елисеев.
Разговор шел о времени патриаршего служения святителя Тихона (Беллавина), как было восстановлено Патриаршество в Русской Церкви и с какими вызовами пришлось стакнуться Патриарху Тихону после революции в России.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Патриарх Тихон». Глеб Елисеев
- «Историк Михаил Осипович Коялович». Татьяна Агейчева
- «Генерал Владимир Константинович Витковский». Константин Залесский
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов