Николая Васильевича Гоголя какими только прозвищами не награждали: товарищи по лицею звали его «таинственным карлой» - за скрытность характера и невысокий рост; приятельница, Александра Смирнова-Россет ласково называла «хохликом» - потому что родом Гоголь, как известно, из Малороссии; великий Пушкин дружески величал своего соратника по перу «веселым меланхоликом» - за то, что тот не терял чувства юмора, даже будучи в самом мрачном расположении духа… Известный писатель Юрий Нечипоренко тоже дал Гоголю прозвище: «Ярмарочный мальчик». Так называется его книга, в которой он попытался представить читателям свой взгляд на жизнь и творчество бессмертного классика.
Гоголь родился в Сорочинцах – селе, известном своей большой ярмаркой, которая ежегодно проходила там в конце лета. Рассказом «Сорочинская ярмарка» откроет Николай Васильевич свой знаменитый цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки». Юрий Нечипоренко в своей биографии писателя уделяет этому факту немало внимания. Пеструю ярмарку, где песни и смех нередко переплетаются с грустью и даже трагедией, он сравнивает с душой великого писателя. Ведь в Гоголе вечно спорили не знающий пощады сатирик и добрый, полный искренней боли за ближнего, и любви к нему, человек.
Но самое главное - Юрию Нечипоренко в книге «Ярмарочный мальчик» удалось передать тонкие нюансы внутреннего мира писателя столь понятно и доступно, что читать книгу интересно даже ребенку. Кстати, именно к юной аудитории она, прежде всего, и обращена. Гоголя по умолчанию принято считать писателем, у которого «всё сложно». Множество биографий классика, интересных прежде всего тем, кто изучает Гоголя целенаправленно, далеко не всегда были «по зубам» рядовому читателю. Нечипоренко доказывает, что о Гоголе можно говорить легко и увлекательно.
Он рассказывает, что в церкви во время службы, Гоголь, видя, что у какого-нибудь бедного мужика-крестьянина нет денег на свечку, непременно покупал ему самую дорогую! И не разрешал передавать через людей, а сам под руку подводил ошеломленного, привыкшего топтаться у дверей, мужика, прямо к алтарю, невзирая на косые взгляды важных персон.
Автор одинаково интересно и доступно пишет как о смешных, порой даже анекдотических случаях в жизни Гоголя, так и о вещах, невероятно серьезных и глубоких. Просто, буквально в нескольких словах, рассказать о духовных поисках писателя, о христианском духе его творчества, наконец, проанализировать «Выбранные места из переписки с друзьями», может, пожалуй, только действительно талантливый биограф, глубоко чувствующий своего героя.
Книга Юрия Нечипоренко интригует, увлекает, а главное - помогает понять, почему в душе великого писателя до последнего дня жил озорной и ранимый «Ярмарочный мальчик».
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема