Как часто мы проходим мимо людей, которые, вроде и знакомы в лицо, но мы их не знаем. Так с одной коллегой мы изредка здоровались, но не общались. Про соседку из квартиры напротив я знала лишь то, что зовут ее Оля и у нее двое детей... Но однажды мы разговорились с коллегой во время рабочей поездки, и я узнала, что этот человек пишет замечательные глубокие стихи. А Оля неожиданно зашла узнать, когда ближайшая служба в нашем храме, и в воскресенье мы пошли туда вместе. Эти люди вдруг открылись для меня, мы стали общаться чаще, сложились теплые отношения. Мне кажется, что и со святыми мы знакомимся так же, как с людьми.
У нас в храме была икона при входе. Я никогда к ней не подходила. Даже не задумывалась, чей это образ. Шла к другим, к знакомым: к Николаю Чудотворцу, Серафиму Саровскому, Сергию Радонежскому.
И вот, однажды, готовя дома ужин, я решила послушать жития святых. Включила в телефоне аудиозапись. Начался рассказ о святой Марии Египетской. Пожалуй, я впервые внимательно слушала ее житие от начала до конца. Не совсем точное слово «внимательно», я как-то душой слушала, знакомилась с ней.
Неожиданно для самой себя я всем сердцем прочувствовала путь этой женщины, этой святой. До слез. Передо мной появился живой человек. Вот двенадцатилетняя девочка уходит из родительского дома. Вот она, красивая и распутная стремится на корабль с паломниками. Вот Мария не может переступить порог храма, впервые задумывается о своей жизни и начинает рыдать. Вот она принимает несколько кусков хлеба и уходит в пустыню. Это была вся ее пища. На годы. На 47 лет!
Я выключила сковородку. Котлеты подождут. Села и слушала.
Старец Зосима видит в пустыне тень человека, опаленного до черна солнцем, с белыми, как шерсть, волосами и с ужасом слышит, как это почти бестелесное существо называет его по имени и просит благословить, а потом во время молитвы парит над землей...
Житие Марии Египетской, грешницы, которая обрела веру, покаялась и преобразилась, пугало и вдохновляло одновременно, потому что невозможное оказалось возможным. Благодаря Богу. Такой духовный рывок! Как мне важно было в тот момент обо всем этом услышать. В тот самый момент, когда мне самой требовалось так возгореться любовью к Богу. Я уже давно буксовала в духовной жизни. И вот! Это возможно! Взять и запылать!
Котлеты я все-таки дожарила, накормила семью, легла спать, а сама продолжа думать о Марии Египетской. Когда я вновь оказалась в храме, подошла к ее иконе, той самой, которую раньше не замечала. Подошла с особым радостным чувством, как к хорошо знакомому или родному человеку. Теперь я очень внимательно всматривалась в лик, видела седые волосы, немощную плоть, и снова переживала историю жизни, покаяния и преображения. С тех пор я всегда молюсь Марии Египетской об укреплении веры.
Для меня эта история — подтверждение того, что святые — абсолютно живые. И открываются, когда нам так важен их опыт, их пример пути к Богу. С ними складываться свои особые отношения. Так мы обретаем духовных друзей, помощников и заступников. От души желаю всем таких чудесных встреч.
Автор: Елена Сурняева
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Галатам святого апостола Павла
Гал., 210 зач., IV, 8-21.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Человек может не только развиваться, но и деградировать. Причём деградация может быть как интеллектуальной, так и нравственной, может она быть и духовной. Именно с духовным упадком галатийских христиан боролся апостол Павел в своём к ним послании. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 4-й главы Послания апостола Павла к Галатам. Давайте послушаем этот отрывок и обратим внимание на причины духовного оскудения адресатов Послания к галатам.
Глава 4.
8 Но тогда, не знав Бога, вы служили богам, которые в существе не боги.
9 Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им?
10 Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы.
11 Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас.
12 Прошу вас, братия, будьте, как я, потому что и я, как вы. Вы ничем не обидели меня:
13 знаете, что, хотя я в немощи плоти благовествовал вам в первый раз,
14 но вы не презрели искушения моего во плоти моей и не возгнушались им, а приняли меня, как Ангела Божия, как Христа Иисуса.
15 Как вы были блаженны! Свидетельствую о вас, что, если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне.
16 Итак, неужели я сделался врагом вашим, говоря вам истину?
17 Ревнуют по вас нечисто, а хотят вас отлучить, чтобы вы ревновали по них.
18 Хорошо ревновать в добром всегда, а не в моем только присутствии у вас.
19 Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!
20 Хотел бы я теперь быть у вас и изменить голос мой, потому что я в недоумении о вас.
21 Скажите мне вы, желающие быть под законом: разве вы не слушаете закона?
Из павловых посланий мы знаем, что у него была какая-то хроническая болезнь, о существе которой выдвигаются самые разные предположения. Нет особого смысла рассуждать о диагнозе апостола, нам важно лишь помнить об очевидном факте: любая болезнь затрудняет жизнь и делает труд человека менее эффективным. В только что прозвучавшем отрывке апостольского послания к галатам Павел снова упомянул свою болезнь, и написал, что он проповедовал в Галатии в первый раз в состоянии «немощи плоти». Однако эта немощь отнюдь не помешала людям услышать и должным образом воспринять апостольскую проповедь, и Павел хвалит христиан Галатии за такую отзывчивость.
В самом деле: больной проповедник редко бывает хорош, и трудно рассчитывать на успех его миссии там, где с ним ещё не знакомы. Немного тех людей, которые готовы обращать внимание не на внешнее, а на суть, и потому христиане Галатии действительно заслуживают похвалы. Эти люди обрели благодать Духа Святого благодаря проповеди больного на тот момент апостола, это стало выражением их веры, очевидным доказательством того, что только вера может привести человека ко спасению.
Увы, но в какой-то момент адресаты апостола Павла обо всем этом забыли. Пришедшие из Иерусалима проповедники внушили им, что одной веры недостаточно, что необходимы дела, но не дела любви, а дела исполнения ветхозаветного закона, поверив этим проповедникам, христиане Галатии начали свой путь духовной деградации, они начали отказываться от жизни по духу ради жизни по плоти, полагая, что такая жизнь может иметь хоть какой-то высший смысл.
Здесь мы видим, что далеко не всякая проповедь бывает полезной и спасительной. Далеко не все те, кто говорит убедительно, заслуживают доверия, а если верить каждому красноречивому оратору, то можно вместо духовного восхождения начать противоположный путь.
Как же быть? Как не ошибиться? Ответ очень прост, и его нам дал апостол Павел в 1-й главе Послания к галатам: «Если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал. 1:8). Апостольское учение — вот тот единственно верный духовный камертон, Церковь Христова в полной мере восприняла это учение, а потому лишь пребывание в единстве с Церковью способно помочь человеку избежать тех искушений, которым подверглись адресаты Послания апостола Павла к галатам.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Византия и Древняя Русь — взаимное влияние». Дмитрий Казанцев
У нас в гостях был византинист Дмитрий Казанцев.
Разговор шел о взаимном влиянии и культур Византии и Древней Руси. Чем интересно это влияние и как прослеживается в различных областях, в частности в религиозной.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
«Поддержка отечественного кино». Федор Соснов
У нас в студии был исполнительный директор «Фонда Кино» Федор Соснов.
Мы говорили о государственной поддержке отечественного кинематографа, как развивается российское кино сегодня и насколько востребованы фильмы с христианскими смыслами.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова