
Порою болезнь даёт больше, чем спокойная, размеренная жизнь. Так произошло с Исааком Левитаном: последние годы его жизни стали самыми плодотворными. Пейзаж его кисти «Остатки былого. Сумерки. Финляндия». призывает нас не отчаиваться, что бы ни случилось.
— Андрей Борисович, наконец-то вы вернулись! С рассветом отправились на прогулку в лес, а сейчас уже, смотрите, закат! Я волновалась!
— Простите великодушно, Маргарита Константиновна! Окрестности вашей дачи настолько живописны, любуешься — и теряешь счёт времени! Пейзажи, поистине, левитановские!
— Да, у нас здесь замечательно! А про левитановские пейзажи я как раз недавно размышляла. Пыталась для себя сформулировать — что главное в этом определении.
— А в чём тут сложность? Имя художника невольно вспоминаешь, когда сердце трогают нежные, неяркие полутона окружающего ландшафта. Левитан как никто другой смог передать в своих работах тихое очарование русской природы.
— И не только русской! Взгляните, например, на репродукцию, что висит над комодом. Её оригинал хранится в Третьяковской галерее.
— Конечно же, я помню это произведение. Название, как стихи — «Остатки былого. Сумерки. Финляндия». И изображение поэтичное. Протяжные волны набегают на безлюдный берег. Развалины старинного форта у самой кромки воды. Солнце, уходящее за горизонт, чуть позолотило низкое небо, покрытое тучами. Чудесный пейзаж!
— И мне кажется, он как раз из тех, что можно назвать подлинно левитановским. Хотя написан был вдали от родины, как понятно из названия.
— Если я не ошибаюсь, Исаак Ильич работал над этой картиной во время поездки в Финляндию в 1896 году?
— Так и есть. Три недели июля художник провёл тогда на берегах Ладоги. Путешествие оказалось непростым. Левитана охватила непонятная тревога и грусть. В письмах, адресованных друзьям, художник цитировал отрывки из произведений немецкого поэта Генриха Гейне о бренности бытия и неотвратимости страдания.
— Да, я читал эти письма. Левитан не мог найти причину своего состояния, которое, грустно иронизируя, называл «мирихлюндией».
— Мне кажется, всё дело в том, что он плохо себя чувствовал. Не оправился после тифа, который перенёс незадолго до поездки. И больное сердце давало о себе знать. Пройдёт всего полгода, и Антон Павлович Чехов со скорбью констатирует, как врач: «У Левитана аневризма аорты. Видимо, он скоро умрёт»
— Вы полагаете, путешествуя по Финляндии, Исаак Ильич предчувствовал это?
— Конечно! Отсюда и печальные рассуждения в письмах.
— И меланхолические мотивы в творчестве. Развалины на картине «Остатки былого. Сумерки. Финляндия» наводят на мысли о том, что всё конечно в этом мире.
— И только небо здесь дышит вечностью. Бледное золото северного заката отражается в волнах Ладоги, оставляет блики на скупой каменистой земле. А справа на изображении, взгляните, кусочек позолоченной небесной лазури виднеется сквозь уцелевшую арку древней крепости. И этот контраст — как призыв не отчаиваться. Как не отчаялся сам Левитан в своей болезни.
— Он ведь прожил ещё три года.
— И каких — насыщенных, плодотворных! Осознав неотвратимость приближающегося конца, Левитан смирился, и меланхолия отступила. Тот же Чехов отмечал у художника творческий подъём и жажду жизни.
— Ту жажду, о которой Чехов говорил в своем произведении «Рассказ неизвестного человека»: «Страшно хочется жить, чтобы жизнь была свята, высока и торжественна, как свод небесный».
— Эти слова в полной мере отражают и мироощущение Исаака Левитана в его последние годы. И лучшие картины художника свидетельствуют, что святость небесного преображает бренную жизнь, наполняет её смыслом.
— Пожалуй, именно эта особенность определяет левитановские пейзажи. Такие, как шедевр Третьяковской галереи — «Остатки былого. Сумерки. Финляндия».
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 104 зач., X, 11 - XI, 2.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Одна из важных лично для апостола Павла тем — это тема спасения евреев. Павел не мог не переживать о своих собратьях, а потому, проповедуя язычникам, он не забывал и о евреях. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 10-й и 11-й глав Послания апостола Павла к Римлянам. В этом отрывке затрагивается сразу несколько вопросов, однако давайте сосредоточим наше внимание на тех словах, которые касаются проповеди среди потомков праотца Иакова, ведь те препоны, которые мешали уверовать во Христа соплеменникам апостола Павла, зачастую мешают уверовать и людям, не имеющим никакого отношения к еврейскому народу.
Глава 10.
11 Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится.
12 Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его.
13 Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется.
14 Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?
15 И как проповедовать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!
16 Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас?
17 Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.
18 Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их.
19 Еще спрашиваю: разве Израиль не знал? Но первый Моисей говорит: Я возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным.
20 А Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне.
21 Об Израиле же говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному.
Глава 11.
1 Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря
Чувство национальной исключительности — это то, с чем человечество живёт, пожалуй, всю свою историю. Так, ещё в описании переселения праотца Иакова и его потомства в Египет мы находим библейское замечание, которое говорит, что египтяне воспринимают как мерзость пастухов, а потому Иакова селят отдельно от прочих египтян, ведь израильтяне были народом пастухов (см. Быт. 46:34). Подобных по своей сути мест в Библии — масса, Новый Завет не является исключением, ведь и Сам Христос в беседе с финикийской женщиной тоже намекает на национальную исключительность евреев (см. Мк. 7:25–29). Любой народ имеет свои уникальные черты, а потому у любого народа есть причины для гордости, но, как мы понимаем, израильский народ здесь стоит особняком: ведь к нему Бог обращался напрямую, только его Бог называл Своим любимым чадом, и только этот народ некоторый период своей жизни жил под управлением Бога.
Тесные отношения Бога с израильтянами продолжались столетиями, и вполне естественно, что за это время мысль об особенном пути своего народа стала частью национальной идентичности евреев. Однако вот в чём проблема: как и любая иная гордыня, чувство национальной исключительности способно ослепить людей, оно способно сделать народ нечувствительным к проявлениям воли Божией. Именно это, как мы знаем, произошло с израильским народом: уверовать во Христа им помешала гордыня. Конечно, она, как и всякий иной порок, развивалась постепенно, и это развитие упомянул апостол Павел в прозвучавшем только что отрывке Послания к Римлянам: апостол сослался на двух великих людей прошлого — на Моисея и на Исайю — каждый из которых в своё время говорил о некотором особенном упорстве потомков Иакова, и это упорство нельзя объяснить ничем иным, кроме гордыни.
Впрочем, апостол Павел, несмотря на все свои переживания, не терял оптимизма, он верил, что Бог остался верен Своим обетованиям, а потому Он не отверг Свой народ, апостол верил, что точно так же, как Бог воззвал еврейский народ из небытия, так Бог может и обратить его к покаянию, к обращению ко Христу и спасению.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Фонд «Хранители детства» помогает подросткам сделать осознанный выбор профессии и пройти стажировки

Фонд «Хранители детства» более 10 лет поддерживает молодых людей из уязвимых групп: сирот, ребят с инвалидностью, подростков из приёмных, опекунских и кризисных семей. Фонд помогает им осознанно подойти к выбору будущей профессии, получить необходимые знания и первый трудовой опыт под руководством наставников.
Максиму 16 лет, родителей у него нет. Молодой человек живёт и обучается в подмосковном Православном центре образования имени Преподобного Сергия Радонежского.
В прошлом году при участии фонда «Хранители детства» парень прошёл тестирование на профориентацию, а затем обучение и стажировку в Музее архитектуры в миниатюре. Он посвящён православным достопримечательностям Золотого кольца России. Максим участвовал в организации экскурсий и сам побывал в роли экскурсовода. За три недели наставники, подготовленные фондом, помогли ему раскрыть творческий потенциал, выявить профессиональные качества и определиться, куда двигаться дальше.
Фонд «Хранители детства» работает в 20 регионах России. Он знакомит молодёжь с современными, востребованными профессиями и устраивает на стажировки в различные партнёрские организации. Благодаря этому ребята из детских домов, приёмных, опекунских и кризисных семей, а также подростки с инвалидностью обретают уверенность, самостоятельность и могут попробовать себя в профессии.
Поучаствовать в проекте фонда «Хранители детства» можете и вы. Например, в качестве наставника рассказать ребятам о своей профессии, либо организовать для них стажировку. Подробнее об участии делами тут.
Кроме того, есть возможность поддержать проект и его подопечных финансово на сайте фонда «Хранители детства».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«ГИМ и Новодевичий монастырь». Марина Чистякова

У нас в студии была заместитель генерального директора Государственного исторического музея Марина Чистякова.
Разговор шел об истории Новодевичьего монастыря в Москве, о взаимодействии монастыря и Исторического музея, а также о выставке, посвященной 500-летию Новодевичьей обители.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер