
Как часто мы проходим мимо людей, которые, вроде и знакомы в лицо, но мы их не знаем. Так с одной коллегой мы изредка здоровались, но не общались. Про соседку из квартиры напротив я знала лишь то, что зовут ее Оля и у нее двое детей... Но однажды мы разговорились с коллегой во время рабочей поездки, и я узнала, что этот человек пишет замечательные глубокие стихи. А Оля неожиданно зашла узнать, когда ближайшая служба в нашем храме, и в воскресенье мы пошли туда вместе. Эти люди вдруг открылись для меня, мы стали общаться чаще, сложились теплые отношения. Мне кажется, что и со святыми мы знакомимся так же, как с людьми.
У нас в храме была икона при входе. Я никогда к ней не подходила. Даже не задумывалась, чей это образ. Шла к другим, к знакомым: к Николаю Чудотворцу, Серафиму Саровскому, Сергию Радонежскому.
И вот, однажды, готовя дома ужин, я решила послушать жития святых. Включила в телефоне аудиозапись. Начался рассказ о святой Марии Египетской. Пожалуй, я впервые внимательно слушала ее житие от начала до конца. Не совсем точное слово «внимательно», я как-то душой слушала, знакомилась с ней.
Неожиданно для самой себя я всем сердцем прочувствовала путь этой женщины, этой святой. До слез. Передо мной появился живой человек. Вот двенадцатилетняя девочка уходит из родительского дома. Вот она, красивая и распутная стремится на корабль с паломниками. Вот Мария не может переступить порог храма, впервые задумывается о своей жизни и начинает рыдать. Вот она принимает несколько кусков хлеба и уходит в пустыню. Это была вся ее пища. На годы. На 47 лет!
Я выключила сковородку. Котлеты подождут. Села и слушала.
Старец Зосима видит в пустыне тень человека, опаленного до черна солнцем, с белыми, как шерсть, волосами и с ужасом слышит, как это почти бестелесное существо называет его по имени и просит благословить, а потом во время молитвы парит над землей...
Житие Марии Египетской, грешницы, которая обрела веру, покаялась и преобразилась, пугало и вдохновляло одновременно, потому что невозможное оказалось возможным. Благодаря Богу. Такой духовный рывок! Как мне важно было в тот момент обо всем этом услышать. В тот самый момент, когда мне самой требовалось так возгореться любовью к Богу. Я уже давно буксовала в духовной жизни. И вот! Это возможно! Взять и запылать!
Котлеты я все-таки дожарила, накормила семью, легла спать, а сама продолжа думать о Марии Египетской. Когда я вновь оказалась в храме, подошла к ее иконе, той самой, которую раньше не замечала. Подошла с особым радостным чувством, как к хорошо знакомому или родному человеку. Теперь я очень внимательно всматривалась в лик, видела седые волосы, немощную плоть, и снова переживала историю жизни, покаяния и преображения. С тех пор я всегда молюсь Марии Египетской об укреплении веры.
Для меня эта история — подтверждение того, что святые — абсолютно живые. И открываются, когда нам так важен их опыт, их пример пути к Богу. С ними складываться свои особые отношения. Так мы обретаем духовных друзей, помощников и заступников. От души желаю всем таких чудесных встреч.
Автор: Елена Сурняева
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер