В седьмом веке нашей эры Сирия уже считалась древней страной и славилась своим культурным богатством. Она породила множество талантливых ученых, творцов, государственных деятелей. Из Сирии происходил род выдающегося христианского деятеля и мыслителя, с небывалой силой воспевшего в своих трудах всепобеждающую Божью любовь. В памяти человечества он остался под именем Исаак Сирин.
Не так много сведений о его жизни дошло до наших дней. Исаак родился во второй половине 7 века в арабской провинции Катар на северном берегу Персидского залива. Еще в молодости он вместе со своим братом поступил в монастырь Мар-Матфея. Там оба юноши показали свой твердый дух и возвышенный нрав, постоянно пребывая в подвигах учения, молитвы и труда. Вскоре братия стала предлагать взять начальство над монастырем. Тогда Исаак, желавший лишь уединения и безмолвия, удалился из монастыря в затвор. Но этот жертвенный поступок наряду с праведной жизнью лишь способствовал распространению славы об Исааке.
В конце концов, глава Сирийской Церкви возвел его на епископскую кафедру Ниневии. Исаак вынужден был покориться. Однако уже через пять месяцев он убедился, что исправить грубые и злые нравы горожан невозможно. Так однажды к нему пришли судиться два человека. Один из них был богат и требовал у другого возвращения долга.
Богач:
Требую справедливости! Пусть он вернет мне то, что занял! Срок давно прошел, я не могу больше ждать. Если он не отдаст деньги сейчас, я подам на него в суд.
Исаак:
Священное Евангелие учит прощать должников. Тебе следует, по крайней мере, дать этому человеку день, чтобы он мог расплатиться.
Богач:
Я хочу получить свои деньги, а не проповедь. Оставь сейчас в стороне Евангелие!
Исаак:
Понимаешь ли ты, что говоришь?.. Если с Евангелием здесь не считаются, зачем же я здесь нужен?
Вскоре после этого разговора Исаак отказался от епископской должности и удалился в пустыню. Там он и прожил до скончания дней, недосягаемый более для мирской суеты. Но, отрекшись от мира, он вовсе не отрекся от людей. После его смерти осталось несколько книг-размышлений, в которых идея Божественной любви ко всему существующему прозвучала с невиданной ранее силой.
По мысли Исаака, все побеждается любовью и в ней находит свою конечную цель. Даже адские муки он представлял как угрызения совести, когда душа ощущает на себе все величие Божественной любви и при этом чувствует, что недостойна ее. В сочинениях святого прозвучала необыкновенная по своей силе надежда на спасение и прощение, доступное каждому. Исаак подолгу, со слезами искреннего чувства молился не только за людей, грешных и праведных, но и за бессловесных тварей, даже за бесов. Любого, кто творил неправду, он глубоко жалел и поминал с болью. Старец считал, что самую страшную муку злодей причиняет себе самому.
Исаак:
Если хочешь обратить кого к истине, то скорби о нем, и со слезами и с любовию скажи ему слово или два, а не воспаляйся на него гневом, и да не увидит в тебе признака вражды.
Во всех трудах Исаака Сирина главной была мысль о любви.
Исаак:
Пока не обретем любовь, делание наше – на земле терний... А когда обретем любовь, тогда станем питаться хлебом небесным... Небесный же хлеб есть Христос, сошедший с небес и дающий жизнь миру... Итак, живущий по любви пожинает жизнь от Бога, и в этом еще мире обоняет воздух воскресения. Этим воздухом насладятся праведные в Воскресении.
Уже более тысячи лет слова Исаака Сирина утешают скорбящих, поддерживают обессиленных, успокаивают измученных страхом. И это, возможно, самое убедительное свидетельство того, что перед лицом истинной любви бессильно даже время.
1 июля. Об отношении ко Христу Его современников

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Пришёл Сын Человеческий, ест и пьёт; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам».
Об отношении ко Христу Его современников — священник Стахий Колотвин.
Почему совместные застолья Господа с грешниками, с мытарями воспринимали настороженные люди, которые Его плохо знали?
Вот апостолы, они от души вместе с Господом пировали, и никак у них радости в сердце от этого меньше не становилось. Единственное, что смущение из-за критики окружающих фарисеев могло появиться.
На самом деле, нам это можно понять, глядя на невоцерковленных людей, которые вроде Христа уважают, признают, считают, что можно какие-то Его заповеди исполнять, но всё равно знают плохо, потому что точно так же есть подкинутый лукавым стереотип:«Ой, если ты следуешь за Христом, это сплошные страдания, нельзя веселиться, надо постоянно грустить».
Нет, всё-таки, если мы посмотрим, да, в Евангелии есть моменты, где Господь идёт на Голгофу, где Он говорит: «Возьми свой крест, иди за Мною». Но если мы посмотрим на процент, посвящённый этому в евангельском тексте, и процент, где Господь радостно проводил время, — да, в поучениях, да, в наставлениях, да, в путешествиях, вместе со Своими учениками, — то мы увидим, что всё-таки Господь в основном даёт нам такую опору для счастливой жизни с Ним уже сейчас, несмотря на наши грехи.
Поэтому, если ты постоянно ходишь мрачный и угрюмый, значит, что-то в твоей жизни не так. Господь пришёл, чтобы с нами, грешными, вместе здесь порадоваться. Однако вот возьмёт Он с Собой в Царство Небесное или нет, это уже зависит от наших усилий.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 июля. О смелости пророчества Исаии

В 10-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне».
О смелости пророчества Исаии — священник Родион Петриков.
Почему апостол Павел называет эти слова Исаии смелыми? Потому что они переворачивают человеческую логику.
Нам привычно думать, что Бог открывается только тем, кто Его ищет, кто, так сказать, достоин. А тут всёсовершенно иначе. Господь Сам приходит к тем, кто даже не думал о Нём.
Это вызов религиозной гордыне. Это как если бы хозяин виноградника, вместо работников, которые трудились у него весь день, первым делом накормил бы случайных прохожих.
Но в этом и есть Евангелие: никогда око за око и зуб за зуб. Господь не ждёт, пока мы дорастём до Него. Он наклоняется к нам, как к детям.
Вот она, смелость Божьей любви.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 июля. О личности и трудах Ивана Глазунова

Сегодня 1 июля. В этот день в 1762 году родился издатель Иван Глазунов.
О его личности и трудах — протоиерей Артемий Владимиров.
Когда он завершал свой творческий путь, в его багаже уже были сотни прекрасных, изданных с огромной тщательностью красивых книжных шедевров. По истории, искусству, литературе, свод законов Российской империи, за которые он получил золотую медаль на Владимирской ленте с подписью «За полезное» от самого государя-императора Николая Павловича I.
Иван Петрович Глазунов — пример неутомимого скромного труженика, который не гонялся за успехом и дешёвой популярностью, но целеустремлённо, с молитвой, со скромностью и вместе с добропорядочностью медленно шёл к тому успеху коммерческому, который сделал его лучшим российским издателем двух столиц.
И, поминая с любовью раба Божьего Иоанна, давайте обратим внимание на наш книжный шкаф и остановим свой взор на тех редких уже сейчас книгах, которые сопровождали нас в нашем детстве, отрочестве, были переданы нам с любовью нашими бабушками и дедушками.
Ибо всякая вещь, сработанная с вдохновением и молитвою, несёт в себе некую духовную силу, как, несомненно, это в отношении полезных, душеполезных книг, уже ныне составляющих раритет и украшение нашего жилища.
Все выпуски программы Актуальная тема