Есть времена, когда кажется, что вся жизнь пошла под откос, кругом лишь опасность и смерть, и нет спасения. Но есть также люди, которые в такие моменты сохраняют веру, мужество и любовь, становясь последним оплотом надежды для тысяч отчаявшихся людей. Таким был и священномученик Фаддей Успенский.
Он родился в 1872 году в селе Наруксово Нижегородской губернии. Священниками были и отец его, и дед, который очень любил внука Ваню и часто в шутку называл его «архиереем». Иван Успенский закончил семинарию и поступил в Московскую духовную академию, где его наставником стал архимандрит Антоний. От него Иван учился твердости, терпению, человеколюбию и многим другим качествам истинного христианина. Юноша вел дневник, в котором строго следил за состоянием своего духа, скорбел, когда чувствовал ослабление усердия, и неустанно обращался за помощью к Богу.
Юный Иван:
Сегодня долго с отцом Антонием беседовали о том, откуда берется грех. Он говорит, главная причина – недостаток любви к Богу. Мне кажется, это лучший ответ, который можно было дать. Глупость, слабость, гордыня – все они происходят от недостатка любви, потому что когда любишь Бога всем сердцем, в нем не остается места для греха. Помоги мне, Боже, сподобиться такой милости.
После Академии Иван постригся в монашество и был наречен Фаддеем. Первым его назначением была должность преподавателя в семинарии. Вскоре он получил степень магистра за свою диссертацию, затем написал книгу по педагогике и объемный труд по Ветхому Завету. В 36 лет Фаддей принимает сан епископа Владимиро-Волынского и быстро завоевывает любовь паствы своей кротостью, мудростью и аскетизмом.
Казалось бы, жизнь складывалась как нельзя лучше. Но с того момента, как в 1917 году в России разразилась гражданская война, все изменилось.
В момент начала смуты владыка ехал по временному назначению во Владикавказ. Из-за забастовок железнодорожных рабочих Фаддей добрался с большим трудом, и с вокзала сразу отправился в собор служить литургию. В эти первые дни ему не раз приходилось добрым словом успокаивать толпы разгневанных и напуганных людей. Вернувшись на Волынь, принял управление епархией и в самом сердце смуты укреплял и поддерживал тысячи прихожан твердостью своего духа. Меж тем, город захватывали то немцы, то поляки, то петлюровцы. Вскоре после прихода к власти большевиков Фаддея арестовали.
Обвиненный в контрреволюционной активности, Фаддей был брошен в камеру вместе с ворами и убийцами. В заточении он остался тверд и спокоен. «Не печаль, а радость должна наполнять наши души. Сейчас наши души должны открыться для подвига и жертв. Не унывайте. Христос ведь с нами», - утешал он тех, кто готов был слушать. Когда прихожане несли любимому пастырю передачи, он немедленно раздавал их сокамерникам. Себе же не оставил даже подушку, хотя вынужден был спать на полу.
Вскоре после ссылки Фаддей был назначен церковными властями на Астраханскую кафедру. Правление там незаконно захватили так называемые обновленцы. Они выступали за то, чтобы Церковь, откинув свои вековые устои, приспособилась под требования государства. Но с приходом Фаддея местное духовенство вновь нашло в себе силы сплотиться. Обновленческий раскол был преодолен, причем без малейшего принуждения. Личный пример архиепископа - полнейшее бескорыстие, незлобие и самоотверженность, подействовал лучше, чем любые доводы и угрозы.
1-й горожанин:
Василич, что это с тобой? Сколько лет в церковь не заглядывал, а вчера на службе-то, ей-ей как ребенок рыдал. Горе что ль какое?
2-й горожанин:
Не горе, а радость. Не поверишь, словно заново родился. Слыхал что говорит народ про нового архиепископа? Я сперва смеялся, а потом любопытно стало. Ну и пришел на службу, посмотреть. А там… (вздыхает)
1-й горожанин:
Как же мы с тобой толковали, что попы только народ грабят да дурачат.
2-й горожанин:
Я, брат, ему как глянул в глаза – внутри все так и перевернулось. Столько там было света, правды, любви. Так мне стыдно стало… Постой, а сам ты откуда про службу знаешь?
1-й горожанин:
Да я… тоже неподалеку стоял.
После Астрахани архиепископ Фаддей был переведен в Саратов, затем в Тверь. Везде, где случалось жить и проповедовать Фаддею, верующие искренно любили этого необыкновенного человека. Люди восхищались его нравственным совершенством и духовной красотой, признавали за ним дар исцеления и прозорливости.
В середине 30-х годов гонения на Православие вновь усилились. По всей стране закрывали храмы, арестовывали священнослужителей. Декабрьской ночью 1937 года сотрудники НКВД пришли и к Фаддею. Как и многих безвинных, его обвинили в контрреволюционной пропаганде. На допросах Фаддей твердо и спокойно отклонял клевету, но участь его была предрешена. Через несколько дней его убили в Тверской тюрьме. Крест, поставленный верующими на месте захоронения тела, тоже был вскоре уничтожен властями.
Но ни время, ни смерть не изгладили из истории память о праведнике. В 90-е годы архиепископ Фаддей был причислен к лику святых. А вскоре были обретены и его мощи, которые находятся теперь в Вознесенском Тверском соборе. Каждый день десятки верующих возносят там молитвенные просьбы любимому пастырю: «Припадающие ныне к честным, всеисцеляющим мощам твоим, смиренно просим тебя, неусыпного заступника пред Господом: молитвами твоими, отстрани от сердец наших всякую ненависть и злобу, и даруй нам любовь к Христовой Церкви и друг к другу. И за Отечество наше молись – да будут в нем мир и благополучие».
17 сентября. Об истории Иконы Божией Матери «Неопалимая Купина»

Сегодня 17 сентября. Церковь чтит Икону Божией Матери «Неопалимая Купина».
О её истории и иконографии — протоиерей Андрей Ефанов.
Образ Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина» впервые написан в древние времена. И сейчас невозможно уже установить точное время создания первообраза. Изначально Пресвятая Богородица изображалась на фоне несгорающего куста Купины.
В XVI веке переосмысление образа ввело в композицию большинство мессианских ветхозаветных пророчеств, применимых к Богоматери. На иконе изображены гора из пророчества Даниила, лестница Иакова, врата Иезекииля, древо Иесеево. Отдельным сюжетом на иконе изображено служение Приснодеве святых ангелов.
Наиболее почитаемой иконой «Неопалимая Купина» является образ, который хранится в Благовещенском соборе Московского Кремля. Он был принесён в нашу столицу палестинскими монахами в 1390 году.
Традиционно перед этой иконой молятся при пожарах и об избавлении от них. Но важно понимать, что такая специализация условна, а иконография иконы богословски гораздо глубже.
Все выпуски программы Актуальная тема
17 сентября. О святых воронежской земли

Сегодня 17 сентября. Собор святых Воронежской митрополии.
О святых воронежской земли — протоиерей Максим Горожанкин.
В сонме святых Воронежской митрополии просияло множество святых угодников Божиих. Это и первый епископ Воронежский, святитель Митрофан, которого очень почитал император Петр Великий, и он хоронил святителя. И с благословения святителя Митрофана началось возрождение воинской доблести страны, начался её флот.
Это и святитель Тихон, Воронежский, Задонский чудотворец, духовные писания которого послужили и служат до сих пор для многих христиан добрым назиданием в их духовной жизни. Это и новомученики, и исповедники российские. Святой священномученик Петр, епископ Воронежский, который прошёл путь от ученого монаха до соловецкого узника, был расстрелян и убит.
История русской святости видна в сонме святых разных-разных губерний и областей. И дай Господь, чтобы сегодня, молясь святым земли Воронежской, мы призывали в молитвах и святителя Митрофана, и святителя Тихона, и святителя Петра, и всех святых в земле Воронежской просиявших.
Все святые, молите Бога о нас.
Все выпуски программы Актуальная тема
17 сентября. О творчестве Константина Сергиенко

Сегодня 17 сентября. В этот день в 1940 году родился русский писатель, автор исторических романов для детей Константин Сергиенко.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
85 лет тому назад родился примечательный русский современный писатель Константин Константинович Сергиенко, писавший преимущественно для юношества. А его самое известное произведение «До свидания, овраг» посвящено четвероногим друзьям, которые в этой повести мыслят и говорят. И настолько образно и глубоко, что это произведение было признано советским бестселлером, переведено на многие иностранные языки. И для любителей своих питомцев представляет собой своего рода энциклопедию.
Константин Константинович был человеком высокой культуры. Зная три иностранных языка, он с юности погружался в исторические темы, скажем, войны Испании и Голландии. Прежде чем написать исторический очерк на тему осады голландского города испанцами, изучил более 500 произведений на данную тему. Сегодня можно позавидовать такой глубине проникновения в тему.
Скончавшись совсем молодым, не достигнув шестидесяти лет, раб Божий Константин говорил о том, что жизнь человеческая — это чудо, это дар. Мы не должны относиться к нему поверхностно. Так легко растерять милости, дарованные нам свыше. Жизнь прожить по-русскому — при слове «не поле перейти».
Произведение Константина Сергиенко и учит нас постигать тайну жизни, воздавая за неё благодарение тому, кто нам её даровал.
Все выпуски программы Актуальная тема