Вскоре после распятия Иисуса Христа стали происходить события, которые не только поразили Его учеников и подвигли их бесстрашно проповедовать Истину. Спустя много веков изучение этих событий привело к вере немало скептиков, атеистов, которые скрупулёзно прорабатывали Евангелие, ища доводы против христианства.
Но вернемся к истории. В первые дни после распятия Спасителя его ученики в страхе скрывались, уже решив, что все проповеди их Учителя оказались тщетными и их самих ждет горькая участь. Ангел сказал: Христа в гробу нет, Он воскрес. Жены-мироносицы были так поражены этим, что, как пишет апостол и евангелист Марк, «никому ничего не сказали, потому что боялись». Позже к гробнице пришли апостолы Иоанн и Петр, но никаких чудесных явлений не увидели и вернулись в город, недоумевая, куда же делось тело Учителя. А Мария Магдалина, пришедшая за ними следом, осталась и плакала. И вдруг увидела двух ангелов, а потом – и Самого Иисуса Христа. Но Он предстал перед ней в преображенном виде – и она предположила, что это садовник. Только когда Спаситель назвал ее по имени, Мария увидела: перед ней Господь.
О таком же чуде засвидетельствовали в тот же день два ученика Христа – Лука и родственник Спасителя, Клеопа. Они находились довольно далеко от Иерусалима, шли по дороге к селению Еммаус. К ним присоединился Христос, но они не узнали его. Он напомнил им, потрясенным недавними событиями, о предсказаниях пророков о Себе. И только тогда открылся им. А во время совместной трапезы в Еммаусе ученики Христа стали свидетелями нового чуда: Спаситель преломил хлеб, напоминая о Тайной Вечере, и… тут же сделался невидим… И когда они пришли в Иерусалим и стали рассказывать другим ученикам о случившимся, только тогда Господь явился и самым близким своим ученикам. Те испугались и сочли Его призраком. И пришли в себя, только после того, как Господь попросил еды. Они предложили ему свой скромный ужин – печёную рыбу и мёд. А немногим позже Господь встретил своих учеников на берегу Галилейского Они ловили рыбу, но безуспешно. Господь велел с берега закинуть сети на правую сторону; улов был велик.
Что же поражало и убеждало спустя века скептиков, всерьез изучавших Евангелие? Именно то, что горстка испуганных и боявшихся гонений и казни учеников Иисуса Христа вдруг забывает о страхе и выходит на проповедь в совершенно враждебную для них среду. На протяжении многих лет и на разных дорогах они рассказывают о Воскресении Христа. Часто им не верят, изгоняют, подвергают истязаниям. Но они продолжают говорить о Спасителе мира и, не отрекаясь от своих слов, бесстрашно идут на мученическую смерть. Значит, они действительно видели воскресшего Учителя!
Прийти утром первым в храм или как православные болгары просят Бога о помощи?
Русская Православная Церковь до сих пор находится в стадии восстановления после крайне непростых для нее семидесяти лет коммунистической власти в нашей стране. Схожая по сложности история имеется у Болгарской Православной Церкви. В Болгарии, хоть и не было столь жестоких гонений за веру, как в Советском Союзе, но и здесь последствия антирелигиозной пропаганды до сих пор видны.
Выражаются они, эти последствия, в том, что на современном этапе многие болгары, считая себя православными, тем не менее, по большей части являются людьми нецерковными. Они редко посещают богослужение, еще реже участвуют в церковных таинствах. Даже на богослужениях главы Церкви, Патриарха Болгарского, молящихся крайне немного.
Чаще всего, приход того или иного жителя Болгарии в храм обусловлен какими-то несчастьями, неприятностями, которые с ним приключились. Случилось подобное событие — человек идет просить Бога о помощи. В общем-то, картина привычная и для нашей страны. Но — в Болгарии на протяжении столетий существует обычай, который местные православные христиане стремятся исполнить, если хотят, как они верят, чтобы молитва их была Небом услышана.
Обычай этот состоит в том, что желающий получить от Бога помощи православный болгарин берет на себя обет — в течение какого-то времени исполнять обязанности церковного сторожа. Не в полной мере. Человек обещает приходить в храм раньше всех и отпирать церковные двери.
Данному человеку вручаются ключи от церкви. И он в течение нескольких дней рано утром отпирает храмовые двери, зажигает лампадки, свечи. Делает все необходимое, чтобы подготовить церковь к началу утреннего богослужения. Отпирая двери, зажигая лампады и свечи, взявший на себя обет человек в это время молится Богу и просит Его помочь в решении волнующего вопроса.
Естественно, что подобный обет может исполнять человек, священнику знакомый. Бывали случаи, что данной традицией пользовались люди бессовестные, которые под предлогом благочестия просто обворовывали тот или иной храм, получив от него ключи.
Кто-то может спросить — а что такого трудного в том, чтобы прийти в храм раньше других? В чем подвиг? Отвечать на этот вопрос нужно, зная особенности болгарского менталитета. Современные болгары, как и многие южане, люди неторопливые, живущие по принципу «один день — одно дело». Для них это действительно труд — понудить себя встать с утра пораньше и прийти в храм.
Здесь еще нужно учесть и такую вещь. Каким бы маленьким ни был труд, если он совершен во имя Бога, никогда он без ответа не останется. Господь потрудившегося ради Него человека без своей помощи не оставит.
Все выпуски программы Вселенная православия
Помощь приюту для детей и подростков в городе Старице
В городе Старица Тверской области уже 30 лет работает центр социальной реабилитации для детей и подростков. Здесь ребята, попавшие в трудную жизненную ситуацию, находят приют и поддержку.
Максим оказался в этом центре, когда ему было 14 лет. Но попал он сюда не один, а вместе с братьями и сёстрами. Всего их — шестеро, Максим — самый старший. Ребята очень дружные, друг за друга стоят горой. Повзрослеть им пришлось рано. Их папа и мама пристрастились к алкоголю и настолько погрузились в зависимость, что так и не смогли стать для детей ответственными и любящими родителями. Поэтому ребята росли сами по себе.
В приюте Максим, его браться и сёстры наконец-то обрели поддержку и ощущение безопасности. Все шестеро оказались в тепле и уюте, окружённые заботой. Пока дети находились в центре, отец и мать совсем не навещали ребят и упорно отказывались от помощи специалистов. Поэтому со временем их лишили родительских прав.
Сотрудники центра социальной реабилитации переживали за судьбу братьев и сестёр, они понимали — если ребят направят в детский дом, их обязательно разлучат. К счастью, специалистам удалось вовремя найти для подопечных семью. Сейчас все шестеро живут под одной крышей в любви и заботе.
Ежегодно через центр социальной реабилитации для детей и подростков в Тверской области проходят десятки подопечных. Команда центра старается сделать их жизнь в стенах учреждения максимально комфортной. Недавно появилась необходимость обновить бытовую технику и мебель в детских комнатах. Узнать об этом больше и поддержать приют для детей в городе Старице можно на сайте фонда «Рука помощи»: fondrp.ru
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Путь к святости». Священник Михаил Словцов
У нас в гостях был клирик храма преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле священник Михаил Словцов.
Мы размышляли над смыслами евангельского чтения об апостолах, желающих сесть по правую и левую руку Христа в Его царстве и об ответе Иисуса на эту просьбу: о пути к святости, о неизбежности гонений на христиан и страданий за веру и о том, что на практике могут означать слова Спасителя: «кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою».