
В Евангелии от Матфея есть такие слова: «...за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься». Я воспринимаю эту фразу как личное правило, указание, адресованное именно мне. Связано это с историей, которая случилась много лет назад, когда я, получив диплом учителя русского языка и литературы, пришла работать в школу.
Мне доверили прекрасный класс, гуманитарный. 40 пятиклашек — 34 девочки и шестеро мальчишек. Чудесные, душевные дети. Начинался наш первый совместный учебный год. Было много вопросов у меня, неопытной учительницы, у ребят, которые перешли в среднюю школу из младших классов. Мне очень хотелось быть им полезной, успокоить, поддержать. А они так же бережно относились ко мне, старались помогать: учебники из библиотеки принести, цветы в кабинете полить, показать путь к столовой или спортзалу. В каком-то смысле дети были опытнее меня: они в этой школе учились уже 4 года, а я пришла работать в августе. В общем, как-то сразу мы подружились, возникло доверие.
И вот — первый урок литературы. Я рассказываю о том, чем мы будем заниматься, чем отличается этот предмет от уроков чтения в начальной школе. Информация самая простая, ознакомительная, ничего особо интересного. Но ребята внимательно слушают. Надо сказать, что с дисциплиной в этом классе проблем не было. Правильное воспитание в начальной школе, спасибо педагогу и родителям.
Итак, я прохожу между рядами и что-то говорю. В классе идеальная тишина. 40 пар глаз следят за мной. И в какой-то момент, продолжая говорить, я вдруг четко осознаю: если я сейчас скажу детям идти на край света — они соберутся и пойдут. Мне даже стало страшно.
Это длилось, наверное, 2-3 секунды, я продолжила урок, но параллельно пыталась понять, что же это было. Понимание пришло очень быстро. Как вспышка, озарение. Не могу сказать, что тогда я была воцерковленным человеком или обладала какими-то глубокими познаниями в вопросах веры. Но всегда считала себя верующей. Вот и то странное и немного пугающее состояние во время урока я вдруг осознала как знак от Господа. Именно так.
«Это же Бог мне показывает, какой силой и властью обладает учитель. Как важно, что и как я буду говорить этим детям, которые буквально с первого дня знакомства с таким доверием приняли меня».
С таким напутствием я вошла в профессию. И это большое счастье. Я всегда старалась думать, прежде чем что-то сказать детям или их родителям. С тем классом у нас сложились по-настоящему добрые дружеские отношения, которые продолжались много лет. С некоторыми ребятами мы и сейчас иногда общаемся, хотя школу они окончили более 20 лет назад.
«...за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься». Этот фрагмент Евангелия от Матфея я прочитала уже после той школьной истории... И как будто бы получила подтверждение от Бога: да, ты не ошиблась, ты все правильно поняла. В твоих руках великая сила — слово, и ты несешь ответственность.
Стараюсь помнить об этом всегда.
Автор: Елена Сурняева
Все выпуски программы Частное мнение
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема