
Среди портретов, написанных Валентином Серовым, есть чудесная картина, изображающая даму с собачкой. Неземной красоты женщина с высокой причёской спокойно смотрит вдаль. Это княгиня Юсупова. Серов не любил писать богачей, но отказать Зинаиде Николаевне не смог: «Если бы все богатые люди, княгиня, были похожи на вас, то не осталось бы места несправедливости», - сказал как-то художник.
Одна из самых богатых женщин России щедро делилась своим состоянием с теми, кто нуждался. А поделиться было чем! Юсуповым принадлежали сахарные, кирпичные, лесопильные заводы, фабрики, рудники. В одном только Петербурге у княгини было четыре дворца. А картинная галерея, принадлежащая семье, просто просилась в Эрмитаж. Зинаида Николаевна владела лучшими драгоценностями в мире, но носить их не любила, предпочитая простой и элегантный стиль.
При дворе её – первую красавицу Петербурга называли «Сиянием». И не только из-за прекрасных глаз. Душа была прекрасной. С 18-ти лет Зинаида Николаевна занималась благотворительностью, став попечительницей приюта солдатских вдов. Умение отдавать Юсупова унаследовала от своего отца. Гофмейстер царского двора содержал институт для глухонемых, основал множество благотворительных фондов, во время русско-турецкой войны снарядил для армии санитарный поезд. Зинаида Николаевна была такой же щедрой.
Огромные суммы она каждый год отсылала приютам, гимназиям, школам. Строила церкви, больницы, финансировала бесплатные столовые. Когда началась русско-японская война, Юсупова организовала и содержала санитарный поезд, была его шефом. Открывала лазареты в своих дворцах. А в имениях - санатории для солдат. Причём знала всё о состоянии тяжелораненых воинов, навещала их и была очень сердечна.
Ещё девочкой Зинаида Николаевна много общалась с людьми искусства. И любовь к прекрасному сохранила на всю жизнь. Играла в любительских спектаклях. Одно из представлений увидел Станиславский. Покорённый талантом Юсуповой режиссёр пригласил её в свою труппу. Княгиня отказалась. Зато много сил вложила в создание московского музея Изящных искусств. Например, Римскому залу она пожертвовала 50 000 рублей. А в 1900 году Зинаида Николаевна вместе с мужем составила завещание: «В случае внезапного прекращения рода нашего всё наше имущество, состоящее в коллекциях предметов изящных искусств, редкостей и драгоценностей завещаем в собственность государства».
В петербургском дворце княгини на Мойке всегда широко отмечали большие праздники. Гости с этих раутов уносили чемоданы подарков. А на Рождество Зинаида Николаевна обязательно устраивала ёлку для своих слуг. И прекрасно знала, кого и чем порадовать.
После революции Юсуповы уехали в эмиграцию. Зинаида Николаевна, потерявшая изрядную часть своего состояния, возглавила центральный комитет помощи беженцам из России. В Риме она открыла агентство, находившее эмигрантам работу. Жертвовала деньги тем, кто хотел обучиться профессии. И удивительно, к новой власти, отнявшей у неё Родину, княгиня относилась без агрессии. Она не понимала только одного: зачем нужно было уничтожать культуру, которая создавалась веками? «Маркиза нашего времени», как называли Юсупову, прожила в эмиграции 22 года и умерла в Париже в начале Второй мировой войны. До конца своих дней Зинаида Николаевна считала истинным богатством человека любовь и милосердие. И не изменила простой истине, которую постигла ещё в юности: «Чем больше дано вам, тем более вы должны другим».
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (15.12.2025)
Второе послание к Тимофею святого апостола Павла
2 Тим., 294 зач., II, 20-26

Комментирует священник Антоний Борисов.
История неоднократно демонстрировала, как самые светлые, возвышенные вещи могут, к сожалению, быть использованы для самых дурных, меркантильных целей. Таким инструментом служило и Священное Писание — Слово Божие, которое, будучи неверно истолковано, позволяло оправдывать различные преступления. Сегодня во время утреннего богослужения читается отрывок из 2-й главы 2-го послания апостола Павла к Тимофею, которое как раз использовалось для упомянутых, не слишком добрых задач. Давайте послушаем этот текст.
Глава 2.
20 А в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные; и одни в почетном, а другие в низком употреблении.
21 Итак, кто будет чист от сего, тот будет сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело.
22 Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца.
23 От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры;
24 рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым,
25 с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины,
26 чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю.
Прозвучавший отрывок некоторыми христианскими исповеданиями, тяготеющими к радикализму, понимается превратным образом. А именно — образ дорогих и дешёвых сосудов, использованный апостолом Павлом, с точки зрения этих людей, доказывает, что Господь якобы изначально одних людей предопределил ко спасению, а других к погибели. Таким образом, золотые и серебряные сосуды — праведники, которые таковыми стали фактически по принуждению Бога. А деревянные и глиняные сосуды, соответственно, — грешники, ставшие, в общем-то, невольной жертвой того же предопределения. Им уготована изначально самая печальная участь — и в земной жизни мучиться, и после смерти пребывать в адских мучениях. Почему? Потому что так якобы распорядился Бог.
Такая точка зрения не соответствует ни духу Священного Писания, ни христианской нравственности. Однако человек, как известно, стремится верить не в то, что истинно, а в то, что удобно. Например, английским колонистам в 17-м веке превратное толкование рассуждений апостола Павла позволило оправдать геноцид коренного населения Америки. Колонисты себя считали драгоценными сосудами Божиими, предопределёнными ко спасению, а индейцев — глиняными и деревянными горшками — которые не жалко и разбить. Толку-то от них?..
Но давайте посмотрим всё же на то, что на самом деле имеет в виду апостол Павел, когда рассуждает о двух типах сосудов. Он, с одной стороны, соглашается, что мы все рождаемся не в вакууме, стартовые позиции у нас действительно разные. Но это не означает, что существует не зависящая от человека предопределённость. Вовсе нет. Мы можем или улучшить то, чем обладаем, что нам дано. Или, наоборот, всё растерять, испортить, погубить. В этом и заключается свобода, дарованная нам Богом.
Апостол Павел прямо пишет, что сосуд драгоценный при неправильном использовании может превратиться в ёмкость, куда будут сливаться нечистоты. Сосуд же простой, наоборот, может чудесно переродиться, став вместилищем для самых ценных жидкостей. И апостол иллюстрирует свои размышления примером своего адресата — лица, которому изначально был направлен услышанный нами текст. Речь об апостоле Тимофее, еврее-полукровке, воспитанном бабушкой, т.к. он рос без отца. Для древних иудеев Тимофей был бастардом, то есть выродком. Для язычников — просто неудачником. Но апостол Павел в этом юноше, которого все считали (если использовать образ из послания) чуть ли не ночным горшком, разглядел чистое сердце, наполненное золотым светом любви к Богу и людям.
И Павел сделал всё, чтобы свет благодати внутри Тимофея разгорелся, и сам Тимофей стал драгоценным сосудом — примером для других христиан, их опорой и утешением. Что, в конечном счёте, и произошло. Но почему? Не потому, что так был изначально предопределено, а потому что и Павел, и Тимофей, каждый по-своему, усердно потрудились — стремились творить добро и уклоняться от тьмы пороков. И получается, что все мы (при всех имеющихся различиях) способны к удивительному преображению, которому Господь всячески способствует. Потому будем просить у Бога мудрости и сил. А в отношении других людей не станем спешить с выводами, определяя, из чего они сделаны — из золота или из глины. Чтобы не совершить досадных ошибок, способных лишить нас света благодати и превратить в никому не нужные черепки.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Псалом 127. Богослужебные чтения
Наверное, у каждого человека иногда возникает «картина счастья». Давайте послушаем 127-й псалом, который сегодня читается в храмах за богослужением, и поразмышляем о том, что есть счастье, и об его истоках.
Псалом 127.
Песнь восхождения.
1 Блажен всякий боящийся Господа, ходящий путями Его!
2 Ты будешь есть от трудов рук твоих: блажен ты, и благо тебе!
3 Жена твоя, как плодовитая лоза, в доме твоём; сыновья твои, как масличные ветви, вокруг трапезы твоей:
4 так благословится человек, боящийся Господа!
5 Благословит тебя Господь с Сиона, и увидишь благоденствие Иерусалима во все дни жизни твоей;
6 увидишь сыновей у сыновей твоих. Мир на Израиля!
Прозвучавший псалом — как маленькая икона счастья: дом, многодетная счастливая семья, виноградная лоза, оливковые ветви, общий стол, благоденствующий город. Но эта «идиллия» написана очень трезво: она вырастает не из удачи и не из «правильного тайм-менеджмента», а из одного корня — «страха Господня».
Псалом как бы обрамляется идеей «страха Божия» — и в начале, и ближе к середине речь идёт о благословении «боящегося Господа». Этот страх — не паника перед «карателем-Богом», а трепет перед Его величием и добротой. Любовь не отменяет такой страх, а преображает его: рабский ужас исчезает, остаётся дерзновение сына, который боится не наказания, а разрыва общения.
Мы сегодня из разных источников слышим о том, что страх — это плохо, страх — это «негативная эмоция», которую необходимо тщательно «проработать» у своего психотерапевта. Но едва ли мы скажем, что страх оступиться на краю обрыва — тоже «разрушительная сила» в человеке, и его надо мужественно преодолеть! Страх страху — рознь; и одно дело, когда страх становится «внутренним демоном» личности, подчиняя ему всю жизнь и отравляя её, — и совершенно другое дело, когда глубинное, трепетное переживание близости Бога, Его Любви и Правды оказывает выстраивающее — так и хочется сказать — «конституирующее» — действие на всего человека.
Современный мыслитель Бён Чхоль Хан говорит о том, что подлинная любовь живёт не «позитивными чувствами», а именно «негативностью отсутствия», ожиданием, обращённостью к тому, «чего ещё нет», и благодаря этому противостоит превращению другого в лишённый всякой тайны «товар». Страх Божий — как раз и есть признание радикальной инаковости Бога и готовность идти за Ним, Его непредсказуемым и неуправляемым путём, а не за своим комфортом.
Вот эта открытость навстречу Богу — с пониманием несоразмерности своего и Божественного масштабов — и есть, по мысли псалмопевца, главное условие, даже — гарант! — возможности всей картины счастья, так красочно и описанной в сегодняшнем псалме!
Псалом 127. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 127. (Церковно-славянский перевод)











