В 1840 году на должность французского консула в городе Мосул был назначен Поль Эмиль Ботта. Интересы этого человека не ограничивались сферой его профессиональной деятельности. Все знали, что Ботта не только дипломат, но еще и страстный археолог-любитель, собиратель древностей. Город Мосуна правом берегу реки Тигр, сегодня принадлежит Ираку. Тогда же это был центр одного из турецких административных округов. Ботта хорошо владел арабским языком, и французское Азиатское общество поручило ему наряду с дипломатической деятельностью заняться поисками знаменитой Ниневии — легендарной столицы Ассирии, которая много раз упоминается в Библии. «Ниневия же была великий город у Бога на три дня ходьбы», - говорится Священном Писании. Критики Библии утверждали, что империя с такой крупной столицей – сильное преувеличение. По мнению скептиков, если бы такая великая держава действительно существовала, от нее остались бы многочисленные руины и другие артефакты. Но до 1840-го года никаких свидетельств существования Ассирийской империи обнаружено не было. И перед французским консулом Полем Эмилем Ботта стояла задача – попытаться раскрыть эту загадку библейской истории.
Все свободное время Ботта бродил по окрестностям Мосула, расспрашивал местных жителей, собирал старинные черепки и изучал местность, в надежде отыскать следы Ниневии. Но усилия консула долгое время оставались тщетными. Лишь в марте 1843-го года забрезжила надежда. Один из местных арабов сказал, что знает место, где видимо-невидимо древних кирпичей с надписями. Он и его односельчане сооружают из этих кирпичей очаги в своих домах. Заинтересовавшись, дипломат отправил с арабом своих людей. Проводник привел их на холм, расположенный у селения Хорсабад. Здесь археолог-любитель со своей командой и обнаружил остатки ассирийского города, существовавшего более двух с половиной тысячелетий назад.
Мнение эксперта:
Уже через час после начала раскопок из земли начали выступать полуразрушенные стены. На них отчетливо различались надписи, рисунки, рельефы. Основной их темой было прославление царя. На этих изображениях царь охотился, воевал, пировал по случаю очередной победы. И тут же бесстрастно наблюдал за тем, как истязают пленников. Это были беспримерные в истории мирового искусства изображения жестокости. Большая группа рельефов рассказывала о победе ассирийского царя Саргона Второго над соседним государством Урарту в 714 году до Рождества Христова. Чем дальше продвигались работы, тем очевиднее становилось, что раскопанные стены есть ничто иное как царский дворец.
Это открытие принесло археологу-любителю всемирную известность. Он и сам был под сильным впечатлением от своей находки. До конца жизни Ботта не сомневался, что раскопал древнюю столицу Ассирийского государства. Но ирония судьбы заключалась в том, что это была вовсе не Ниневия! Дальнейшие исследования ученых показали, что холм возле селения Хорсабад скрывал руины ассирийского города Дур-Шаррукин. Центральное место в нем действительно занимала резиденции царя Саргона Второго, дворец, сооруженный в 709 году до Рождества Христова в 50 километрах о Ниневии.
Раскопки Дур-Шаррукина велись еще много лет. Год за годом из земли поднимались величественные здания с украшенными порталами, с огромными залами, с гаремом из трех отделений. Стены дворца покрывали изображения диковинных животных, барельефы царей и крылатых богов. Такой роскоши археологи не встречали даже в Египте! Великолепие дворца свидетельствовало о величии открытой ими цивилизации.
Мнение эксперта:
Дворец, сооруженный на искусственной террасе, возвышался над городом. Площадь дворца составляла 10 гектаров, а общая площадь города 18 гектаров. Крепостная стена подходила вплотную к дворцу так, что часть дворцовых помещений выдавалась вперед, образуя огромный бастион над крутым обрывом. С высоких башен стража могла увидеть врагов на большом расстоянии, а отвесные склоны делали затруднительной осаду крепости. Дворец имел 30 дворов и 210 залов. В центре находилась царская резиденция, вокруг нее размещались гарем, храмы и служебные помещения.
У входа во дворец Саргона возвышались величественные крылатые быки-шеду в высоких шапках-тиарах, с человеческими лицами и огромными, завитыми бородами.
Мнимое открытие Ниневии вошло в историю как ошибка неопытного ученого. Но это нисколько не умаляет его значения для исторической науки. Раскопки Дур-Шаррукина стали мировой сенсацией. Найденный французским дипломатом дворец ассирийского царя подтвердил, что на берегах реки Тигр действительно существовала мощная цивилизация, о которой сказано в Библии. С открытия Ботта начала развиваться новая ветвь археологической науки – ассириология.
Сегодня на месте Дур-Шаррукина остались только обломки гранитных глыб. Статуи крылатых быков-шеду находятся в Иракском музее древностей в Багдаде. А самые знаменитые рельефы из ассирийских царских дворцов можно увидеть в лондонском Британском музее и в парижском Лувре.
Пасхальные традиции Румынии
Православие в Румынии — явление самобытное. Дело в том, что Румыния единственная православная страна, христианизация которой происходила не сверху, а снизу. Имеется ввиду следующее — в Румынии не было такого, что Православие сначала приняло руководство страны, а затем это решение распространилось на остальное население. Изначально христианство проникло на территорию Румынии через простое население, а затем уже было принято на государственном уровне.
Причиной самобытности румынского Православия является также и то, что в культурном плане Румыния находится как бы на границе западной и восточной цивилизаций. Почти все население Румынии исповедует Православие, но при этом многие моменты церковной жизни в стране почти полностью совпадают с западными церковными традициями.
Впрочем, самобытность румынского Православия часто выражается в местных обычаях, аналогов которых вовсе нет — ни на востоке, ни на западе. В качестве яркого примера можно привести традиции празднования в Румынии главного православного праздника — Пасхи.
Пасха в Румынии удивит вас обилием обычаев, которые и сегодня соблюдают большинство жителей этой страны. Первая особенность празднования Пасхи в Румынии состоит в том, что начиная с Великого четверга (четверга перед Пасхальным воскресением) жизнь в румынских городах как будто замирает. Многие учреждения приостанавливают свою деятельность, чтобы дать людям спокойно подготовиться к Пасхе.
А готовиться приходится усердно. Традиционно румыны стараются к Пасхе запастись большим количеством продуктов и приготовить побольше пасхальных угощений. Не только для того, чтобы порадовать себя вкусной едой в праздничные пасхальные дни, но и для того, чтобы часть продуктов раздать нищим. Румыния — страна небогатая. Тем не менее, большинство ее православных жителей считают, что Пасха — праздник всеобщий, а потому нужно помочь неимущим, чтобы они тоже смогли почувствовать пасхальную радость.
В Румынии так же, как и в России, принято на Пасху печь куличи. Правда, называются они в Румынии — «пасхами». У нас пасха — творожное блюдо, в Румынии же название пасха закрепилось за куличом, видимо, из-за того, что на сдобный хлеб там принято выкладывать сладкий творог. То есть румынская пасха — это кулич плюс творожная пасха.
Выглядит румынская пасха так. Пышный сдобный хлеб украшается сверху косичкой из теста. Обычно косичку выкладывают в форме креста. Внутрь получившегося креста помещается творог. Обычно его предварительно смешивают с сахаром или изюмом. Сверху пасху румыны традиционно посыпают корицей или маком. А чтобы пасха вышла яркой в дополнение ко всему добавляется еще и протертая тыква.
Приготовленная пасха относится в храм, где освящается или накануне Пасхе, или в саму пасхальную ночь. Вместе с пасхой освящаются и иные праздничные блюда. Например, пасхальная баба, блюдо из макаронного теста и меда. А еще в Румынии на Пасху принято освящать в храме деньги. С упомянутой уже целью — помочь нищим. Освященные деньги вместе с частью освященных продуктов принято раздавать неимущим. Так пасхальная радость, с точки зрения румын, распространяется на всех жителей страны.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Волшебные мгновения»
Я проснулась с восходом солнца и успел понаблюдать, как в моей комнате становится всё светлее и светлее. Предметы начинают приобретать привычные очертания. Пора вставать, собираться в институт. Но пока ещё полежу, подожду, когда придёт мама. Сегодня у неё ночная смена, и с минуты на минуту мама должна вернуться с работы.
А вот и она. Я слышу, как мама входит в прихожую и тихонько снимает плащ. Как же я люблю эти мгновения! Звук открывающегося замка, шелест маминой одежды и сумок.
Когда слышу всё это — испытываю особое состояние. На душе становится легко и приятно. Казалось бы, такие простые вещи, а сколько они несут в себе тепла. Мамы я ещё не вижу, но уже чувствую особый заряд радости и счастья. А вот и она! Заглядывает ко мне в комнату и говорит: «Доброе утро, дочка!». «Доброе утро, мама», — улыбаюсь я ей в ответ.
Все выпуски программы Утро в прозе
8 мая. О любви Господа к распявшим Его
Во 2-й главе Книги Деяний святых апостолов есть слова апостола Петра: «Твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли».
О любви Господа к распявшим Его, — протоиерей Георгий Завершинский.