Говорят, что если искренне и сильно верить, мечта обязательно сбудется. Главное — не отчаиваться и не прекращать движение к намеченной цели. Ведь помощь от Бога нередко приходит именно тогда, когда её меньше всего ждёшь...
Священник Захария и его жена Елизавета жили в Иерусалиме около двух тысяч лет назад и были известны как одна из самых благочестивых супружеских пар в своём городе. Они много лет прожили вместе, и знакомые удивлялись той атмосфере взаимопонимания и любви, которая царила в этой семье. Супруги кормили голодных и одевали нищих, никого не обижали злым словом, держались всегда скромно. В городе Захарию и Елизавету любили, но они не чувствовали себя счастливыми — у них не было детей.
Общее горе ещё сильнее объединило супругов, они с особым усердием молились Богу, продолжали верить и ждать, но с каждым годом надежда родить ребёнка становилась всё слабее.
Однажды Захария по привычной дороге не спеша шёл к храму. Годы были неумолимы к нему и Елизавете, которая, как всегда, на прощание махала ему рукой из окна. Разве можно думать о наследнике, когда они с женой уже седые и дряхлые? С этими мыслями Захария вошел в храм и стал готовиться к богослужению. Когда он встал у жертвенника и вознёс к Богу свою обычную молитву о рождении ребёнка, то вдруг услышал удивительный голос: «Не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елизавета родит тебе сына, и наречёшь ему имя: Иоанн».
Захария должен был обрадоваться, но он, забыв, о чём только что молился, засомневался: в его-то возрасте — и сын? За своё недоверие он был наказан — архангел Гавриил, посланный сообщить ему благую весть, предупредил, что Захария не сможет произнести ни слова до тех пор, пока не родится его долгожданный ребёнок...
Немота, вместо того чтобы огорчить, вселила в Захарию надежду. Если у него родится сын, он был готов вытерпеть не только это! Скоро Захария заметил, что его жена как будто светится изнутри — такая радость её переполняла. На вопрос, что у неё случилось, Елизавета прошептала мужу, что она беременна.
За три месяца до родов произошло ещё одно знаменательное событие. К Елизавете в гости пришла её двоюродная сестра — Дева Мария, получившая от архангела Гавриила весть о том, что она родит Иисуса Христа, Сына Божьего. Между родственницами состоялся необыкновенный разговор, подробности которого дошли до наших дней. Немало наших современников могут воспроизвести этот разговор наизусть и почти дословно.
Следующие месяцы были для Захарии и Елизаветы самыми счастливыми в жизни. Знакомые удивлялись переменам, которые произошли в пожилых супругах. Они словно помолодели на десятки лет, ведь мир для них снова начал сверкать разнообразными красками, а в жизни появился новый смысл.
Когда младенец появился на свет, Захария и Елизавета не могли на него насмотреться. Он был настоящим чудом — самым главным сокровищем для своих родителей. Родственники хотели, чтобы ребёнок носил такое же имя, как у отца — Захария. Елизавета воспротивилась этому — она желала назвать сына Иоанном, что означало «дар Божий». Решающее слово должен был сказать сам Захария. Священник взял дощечку — он до сих пор не мог говорить — и твёрдой рукой написал на ней имя Иоанн. В тот же миг немота оставила его, и Захария смог возблагодарить Бога за принесённую ему радость.
Так началась удивительная история Иоанна Предтечи, подробно описанная в Евангелии от Луки. История человека, который стал величайшим пророком и святым христианской Церкви. Именно он, сын Захарии и Елизаветы, совершил крещение Иисуса Христа на реке Иордан.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер