
Жила-была женщина. Потеряла она на войне единственного сына и никак не могла утешиться. Год шёл за годом, она уже все глаза выплакала, и только одного ей хотелось: лечь и умереть.
Заглянула как-то домой к этой женщине соседка-старушка, хотела сказать слова утешения, да та даже слушать не хочет!
На следующий день старушка принесла женщине резной ларец из дерева и сказала:
— Знаю я, милая, как твоему горю помочь. Есть у меня заветный ларчик. Найди на свете такой дом, в котором люди никогда не видели горя, и оставь его в нём. После этого будет тебе великое облегчение.
Пошла женщина искать дом, где люди никогда горя не знали. Всю свою деревню обошла — ни одного такого дома найти не смогла. Одни от болезней охают, другие от старости мучаются, третьи от бедности страдают.
Отправилась тогда женщина в ближайшее селенье, а потом все дома в окрУге обошла — нигде не может заветный ларчик оставить.
Что же делать? СобралАсь она тогда, и в дальние страны за морями направилась. Где она только ни побывала! И в богатые, и в бедные дома заходила, расспрашивая хозяев про их жизненные испытания. Каких только историй не наслушалась! Но ни одного не нашлось такого дома, где царило бы лишь беззаботное веселье. Женщина старалась хоть чем-нибудь помочь: кому-то советом, кому-то добрым делом.
Несколько лет ходила она по свету, но так и вернулась домой в обнимку с заветным ларчиком.
Пришла она к соседке-старушке и говорит:
— Нигде не нашла я дома, горя не видевшего.
— А давно ли ты, милая, сама плакала в последний раз? — спрашивает её старушка.
— Я уже и не помню, когда, — ответила женщина. — Не до себя мне было…
Сказала — и сама же своему ответу удивилась. Во время своих странствий она только и думала о том, как бы чужой беде помочь, нЕкогда ей было о своём горе слёзы лить.
— Тогда я дарю тебе этот ларчик, он твой, можешь его открыть, — говорит соседка.
Открыла женщина ларчик, а там ничего нет, только на дне лежит горчичное зерно.
— Велико твоё горе, но теперь ты и сама узнала: оно величиной с горчичное зёрнышко в сравнении с тем, сколько его в мире, — сказала старушка-соседка. — Мы тогда его сможем уменьшить, если будем друг друга утешать и научимся его делить.
С тех пор пошёл слух, что у нашей женщины дома есть заветный ларчик, который в любом горе может помочь. Люди стали ходить к ней за помощью и утешением, и им на самом деле становилось легче.
(по мотивам сербской народной сказки)
15 октября. О призывании имени Божьего

В 6-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Что вы зовете Меня: Господи! Господи! — и не делаете того, что Я говорю?».
О призывании имени Божьего — протоиерей Максим Горожанкин.
Господь наш Иисус Христос обращает наше внимание на то, что призывание имени Божия должно быть осмысленным. И в нашей повседневной жизни порой бывает так, что имя Божие воспринимается людьми как некое присловие, а тем временем Господь и Его Святое Имя составляют сердцевину нашего вероучения, нашего исповедания.
И поэтому призывание имени Божия должно быть осмысленным. Оно не должно быть суетным, оно не должно быть поспешным. Оно должно быть осмысленным, молитвенным.
И самые краткие молитвы как раз-таки этому нас могут научить. Господи, помилуй! Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас грешных!
Все выпуски программы Актуальная тема
15 октября. О подвиге священномученика Киприана Карфагенского, мученицы Иустины и мученика Феоктиста

Сегодня 15 октября. День памяти священномученика Киприана, епископа Карфагенского, мученицы Иустины и мученика Феоктиста, живших в третьем веке.
Об их подвиге — священник Николай Конюхов.
Священномученик Киприан в своей жизни до принятия Христа поднимал мертвецов из могил, вызывал духов, какой-то чёрной магией обладал. И вот он натолкнулся просто на вот эту удивительную святую мученицу Иустину, которую он должен был приворожить к одному язычнику, который домогался её руки и сердца, и не смог этого сделать.
Потому что тот, кто христианин, тот, кто последовательно верит в Господа Иисуса Христа, над кем прочитаны молитвы, которые я сам читаю во время крещения, так называемые запретительные молитвы, там запрещено нечистым силам приближаться к человеку, верующему во Христа. И над ним не властны никакие заговоры, приговоры, навороты, привороты и вся прочая история, которой так боятся некоторые доверчивые наши граждане, абсолютно не имеет никакого смысла.
И поэтому, поняв силу Бога, Киприан совершенно поменялся, даже принял потом сан, и в будущем они оба стали мучениками за Христа.
А наблюдая за их подвигом, воин, который мученик Феоктист, поразившись их смелости и тому, как они исповедовали Христа даже перед лицом собственной смерти, он сам исповедовал Христа и тоже принял мученическую смерть.
Мы тоже можем сегодня посмотреть на подвиг вот этих двух удивительных людей. Вдохновившись этим подвигом, нас это может как-то сподвигнуть что-то в своей жизни поменять: перестать носить на руке талисман от заговора или перестать смотреть какие-то странного содержания передачи. Суеверный страх изгнать из своего сердца.
Я думаю, что священномученик Киприан, мученица Иустина очень порадуются за нас.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 октября. О достойном терпении скорби и гонений

В 1-й главе Послания апостола Павла к филиппийцам есть слова: «Большая часть из братьев в Господе, ободрившись узами моими, начали с большею смелостью, безбоязненно проповедовать слово Божие».
О достойном терпении скорби и гонений — игумен Лука (Степанов).
Находиться в плену или под арестом никто никому не желает, но польза и от этого исповедничества очевидна, поскольку, если сам Павел даже до уз верен слову проповеди своей, то и те, кто раньше с робостью проповедовали Христа, укреплённые примером его исповедничества, совершают смелее и плодотворнее дело миссии, дело Слова Божьего.
Потому и бывает полезным нам претерпеть некоторые скорби, с достоинством претерпеть и гонения Слова ради, поскольку очевидна для многих продолжающаяся проповедь, и там, где наступает время скорбей и гонений за Слово, для тех, кто слышит об этом, становятся эти гонения причиной для собственной большей смелости и последовательности в проповеди Слова Божьего, что и замечает апостол Павел в своём послании к филиппийцам.
Терпение скорбей оказывается следованием со крестом своим за Христом-крестоносцем. Об этом и Феофан Затворник замечает: «Нельзя без креста идти за Спасителем своим».
Мало того, достойное несение своего креста и тех скорбей, которые выпадают на твою долю, оказывается средством подкрепления в исполнении своих христианских обязанностей тех, кто становится свидетелями нашего терпения.
Все выпуски программы Актуальная тема