У нас в гостях был президент фестиваля «Русское Зарубежье», режиссер, продюсер, сценарист, директор киностудии «Русский Путь» Сергей Зайцев.
В день открытия XVIII Международного кинофестиваля «Русское Зарубежье» мы говорили о его программе, а также о том, как русские люди оказывали и оказывают влияние на различные сферы жизни, науки и культуры разных стран по всему миру.
Мария Сушенцова
- «Светлый вечер» на Радио ВЕРА, дорогие слушатели. У микрофона Мария Сушенцова. Сегодня у нас в гостях Сергей Зайцев, президент кинофестиваля «Русское зарубежье», режиссер, продюсер, сценарист, директор киностудии «Русский путь». Добрый вечер, Сергей.
Сергей Зайцев
- Добрый вечер, Мария.
Мария Сушенцова
- Помнится, что год назад в этой студии вы обсуждали с моим коллегой 17-й сезон вашего кинофестиваля, а в этом году, как я насчитала, уже будет 18-й.
Сергей Зайцев
- Правильно посчитали, конечно.
Мария Сушенцова
- Восемнадцатый год, как вы устраиваете это прекрасное, не хочется говорить формально мероприятие, скорее событие, встречу, возможность прикоснуться к нашей истории, к ее великим личностям. Многие из них канули и остались, может быть, для многих незамеченными. Очень традиционно вы выдерживаете рамки даты проведения этого фестиваля и одновременно очень символично, начинаете всегда 7 ноября и заканчиваете 14 ноября. Пользуясь случаем, мне хотелось пригласить наших радиослушателей на это уникальное событие, напомнить, что вход свободный.
Сергей Зайцев
- Абсолютно свободный.
Мария Сушенцова
- Поправьте, дополните меня, требуется ли регистрация, чтобы приходить.
Сергей Зайцев
- Нет, вы знаете, Мария, регистрации никакой не требуется. Единственное, что у нас по пригласительным открытие. Фильм, который демонстрируется после вечера открытия фестиваля, обязательно повторяется. Поэтому абсолютно каждый может посмотреть любой фильм кинофестиваля. А все остальные мероприятия с 8 ноября по 14-е включительно, абсолютно свободный вход, бесплатный, мы будем всем рады с утра до вечера. У нас рано достаточно начинаются показы, в среднем где-то около 12-ти часов дня и продолжаются до 10-11 вечера. Программа насыщенная, большая, каждый год такая. Надо сказать, что год от года она больше и больше становится. Когда-то мы показывали до 40 фильмов, 38-40, потом стали 45-50, сейчас уже за 50 здорово перевалило. Все хочется показать, не хочется авторам отказывать, но, к сожалению, все равно получается так, что какие-то фильмы за бортом оказываются. Сейчас у нас уже информационные показы, внеконкурсные, и специальные программы. Естественно, конкурсные программы документальных картин, неигровых (как я люблю их называть), игровых картин. Игровая программа у нас, правда, всегда конкурсная небольшая, потому что фильмов игровых по нашей теме днем с огнем не сыщешь. Поэтому мы даже в этом году ввели в регламент фестиваля новое положение. Мы будем теперь показывать игровые минисериалы в конкурсной программе. Первой ласточкой стал минисериал «Эль Русо», о старообрядцах в Аргентине. Он состоит из семи получасовых серий. Вот такой формат мы приняли и будем теперь, если будут такие фильмы появляться, такие минисериалы... Но я думаю, что они не каждый год будут появляться. Тема наша «Русские за рубежом», фильм хорошо сделан. Почему его не показывать? Только потому, что он состоит из семи серий небольших? Такое нововведение с этого года.
Мария Сушенцова
- Замечательное вступление к нашему сегодняшнему разговору. Конечно в центре нашего обсуждения сегодня будет грядущий кинофестиваль. Сергей, расскажите, пожалуйста, в этом году с какими-нибудь особенными картины, особенными людьми мы можем познакомиться и встретиться на этом кинофестивале? Чем этот сезон этого фестиваля особенно примечателен для вас?
Сергей Зайцев
- У меня каждый год фестиваль чем-то примечателен, какими-то фильмами, естественно, нашими дорогими гостями, которые приезжают из-за рубежа, даже несмотря на то, что последнее время это делать стало очень сложно. Во-первых, я должен сказать так, что каждый год мы отмечаем юбилеи и памятные даты, для нас важные и дорогие. В этом году 120-летие начала русско-японской войны. 110-летие - вот только что отмечали столетие в 14-м году, уже десять лет пробежало, удивительно время бежит - с начала Первой мировой войны. Это все наши герои. Большая часть из них, кто не погиб, конечно, потом воевали в гражданскую войну на стороне белых, потом оказались в эмиграции. Мы же рассказываем не только о русском зарубежье, как таковом, а о том еще, что предшествовало эмиграции, созданию этой планеты – русское зарубежье. Мы рассказываем не только о первой волне эмиграции - о второй, о третьей, о том, как русские общины живут сегодня в разных странах. Особенно нас, конечно, интересуют люди, которые сохранили веру и, уж меня извините за пафос, хорошее отношение к родине, помогают ей. В первую очередь нас интересуют такие общины и отдельные личности. В этом году мы отмечаем много сразу юбилеев. Это 125-летие Владимира Набокова, которого не надо особенно представлять. 125-летие замечательных поэтов русского зарубежья и участников гражданской войны Ивана Саволайнена (Ивана Савина). Он умер давно, еще в 26-м году в Финляндии, сразу практически после гражданской войны. И Николая Туроверова, который последнее время стал известен, в последние лет 15-20, благодаря энтузиастам и моему другу хорошему Виктору Леонидову, историку, автору-исполнителю, который фактически эти стихи из Франции вернул где-то около 20 лет тому назад. Его поддержал в этом Никита Сергеевич Михалков, благодаря этому стихи Туроверова стали очень-очень известны. В частности стихотворение «Уходили мы из Крыма среди дыма и огня», не знаю, какой артист только это ни цитировал. Мы отмечаем юбилей Всеволода Мейерхольда, 150-летие. 150-летие Александра Васильевича Колчака. Николая Бердяева, героя русско-японской войны Степана Макарова, 175 лет исполняется. Мы отмечаем 135-летие Ивана Ильича Мозжухина, знаменитого актера немого кино, который был популярен не только в России до революции, но он был звездой европейского кино в эмиграции, пока не пришел звук в кинематограф. Ивану Мозжухину специальная лекция будет в рамках кинофестиваля посвящена. А что касается гостей, то, во-первых, у нас замечательные всегда деятели культуры работают в жюри, они приезжают из-за рубежа. В этом году в конкурсе игровых фильмов в жюри работает Кира Рюшти из Франции, председатель ассоциации «Вокруг России», замечательный хореограф Александр Александрович Ильин из Мельбурна, русские говорят не Ме́льбурн, а Мельбу́рн.
Мария Сушенцова
- Интересно.
Сергей Зайцев
- Он родился в Харбине когда-то, опять-таки, кстати, не в Харби́не, а в Харбине́. Потом после 17-19 лет попал в Австралию, всю жизнь прожил в Австралии. В конкурсе неигровых фильмов в этом году принимает участие Дмитрий Лю из Китая, замечательный режиссер и продюсер. И конечно, наши профессионалы. Конкурс игровых картин у нас возглавляет Александр Михайлов, не путать с Александром Яковлевичем Михайловым, народным артистом. Саша Михайлов, который у нас возглавляет жюри конкурса игровых картин, тоже известный актер, которого вы хорошо помните по фильму «Формула любви» Марка Захарова. В конкурсе неигровых фильмов помимо Дмитрия Лю работает замечательный режиссер из Белоруссии Сергей Катьер и возглавляет жюри Светлана Быченко, она обладатель множества главных призов международных кинофестивалей, наш известный режиссер-документалист, сценарист, продюсер. То есть жюри замечательное. Помимо тех, кто приезжает работать в жюри, есть и специальные гости. Те люди, которые приезжают для того, чтобы рассказать о том, как они живут, о своем бытовании в разных странах рассказать. В этом году к нам приезжает Жасинто Анатолий Заболоцкий, он почетный консул России в Риу-Гранди-Ду-Сул, это самый южный штат Бразилии, тоже будет вечер, на котором он будет рассказывать о том, как живет русская диаспора в Бразилии. Приезжает к нам Наталья Николаевна Заика из Австралии, общественный деятель, которая тоже когда-то родилась в Харбине и потом всю жизнь прожила в Австралии. Лекцию будет читать руководитель литературного музея Евгения Чирикова, правнук писателя Михаил Чириков к 110-летию начала Первой мировой войны, потому что его прадед, писатель Евгений Чириков был участником Первой мировой воны. С Михаилом мы дружим, он не один раз уже приезжал на наш кинофестиваль, принимал участие в наших мероприятиях. Приедет председатель международной ассоциации рода Мусиных-Пушкиных Андрей Андреевич Мусин-Пушкин из Франции. Видите, все к нам едут, все нас, слава Богу, любят, все как-то ухитряются добраться через третьи страны. Надеюсь, что встретимся, что все в этом году успешно пройдет, дай Бог.
Мария Сушенцова
- Спасибо большое за такое полное представление. Дорогие слушатели, я думаю, что после такого приглашения нам тем более захочется прийти и посмотреть. Программа кинофестиваля размещена на сайте, я очень легко ее нашла перед эфиром, изучила, очень интересно. Честно говоря, в каждом дне показов нашла что-то интересное и цепляющее, что не оставляет равнодушным человека, может быть, от сферы кино далекого.
Сергей Зайцев
- Я повторюсь, может быть, мы программу подбираем с учетом своих собственных пристрастий, интересов, она всегда набирается больше, чем мы можем включить в те дни, в которые фестиваль проходит. Потом переносим что-то на следующий год. Я в любом случае хочу всех пригласить, потому что каждый для себя найдет что-то интересное.
Мария Сушенцова
- Безусловно. Я напомню, что у нас в гостях Сергей Зайцев, президент кинофестиваля «Русское зарубежье», режиссер, продюсер, сценарист, директор киностудии «Русский путь». У микрофона Мария Сушенцова. Сергей, вы много раз подчеркивали, что наши люди рассеяны по всему миру, буквально в каждом уголке земного шара можно найти наших соотечественников. Мне интересно, в каком регионе наши соотечественники смогли сохранить свою крепкую диаспору, сохранить свою культуру, какую-то свою общность? Можно ли выделить такой регион или, может быть, страну или несколько стран, в которых чувствуется такая крепкая общность. Понятно, что где только нет наших собратьев, но мы понимаем, одно дело сохранить как подвиг свою культуру, свою веру, какие-то свои традиции и даже язык, а другое дело ассимилироваться и раствориться потихонечку в бульоне окружающей тебя культуры. Тем более что жизнь не стоит на месте, она как бы поглощает, поглощает, поглощает. Надо этому не то чтобы противостоять, но как-то выстоять под напором чужой культуры.
Сергей Зайцев
- Традиционно большие русские диаспоры, общины были в Сербии и во Франции. В Сербии, во Франции, в Германии и в Праге еще, Чехии после революции. После Второй мировой войны многие потянулись в Америку за океан. В Австралии, конечно, общины в разных городах остаются, и в Сиднее, и в Мельбурне и в Брисбене. Но, понимаете, какая тут штука, все всегда зависит от одного конкретного человека. Тот человек, который хочет собирать вокруг себя людей, будет собирать. Казалось бы, жизнь затухает русской общины в какой-то стране, но если Сербию взять, конечно, расцвет жизни русской диаспоры приходился на 20-30-е годы 20-го века, но появляется человек, община начинает жить новой жизнью. Она и не может жить старой, потому что время идет, современность диктует свои условия. Но там, где такой человек инициативный, любящий Россию - это ключевое, надо любить Россию, иначе как ты будешь объединять русских за рубежом - и вспыхивает опять-таки жизнь. Я сейчас не могу сказать, что, например, в Америке сейчас наиболее активно русские живут своей общественной русской жизнью. Нет. Может быть, в каком-то городе больше, в каком-то городе меньше, страна большая. И какую-то страну выделить сложно, все зависит от конкретных людей, от конкретных инициативных людей. Например, председатель Всемирного координационного совета российских соотечественников за рубежом Михаил Дроздов, который, кстати, тоже должен приехать сейчас к нам на фестиваль, может быть даже уже прилетел из Шанхая, он в Шанхае живет. Он активно занимается, это его общественная работа - объединять соотечественников по всему миру, помогать соотечественникам. Он летает по всей планете, я даже не знаю, как он выдерживает, все для того, чтобы поддерживать эти очаги русской жизни в совершенно разных странах. В Тунисе, в Южной Америке, в Австралии, в Малой Азии – где он только ни бывает. Везде, везде, везде как-то течет русская жизнь. Не раз уже Михаил Дроздов приезжает на наш кинофестиваль и всегда очень интересно его слушать.
Мария Сушенцова
- Ваш рассказ навел меня на такой вопрос. В рамках вашего кинофестиваля предусмотрены ли какие-то круглые столы, лекции, где ваши гости замечательные могли бы поделиться непосредственным житейским опытом, наблюдениями.
Сергей Зайцев
- Конечно, ну конечно. Это каждый год бывает. У нас и лекции такие, как скажем, в этом году будет лекция, посвященная Мозжухину, и встречи со всеми гостями, кто специально приезжает на фестиваль, мы предусматриваем час-полтора-два, в зависимости от того, насколько много человек может рассказать, есть ли ему что рассказать. Всем есть что рассказать, но один может говорить час, другой три часа. Мы обязательно в программу включаем такие вечера встречи с нашими соотечественниками, специальными гостями. Обязательно. В этом году пройдет вечер с Натальей Николаевной Заикой, общественным деятелем из Австралии, и с Жасинто Анатолием Заболоцким из Бразилии, и с Андреем Андреевичем Мусиным-Пушкиным, председателем международной ассоциации рода Мусиных-Пушкиных, предусмотрена встреча. Обязательно, непременно. Откуда черпать еще информацию о русских за рубежом? Понятно, что с сайтов, из фильмов. Мы о современной русской эмиграции тоже рассказываем, но тут же из первых рук мы узнаем все.
Мария Сушенцова
- Конечно.
Сергей Зайцев
- Тут можно вопросы человеку задать. Мы все эти вечера снимаем, наша киностудия «Русский путь», большой архив за двадцать почти лет, на будущий год нам 20 лет исполнится, мы собрали довольно большой архив таких записей встреч с соотечественниками. Я уже не говорю о фильмах, которые режиссеры присылают на наш кинофестиваль и которые мы показываем в киноклубе «Русский путь», который работает в Доме русского зарубежья уже тоже 20 лет почти, без года. Большая работа ведется. Я не говорю о том, что мы огромный архив аудиовизуальных документов русской эмиграции собрали. Я его собираю с 2003-го года, когда пришел работать в Дом русского зарубежья.
Мария Сушенцова
- Скажите, есть ли такие особо выдающиеся случаи, возможно, нам пока не известные, когда представители нашей эмиграции объединяли не только русских, оказавшихся на чужбине, но и вовлекали в орбиту своих интересов представителей других национальностей, тех своих новых соотечественников, с которыми они контактировали. Я здесь, конечно, вдохновляюсь общеизвестными примерами, как, скажем, пример владыки Антония Сурожского в Лондоне, где потихонечку община перекочевала в английскую. Когда такой эффект стягивания вокруг того самого одного человека, светоча, происходила. Или, скажем, отца Александра Шмемана, которого все знают, который стал точкой притяжения в Америке далеко не только для русских, а для многих и многих представителей другого гражданства и других национальностей. Может быть, есть какие-то примеры похожие, о которых мы мало знаем и о которых вы нам расскажете?
Сергей Зайцев
- Я так сходу что-то, может быть, и не вспомню, но, я думаю, если полистать каталоги нашего фестиваля, я таких примеров полтора десятка, наверное, найду. Но вы говорите, прежде всего, о духовенстве. Надо сказать, что в Доме русского зарубежья у нас и на кинофестивале русского зарубежья неоднократно демонстрировались фильмы и о митрополите Антонии Сурожском, и о протопресвитере Александре Шмемане. Я лично хорошо знал его родного брата Андрея Дмитриевича Шмемана. В Париже с ним встречался и в Москве с ним встречался. Он приезжал в Дом русского зарубежья и съемки у меня сохранились еще 25-летней давности, интервью я записывал с Андреем Дмитриевичем, подчеркиваю, чтобы слушатель наш не путал, с братом Александра Шмемана. Сам Бог велел объединяться вокруг священнослужителей. Но я могу сказать, что и они не исключение. Например, генерал Беляев, который оказался в эмиграции в Парагвае, фактически просто создал парагвайскую армию, они одержали в свое время победу очень важную для страны, для Парагвая, над Боливией. Видите, как случается. Мы все никак не доберемся до фильма о генерале Беляеве. Надо сказать, что с 12-го года, получается, уже 12 лет наша киностудия создает цикл, уже около сорока фильмов мы сделали в этом цикле, под общим названием «Русские в мировой культуре». Естественно, культуру мы широко понимаем, это русские ученые, не только писатели, деятели культуры и искусства. И в этом цикле еще нет пока фильма о генерале Беляеве, но сейчас как раз, когда я нахожусь у вас в гостях, идут переговоры о возможном создании фильма о генерале Беляеве. Переговоры идут у нас в Доме русского зарубежья на Таганке, может быть, и получится.
Мария Сушенцова
- Надо помолиться сейчас нам всем с нашими слушателями хорошо, чтобы это получилось.
Сергей Зайцев
- Да, дай Бог.
Мария Сушенцова
- Те достижения, о которых вы рассказали, просто поражают воображение, что наш русский воевода стал воеводой в другой стране и помог одержать победу.
Сергей Зайцев
- Таких, конечно, не много. Я всегда с радостью привожу пример Александра Матвеевича Понятова, изобретателя первого в мире видеомагнитофона, который фактически создал звукозапись в Америке всю в 30-е годы, а потом в 56-м году изобрел первый в мире видеомагнитофон, создал корпорацию «Ампекс», которая опережала по технологиям своим весь мир. Когда мы делали фильм, я сам в Америке его снимал, не я режиссер фильма, но я был режиссером на съемках в Америке в свое время по простой причине, что режиссер не смогла визу американскую получить, это было 12 лет тому назад, полетел я в очередной раз. Я удивительные вещи там узнал. Скажем, технологии «Sony», которые сейчас все заполонили… «Sony» когда-то всему училась у Понятова, компания эта. Я записывал интервью с ветераном «Ампекса», это компания Александра Матвеевича Понятова, Ампекс – Александр Матвеевич Понятов Еxcellence. И в этом интервью ветеран «Ампекса» рассказывал, что президент «Sony» в конце 50-х, в 60-е годы дневал и ночевал в «Ампексе» в Редвуд Сити в Калифорнии, где штаб-квартира «Ампекса» была. Собственно и сейчас еще находится, просто сейчас уже компания маленькая стала. Он в каждой лаборатории все записывал, все пытался выведать и, говорит, когда я сказал Понятову, что же это такое, он же сует свой нос везде, Понятов сказал: пусть сует, им невозможно нас догнать. Это я возвращаюсь к тому, насколько… о роли личности. Умер Понятов и компания угасать стала. В 80-м году он умер в возрасте 88 лет. Еще его аппаратура успела поработать на Олимпиаде-80, там «Ампексы» работали. Все эти видео-технологии, например спорт, когда мы видим замедленную съемку, спортсмен бежит или прыгает в воду, это же все «Ампекс» тоже, его разработки первые для всего мира. Просто Понятов был очень рад, что его техника работает на родине, тогда в СССР.
Мария Сушенцова
- Да, конечно.
Сергей Зайцев
- И вот видите, сейчас где «Ампекс», где «Sony». Вот роль личности в истории. Но таких, как генерал Беляев, создавший армию в Парагвае, как Александр Матвеевич Понятов, таких немного. Но пока у нас герои для нашего цикла не переводятся. Мы уже около сорока картин в этом цикле создали. Или Владимир Ипатьев - я бесконечно могу об этом рассказывать - о котором Генри Форт сказал, что это создатель американской цивилизации, Ипатьев изобрел высокооктановый бензин, на котором мы до сих пор ездим. Все в Америке заработало и побежало быстрей. Американцы говорят, ученые говорили американские, есть свидетельства, мы в фильме их приводим, что вы, русские, не понимаете, что вы потеряли в лице Ипатьева, который еще у Менделеева успел поучиться. Это старший брат Николая Ипатьева - старший Владимир Николаевич, младший Николай Николаевич - в доме которого была расстреляна царская семья в 18-м году. Вообще они москвичи оба. Николай Николаевич до революции, он был краевед, инженер, интересовался этим регионом, Уралом, и он снимал там дом. Так и окрестили этот Ипатьевский дом проклятый. Но я думаю, что здесь есть что-то от культа, большевики подумали, где расправиться с царской семьей. В Ипатьевском монастыре когда-то Романовы взошли на престол, и в Ипатьевском доме закончилось их царствование. Это все не случайно. Хотя дом, насколько я знаю, изначально Ипатьевским не был, там просто жил инженер Ипатьев, младший брат Владимира Ипатьева, изобретателя высокооктанового бензина, удивительные люди. Ипатьев старший, Владимир Ипатьев, именем которого в Чикаго назван институт нефтехимии, как и Набоков - совершенно разные области, писатель, химик - не покупал никогда собственного дома в США, потому что он считал, что дом может быть только в отечестве, на родине, в России.
Мария Сушенцова
- Я напомню, что у нас в гостях Сергей Зайцев, президент кинофестиваля «Русское зарубежье», режиссер, продюсер, сценарист, директор киностудии «Русский путь». У микрофона Мария Сушенцова. Мы вернемся после короткого перерыва.
Мария Сушенцова
- Это «Светлый вечер», дорогие слушатели. У микрофона Мария Сушенцова. Сегодня наш гость в этом часе Сергей Зайцев, президент кинофестиваля «Русское зарубежье», режиссер, продюсер, сценарист, директор киностудии «Русский путь». Мы остановились на очень интересном факте, который, кстати, и для экономической науки примечателен, что многие изобретения, которыми пользуется все человечество ныне, например, помимо перечисленных изобретений, телевидения и прочих благ, действительно были совершены русскими. То есть прорывные вещи для мировой цивилизации. Тем не менее, получение экономической ренты с этих изобретений зачастую происходило уже за пределами нашей страны. Для нас, например, как экономистов, а я, скорее, это сообщество представляю, это действительно большая дилемма и вызов. Как сделать так, чтобы наших замечательных даровитых людей, готовых создавать что-то уникальное, действительно инновационное по своей природе и прорывное, мы могли бы удерживать внутри нашей страны, заинтересовывать их, чтобы они могли творить именно здесь и применять здесь свои наработки. Это действительно обидно.
Сергей Зайцев
- Очень обидно.
Мария Сушенцова
- Потому что, прослеживая экономическую историю на протяжении 20-го столетия, можно удивиться, какое количество, всего даже не перечислить - вы назвали два, я еще добавила про телевидение – всех фамилий даже не перечислить, сколько изобрели наши люди.
Сергей Зайцев
- Про телевидение Зворыкина вы имеете в виду? Зворыкин, конечно, изобретатель телевидения.
Мария Сушенцова
- Да. Я сейчас боюсь ошибиться в других изобретениях, меня немножечко память подводит. Но это действительно такой уникальный и очень обидный феномен. Есть такая у американцев поговорка, она была процитирована в книге одного из представителей нашей экономической науки, широко известных, Александра Александровича Аузана, декана факультета экономического МГУ, который я как раз заканчивала. Он приводил такую американскую поговорку в своей книге о культурном коде нашем российском. Американцы говорят: если хочешь заказать что-то уникальное, чего нет нигде, единичное, закажи русским; если хочешь производить что-то массовое на конвейер, никогда не заказывай русским. С каким-то регламентным поточным производством русские справляются плохо. Зато с уникальным и прорывным, с таким, которого нет ни у кого…
Сергей Зайцев
- Характер, менталитет.
Мария Сушенцова
- Да, действительно, это какая-то часть нашего культурного кода. Хотелось бы просто, чтобы мы умели…
Сергей Зайцев
- Сохранять, удерживать.
Мария Сушенцова
- Сохранять и преумножать внутри нашей страны, чтобы выгодоприобретателями не становились все, кроме нас.
Сергей Зайцев
- Увы, увы. Надо сказать, что Александр Матвеевич Понятов, о котором я рассказывал - забыл сейчас год, чтобы не путать - была американская выставка в Сокольниках, на которой был Хрущев. Тогда на этой выставке демонстрировался один из первых видеомагнитофонов Понятова. Это я так записывал в Сан-Франциско интервью с ветераном «Ампекс», русским, Святославом Даничем, который рассказывал о том, что этот видеомагнитофон с выставки из Сокольников из Москвы вернулся к ним с большим опозданием. Более того, по нашим стандартам, он мне рассказывал, винты были по-другому, винтики недовинчины там были. И когда, говорит, мы доложили Понятову об этом, он сказал: и слава Богу.
Мария Сушенцова
- Надо же. Удивительная такая щедрость на распространение своих достижений.
Сергей Зайцев
- Да, я думаю, что он родине помогал таким образом. Он не требовал назад этот магнитофон, он не предъявлял никаких претензий. Он был, кстати, прихожанином до последних дней храма Покрова Пресвятой Богородицы в Пала, это маленький храм, где я тоже был. Мы снимали, с большим трудом надо сказать, отца Владимира, настоятеля этого храма, который не снимается практически никогда. Он, будучи еще молодым батюшкой, отпевал в 80-м году Александра Матвеевича Понятова. Согласился только на небольшую проходку около храма, и за кадром он кое-что рассказал. Все равно это было просто необходимо для фильма. К чему я говорил? К тому, что эти люди ухитряются помочь родине даже на большом расстоянии. Понимаете, как это важно. Таких людей, которые являются настоящими патриотами, меня уж простите за пафос опять-таки, настоящими патриотами страны. Ты же не можешь быть патриотом до какого-то момента, вот был патриотом, потом уехал, перестал быть патриотом. Нет, если ты таков, ты таким и останешься всегда, ты все равно будешь так или иначе помогать своей стране. Так или иначе, в той или иной форме, не сейчас, так завтра. Вот это невозможно достать из человека, достать и куда-то выбросить. Они были такие, и Зворыкин, изобретатель телевидения, и Понятов и многие-многие, те люди, которым наш цикл посвящен «Русские в мировой культуре». Мы сейчас только что сделали, не хотел я за эту ему браться, фильм об Иване Алексеевиче Бунине. Он, слава Богу, хоть в ограниченный, но вышел в прокат, сейчас он по всей стране идет, наш документальный фильм, который так и называется Бунин». Но все-таки это человек, который помимо русской относится и к мировой культуре, все-таки лауреат Нобелевской премии, выдающийся, великий, блестящий русский литератор, писатель. Андрей Судиловский, который сделал этот фильм, мне кажется, об очень интересных вещах в этом фильме говорит, не об общеизвестных, а именно о том, как Иван Алексеевич искал Бога. Это первая ласточка такая на нашей киностудии, этот фильм, тут и имя, конечно, играет, фильм вышел в прокат все-таки всероссийский, документальный. Я надеюсь, что мы будем продолжать.
Мария Сушенцова
- Да, это событие. Возвращаясь к основной нашей теме киноискусства. Вы в некоторых интервью отмечали отдельно, что очень важен киноязык в картине, улавливать его во время, потому что он меняется каждые несколько лет. Я хотела уточнить, в чем это может выражаться – изменение кино языка? Вы не могли бы более обстоятельно об этом порассуждать, чтобы стало понятней непрофессионалам?
Сергей Зайцев
- Не знаю, получится у меня или не получится, потому что это вещи гораздо более понятные профессиональному сообществу. Я заметил, мы делаем фильмы, те режиссеры документального кино, которые живут своей профессией, не на поток работают, каких тоже, к сожалению, много, а кто живет этой профессией, для кого это образ жизни, пытаются найти какие-то новые формы. Тот пресловутый киноязык новый найти, по-новому как-то рассказать ту или иную, казалось бы, традиционную историю. Это могут оценить только коллеги, я замечал. Как правило, у этих работ много слоев, и зритель воспринимает верхний слой, ну, второй, третий, максимум, профессиональные вещи он оценить не может. Но если эти вещи сделаны так, что они не мешают, а помогают зрителю воспринимать ту или иную историю, при этом не теряя глубины освещения, глубины темы, это и есть то самое важное, это признак профессионализма. Если это еще и талантливый человек делает, то уже может получиться шедевр. Что касается как такового киноязыка, посмотрите, как последнее время изменился монтаж. Монтаж стал гораздо более жестким, грубым даже, я бы сказал, гораздо более мелким, такая клиповость появилась, очень много проходных микропланов в монтаже появилось, которые сейчас уже зритель, молодой в основном, воспринимает как должное. А я смотрю на это, и мне это подчас мешает, хотя я понимаю, что это киноязык сегодняшнего дня, это наши реалии, мне это мешает. Потому что если эти планы разобрать, по кадру, там много лишнего, там много мусора, много ничего не значащего. А я все-таки приучен был с моими мастерами, когда я учился, что в кино каждый план чего-то значит. Если ты ставишь тот или иной план, кадр в монтаж, то ты ставишь его не для того, чтобы поддержать темп нарезки монтажной, а потому что он что-то значит, он что-то несет. Мне, например, с этим справиться тяжело, поэтому мое кино, мне 55 лет, гораздо более медленное, чем кино какого-нибудь 30-летнего человека. Но беда нынешнего времени, я многократно это повторял, что молодежь научилась здорово снимать, нам не надо ни в какой Голливуд ехать, сейчас молодежь умеет здесь так же снимать, как они там, абсолютно, аппаратура вся есть в распоряжении. Здорово научились монтировать, лихо, я бы сказал, все летает, ныряет, бежит. Но не хватает истории, и, как правило, это либо вообще ни про что, либо это поиски молодого человека себя в этом мире, то есть то, что только на молодую аудиторию и рассчитано. Я очень много такого молодого кино видел, которое мне не очень интересно. Потому что я это прошел, во-вторых, мои друзья это прошли, в-третьих, потому что я насмотрелся такого же кино, таких же молодых людей, которым было 30, сейчас 40, десять лет тому назад, пять, пятнадцать лет тому назад. Иногда смотришь и думаешь: ничего же нового. Надо искать, надо всегда себя побуждать искать. Понятно, что это неизбежно, ученический период неизбежен. Когда мы учились, мастера нам говорили: не торопитесь самовыражаться. Всем хотелось снять нечто, и все думали, сейчас я сниму свою картину и всех удивлю. Такое, конечно, случается, но крайне редко, чтобы молодой человек удивил кого-то 20-летней или 25-летней своей картиной. Можно сделать вполне… Я возглавляю ГАК во ВГИКе уже третий год, государственную аттестационную комиссию.
Мария Сушенцова
- Да я поняла.
Сергей Зайцев
- Есть хорошие, как правило, на курсе один-два человека уже готовы работать в профессиональном кино, они делают крепкое кино, уже понимают, как делать крепкое кино, но прямо чего-то выдающегося… И это нормально, от них требовать выдающегося рано, им надо поработать немножко. В первую очередь можно ждать выдающегося от тех людей, которые сегодня делают просто крепкое. Это нормально, это естественный ход вещей, из них могут получиться и большие режиссеры через какое-то время. Не знаю, ответил ли я, мы уже куда-то в сторону ушли, Мария, наверное.
Мария Сушенцова
- Нет, очень было интересно, потому что вы нас погрузили в то, как куются кадры. А проблема состыковки этой смысловой нагруженности, о которой вы говорили, которая нужна и, может быть, за ней мы приходим в кино в конечном итоге, но для каждого глубина погружения своя, чтобы она соединялась с киноязыком, наверное, на этом пересечении и находится само искусство. Когда есть какая-то глубокая идея, какой-то смысл и актуальные средства выражения, так кажется со стороны, во всяком случае, когда они встречаются и находят друг друга.
Сергей Зайцев
- Да, да. Но все равно я хочу сказать, что новые способы выражения мысли в кино, этот киноязык все равно искать нужно.
Мария Сушенцова
- Конечно.
Сергей Зайцев
- Я считаю, что это задача и людей уже опытных в том числе, и мастеров тоже. Потому что если ты застрял – всё. То есть остановка – смерть. То есть эта стагнация совершенно не приемлема в искусстве. Надо обязательно, обязательно, чтобы поступательное движение вперед происходило.
Мария Сушенцова
- Я напомню, что в этом часе с нами Сергей Зайцев, президент кинофестиваля «Русское зарубежье», режиссер, продюсер, сценарист, директор киностудии «Русский путь». А у микрофона Мария Сушенцова. Мы сейчас погрузились в многослойное киноискусство. Мне бы хотелось задать такой общий вопрос. Что позволяет не потухать творческой искре у художника, художника в широком смысле, в каком бы искусстве он ни работал, в какой бы творческой профессии он ни работал? Вы сейчас сказали о том, что очень важно искать, но как себя к этому поиску побуждать? Что побуждает, как правило, к этому поиску? Общение с разными людьми, какие-то, может быть, поездки? У меня совсем другой опыт, не связанный с искусством, скорее, больше с наукой, но я заметила, что основную искру, например, к научному исследованию, какой-то новой идее дают абсолютно другие впечатления, которые вообще никак не связаны с твоей профессией.
Сергей Зайцев
- Конечно.
Мария Сушенцова
- Это очень удивительно работает, но вдруг какая-то ласточка в голову залетает. Скажем, ты стоишь перед картиной, перед полотном в какой-то галерее, твоя работа вообще с этим не связана, но вдруг происходит соединение чего-то несоединимого, и рождается какой-то образ предчувствия какой-то новой идеи. Как у вас это работает?
Сергей Зайцев
- Это так же и работает. Абсолютно так же и работает. Уезжаешь куда-то, отдыхать у меня не получается никогда, никаких отпусков нет, но все равно, меняешь обстановку и возвращаешься немножко другим человеком. Обязательно. Я сколько раз замечал, уезжаешь на 3-4 дня в командировку, даже не связанную с кинематографом, не на съемки, и возвращаешься немножко другим человеком. Но дело, я думаю, даже не во впечатлениях, не во встречах с людьми, а в умении удивляться. Если ты сохранил в себе способность удивляться, это будет тебя спасать в общем-то всегда. Я замечаю по мастерам по нашим по коллегам, состоявшимся большим режиссерам, они все сохранили способность удивляться. Я не называю фамилии, скажем, приезжает ко мне знакомый режиссер на студию и говорит: я такую историю раскопал, смотри. Казалось бы, человек снял уже тридцать документальных картин, его уже ничего не должно удивлять, но он мне рассказывает и горит. А я слушаю, мне интересно другое, думаю, ну да, интересная история, но так, чтобы что-то особенное… Я другому удивляюсь, а он этому, я вижу, что он горит. Эта способность гореть обеспечит ему успешную работу над картиной сто процентов. И, как правило, все, что остается после нас в кино, снято людьми, которые сохранили способность удивляться. Может быть такая встреча, сякая, можно в ту или иную страну поехать, того или иного человека встретить, более интересного, менее интересного, но если ты горишь, ты обязательно сделаешь картину. Это непременное условие для появления хорошей работы, не буду говорить гениальной, но хорошей работы. Помимо того, что человек должен быть профессионалом дела своего, знать просто законы своего дела, непременное условие – сохранить способность удивляться. Удивиться и горячо рассказывать об этом, обязательно горячо. Наш мастер Игорь Иосифович Класс, который вел у нас актерское мастерство на высших курсах режиссерских, говорил: ну, с холодным носом ты ничего не сделаешь. Так и есть.
Мария Сушенцова
- Да, точно, это работает во всех сферах. Хочется такую метафору здесь использовать: хочется быть заразным этим вирусом новой идеи. Ты сам заразился, хочешь еще других заразить.
Сергей Зайцев
- Да, это интересная вещь, обязательно. Но я могу продолжить, рассуждая на эту тему. Происходит что? Заразятся те, кто способен заразиться, все равно. Вы можете бисер разбрасывать долго, но каждая жемчужинка попадет тому только и результат даст, кому она должна была попасть.
Мария Сушенцова
- Пока вы рассуждали, мне пришла на ум такая мысль, наверное, она достаточно известна, но почему-то захотелось сейчас ее высказать, что способность удивляться, я сидела и думала, с чем может быть связана. В этом что-то есть такое из сферы отношений человека и Бога. Кажется, что это история про то, когда человек чувствует не себя большим, заполоняющим все мироздание, а себя малым по отношению к Божьему творению, вот этому миру, который удивителен, бездонен, прекрасен и до конца непознаваем. Это ощущение манящей тайны, огромности, непознаваемости этого мира, а я в общем-то достаточно мал, и мне настолько это интересно, я не могу остановиться перед этим всем, мне хочется туда проникать, нырять и что-то делать. Здесь есть что-то такое метафизическое.
Сергей Зайцев
- Ну конечно, Господь же непостижим. Как только мы доходим до какой-то границы, например, совершаем открытие, я некоторым ученым мужам удивляюсь, они действительно всерьез думают, что наука способна решить какие-то глобальные… Вы доходите до какого-то забора, условно говоря, перепрыгиваете его и там еще что-то есть. Как только мы чего достигаем, границы Божественного расширяются.
Мария Сушенцова
- Да, конечно.
Сергей Зайцев
- А дальше еще расширяются. Говорят, Господь непостижим, постигайте Бога, тогда и вы будете двигаться, двигаться, тогда этой стагнации не наступит. Постигайте Бога. Мне кажется, что мы настолько мало знаем, мы настолько еще мало открыли, мы на такой низкой ступени развития находимся. Понятно, что мы еще и мешаем друг другу совершать открытия, бесовщина всякая мешает. Может быть, мы сейчас уже на вторую ступеньку бы забрались, но мы пока, безусловно, люди еще дикие, к сожалению. То, чем наш фестиваль, в частности, занимается. Я все время говорю: память, память, сохраняйте память. Как можно не беречь память, ведь мы не ниоткуда пришли и уходим не в никуда. Как сейчас Великая Отечественная война для нас всё, а Первая мировая – ну, что-то такое… Постойте, кто родил и воспитал победителей во Второй мировой войне? Те, кто сражались в Первую мировую, так же отстаивали отечество, связь-то неразрывна. Это большевики нам рассказали, что в 16-м году на свет появились Адам и Ева, тут же родили большевиков. Ну, какая ахинея. Ведь всё же зачеркнули, всё. Вы представляете, какой восторг открывать этих людей, о которых мы рассказываем на нашем кинофестивале «Русское зарубежье», потому что, оказывается, все уже было. Я сам сделал фильм к столетию гражданской авиации, в прошлом году мы вместе с режиссером Денисом Чуваевым сделали большой стоминутный фильм, который называется «Семья Аэрофлот».
Мария Сушенцова
- Да, да, мне он попадался, название.
Сергей Зайцев
- Почему столетие отмечалось в 2023-м году? От постановления 23-го года советского о необходимости создания гражданской авиации. Мы так считаем, сто лет. Но простите, за 10 лет до этого постановления, в 1913-м году Сикорский уже императора катал на своем Илье Муромце. Значит, российской авиации, как минимум, 110, в этом году уже 111 лет, а не 101 год. Как-то почему-то часто не принято об этом говорить. Да почему? Да, понятно, что молодому советскому государству пришлось очень много начинать заново. Меня удивляют всегда люди, которые говорят: смотрите, в те голодные годы, разруха вокруг после гражданской войны, а они и об этом подумали. А куда им было деваться? Сначала Ленин втянул страну в гражданскую войну. Он говорил: превратим войну империалистическую в гражданскую. Каково - желать своему народу гражданской войны? А у него выхода не было, потому что если бы он не втянул страну в гражданскую войну, он бы у власти не удержался. Он прекрасно понимал, что ему придется обороняться, что найдутся силы, которые не примут переворот октябрьский 17-го года. Вот и все. Это я горюю-горюю все время по этому поводу.
Мария Сушенцова
- Да, да. Сложно не горевать по поводу такой катастрофы, которая разломала наше прошлое на до и после. Сергей, над какими проектами вы сейчас работаете? Расскажите о ваших текущих проектах.
Сергей Зайцев
- Слава Богу, у нас проектов остаточно много. Сейчас режиссер Алексей Бурыкин у нас на студии заканчивает фильм о протоиерее Василии Зеньковском, богослове. Я думаю, что это будет очень интересная работа. Только что мы закончили фильм о никому не известном человеке, который называется «Владимир Красовский. Русская звезда на Босфоре», о нашем эмигранте, который стал чемпионом Турции по боксу когда-то. Даже фильм больше не об этом, а о том, как эта семья, которая фактически ассимилировалась и осталась в Турции, нашла ветвь своей семьи в России, в Екатеринбурге, они теперь соединились. Володя Кривов, замечательный режиссер, сделал эту картину. Я сам снимаю несколько фильмов, не буду уж о них рассказывать. Один из них о герое не русской эмиграции. Это Николай Степанович Гумилев, о котором, мне кажется, никто не сделал красивого внятного фильма. Я считаю, что Гумилев наш герой, потому что он также пострадал – пострадал, это мягко сказано – почему мы лишились большого поэта именно в связи с советскими, в кавычках, «преобразованиями» сразу после революции 17-го года. Я фильм этот делаю три с половиной года. Я не знаю, когда он закончится. Я сам себе, слава Богу, продюсер, я потихоньку ищу деньги, трачу их, опять ищу, опять трачу. Будем надеяться, что в 25-м году хотя бы съемки закончатся.
Мария Сушенцова
- Президент фестиваля «Русское зарубежье», режиссер, продюсер, сценарист, директор киностудии «Русский путь» Сергей Зайцев был с нами в этом часе. Мария Сушенцова вела этот разговор. Спасибо большое, Сергей, за то, что погрузили нас в грядущее, очень важное событие для вас и для нас и для нашего русского зарубежья. Это кинофестиваль «Русское зарубежье», который пройдет, я напомню, с 7 по 14 ноября в Доме русского зарубежья на Таганке. Можно зайти на сайт, ознакомиться с программой. Пожалуйста, приходите, вход свободный, регистрации не требуется. Спасибо вам за этот разговор.
Сергей Зайцев
- Мария, спасибо вам и спасибо Радио ВЕРА, которое я очень люблю.
Мария Сушенцова
- Спасибо большое. До новых встреч.
Все выпуски программы Светлый вечер
- «Символ веры о Церкви и воскресении». о. Александр Сатомский
- Светлый вечер с Владимиром Легойдой
- «Журнал от 13.12.2024». Алексей Соколов, Тамара Захарова
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Воспитание девочек». Жанна Трифонова
В программе «Пайдейя» на Радио ВЕРА совместно с проектом «Клевер Лаборатория» мы говорим о том, как образование и саморазвитие может помочь человеку на пути к достижению идеала и раскрытию образа Божьего в себе.
У нас в студии была Вице-президент Международной и Российской Макаренковской Ассоциации по международным отношениям Жанна Трифонова.
Разговор шел об особенностях воспитания девочек, на что особенно важно обращать внимание и как помочь девочке сохранить женственность и чистоту в современном мире.
Ведущие: Константин Мацан, Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Пайдейя
Прихожане и захожане. Наталья Махмудова
Лет пять назад я услышала в храме слово «захожане». Признаться, мне понравилось это определение людей, которые иногда заходят в храм, например свечку поставить, но сами не знают, ни кому ставить, ни как молиться. Мне показалось, что это остроумно, точно подмечено.
Через некоторое время Великим постом проходило в нашем храме соборование. Людей много пришло. Среди них и совершенно незнакомые лица встречались. Во время первого помазывания священник остановился около мужчины средних лет. Простой такой мужчина, тихий. Выяснилось, что он без нательного креста. Священник велел ему из лавки принести крестик. В этот момент я услышала, как бабушки рядом говорили между собой: «Захожанин». Кивали головами и рассматривали виновника задержки. И я тоже подумала: «Вот, идут на соборование, без креста. Если без креста, зачем соборование? Не понимают даже, наверное, что здесь происходит».
Принесли крест, мужчина надел. Всё пошло своим чередом. Когда я от своих мыслей вернулась к молитве, хор пел покаянные слова: «Помилуй нас, Боже. Помилуй нас, Владыко. Помилуй нас, Святый». От осознания того, что я сделала, заплакала: о чем думаю вместо того, чтобы молиться? Забыла, где нахожусь. В момент таинства я не просто отвлеклась, а осуждала ближнего! Господь человека в храм привел, а я, ничего про него не зная, плохо о нём подумала.
Попросила у Бога прощения. Помолилась за этого мужчину. Думаю, ведь он мог бы и уйти, не собороваться, обидеться. Видела я такое, когда из храма с раздражением уходили. А мужчина все косые взгляды вытерпел. Значит, надо ему здесь быть.
Я задумалась о смысле всей этой истории. Захожане и прихожане. Откуда это протипоставление? Заходить — это иногда и на короткое время. А прийти, значит достигнуть какого-то места. Ну вот я — прихожанка храма. Места я достигла, в храм хожу. А в храме что я делаю? Непрестанно молюсь? Нет, отвлекаюсь. И от того, что я догматические основы веры знаю, молитвы и жития святых, автоматически лучше я не делаюсь, если не веду духовной работы над собой, если не стремлюсь жить по заповедям.
А первая заповедь в отношении к людям: «Возлюби ближнего». Кого же я люблю? Таких же, как я, прихожан. А остальных? Почему же я делю людей в храме на своих и чужих? Как же так получилось в моем сознании? Ведь пришла в храм из совершенно светской мирской среды. Так же зашла когда-то и осталась.
У меня много близких, которые на богослужения не ходят. Я же не общаюсь с ними свысока, не делаю им замечания. Почему же в храме иначе? Получается, прихожане воспринимают «не прихожан» как чужих и как бы охраняют церковь от мимолетных посещений тех, кто, по нашему мнению, не умеет себя вести: во время службы протискиваются к подсвечникам, свечи ставят не так, как надо, да еще запрещают их поправлять, от женщин в брюках, без платка и так далее.
Не удивительно, что люди, заходящие в храм, иногда воспринимают служителей, прихожан как довольно неприятных людей. Знаю я и такие истории, когда прямо говорят: «Войдешь в церковь и тут же к тебе кто-то пристает с замечаниями. Из-за них я и не хожу туда».
Не хочу сказать, что они во всем правы. И, конечно, не имею в виду людей, которые намеренно кощунствуют в храме. Я вот о чем: Это Господь людей приводит в храм, а моя задача сделать всё, чтобы не отвернуть их. Если я не могу им помочь, то не нужно хотя бы мешать.
Каждый раз при появлении в храме нового человека, который может и что-то не так делает, необходимо напоминать себе о том, что очень страшно неосторожным словом или поступком стать препятствием на пути человека к Богу. Приходите, дорогие захожане, в храмы почаще и оставайтесь в нём. Давайте, по заповеди, возлюбим друг друга и помолимся друг о друге.
Автор: Наталья Махмудова
Все выпуски программы Частное мнение
14 декабря. О важности догматов в Церкви
В 1-й главе Послания апостола Павла к галатам сказано: «Есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово».
О важности догматов в Церкви — протоиерей Василий Гелеван.
Догматическое учение церкви — это организм. Здесь все стройно, сложено и связано между собой. В истории церкви всегда будут люди, которые хотят приспособить вероучение к своему убеждению, хотят совратить на церковнославянском языке превратители, извратить евангельское Христово благовестие. Не существует другого Евангелия. Есть только люди, искажающие благую весть, а она одна.
Догматические формулировки церковных соборов появлялись в ответ на возникавшие искажения, то есть те или иные еретические учения. Ересь искажает евангельскую истину, а догматика как раз опирается на Евангелие. Христианское учение проистекает из Евангелия, из того, что сам Христос о себе сказал. Это совершенно конкретные формулировки. Например, что он Сын Божий, что он Господь, Судья. Все богословие церкви христоцентрично, и малейшее искажение истины уводит фокус от Христа, уводит душу от спасительной веры.
Выходит, что чистая вера — это вера в евангельскую правду, и вечная участь человека зависит от того, разделяет он или нет вероучения Церкви Христовой.
Все выпуски программы Актуальная тема