
Екатерина Каштанова
«Верую во единого Бога, Отца Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым», — так начинается Символ веры. Эту молитву крестные родители читают при Крещении за младенца. И я уже трижды произносила это исповедание веры за моих крестных сыновей. Кстати, двое из них — мои племянники. И тут я уподобилась своей тете, которая так же стала когда-то крестной для нас с сестрой, своих племянниц. Почему я вспомнила про тетю? Потому что, как мне кажется, именно ей я обязана тем, что верую.
Тетя Марина покрестила нас еще в дошкольном возрасте. Рассказала о Боге, святых, чудесах, водила в храм причащать. И уехала в свой родной город. Потом приезжала погостить, или мы ездили к ней и тогда снова вместе ходили в храм.
Но постоянной жизни с Богом, в Церкви не было. Родители наши не жили тогда еще в вере. И вот долгое время школьных и университетских лет я прожила, как бы это страшно сейчас ни звучало, без Бога. И по человеческим меркам вобщем-то и не плохо. Вот только к окончанию университета у меня появилась непреодолимая нужда, чтобы Бог был в моей жизни. Независимо от внешних обстоятельств. Внутренняя потребность.
Я к тому моменту закончила институт. Уволилась с работы, которую совмещала с последними курсами магистратуры. Рассталась с молодым человеком.
Казалось бы, перед человеком в моем положении встало столько непростых вопросов: куда идти работать, с кем строить отношения, в какой сфере применять полученные знания? Как сегодня модно говорить: стрессовая ситуация. Н я была... абсолютно счастлива! Безусловно.
Именно необъяснимое состояние счастье наполняло меня тогда. Казалось, больше того чувства полноты, радости, благодарности и свободы невозможно представить.
И вот именно в тот период моей жизни пришло время прорасти семечку веры, посаженному с любовью далеко в детстве в моё сердце. Я уже знала, благодаря крестной, куда мне надо идти и что делать. Пошла я в храм недалеко от дома, куда мы вместе тоже когда-то заходили. Стала посещать службы, жадно вслушивалась в тексты, которые Церковь поёт и читает на богослужении. И молилась краткой евангельской молитвой об укреплении в вере:
— Господи, верую, помоги моему неверию.
Позже по Божьему промыслу я пошла учиться в духовное училище, где все непонятное в богослужениях разложилось в моей голове по полочкам. А потом я стала руководить паломническим центром в епархии.
Казалось бы, парадокс. Я пришла в храм в момент ощущения счастья. От абсолютного счастья. Я уже потом поняла, что это была, что называется, призывающая благодать!
И все это, я уверена произошло благодаря моей крестной и ее молитвам длиною в жизнь. Я на собственном примере поняла, как важно посеять в душе ребенка семечко веры. И укреплять, удобрять, питать его своей молитвой. Молитвой крестной матери!
Автор: Екатерина Каштанова
Все выпуски программы Частное мнение
Сэмюэл Кольридж «Поэма о Старом Мореходе» —«Благодарение и славословие Творца»

Фото: Piqsels
В 1798 году была опубликована поэма Сэмюэла Кольриджа «Старый Мореход». Её ключевые темы: покаяние, прощение и возрождение.
Вкратце сюжет поэмы таков. Старый моряк рассказывает историю своей жизни. Однажды его корабль попал в бурю, и внезапно появившийся альбатрос вывел моряков из опасных вод. Матросы полюбили птицу. Но из пустой прихоти главный герой убивает альбатроса. Друзья вначале осуждают его поступок. Но затем, когда поднимается попутный ветер, они хвалят Морехода: «Ты прав был, птицу умертвив». Тем самым, они также становятся повинны в преступлении.
Ветер приводит корабль в поросшее водорослями гибельное место. Друзья, забыв, как недавно хвалили Морехода, вешают ему на шею убитую птицу, забывая, как разделили его грех, и лицемерно сваливая всю вину на него. Постепенно все они погибли от жажды. И вот, когда гибель казалась уже неминуемой для самого Морехода, он случайно выглядывает за борт и видит морских змеек — они изумляют его своей красотой. Он внезапно словно прозревает. Красота Божьего творения выводит его из отчаяния, и Мореход произносит молитву к Творцу, славя Его. В этот момент убитый альбатрос падает с его шеи в море, что символизирует освобождение Морехода от греха.
Старый Мореход возрождается к жизни через благодарение и славословие. «Я стал благословлять, — рассказывает он позже некоему юноше, спешившему к своему другу на свадьбу. — Я в этот миг молиться мог». И в тот же час корабль сдвинулся с места, так Мореход был избавлен от гибели.
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
Памятник святому праведному князю Александру Невскому (Новгород Великий)
Когда приезжаешь в Великий Новгород, кажется, что в самом воздухе этого древнего города витает имя Александра Невского — народного героя, мудрого князя Новгородской республики, бесстрашного полководца и святого Русской Православной Церкви. Уже на железнодорожном вокзале, точнее — на привокзальной площади, вас встретит бюст Александра Ярославича. А если отправитесь гулять по городу, то наверняка не пройдёте мимо одной из главных достопримечательностей Великого Новгорода — памятника князю Александру Невскому.
Установлен он в туристической зоне — на правом берегу реки Волхов, прямо на набережной, которая, кстати, тоже носит имя Александра Невского. Перед вами засеребрятся купола белокаменной церкви Бориса и Глеба — и тут же, буквально в нескольких метрах от неё, вырастет величественная фигура в развевающемся плаще. Князь одет в кольчугу, но стоит с непокрытой головою — свой воинский шлем он держит в правой руке. Меч висит у него на поясе, а щит он словно прислонил к основанию монумента. Необычное ощущение: скульптура, посвящённая одному из величайших русских военачальников, совсем не выражает воинственность. Скорее — спокойствие, уверенность и одухотворённость. Левая рука Александра Невского опущена и открытой ладонью обращена к смотрящим. Успокаивающим жестом князь как будто говорит: «Не в силе Бог, а в правде. Никакие враги не смогут одолеть».
4-метровый памятник князю Александру Невскому появился на набережной Волхова ещё в советские времена — в 1985-м году. Его открытие состоялось 20 января, в день 41-й годовщины освобождения Великого Новгорода от немецко-фашистских захватчиков. Событие стало глубоко символичным — ведь князь, разгромивший в 13-м столетии шведов и ливонских рыцарей, олицетворял борьбу русского народа против иностранной агрессии. Конечно, и в Великую Отечественную войну, и позже, в 1985-м, когда открывался памятник, немногие помнили о том, что князь — не только мужественный защитник Отечества, но и святой. А вот скульптор явно знал об этом. Плащ, развевающийся за спиною князя, очень напоминает крылья... Фигура и лицо Александра Невского, святого защитника Руси, излучают внутренний свет. И хочется долго стоять и всматриваться в каждую деталь этого удивительного памятника.
Все выпуски программы ПроСтранствия
29 октября. О духовном состоянии апостолов до сошествия на них Святого Духа
В 9-й главе Евангелия от Луки есть слова об апостолах: «Пришла же им мысль: кто бы из них был больше?».
О духовном состоянии апостолов до сошествия на них Святого Духа — игумен Назарий (Рыпин).
Состояние апостолов было объективной реальностью на тот момент, потому что они ещё не были просвещены Духом Святым. Поэтому ненависть первосвященников, законников и фарисеев была так велика ко Христу, потому что Он не призвал их соучаствовать в Своей славе и царстве земном, как им представлялось, а избрал этих некнижных рыбаков, мытарей. И конечно же, хотя апостолы Христовы пытались смиряться, но эта идея земного царства, земной власти, конечно, тоже посещала их умы, они не понимали Христа.
И поэтому Христос в большей степени готовил их к смертным страданиям не для того, чтобы они смогли их понять сейчас, а больше для того, чтобы потом, когда уже всё случится, когда они будут просвещены Духом Святым, это утвердило их веру и напомнило о всём том, о чём Он им прежде говорил, прежде Своей смерти, чтобы утвердить их в вере в распятого Христа, в том, что Он знал о Своих страданиях и сознательно и добровольно пошёл на крестную смерть ради спасения человеческого рода.
И мы зачастую в своих каких-то религиозных представлениях и отношениях к Богу, к Церкви, в некотором смысле напоминаем непросвещённых Духом Святым апостолов в том, что мы хотим что-то у Бога. Мы не Бога хотим, а от Бога всё время чего-то хотим. И конечно, на это нужно обратить внимание. В нашей вере, в наших молитвах мы молимся о духовном преображении, о своём исцелении души, или же мы хотим тоже занять какое-то премьерское или министерское кресло вокруг Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема







