Врач с золотыми руками и ангельской душой — Зоя Сергеевна Миронова — в буквальном смысле возвращала людей в большой спорт после серьезных травм. Ушла Зоя Сергеевна на пенсию, когда ей исполнилось девяносто лет.
Зоя Сергеевна стала чемпионкой СССР по конькобежному спорту в 1933-м и 34-м годах. Спустя два года она завершила спортивную карьеру и поступила в Первый московский государственный медицинский институт по специализации «хирургия». Сопровождая в качестве медсестры участников многодневной велогонки и оказывая помощь получившим травмы, Зоя Сергеевна впервые задумалась о необходимости особого подхода к спортивным травмам. Впоследствии Зоя Миронова стала первым советским спортивным травматологом. Именно благодаря ей наши рекордсмены поднимались на самые высокие ступени пьедестала.
Как относились к Зое Сергеевне ее пациенты и что она сама говорила о своей профессии?

Зою Сергеевну Миронову советские и российские спортсмены звали второй мамой. Хирург, ортопед, основательница отечественной спортивной травматологии, она действительно дарила им новую жизнь — возвращала в большой спорт после серьёзных травм. Своему призванию врача Зоя Миронова оставалась верна до последнего дня. На пенсию она ушла, когда ей исполнилось девяносто. Но даже на заслуженном отдыхе продолжала консультировать молодых докторов — своих многочисленных учеников. И они, и пациенты Зои Сергеевны, в один голос называли Миронову врачом с золотыми руками и ангельской душой.
Её с детства увлекали спорт и медицина. Зоя с увлечением читала книги о выдающихся врачах. И любила кататься на коньках. Когда ей исполнилось 16, она начала серьёзно заниматься конькобежным спортом. Дважды — в 1933-м и 34-м годах — стала чемпионкой Советского Союза. Спустя два года завершила спортивную карьеру и поступила в Первый московский государственный медицинский институт по специализации «хирургия». На 4-м курсе Зою в качестве медсестры направили на многодневную велогонку по маршруту Москва-Харьков-Киев-Минск-Москва. Велосипедисты, которым ей довелось оказывать помощь, переживали больше не из-за самих травм, а из-за того, что им приходилось насовсем сходить с трассы. Именно тогда Зое впервые пришла в голову мысль о том, что к спортивным травмам нужен особый подход. Ведь спортсменам необходимо не просто вылечиться и восстановиться, но и как можно скорее вернуться к физическим нагрузкам. Это была поистине новаторская по тем временам идея. Ведь спортивной травматологии как отдельного направления медицины, в СССР тогда ещё не существовало.
В 1940-м Зоя устроилась работать в Яузскую больницу. А спустя год началась Великая Отечественная война. Больница стала эвакуационным госпиталем. Поток раненых с фронта не прекращался. Операции шли круглосуточно. Зоя Сергеевна впоследствии говорила, что с готовностью отдавала все свои физические и душевные силы, лишь бы поставить раненых на ноги. И они были признательны за это молодому хирургу. Один из пациентов-фронтовиков на протяжении многих лет в благодарность присылал Зое Сергеевне к праздникам посылки со свежими яблоками. Без устали работая в госпитале, Зоя успевала писать диссертацию. Великую Победу она встретила доктором медицинских наук.
А в 1951-м году как медик вошла в состав Олимпийского комитета СССР. Страна тогда готовилась впервые принять участие в главных международных соревнованиях. Опыт у Мироновой был поистине уникальным: блестящий хирург, учёный, к тому же — бывшая спортсменка, чемпионка. Зоя Миронова стала первым советским спортивным травматологом. Ещё несколько лет назад травмы легко могли поставить крест на карьере спортсменов. Теперь же, благодаря удивительному дару Зои Сергеевны, наши рекордсмены поднимались на самые высокие ступени пьедестала. Так, например, в 1968 году знаменитый хоккеист Александр Якушев серьёзно повредил колено. Зоя Сергеевна виртуозно его прооперировала, и уже через несколько месяцев Якушев в составе команды «Спартак» стал победителем Чемпионата СССР по хоккею. А в 1960-м, буквально накануне Олимпиады в Риме, Зоя Сергеевна сделала сложную операцию гимнастке Софье Муратовой. Спортсменка завоевала олимпийское золото. Медаль девушка принесла Мироновой со словами: «Зоя Сергеевна, она — ваша!»
Пациенты вспоминали, что Зоя Миронова была не только потрясающим хирургом, но и добрейшим человеком. Всегда поддерживала, успокаивала, ободряла. Зоя Сергеевна считала, что врач должен прежде всего сострадать больному. Себя она называла счастливым человеком. Потому что хотела быть врачом и стала им.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 105 зач., XI, 2-12.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории еврейского народа было несколько очень серьёзных ошибок, когда ошибались не какие-то отдельные люди, а почти весь народ. В качестве примера можно вспомнить последнюю ошибку: народ не сумел узнать в Иисусе из Назарета посланного Богом Мессию. Однако, нельзя сказать, что ошиблись все, нет, ведь есть апостолы, которые были евреями, да и в наше время среди христиан немало людей, которые по своему происхождению принадлежат к израильскому народу. Существование христиан из евреев давало апостолу возможность надеяться и верить в благую участь его родного народа. Именно об этом мы слышим сегодня во время литургии в православных храмах в отрывке из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
Вполне естественно, что апостола Павла беспокоила судьба его родного народа, и, конечно же, Павел был не одинок в своём беспокойстве, много вопросов было и у других христиан из числа евреев: какой будет дальнейшая судьба их народа? Как соотнести между собой обетования Ветхого Завета и неприятие Христа израильтянами? Неужели же нет никакой надежды?
Ответ апостола Павла можно свести к довольно простому и очевидному утверждению: неприятие Христа — это далеко не первое духовное преступление израильтян, в качестве примера апостол вспомнил историю пророка Илии, в годы жизни которого народ тоже совершал немало преступлений, в какой-то момент пророк вовсе остался в одиночестве. Впрочем, так казалось лишь Илье, потому-то Бог и указал ему на семь тысяч человек, не осквернивших себя язычеством, следовательно, отпали от Бога хоть и многие, но далеко не все. Так было и во время жизни апостола Павла: не верили во Христа многие евреи, но не все, среди первого поколения христиан было немало евреев, немало их среди христиан и в наши дни. Этот факт означает, что Бог не отверг Свой народ, ведь если в народе сохраняется праведность, если есть ещё те, кто остаётся верным Богу, значит, народ не утратил смысл своего бытия, значит, люди ещё могут обрести Христово Царство.
Эту логику легко продлить и на любой другой народ: пока есть праведники, те, кто несмотря ни на что, хранит веру во Христа, значит мы не можем сказать, что Бог отвернулся от этого народа. Здесь довольно сложно не вспомнить историю русского народа в минувшем веке, у нас тоже было всеобщее отступление от Бога, мы уничтожали храмы и пытались искоренить саму веру, но были и те, кто не только сохранил себя от этого помрачения, но и сумел обрести святость, благодаря этим людям Церковь возродилась. Впрочем, успокаиваться рано, ведь Второе Христово Пришествие ещё не произошло, следовательно, мы снова можем массово отречься от нашего Спасителя. Пусть же Бог сохранит нас от этого греха!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь Никите в борьбе с лейкозом

В Санкт-Петербург, больше чем за полторы тысячи километров от дома, Никита Камышов приехал несколько месяцев назад. Ещё зимой врачи в родном Луганске произнесли слова, перевернувшие жизнь юноши и его семьи: «У вас лейкоз», то есть — рак крови.
Любимые занятия боксом, прогулки с друзьями, огромное желание стать пожарным и спасать людей — всё это пришлось поставить на паузу, ведь теперь ему предстояла борьба за собственную жизнь. Никита признаётся, что самым тяжёлым испытанием для него стало расставание с близкими и невозможность покинуть больничные стены. «Я вообще редко сижу дома, а тут — всё время в палате», — сетует Никита. Но он не теряет надежды, что выздоровление уже близко. А значит и возвращение домой, в Луганск, продолжение учёбы и занятия спортом.
Сейчас в лечении Никиты настал перерыв. Организму нужно время, чтобы восстановиться и продолжить борьбу с новой силой. Продвинуться вперёд на пути к выздоровлению юноше поможет дорогостоящее лекарство.
Купить его самостоятельно семья не может, поэтому обратилась за поддержкой в петербургский благотворительный фонд «Свет Дети». С его участием уже удалось собрать часть необходимой суммы. Если вы хотите присоединиться к помощи будущему пожарному Никите Камышову, переходите на сайт фонда «Свет Дети».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Покровский собор — храм Василия Блаженного». Татьяна Сарачева

У нас в студии была Заведующая музеем «Покровский собор» Татьяна Сарачева.
Разговор шел об истории и современности Покровского собора на Красной площади, больше известного как храм Василия Блаженного. Как соединяется здесь богослужебная и музейная жизнь, и какие открытия были сделаны при изучении этого удивительного храма.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного Исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой был посвящен истории Новодевичьего монастыря в Москве.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер