В конце семнадцатого века небольшой городок в центре Руси был разбужен стуком топоров и невиданным ранее многолюдством. Здесь, в Воронеже, на берегу Воронеж-реки, волею Петра I было положено начало российскому флоту. В этом великом начинании молодого императора поддержал епископ Воронежский Митрофан, которого Петр почитал «святым старцем» и пользовался его советами в духовной жизни и в «государевых» указах.
После взятия Русским флотом крепости Азов государь повелел епископу Митрофану, который жертвовал на строительство военного флота немалые денежные средства, «именоваться впредь титулом «Азовский» - за неоценимые заслуги перед Державой.
Как-то раз, будучи в Воронеже, молодой царь пригласил к себе во дворец архипастыря. Тот с готовностью поспешил, но, подойдя ко дворцу, увидел статуи обнаженных языческих богов и богинь, украшавших царский двор по моде того времени. Святитель Митрофан развернулся и со скорбью пошел домой. Пробыв двадцать лет на Воронежской кафедре и много потрудившись для утверждения святого Православия, святитель Митрофан не разделял свободного отношения государя к вопросам веры.
Дважды упрямый царь посылал к епископу своего гонца.
Царский гонец:
Приказ государев: явиться тебе, владыко, в царский дворец, и не медля!
Святитель Митрофан:
Передай царю: пока не прикажет он снять идолов, соблазняющих весь народ православный, не могу я войти в его дворец.
Во второй раз гонец принес святителю Митрофану угрозы разгневанного Петра.
Царский гонец:
Государь говорит, если не явишься, то ослушанием предержащей власти подвергнешь себя смертной казни!
Святитель Митрофан:
Тело мое в руках царских, но на душу мою никакая власть человеческая не простирается. Неприлично государю христианскому ставить языческих идолов и тем соблазнять простые сердца.
Зная вспыльчивый нрав Петра, епископ Митрофан стал готовиться к смерти и велел бить в колокол. Видя мужество и самоотверженность в делах веры епископа Митрофана, государь, будучи сам человеком мужественным и самоотверженным, уступил и повелел истребить языческие статуи. После этого владыка явился во дворец благодарить государя.
С того времени и до самого конца дней святого угодника Божия Государь Петр Великий возымел к нему глубокое душевное уважение и чувство, которое при всяком случае обнаруживал перед всеми. Во всякий свой приезд в Воронеж в первую очередь посещал он святителя Божия, подолгу беседовал с ним, отходя всякий раз от него с духовным назиданием и утешением.
Святитель Митрофан скончался 23 ноября 1703 года. При его погребении присутствовал царь Петр, который узнав о кончине епископа, поспешил в Воронеж. После заупокойного богослужения Петр I сказал всем присутствующим
Петр I:
Не осталось у меня такого святого старца. Стыдно нам будет, если мы не засвидетельствуем нашей благодарности благодетельному сему пастырю отданием ему последней почести. И так вынесем его тело сами.
Царь лично нес гроб владыки до Благовещенского собора, где и по ныне покоятся святые мощи первого воронежского архипастыря.
Святитель Митрофан даровал нам не только образ христианина, любящего свое Отечество и стремящегося к его благу, но и пример духовной жизни. За несколько лет до своей кончины святитель составил духовное завещание, в котором дает пастырские наставления для всех христиан: «Употреби труд, храни мерность - богат будешь. Воздержно пей, мало ешь - здрав будешь. Твори благо, бегай злаго - спасен будешь».
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема