Говорят, что если искренне и сильно верить, мечта обязательно сбудется. Главное — не отчаиваться и не прекращать движение к намеченной цели. Ведь помощь от Бога нередко приходит именно тогда, когда её меньше всего ждёшь...
Священник Захария и его жена Елизавета жили в Иерусалиме около двух тысяч лет назад и были известны как одна из самых благочестивых супружеских пар в своём городе. Они много лет прожили вместе, и знакомые удивлялись той атмосфере взаимопонимания и любви, которая царила в этой семье. Супруги кормили голодных и одевали нищих, никого не обижали злым словом, держались всегда скромно. В городе Захарию и Елизавету любили, но они не чувствовали себя счастливыми — у них не было детей.
Общее горе ещё сильнее объединило супругов, они с особым усердием молились Богу, продолжали верить и ждать, но с каждым годом надежда родить ребёнка становилась всё слабее.
Однажды Захария по привычной дороге не спеша шёл к храму. Годы были неумолимы к нему и Елизавете, которая, как всегда, на прощание махала ему рукой из окна. Разве можно думать о наследнике, когда они с женой уже седые и дряхлые? С этими мыслями Захария вошел в храм и стал готовиться к богослужению. Когда он встал у жертвенника и вознёс к Богу свою обычную молитву о рождении ребёнка, то вдруг услышал удивительный голос: «Не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елизавета родит тебе сына, и наречёшь ему имя: Иоанн».
Захария должен был обрадоваться, но он, забыв, о чём только что молился, засомневался: в его-то возрасте — и сын? За своё недоверие он был наказан — архангел Гавриил, посланный сообщить ему благую весть, предупредил, что Захария не сможет произнести ни слова до тех пор, пока не родится его долгожданный ребёнок...
Немота, вместо того чтобы огорчить, вселила в Захарию надежду. Если у него родится сын, он был готов вытерпеть не только это! Скоро Захария заметил, что его жена как будто светится изнутри — такая радость её переполняла. На вопрос, что у неё случилось, Елизавета прошептала мужу, что она беременна.
За три месяца до родов произошло ещё одно знаменательное событие. К Елизавете в гости пришла её двоюродная сестра — Дева Мария, получившая от архангела Гавриила весть о том, что она родит Иисуса Христа, Сына Божьего. Между родственницами состоялся необыкновенный разговор, подробности которого дошли до наших дней. Немало наших современников могут воспроизвести этот разговор наизусть и почти дословно.
Следующие месяцы были для Захарии и Елизаветы самыми счастливыми в жизни. Знакомые удивлялись переменам, которые произошли в пожилых супругах. Они словно помолодели на десятки лет, ведь мир для них снова начал сверкать разнообразными красками, а в жизни появился новый смысл.
Когда младенец появился на свет, Захария и Елизавета не могли на него насмотреться. Он был настоящим чудом — самым главным сокровищем для своих родителей. Родственники хотели, чтобы ребёнок носил такое же имя, как у отца — Захария. Елизавета воспротивилась этому — она желала назвать сына Иоанном, что означало «дар Божий». Решающее слово должен был сказать сам Захария. Священник взял дощечку — он до сих пор не мог говорить — и твёрдой рукой написал на ней имя Иоанн. В тот же миг немота оставила его, и Захария смог возблагодарить Бога за принесённую ему радость.
Так началась удивительная история Иоанна Предтечи, подробно описанная в Евангелии от Луки. История человека, который стал величайшим пророком и святым христианской Церкви. Именно он, сын Захарии и Елизаветы, совершил крещение Иисуса Христа на реке Иордан.
Псалом 61. Богослужебные чтения

61-й псалом, который сегодня читается в храмах за богослужением, имеет очень интересные и непохожие друг на друга переводы на разные языки своего первого стиха. Давайте сначала послушаем весь псалом — а потом поразмышляем над причинами разных переводов.
Псалом 61.
1 Начальнику хора Идифумова. Псалом Давида.
2 Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение моё.
3 Только Он — твердыня моя, спасение моё, убежище моё: не поколеблюсь более.
4 Доколе вы будете налегать на человека? Вы будете низринуты, все вы, как наклонившаяся стена, как ограда пошатнувшаяся.
5 Они задумали свергнуть его с высоты, прибегли ко лжи; устами благословляют, а в сердце своём клянут.
6 Только в Боге успокаивайся, душа моя! ибо на Него надежда моя.
7 Только Он — твердыня моя и спасение моё, убежище моё: не поколеблюсь.
8 В Боге спасение моё и слава моя; крепость силы моей и упование моё в Боге.
9 Народ! надейтесь на Него во всякое время; изливайте пред Ним сердце ваше: Бог нам прибежище.
10 Сыны человеческие — только суета; сыны мужей — ложь; если положить их на весы, все они вместе легче пустоты.
11 Не надейтесь на грабительство и не тщеславьтесь хищением; когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца.
12 Однажды сказал Бог, и дважды слышал я это, что сила у Бога,
13 и у Тебя, Господи, милость, ибо Ты воздаёшь каждому по делам его.
В русском синодальном переводе первый стих звучит так: «Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение моё». Открываем церковно-славянский текст: «Не Богу ли повинется душа моя? от того бо спасение мое». Как вам разночтение? В русском — «успокаивается», в славянском — «повинуется». Вроде бы как совсем не об одном и том же, не так ли?
Очень интересным видится перевод, сделанный архиепископом Амвросием (Зертис-Каменским) в середине XVIII века: «Точию пред Богом молчание [да будет] [тебе] душе моя! от Того бо спасение мое». А вот как поэтически переложил этот стих священник Гавриил Пакацкий: «Не Богу ли в повиновенье Предаться должен ты, мой дух! Не той ли даруя спасенье, Возвеселит мой взор и слух?»
Если попробовать подытожить всё вышеизложенное, то главный смысл этого стиха можно передать так: только перед Богом моё сердце может спокойно помолчать. И это молчание — «беременно надеждой»; оно не пассивно, оно рождается не от пустоты или обречённости, а, напротив, от глубокой веры и спокойного ожидания спасения. И вот именно в этой точке смыкаются наконец-то «успокоение» и «повиновение»: человек вручает всего себя целиком водительству Божественной воли, и через это «отпускание» себя успокаивается: так преодолевается кажущаяся двойственность между Божественной силой и Божественной милостью — упоминанием которых и завершается 61-й псалом.
В завершение мне хотелось бы привести мысли блаженного Августина из его «Комментариев на Псалмы» именно об этой кажущейся двойственности: «Два основания — сила и милость. Поймите Божью силу, и поймите Божью милость. Этими двумя охватывается почти всё Писание. Его силу — бойтесь; Его милость — любите. Не надейтесь на милость так, чтобы презреть силу; и не бойтесь силы так, чтобы отчаяться в милости».
Псалом 61. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 61. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 61. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора Идифумова. Псалом Давида.
2 Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение мое.
3 Только Он - твердыня моя, спасение мое, убежище мое: не поколеблюсь более.
4 Доколе вы будете налегать на человека? Вы будете низринуты, все вы, как наклонившаяся стена, как ограда пошатнувшаяся.
5 Они задумали свергнуть его с высоты, прибегли ко лжи; устами благословляют, а в сердце своем клянут.
6 Только в Боге успокаивайся, душа моя! ибо на Него надежда моя.
7 Только Он - твердыня моя и спасение мое, убежище мое: не поколеблюсь.
8 В Боге спасение мое и слава моя; крепость силы моей и упование мое в Боге.
9 Народ! надейтесь на Него во всякое время; изливайте пред Ним сердце ваше: Бог нам прибежище.
10 Сыны человеческие - только суета; сыны мужей - ложь; если положить их на весы, все они вместе легче пустоты.
11 Не надейтесь на грабительство и не тщеславьтесь хищением; когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца.
12 Однажды сказал Бог, и дважды слышал я это, что сила у Бога,
13 и у Тебя, Господи, милость, ибо Ты воздаешь каждому по делам его.
8 июля. О сострадании и сочувствии друг другу

В 12-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими».
О сострадании и сочувствии друг другу — священник Николай Конюхов.
Апостол Павел призывает нас быть внимательными к другим людям, поскольку мы эгоисты, мы очень сильно зациклены на себе, и часто мы транслируем именно то, что с нами происходит, в окружающий мир, и хотим, чтобы люди с нами плакали и с нами смеялись.
Но христианство учит открывать глаза и видеть, что происходит с людьми, находящимися рядом с нами, и в том числе замечать их состояние. Если они скорбят, было бы правильно и благочестиво войти в их страдания, открыть своё сердце для сострадания.
И наоборот, если мы увидим чью-то радость, у кого-то что-то получилось, то не стоит завидовать и думать: «Почему это, Господи, им такие благодеяния? Ты их что, любишь, а меня — нет?»
Нужно быть сострадательными и плакать с теми, у кого случилось горе, и учиться радоваться с теми, у кого что-то получилось.
Все выпуски программы Актуальная тема